Московский государственный университет печати

В.Б. Лукин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»

для студентов, обучающихся по направлениям: 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент», 080100.62 (38.03.01) «Экономика»


В.Б. Лукин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Ценообразование в рыночной экономике»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Раздел 1. Цены и ценообразование в рыночной экономике

1.

Тема 1. Место, роль и значение цен в рыночной экономике

2.

Тема 2. Система цен

3.

Тема 3. Государственное регулирование цен в рыночной экономике

4.

Тема 4. Особенности ценообразования на рынках различных типов

Раздел 2. Теоретические основы ценообразования

5.

Тема 5. Экономическая сущность цены в трудовой теории стоимости

6.

Тема 6. Теория потребительского поведения (теория полезности)

Раздел 3. Формирование цен в условиях рыночной экономики

7.

Тема 7. Расходы в составе цены

8.

Тема 8. Прибыль и налоги в составе цены

9.

Тема 9. Методы прогнозирования и расчета цен

Раздел 4. Стратегия и тактика ценообразования

10.

Тема 10. Ценовая политика организации

11.

Тема 11. Ценообразование во внешнеэкономической деятельности

12.

Тема 12. Ценообразование в издательско-полиграфической деятельности

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену по всей дисциплине

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

Варианты контрольных заданий

Словарь терминов

13.

Формы контроля

Абстрактный труд - труд, создающий стоимость товара. Он не зависит от формы труда, а представляет собой затраты физической и умственной энергии, имеет общественную природу, которая проявляется в процессе рыночного обмена.

Благо - все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности.

Взаимодополняющие товары - товары, которые в совокупности удовлетворяют одну и ту же потребность.

Взаимозаменяемые товары - 1) товары, которые служат однородным целям, когда покупателю безразлично, какой из них выбирать; 2) товары, конкурирующие друг с другом; 3) товары, для которых существует прямое соотношение между ценой на один из них и спросом на другой, т.е. снижение (повышение) цены на один товар вызывает уменьшение (увеличение) спроса на другой. Взаимозаменяемость может быть абсолютной, частичной и комплементарной.

Жизненный цикл товара - 1) период времени, в течение которого товар обладает экономической жизнеспособностью, то есть обращается на рынке, пользуется спросом, приносит доход производителям и продавцам; 2) период существования товара от его идеи до прекращения производства и продажи.

Закон предложения - закон, в соответствии с которым при прочих равных условиях с ростом цен на товары увеличивается объем предложения этих товаров, и наоборот.

Закон спроса - закон, в соответствии с которым рост цен на товары приводит к снижению величины спроса на них.

Затраты - представленная в денежной форме величина ресурсов, использованных для получения полезных результатов.

Затраты косвенные - затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства.

Затраты прямые - затраты, непосредственно связанные с производством товаров и включаемые в себестоимость без каких-либо условных расчетов.

Затраты бухгалтерские - затраты на приобретение израсходованных в процессе производства ресурсов в фактических ценах их приобретения, отражаемые в балансе как активы организации, способные в будущем принести доход.

Затраты альтернативные или экономические - затраты на производство благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных способов использования тех же ресурсов, т.е. это затраты упущенных возможностей.

Издержки - денежное выражение затрат производственных факторов, необ­ходимых для осуществления организацией своей деятельности.

Издержки обращения - денежное выражение затрат торговых организаций, связанных с доведением товаров до потребителя; совокупность затрат на сбыт товаров.

Конкретный труд - согласно экономической теории К. Маркса, это труд, создающий потребительную стоимость, характеризующийся применением конкретных средств и предметов труда, конкретных знаний и умений работников.

Конкуренция - 1) ситуация, когда участники рынка стремятся к своим целям в ущерб другим, стремящимся к подобным целям; 2) состязатель- ность; 3) преследование взаимоисключающих целей участниками рынка; 4) процесс сознательного соперничества за более выгодные условия продажи и покупки товаров; 5) состязание между любыми рыночными субъектами; 6) механизм соперничества на рынке за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и захватить максимально возможную долю рынка.

Конкурентоспособность - свойство объекта, которое характеризует степень соответствия его технических, функциональных, экономических и других характеристик требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов.

