Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

Ключевые термины:издательская деятельность, издательская продукция, издание, печатное издание, редакционно-издательский процесс.

Изучение данной темы следует начать с определения особенностей издательской продукции и процесса её создания. Необходимо ознакомиться с классификацией издательской продукции, разобраться в отраслевой структуре книгоиздания, рассмотреть хозяйственные связи, возникающие при создании издательской продукции. При изучении данной темы бакалавру необходимы знания по организации редакционно-издательского процесса.

Особое внимание следует уделить определению места и роли полиграфических организаций в создании издательской продукции. Бакалавр должен знать, что полиграфические организации выполняют работы по заказам издательств (по формным, печатным и брошюровочно-переплетным процессам).

Необходимо знать основные виды цен, используемые в издательской деятельности, их взаимосвязь, состав, назначение, учетные единицы и основные ценообразующие факторы. Следует рассмотреть цены на основные материалы, применяемые для изготовления издательской продукции (бумагу, картон, материалы для изготовления переплетных крышек).

Особое внимание следует уделить рассмотрению методов расчета оптовых цен на полиграфическое изготовление издательской продукции и расчету себестоимости изготовления издательской продукции на полиграфических предприятиях. Существует два основных метода расчета оптовых цен на полиграфические работы: метод проектирования оптимального технологического процесса изготовления издательской продукции и метод разработки показателей нормативив часовых затрат эксплуатации оборудования или рабочего места.

Далее необходимо изучить оптовые цены на издательскую продукцию: назначение цен, состав, ценообразующие факторы, методы определения. Следует ознакомиться с порядком расчета минимального безубыточного тиража издательской продукции и определением оптовых цен на основе анализа безубыточности.

Бакалавр должен знать состав затрат, включаемых в себестоимость издательской продукции и в себестоимость работ полиграфических организаций по изготовлению издательской продукции; методы расчета себестоимости; уметь рассчитывать полную издательскую себестоимость тиража конкретного издания.

Далее следует изучить розничные цены на издательскую продукцию: состав цен, ценообразующие факторы, методы и этапы расчета.

Вопросы для самопроверки

1. Особенности издательской деятельности, оказывающие влияние на ценообразование.

2. Хозяйственные связи в издательской деятельности.

3. Виды цен, применяемых в издательской деятельности

4. Состав и структура оптовых и розничных цен на издательскую продукцию.

5. Издательская себестоимость: сущность, классификация затрат.

6. Классификация затрат, включаемых в себестоимость полиграфических работ.

7. Методы расчета оптовых цен на полиграфическое изготовление издательской продукции: сущность, достоинства и недостатки.

8. Определение цен на основе анализа безубыточности.

9. Налогообложение полиграфических организаций, налоги в составе оптовых цен.

10. Основные принципы формирования оптовых цен на полиграфические работы.

Рекомендуемая литература

[3, 11, 12, 13, 14]

© Центр дистанционного образования МГУП