Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

Ключевые термины:потребность, экономический человек, полезность, предельная полезность, бюджет потребителя, кривая безразличия, карта кривых безразличия, бюджетная линия, предельная норма замещения, запас, ютил.

Изучение данной темы следует начать с изучения основных принципов теории потребительского поведения. Бакалавр должен знать сущность понятий «потребность», «экономический человек», «полезность». В основу теории предельной полезности положена категория ценности, которая определяется потребителем на основе субъективных предпочтений, с учетом количества потребляемых благ. Связь оценки полезности и количества потребляемого блага важно иллюстрировать с помощью графика предельной и общей полезности.

Затем следует перейти к изучению основных направлений теории полезности. Содержание количественной теории полезности (кардинализм) освещено в работах Г. Госсена, К. Менгера, Е. Бем-Баверка и Ф. Визера. Порядковая теория полезности (ординализм) нашла отражение в работах представителей позднего маржинализма Р. Эджуорта, В. Парето, А. Пигу, Дж. Б. .Кларка и др. Бакалавр должен знать сущность, основные аксиомы, основные категории и правила максимизации полезности в количественном (кардиналистском) и порядковом (ординалистском) направлениях теории полезности.

Необходимо знать, как потребитель максимизирует отдачу от своего бюджета, как он осуществляет свой выбор товаров, какие существуют для него ограничения, как осуществляется максимизация удовлетворения потребностей потребителя.

Цена в порядковом (ординалистском) направлении теории полезности связана с принципом предпочтения потребителем конкретного набора благ. Бакалавр должен уметь строить графики кривых безразличия, бюджетной линии, уметь определять точку равновесия потребителя на кривой безразличия и предельную норму замещения. Изучение возможностей выбора наборов благ, приносящих одинаковый или различный уровень полезности с помощью кривых безразличия и карты безразличия, позволяет уяснить степень самостоятельности и независимости потребителя в рыночных сделках и его влияние на изменение цен. Анализ корректирующего воздействия дохода потребителя с помощью графической модели бюджетного ограничения и его динамики позволяет раскрыть сущность равновесия потребителя и сопутствующие ему эффекты замещения и дохода. Следует обратить внимание. Что теория предельной полезности позволяет уяснить важные практические аспекты деятельности организации, связанные с разработкой маркетинговой стратегии, а также влияние предпочтений потребителя на формирование цен на рынке.

Вопросы для самопроверки

1. Факторы, влияющие на уровень и динамику цен в теории потребительского поведения.

2. Полезность: сущность, виды, графическое изображение.

3. Основные гипотезы количественной концепции потребительского поведения.

4. Основные гипотезы порядковой концепции потребительского поведения.

5. Сущность гипотезы рационального поведения потребителя.

6. Свойства кривых безразличия.

7. Карта кривых безразличия.

8. График «доход-потребление».

9. График «цена-потребление».

10. Бюджетная линия: сущность, график.

11. Основное уравнение порядковой теории полезности.

12. Сущность и назначение предельной нормы замещения.

13. Эффект дохода и эффект замены.

Рекомендуемая литература

[14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23]

© Центр дистанционного образования МГУП