Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

Ключевые термины:конкуренция, монополия, олигополия, монопсония, спрос, предложение, цена спроса, цена предложения, цена равновесия, эластичность.

Изучение данной темы следует начать с изучения классификации рыночных структур. Бакалавр должен знать сущность и особенности чистой (совершенной) конкуренции; чистой и регулируемой монополии; монополистической конкуренции; олигополии. Необходимо уяснить, что конкурентная среда, в которой осуществляют свою деятельность хозяйствующие субъекты, определяет особенности реализации ценовой и неценовых форм конкуренции.

Необходимо рассмотреть сущность и формы ценовой дискриминации, диверсификации цен; сущность олигополистического ценообразования, тайного сговора, лидерства в ценах, роль неценовой конкуренции и жесткости цен.

Необходимо изучить основные рыночные ценообразующие факторы. Знать сущность понятий «спрос», «предложение», «цена спроса», «цена предложения», «цена равновесия». Необходимо сконцентрировать внимание на четком определении закона спроса, закона предложения, рыночного равновесия. Рыночное равновесие - это особое состояние рынка, при котором интересы производителей и потребителей совпадают, складывается равновесная цена и определяется равновесный объем производства.

Бакалавр должен уметь строить графики спроса и предложения, знать, как устанавливается рыночное равновесие, виды равновесия, устойчивость равновесия, какое влияние на рыночное равновесие оказывает вмешательство государства, формы этого вмешательства. Необходимо изучить графики циклических колебаний (равномерных, затухающих, незатухающих) и знать, как можно использовать эти колебания при формировании ценовой политики предприятия.

При изучении данной темы необходимо также уяснить содержание понятия эластичность и возможность ее применения к анализу поведения потребителей и производителей на рынке. Следует обратить внимание на то, что категория «эластичность» является качественно-количественной характеристикой реакции потребителей и производителей на изменение какого-либо рыночного фактора, прежде всего цены. По этой причине необходимо рассмотреть первоначально виды эластичности спроса, а затем эластичность предложения и ее особенности. Необходимо уяснить сущность каждого вида эластичности, математическую интерпретацию явления (коэффициент эластичности спрос по каждому параметру) и их графическое отражение. Следует учесть, что эластичность спроса по цене измеряется с помощью коэффициента точечной и дуговой эластичности, а сама ценовая эластичность спроса реализуется как эластичный, неэластичный и единичной эластичности спрос, в которых проявляется реакция потребителя на изменение цен на товары первой необходимости, длительного пользования, предметы роскоши. Перекрестная эластичность служит способ оценки реакции потребителя на изменение цен взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров. Эластичность спроса по доходу отражает динамику потребления нормальных и низкокачественных товаров. Анализ эластичность предложения в экономической теории осуществляется применительно к ценовому фактору. Поэтому необходимо уяснить содержание эластичного и неэлас­тичного предложения, которые связаны либо со значительным расширением или сокращением объема производства при незначительном увеличении цен, либо напротив, незначительной реакцией производителей на изменение цен. Изучение эластичности спроса и предложения имеет практическое значение для понимания особенностей формирования ценовой политики организации.

Вопросы для самопроверки

1. Рыночные ценообразующие факторы.

2. Сущность понятий: «спрос», «предложение», «цена спроса», «цена предложения».

3. Влияние спроса и предложения на цены.

4. Закон спроса, закон предложения.

5. Экономическая сущность цены равновесия.

6. Рыночное равновесие: понятие и виды равновесия, устойчивость равновесия.

7. Циклические колебания цен.

8. Эластичность спроса и предложения: сущность и виды.

9. Последствия для общественной экономики в случае отклонения цен от цены равновесия.

10. Неценовые факторы, воздействующие на изменение предложения.

11. Эластичность: сущность, виды.

12. Основные типы рыночной конкуренции.

13. Монопольное ценообразование.

14. Ценовая дискриминация.

15. Диверсификация цен: сущность, формы.

Рекомендуемая литература

[14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23]

© Центр дистанционного образования МГУП