Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

Ключевые термины:ценовая политика, ценовая стратегии, тактика ценовой политики.

Цена в рыночной экономике является таким параметром, от которого во многом зависит благополучие организации. Цена задается рынком, но в то же время требует от организации продуманной стратегии в установлении цен. Ценовая политика организации представляет собой важный элемент общей стратегии, непосредственно входит в такой крупный ее раздел, как рыночная стратегия и сочетает в себе как стратегические, так и тактические аспекты. Ценовая политика организации может быть определена как деятельность по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, осуществляемая в русле общей стратегии организации и направленная на достижение поставленных целей и задач. Ценовая политика организации является одним из составных элементов маркетинговой политики, а ценовая стратегия - элементом маркетингового плана организации.

Выделяют стратегические и тактические аспекты ценовой полити­ки предприятия. Существуют несколько ти­пов стратегий. Стратегия высоких цен ориентирована на получение сверх прибыли путем «снятия сливок» с тех покупателей, для которых товар имеет большую ценность. Стратегия средних цен (нейтральное ценообразование) применима для всех стадий жизненного цикла кро­ме упадка и типична для большинства организаций. Стратегия низких цен (стратегия ценового прорыва) применяется с целью проникновения на рынок, дозагрузки производственных мощностей, избежания банкрот­ства. Стратегия целевой цены рассчитана на получение массы прибыли не зависимо от цены. Стратегия льготных цен направлена на увеличение объема продаж. Стратегия связанного ценообразования рассчитывает на цену потребления. Стратегия следования за лиде­ром предусматривает установление цены исходя из уровня цен на ли­дера в отрасли.

Бакалавр должен знать, какие факторы определяют выбор ценовой стратегии организации, основные виды современных ценовых стратегий и последствия их реализации.

Процесс разработки стратегии предусматривает учет множества факторов. Необходимо изучить этапы разработки ценовой стратегии организации: определение целей организации на рынке; оценка спроса на товар; оценка конкурентоспособности товара; анализ цен рынка; формирование спроса и стимулирование сбыта; выбор метода ценообразования; оценка затрат на производство и продажу товаров; учет корректировки цен; оценка долговременных последствий принятия решений по ценам и ценовой политике организации. Бакалавр должен уметь дать краткую информацию и представлять каждый из элементов формирования стратегии.

К основным элементам тактики ценообразования относят скидки, зачеты, изменение размера и времени платежа, различные цены для различных покупателей, психологические аспекты ценообразования и т.д.

Бакалавр должен знать основные виды и разновидности тактических скидок: за большой объем закупок, за внесезонную покупку, за ускорение оплаты, для поощрения продаж нового товара, при комплексной закупке товара и для верных или престижных покупателей.

Установление психологических цен основывается на использование иррационального поведения потребителей. Психология ценовых ожиданий и оценок базируется на: восприятии процентных различий, восприятии некруглых окончаний, влиянии относительных цен (влияние текущей цены, влияние прошлой цены и влияние контекста покупки), влияние представления (эффект пожертвования, представление выигрышей и потерь и представление многократных выигрышей и потерь).

Вопросы для самопроверки

1. Задачи ценовой политики и ценовой стратегии организации.

2. Цели ценовой политики организации.

3. Виды ценовых стратегий организации.

4. Факторы, влияющие на выбор ценовой стратегии организации.

5. Условия применения ценовой стратегии «снятие сливок».

6. Условия применения ценовой дискриминации.

7. Цели ценовой стратегии организации.

8. Тактика ценовой политики: сущность, основные элементы.

9. Тактические скидки с цен.

10. Установление психологических цен.

Рекомендуемая литература

[13, 14, 16, 17, 18, 19, 22, 23]

© Центр дистанционного образования МГУП