Конкурентоспособность товара - 1) способность товара быть проданным в присутствии конкурирующих товаров; 2) относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение; 3) такой уровень потребительских свойств товара, а так же условий его производства и стоимостных характеристик, который обеспечивает его преимущество на рынке по сравнению с другими аналогичными товарами.

Кривая спроса - графическое представление зависимости между величиной спроса на товар и его рыночной ценой при неизменных прочих факторах, влияющих на спрос.

Кривая предложения - графическое представление зависимости между предложением товара и его ценой.

Кривая производственных возможностей - совокупность точек (линия), которые показывают различные комбинации максимальных объемов производства двух альтернативных видов экономических благ, которые могут быть созданы при условии полной занятости в экономике с постоянными запасами и неизменной технологией и при использовании всех имеющихся ресурсов.

Кривая безразличия - геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух благ, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать.

Маржинализм - экономическая теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин или состояний.

Маржинальный доход - доход, получаемый в результате продажи дополнительной единицы продукции.

Масштаб цен - 1) способ и средство измерения, выражения стоимости товара в денежных единицах; 2) соотношение между денежной и товарной массой, т.е. число денежных единиц, приходящихся в среднем на товарную единицу.

Меновая стоимость - способность товара обмениваться на другие в определенных пропорциях.

Монопольная цена - цена товара, устанавливаемая организацией, которая является монополистом на рынке данного товара.

Необходимый труд - труд, затрачиваемый работником на создание необходимого продукта.

Неценовая конкуренция - форма конкуренции между товаропроизво­дителями на основе повышения качества товаров, их новизны, технической надежности, улучшения упаковки, обслужива­ния и т.д.

Обмен - фаза общественного производства, связывающая производство с потреблением.

Параметрический ряд товаров - группа товаров одинакового функциональ­ного назначения, различающихся основными потребительскими парамет­рами (например, мощностью, грузоподъемностью и т.п.).

Параметрическое ценообразование - установление цен на пара­метрический ряд товаров в соответствии с формализованной моде­лью зависимости цены от основных потребительских параметров этих то­варов.

Полезность - 1) субъективное восприятие объективной реальности (товара) потребителем; 2) удовольствие, исполнение запросов, которые получают люди от потребления благ.

Порядковая полезность - полезность, определяемая путем ранжирования оцениваемых благ.

Потребительная стоимость - свойство товара удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.

Потребительское равновесие - ситуация, в которой субъект не может увеличить полезность потребляемых им благ, не изменив величину и структуру своих расходов.

Потребность - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Предельная полезность - 1) дополнительная полезность, получаемая от потребления дополнительной единицы какого-либо блага; 2) приращение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.

Предметы труда - 1) вещи, используемые в процессе производства за один производственный цикл, переносящие свою стоимость на производимый продукт сразу же и изменяющие свою натурально-вещественную форму; 2) то, на что человек воздействует в процессе производства с помощью средств труда; 3) оборотные средства; 4) оборотные фонды; 5) оборотный капитал.

Прибавочная стоимость - стоимость товара, созданная прибавочным трудом за прибавочное рабочее время.

Прибыль бухгалтерская (убыток) - конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статьей бухгалтерского баланса.

Прибыль экономическая - 1) разница между совокупными доходами и совокупными затратами (включая альтернативные затраты распределения капитала) за определенный период; 2) разница между доходами организации и суммой явных и неявных затрат; 3) разница между бухгалтерской прибылью и внутренними затратами.

Продукт труда - вещество природы, приспособленное трудом человека с помощью орудий производства к человеческим потребностям; результат процесса труда.

Производственная функция - 1) функция, определяющая максимальный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов; 2) экономико-математическая зависимость в форме связи между количеством производимой продукции и факторами производства, в качестве которых в этой функции рассматриваются труд и капитал; 3) функция, характеризующая техническую зависимость между количеством применяемых ресурсов и объемом выпускаемой продукции в единицу времени.

Рыночное равновесие - равенство спроса и предложения на рынке определенного товара в какое-то время.

Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты организации на производство и продажу произведенной продукции.

Система цен - виды цен, их взаимная связь и соот­ношение.

Спрос - 1) категория рыночной экономики, означающая подкрепленное платежеспособностью желание потребителей приобрести какой-либо товар; 2) желание (потребность) фактического или потенциального покупателя приобрести товар при наличии у него денег, предназначенных для покупки данного товара.

