Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

Ключевые термины:товар, товарно-денежные отношения, товарное производство, цена, потребительная стоимость, стоимость, меновая стоимость, конкретный труд, абстрактный труд, общественно необходимые затраты труда, закон стоимости, модифицированная стоимость, иррациональная цена, состав цены, структура цены, масштаб цен.

Цена является одной из категорий товарно-денежных отношений, поэтому изучение данной темы следует начать с изучения условий возникновения и существования товарного производства и товарно-денежных отношений, общих основ и противоречий товарного производства.

Необходимо знать: как происходит реализация товарно-денежных отношений, сущность, особенности и свойства товара; сущность понятий «потребительная стоимость», «стоимость». Особое внимание при изучении данной темы следует обратить на двойственный характер труда, воплощенного в товаре (конкретный и абстрактный труд). Это поможет понять сущность потребительной стоимости и стоимости товара, их различие и взаимосвязь.

Необходимо знать сущность понятия «меновая стоимость», причины и условия ее возникновения, способ и характер проявления, виды меновой стоимости, причины и условия возникновения и сущность денег. На основе изучения указанных категорий следует определить сущность цены в теории стоимости.

Необходимо рассмотреть особенности взаимоотношений цены и стоимости; закономерности и факторы, определяющих движение стоимости и цены; знать, что вызывает отклонение цены от стоимости, виды отклонений цены от стоимости, сущность превращенной формы стоимости как база цены, исторические границы денежной формы стоимости.

Бакалавр должен знать состав различных видов цен, сущность структуры и уровня цен, основные тенденции изменения состава и структуры и определяющие их факторы. Необходимо разобраться во взаимосвязях этих понятий, а также определить сущность понятий «мера стоимости» и «масштаб цен».

Особое внимание следует уделить изучению концепций ценообразования, необходимо знать формы чистого дохода общества, сущность прибыли, виды прибыли организации, условия ее получения, сущность рентабельности и методы ее расчета.

Бакалавр должен знать место закона стоимости в системе экономических законов товарно-денежных отношений, сущность и характер действия закона стоимости, его требования к системе цен и отдельно взятой цене.

Необходимо разобраться в сущности общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ), знать факторы, определяющие их величину и динамику. Бакалавр должен знать, как определяются ОНЗТ на производство единицы и всего количества данного товара, как определяются ОНЗТ на макроуровне.

Вопросы для самопроверки

1. Сущность товарного производства, причины его возникновения и существования.

2. Необходимость существования и особенности товарного производства в настоящее время.

3. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре.

4. Сущность закона стоимости и его место в системе экономических законов рыночной экономики.

5. Эквивалентный неэквивалентный обмен товаров.

6. Требования закона стоимости к системе цен.

7. Общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ): сущность, факторы, определяющие их величину.

8. Система цен и межотраслевой перелив капитала.

9. Условия возникновения и существования товарного производства.

10. Основные категории теории стоимости.

11. Сущность понятия «продукт труда» и его превращения в товар.

12. Сущность следующих экономических категорий: товар, потребительная стоимость, стоимость, меновая стоимость товара.

13. Меновая стоимость товара: сущность, причины и условия возникновения, способ и характер проявления. Развитие и виды меновой стоимости.

14. Мера стоимости и масштаб цен.

15. Общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ): сущность, факторы, определяющие их величину.

16. Цена производства: сущность, условия формирования, значение.

17. ОНЗТ на производство единицы и всего количества данного товара. ОНЗТ на макроуровне.

18. Состав, структура и уровень цен

19. Взаимосвязь между ценой товара и его стоимостью.

20. Виды отклонений цены от стоимости.

21. Факторы, вызывающие отклонения цены от стоимости.

22. Сущность понятия «модифицированная стоимость».

23. Сущность понятия «иррациональная цена».

24. Цена свободно воспроизводимых и свободно невоспроизводимых товаров: сущность, ценообразующие факторы.

25. Взаимосвязь потребительной стоимости и стоимости.

26. Сущность понятий «конкретный труд», «абстрактный труд».

27. Методы расчета прибыли для включения в состав цен.

Рекомендуемая литература

[14, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 23]

© Центр дистанционного образования МГУП