Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

    1. Виды цен, их особенности и взаимосвязь, необходимость дифференциации цен, соотношения цен и определяющие их факторы.

    2. Государственное регулирование цен: сущность, цели, возможность и необходимость регулирования, методы регулирования.

    3. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре, взаимосвязь отдельных видов труда со стоимостью и потребительной стоимостью.

    4. Затратные методы ценообразования: сущность, область применения.

    5. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции.

    6. Количественное (кардиналистское) направление теории полезности: сущность, основные аксиомы.

    7. Кривые и карта безразличия: сущность понятий, типы кривых безразличия, применение в ценообразовании.

    8. Кругооборот капитала и формирование себестоимости.

    9. Меновая стоимость товара: сущность, причины и условия возникновения, виды меновой стоимости.

    10. Методы калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг в полиграфии.

    11. Методы расчета косвенных затрат и включения их в себестоимость продукции.

    12. Методы расчета оптовых цен на полиграфическое изготовление издательской продукции: сущность, достоинства и недостатки.

    13. Методы расчета цен на новые товары.

    14. Методы расчета цен.

    15. Методы расчета отдельных элементов цены.

    16. Налогообложение полиграфических организаций, налоги в составе оптовых цен.

    17. Общественно необходимые затраты труда: сущность, основные факторы, влияющие на их величину, определение в рыночной экономике.

    18. Определение цен на основе анализа безубыточности.

    19. Основные методологические принципы расчета цен на новые товары.

    20. Основные понятия теории стоимости.

    21. Основные принципы формирования оптовых цен на полиграфические работы.

    22. Особенности ценообразования в полиграфии.

    23. Порядковое (ординалистское) направление теории полезности: сущность, основные гипотезы, применение в ценообразовании.

    24. Потребительная стоимость и стоимость товара: сущность, взаимосвязь.

    25. Предельная норма замещения: сущность, графическое изображение, применение в ценообразовании.

    26. Производственная функция и функция затрат.

    27. Расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг) для целей налогообложения: классификация, условия признания затрат расходами.

    28. Расчет минимального безубыточного тиража и маржинального дохода.

    29. Расчет цен на полиграфические работы методом проектирования оптимального технологического процесса изготовления издательской продукции.

    30. Расчет цен на полиграфические работы на основе использования показателей нормативив часовых затрат.

    31. Рыночное равновесие: понятие, виды колебаний, использование в ценообразовании.

    32. Рыночный спрос и его эластичность: сущность спроса и эластичности, виды эластичности, применение в ценообразовании.

    33. Себестоимость полиграфических работ: сущность, виды, состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость, учетные единицы.

    34. Себестоимость продукции (работы, услуги): сущность, виды, методы расчета.

    35. Состав, структура, уровень и масштаб цен.

    36. Стоимость товара: сущность, состав.

    37. Сущность понятий «продукт труда», «товар», «благо», «продукция», «работа», «услуга».

    38. Сущность хозяйственного механизма и его особенности в издательско-полиграфической деятельности, место цен в хозяйственном механизме.

    39. Сущность, различие и взаимосвязь понятий «затраты», «расходы», «себестоимость».

    40. Схема расчета оптовой цены изготовления издательской продукции.

    41. Теория полезности: сущность и виды полезности; основные направления теории; постулаты, понятия и категории; применение теории для определения цен.

    42. Товарное производство: сущность, причины возникновения и существования.

    43. Функции цены и их использование для решения социально-экономических задач развития общества.

    44. Ценовая политика и ценовая стратегия полиграфической организации.

    45. Ценообразующие факторы в теориях стоимости и полезности.

    46. Циклические колебания цен: равномерные, затухающие, незатухающие, применение в ценообразовании.

    47. Экономическая природа, функции и виды прибыли.

    48. Экономическая природа, особенности и свойства товара.

    49. Этапы расчета цен в ценовой политике организации.

    50. Эффект и эффективность: сущность, виды, показатели.

© Центр дистанционного образования МГУП