Средства труда - 1) вещи, используемые в процессе производства длительное время, переносящие свою стоимость на товар по частям в виде амортизации и не изменяющие своей натурально-вещественной формы; 2) вещи, с помощью которых человек воздействует на предмет труда; 3) основные средства; 4) основные фонды; 5) основной капитал в натурально-вещественной форме; 6) то, что человек помещает между собой и предметом труда и чем воздействует на предмет труда.

Теория предельной полезности - направление в экономической науке, базирующееся на понятии «полезность», воспринимаемом как удовольствие, получаемое человеком в результате потребления блага.

Товар - продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и предназначенный не для собственного потребления, а для продажи.

Торговая скидка - часть розничной цены товара, остающаяся в распоряжении торговых организаций для покрытия затрат на обращение и образования прибыли.

Точка равновесия - на графике точка пересечения кривых спроса и предложения, свидетельствующая о том, что объем спроса равен объему предложения.

Труд - 1) целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения своих потребностей 2) деятельность человека, направленная на достижение результата; 3) совокупность физических и умственных способностей людей, которые они применяют в производстве.

Услуга - 1) вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта; 2) благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности; 3) действие, осуществляемое одной стороной для другой.

Хозяйственный механизм - способ организации общественного воспроизводства, включающий совокупность организационных структур, хозяйственных связей, конкретных форм и методов управления, а также правовые, этические и прочие нормы и правила.

Цена - денежное выражение факторов, определяющих стоимость и полезность товаров.

Ценообразующие факторы - факторы, определяющие состав, структуру и уровень цен.

Цена монопольная - цена, установленная на рынке монополистами, монополистическими объединениями с целью извлечения сверхприбыли.

Цена предложения - 1) минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар; 2) рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок продавца.

Цена производства - превращенная форма стоимости, включающих в себя средние затраты на производство и среднюю величину прибыли на вложенный капитал при производстве товаров в условиях свободной конкуренции предпринимателей.

Цена равновесия - цена на рынке, при которой спрос на товар равняется его предложению.

Цена розничная - цена товара продаваемого в личное потребление, представляет денежное выражение всех затрат, связанных с производством, транспортировкой и продажей готовых товаров.

Цена спроса - максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за определенное количество (единицу) данного товара.

Ценовая война - агрессивное снижение цен группой соперничающих продавцов для увеличения сбыта продукции

Ценовая дискриминация - практика установления разных цен на одинаковый товар в условиях несовершенной конкуренции.

Ценовая конкуренция - 1) воздействие на рынок, осуществляемое посредством цены; 2) конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен.

Ценовая политика - 1) общие принципы деятельности, которых организация собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары, с целью достижения поставленных целей; 2) определение уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей организации.

Ценовая стратегия - обоснованное принятие решений на долго- и среднесрочный период по установлению и изменению цен.

Ценовая тактика - мероприятия краткосрочного и разового характера, к которым относятся различные скидки и надбавки к ценам.

Ценообразующие факторы - факторы, определяющие состав, структуру и уровень цен.

Экономические блага - блага, дефицитные в определенной экономической системе и характеризующиеся тем, что их большее количество предпочитается экономическими субъектами меньшему количеству.

Экономический человек - условное понятие о человеке как о рациональном мыслящем субъекте, строящем свои планы и осуществляющем действия в целях получения максимальной выгоды.

Эластичность - 1) способность покупательского спроса изменяться в определенных границах под влиянием каких-либо факторов (дохода, цены и др.); 2) мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый.

Эластичность предложения - изменение объема предложения товара при изменении цены при условии, что все остальные факторы, влияющие на уровень предложения, остаются неизменными.

Эластичность спроса по доходу - изменение объема спроса на товар при изменении дохода покупателей.

Эластичность спроса по цене - 1) чувствительность величины спроса к изменению цены; 2) коэффициент, показывающий относительное изменение объема спроса при изменении цены.

Эластичность предложения перекрестная - изменение объема предложения одного товара при изменения цены на другой товар при прочих равных условиях.

Эластичность спроса перекрестная - изменение объема спроса на один товар при изменения цены на другой товар при прочих равных условиях.

Ютиль - теоретическая мера, единица полезности товара.

© Центр дистанционного образования МГУП