Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

Ключевые термины:чистый доход общества, прибыль, экономическая прибыль, бухгалтерская прибыль, доход, эффект, эффективность, рентабельность, налог, сбор.

Изучение данной темы необходимо начать с определения сущности и форм чистого дохода общества. Затем следует рассмотреть экономическую природу, сущность и функции прибыли в различных направлениях экономической теории.

Необходимо рассмотреть понятие дохода и прибыли в Налоговом кодексе РФ и в бухгалтерском учете. Бакалавр должен знать сущность экономической и бухгалтерской прибыли. Следует обратить внимание на условия признания доходов в бухгалтерском учете и на взаимосвязь понятий «прибыль» и «доход», «прибыль» и «выручка от продаж». Необходимо рассмотрть сущность понятий «валовая прибыль», «прибыль от продаж», «прибыль до налогообложения» и «чистая прибыль».

Особое внимание следует уделить изучению концепций ценообразования. Необходимо знать сущность рентабельности, виды рентабельности и методы ее расчета.

При изучении вопросов темы следует ознакомиться с основными положениями Налогового кодекса РФ, конкретизировать принципы функционирования налоговой системы страны, обязательства налогоплательщиков. Прежде всего необходимо уяснить сущность налогов как обязательных платежей, которые предоставляются юридическими и физическими лицами в пользу государства. Бакалавр должен знать экономическую природу и назначение налогов, современную налоговую систему Российской Федерации, виды налогов, влияние налогов на уровень и динамику цен. Следует изучить методы расчета налогов и их место в цене товаров.

Бакалавр должен знать сущность, назначение, методы расчета и включения в цены наценок и скидок торговых организаций.

Оптовые и торговые (розничные) наценки являются элементами цен. По своей сути - это цены за услуги, оказываемые оптовой и розничной торговлей. Оптовые наценки включают в себя затраты, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением, обработкой, реализацией продукции, а также таможенные пошлины, сборы и прибыль. Оптовые наценки могут устанавливаться свободно самими участниками оптового звена, а могут регулироваться и устанавливаться исполнительной властью субъектов Российской Федерации. Торговая наценка - часть розничной цены товара, обеспечивающая возмещение текущих затрат и получение прибыли розничными торговыми организациями. Торговые наценки включают в себя затраты розничных продавцов, связанные с доставкой товара от поставщика и реализацией их покупателям, прибыль, а на некоторые товары налог на добавленную стоимость. Розничные наценки могут быть свободными и регулируемыми.

Торговая скидка - скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка.

Вопросы для самопроверки

1. Сущность и виды прибыли.

2. Прибыль организации: формирование, распределение и использование.

3. Современная налоговая система Российской Федерации.

4. Методы расчета и включения в цены НДС и акциза.

5. Методы расчета и включения в цены налога на прибыль.

6. Методы расчета и включения в цены государственной пошлины, земельного налога, налога на имущество организаций, транспортного налога.

7. Методы расчета и включения в цены страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

8. Оптовые и торговые (розничные) наценки: сущность, назначение, состав.

9. Торговые скидки: назначение, условия применения.

Рекомендуемая литература

[3, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 16, 17, 19]

© Центр дистанционного образования МГУП