Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

Ключевые термины:прогнозирование, планирование, новые товары жизненный цикл товара.

Изучение данной темы следует начать с изучения основных методологических принципов определения цен на новые товары.

Ценообразование в рыночной экономике должны основываться на следующих принципах:

    1) научной обоснованности цен - предполагает учет в процессе ценообразования действующих объективных экономических законов, применения эффективных способов сбора и анализа информации о действующих ценах, уровнях затрат, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах;

    2) целевой направленности цен - предполагает учет экономической стратегии деятельности организации

    3) непрерывности процесса ценообразования - предполагает учет изменений рыночной конъюнктуры на каждой стадии жизненного цикла товаров.

    4) единства процесса ценообразования и контроля достижения целей ценообразования - предполагает создание модели систематического сбора информации о достижении поставленных целей и задач.

Затем необходимо рассмотреть влияние на уровень, состав, структуру и динамику цен закономерностей и тенденций развития хозяйственного механизма. Особое внимание следует уделить изучению сущности понятия «новые товары», жизненному циклу товаров, классификации новых товаров по степени новизны, определению экономических границ применения новых товаров.

Принципы ценообразования тесно связаны с методами ценообразования. Бакалавр должен знать методы определения цен: затратные методы ценообразования (определение цен на основе полных затрат; определение цен на основе прямых затрат; определение цен на основе анализа безубыточности); методы определения цен с ориентацией на спрос или на конкуренцию; определение цен, ориентированное на нахождение равновесия между затратами и состоянием рынка; параметрические методы (метод удельных показателей, метод структурной аналогии, агрегатный метод, балловый метод; метод корреляционно-регрессивного анализа). Бакалавр должен знать области применения отдельных методов расчета цен и уметь обосновать применение конкретного метода. Необходимо подробно рассмотреть этапы расчета цен: постановка целей и задач ценообразования; определение спроса; оценка затрат; анализ цен и товаров конкурентов, выбор метода ценообразования; установление окончательной цены.

При изучении данной темы следует иметь ввиду, что рыночная система не стабильна, ценообразующие факторы могут изменяться в разных направлениях, что требует проведения постоянного тестирования и регулирования цен. Необходимо рассмотреть методы регулирования цен и методы тестирования цен.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие новизны товара.

2. Классификация новых товаров по степени новизны.

3. Основные методологические принципы определения цен на новые товары.

4. Экономические границы применения новых товаров.

5. Учет жизненного цикла и степени новизны при определении цен.

6. Методы прогнозирования цен.

7. Методы расчета цен.

8. Условия применения параметрических методов ценообразования.

9. Условия применения балльного метода ценообразования.

10. Сущность наценок и скидок с цены.

11. Основные этапы установления рыночных цен на товары.

12. Необходимость, сущность и методы регулирования цен.

13. Методы тестирования цен.

Рекомендуемая литература

[14, 16, 17, 18, 19, 22, 23]

© Центр дистанционного образования МГУП