Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

Ключевые термины:мировой рынок, цена мирового рынка, цены международных контрактов, внешнеторговые цены, таможенная пошлина, таможенный тариф, таможенная стоимость, импорт, экспорт, цены на экспортируемые товары, цены на импортируемые товары.

Цель данной темы - раскрыть особенности формирования цен мировых товарных рынков и внешнеторговых цен (цен на экспортируемые и импортируемые товары), показать взаимосвязь и взаимовлияние цен мирового рынка, внешнеторговых и внутренних цен.

Изучение темы следует начинать с определения сущности понятия «мировой рынок» и изучения условий, при которых цена может быть признана ценой мирового рынка. Необходимо сформулировать определение понятия «цена мирового рынка». При этом следует исходить из состава мирового рынка, который складывается из рынка товаров (топливно-сырьевых, ельскохозяйсвтенных и продовольственных, промышленных товаров, машин и оборудования), рынка услуг (лицензий, ноу-хау, инженерно-консультационных услуг) и рынка капиталов.

Необходимо знать методы расчетов за товар на мировых рынках, место и роль цен в международном хозяйственном механизме, особенности и закономерности ценообразования на мировых товарных рынках, систему ценообразующих факторов. Следует изучить виды цен мировых товарных рынков, источники информации о ценах, знать влияние цен мировых товарных рынков на внутренние цены, предпосылки и пути сближения методов ценообразования на внутреннем и мировых рынках.

Далее следует перейти к изучению сущности ценовой политики во внешнеэкономической деятельности организации. Необходимо ознакомиться с методами расчета цен на экспортируемые товары и импортируемые товары, необходимо знать основные элементы цен, факторы, влияющие на их уровень и динамику. Особое внимание следует обратить на факторы, которые определяют величину цены: конкурентоспособность товара, базисные условия поставок, виды коммерческих поправок, таможенные тарифы, особенности страхования товаров и другие.

Важное значение имеет изучение порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется шесть методов:

    1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

    2) по цене сделки с идентичными товарами;

    3) по цене сделки с однородными товарами;

    4) на основе вычитания стоимости;

    5) на основе сложения стоимости;

    6) резервный метод.

Основной метод определения таможенной стоимости - метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Если он не может быть использован, то применяется один из последующих при условии, что таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

Вопросы для самопроверки

1. Понятие «мировой рынок», виды мировых товарных рынков.

2. Место и роль цен в международном хозяйственном механизме.

3. Понятие «цена мирового рынка», классификация цен.

4. Факторы, определяющие уровень и динамику цен мировых рынков.

5. Особенности и закономерности ценообразования на мировых товарных рынках.

6. Причины отклонения мировых цен от национальных цен.

7. Цены международных контрактов.

8. Внешнеторговые цены и их классификация.

9. Основные принципы и этапы формирования внешнеторговых цен.

10. Механизм формирования цен на экспортируемую продукцию.

11. Поправки к ценам на импортную продукцию.

12. Таможенные пошлины, таможенный тариф, таможенная стоимость.

13. Методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

Рекомендуемая литература

[4, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 23]

© Центр дистанционного образования МГУП