Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

Вариант 1.

    1. Понятие, сущность и роль цен в рыночной экономике.

    2. Ценообразующие факторы в рыночных условиях.

    3. Товарное производство и свойства товара.

    4. Равновесие потребителя на кривой безразличия (графики).

    5. Производственная функция и функция затрат.

Вариант 2.

    1. Взаимосвязь цен с экономическими категориями.

    2. Особенности ценообразования на товарных рынках в условиях чистой монополии.

    3. Меновая стоимость товара.

    4. Концепции ценообразования.

    5. Виды ценовой политика издательства.

Вариант 3.

    1. Прибыль: сущность, виды.

    2. Методы ценообразования и расчета цен на издательскую продукцию.

    3. Способы государственного регулирования цен на экспортируемые и импортируемые товары.

    4. Эластичность спроса: сущность, факторы, влияющие на эластичность, виды эластичности, использование в ценообразовании.

    5. Взаимосвязь цен и налоговой системы.

Вариант 4.

    1. Влияние инфляции на спрос, предложение и рыночные цены.

    2. Методы государственного регулирования цен и контроля за ценами в условиях рыночной экономики.

    3. Сущность цены в теории стоимости.

    4. Себестоимость продукции: сущность, значение, виды, методы расчета.

    5. Затратные методы ценообразования.

Вариант 5.

    1. Характеристика и особенности стоимостных категорий в теории стоимости.

    2. Понятие дохода, расходов и прибыли в Налоговом кодексе РФ и бухгалтерском учете.

    3. Косвенные налоги в составе цены.

    4. Функции цен в рыночной экономике.

    5. Эластичность предложения: сущность, факторы, влияющие на эластичность, виды эластичности.

Вариант 6.

    1. Понятие, сущность и объективная необходимость системы цен в рыночной экономике.

    2. Рыночное равновесие: сушность, виды, графики.

    3. Особенности ценообразования на товарных рынках в условиях чистой (совершенной) конкуренции.

    4. Факторы, определяющие величину общественно необходимых затрат труда.

    5. Полезность: сущность, виды, графики.

Вариант 7.

    1. Методы калькулирования себестоимости.

    2. Порядковое (ординалистское) направление теории полезности: сущность, аксиомы.

    3. Налог на прибыль: назначение, место в составе цены, влияние на величину цены.

    4. Основные виды современных ценовых стратегий организации.

    5. Источники информации о ценах мирового рынка.

Вариант 8.

    1. Количественное (кардиналистское) направление теории полезности: сущность, основные аксиомы.

    2. Концепция затрат в современной экономической теории.

    3. Цены на экспортные и импортные товары, принципы и методы их формирования.

    4. Элементы тактики ценообразования.

    5. Ценообразующие факторы в теории стоимости.

Вариант 9.

    1. Двойственный характер труда в рыночной экономике.

    2. Особенности ценообразования на товарных рынках в условиях монополистической конкуренции.

    3. Цены мирового рынка: сущность, виды.

    4. Антимонопольное законодательство и регулирование цен на продукцию организаций-монополистов.

    5. Прямые налоги, сборы и платежи в составе цены.

Вариант 10.

    1. Виды цен и области их применения.

    2. Состав себестоимости издательской продукции.

    3. Определение оптимума потребителя на кривой безразличия.

    4. Прибыль в рыночной экономике и ее расчет при определении цен.

    5. Параметрические методы расчета цен.

Вариант 11.

    1. Спрос и предложение: сущность, графики, факторы, влияющие на сдвиг спроса и предложения.

    2. Состав, структура, уровень и динамика цен.

    3. Особенности расчета цен на полиграфическое изготовление издательской продукции.

    4. Потребительная стоимость и стоимость товара: сущность, взаимосвязь.

    5. Стратегия конкурентного ценообразования.

Вариант 12.

    1. Свойства эластичности и ее практическое применение в ценообразовании.

    2. Закон стоимости и его функции.

    3. Влияние системы налогообложения на ценообразование.

    4. Планирование и калькулирование себестоимости на полиграфическом предприятии.

    5. Стратегия ассортиментного ценообразования.

Вариант 13.

    1. Кругооборот капитала и формирование себестоимости продукции.

    2. Основные элементы и этапы разработки ценовых стратегий.

    3. Сущность затратного ценообразования, достоинства и недостатки.

    4. Цена и стоимость, их сущность и взаимосвязь.

    5. Функции цен.

Вариант 14.

    1. Стратегия дифференцированного ценообразования.

    2. Определение цен, ориентированных на нахождение равновесия между затратами и состоянием рынка.

    3. Затраты и их роль в формировании цен.

    4. Перекрестная эластичность спроса, взаимозаменяемые, взаимодополняемые и нейтральные товары.

    5. Методы прямого и косвенного воздействия государства на цены.

Вариант 15.

    1. Товар и его свойства.

    2. Особенности ценообразования на товарных рынках в условиях олигополии.

    3. Состав и классификация затрат, включаемых в себестоимость полиграфических работ.

    4. Стратегия ценообразования в маркетиноговой политике издательства.

    5. Параметрические методы ценообразования.

Вариант 16.

    1. Общественно необходимые затраты труда: сущность, назначение, виды, факторы, влияющие на их величину.

    2. Методы разработки оптовых цен на полиграфические работы: характеристика и критерии применения конкретного метода.

    3. Ценовая тактика организации (текущие изменения цен).

    4. Методы расчета цен.

    5. Установление психологических цен.

Вариант 17.

    1. Закон стоимости: сущность, характер действия, место в системе экономических законов товарно-денежных отношений.

    2. Применение метода анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли при расчете цен.

    3. Стратегии ценообразования в маркетинговой политике организации.

    4. Потребительский выбор и бюджетное сдерживание.

    5. Классификация затрат для целей ценообразования.

Вариант 18.

    1. Роль цен в рыночной экономике.

    2. Методы определения цен с ориентацией на спрос или на конкуренцию.

    3. Взаимосвязь и взаимозависимость внутренних и мировых цен.

    4. Особенности расчета цен на полиграфическое изготовление издательской продукции.

    5. Стратегии конкурентного ценообразования.

Вариант 19.

    1. Основные понятия теории полезности.

    2. Особенности установления цен на новые товары.

    3. Оценка рыночных условий и выбор модели ценовой политики организации.

    4. Расчет оптовых цен на полиграфические работы методом проектирования оптимального технологического процесса.

    5. Формирование цен на импортируемую продукцию.

Вариант 20.

    1. Основные понятия теории стоимости.

    2. Применение метода расчета нормативов часовых затрат эксплуатации оборудования и нормативов часовых затрат эксплуатации рабочего места при формированииоптовых цен на полиграфические работы.

    3. Ценовая политика организации: сущность, цели, взаимосвязь с жизненным циклом товара.

    4. Наценки и скидки торговых организаций.

    5. Виды себестоимости продукции.

© Центр дистанционного образования МГУП