Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

Ключевые термины:методология ценообразования, границы государственного регулирования экономики, методы государственного регулирования цен, государственная политика цен, дисциплина цен, контроль цен.

Методология ценообразования представляет собой совокупность общих правил, принципов и методов разработки концепции ценообразования, определения и обоснования цен, формирования системы цен, управления ценообразованием. Политика цен в масштабах государства - это действия органов государственного управле­ния, направленное на регулирование цен и контроль за их соблюдением.

Изучение данной темы следует начать с определения сущности, функций и задачь государственного регулирования рыночной экономики. Затем следует изучить необходимость и возможность государственного регулирования цен.

Необходимо ознакомиться с государственной политикой в области ценообразования: рассмотреть её сущность, цели, взаимосвязь с общей социально-экономической политикой государства.

Важное значение в изучении темы имеет ознакомление с основными законодательными и нормативными документами, регулирующими отдельные стороны системы ценообразования и определяющими права хозяйствующих субъектов по установлению и применению цен.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое воздействие предполагает участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования. Косвен­ное обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управление доходами населения, регулированию налогов. Необходимо изучить методы и способы воздействия государства на цены, рассмотреть понятие « дисциплина цен», ознакомиться с формами и видами контроля цен и ответственности за нарушение дисциплины цен.

Особое внимание следует уделить регулированию цен в целях налогообложения. Для этого необходимо изучение раздела V.1. налогового кодекса РФ «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». Бакалавр должен знать, какие методы применяются при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица. Необходимо также изучить методы определения соответствия цен, примененных в сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным ценам, при проведении налогового контроля.

Вопросы для самопроверки

1. Необходимость и границы регулирования цен государством в рыночной экономике.

2. Цели и задачи государственной ценовой политики.

3. Прямые методы регулирования цен.

4. Косвенные методы регулирования цен.

5. Регулирование цен по антимонопольному законодательству.

6. Методы определения соответствия цен, примененных в сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным ценам, при проведении налогового контроля.

Рекомендуемая литература

[1, 2, 3, 4, 5, 6, 14, 15, 16, 17, 22, 23]

© Центр дистанционного образования МГУП