Московский государственный университет печати

Карайченцева С.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Рынок книжной продукции в России и за рубежом»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000.62 - «Издательское дело», профиль «Книгораспространение»


Карайченцева С.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Рынок книжной продукции в России и за рубежом»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание разделов дисциплины и методические указания по их изучению

1.

Введение в дисциплину

2.

Тема 1. Предпосылки создания современного книжного рынка России

2.1.

Источники

2.2.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 2. Книжный рынок Российской Федерации: динамика развития в 1990-2010-х гг.

3.1.

Источники

3.2.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 3. Современные каналы книгораспространения

4.1.

Источники

4.2.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 4. Глобализация мирового книжного рынка

5.1.

Источники

5.2.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 5. Мировой книжный рынок

6.1.

Источники

6.2.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 6. Рынок электронных изданий в Российской Федерации и за рубежом

7.1.

Источники

7.2.

Вопросы для самопроверки

8.

Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Рынок книжной продукции в России и за рубежом»

8.1.

Введение

8.2.

Темы контрольной работы

9.

Формы контроля

Дисциплина «Рынок книжной продукции в России и за рубежом» отнесена к «Профессиональному циклу Б.3» ООП (Б3.В.ОД.4.1) и входит в его вариативную часть в качестве составного элемента модуля «Маркетингово-коммуникативный».

Для успешного восприятия программы данной дисциплины необходимо хорошо усвоить знания, полученные студентами на предыдущих курсах. Особое внимание следует уделить изучению базовой дисциплины «Современное издательское дело» (Б.3.1.10).

Освоению дисциплины «Рынок книжной продукции в России и за рубежом» должно предшествовать изучение дисциплин гуманитарного, социального и экономического циклов, что призвано содействовать формированию у студентов общекультурных компетенций.

Основная цель дисциплины «Рынок книжной продукции в России и за рубежом»: выработать у студентов общее представление в масштабах развития книгораспространения в мире и в отечественном книжном деле, о структуре книжного рынка России и других стран с высоким уровнем развития книгоиздания, а также о проблемах глобализации международного книгообмена.

Среди других целей освоения дисциплины - изучение динамики книгораспространения, основных направлений совершенствования форм и методов доведения книги до читателя в современных условиях, когда благоприятные обстоятельства развития постоянно сменяются крупномасштабными кризисными явлениями, являющимися серьёзным тормозом на пути книги от автора к читателю. Кроме того, требуются серьёзные знания эволюции феномена чтения, в ходе которой процессы конвергенции традиционного книгоиздания и электронных средств информации становятся областью конкуренции между ними. К целям дисциплинам следует отнести также необходимость изучения путей эффективного распространения электронных изданий как нового вида книжного продукта.

На основе этих целей выстраивается ряд задач, которые предстоит выполнить для того, чтобы эффективно участвовать в решении возникающих проблем. К числу этих задач следует отнести следующие:

  • Ознакомление студентов с особенностями книжного рынка, связанного с распространением товара особого рода, который призван удовлетворять целый набор потребностей человека в современном быстроменяющемся обществе.
  • Выработка у студентов умения быстро ориентироваться в огромном репертуарном массиве, который формируется десятками тысяч издательских структур во всём мире; умений и навыков анализа состояния книжного рынка в Российской Федерации и зарубежных странах, определения тенденций развития рынка в будущие периоды и стратегического планирования деятельности предприятий.
  • Формирование у студентов навыков работы на рынке, где сосуществует и продолжает расти огромное множество субъектов - издателей, книгораспространителей, включая не только стандартные книжные магазины, но и постоянно пополняющие их ряды новые каналы книгораспространения, действующие, как правило, на основе новых информационных технологий.

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) знать:

  • современное состояние и перспективы развития издательского дела и книгораспространения в России и в мире в целом;
  • масштабы выпуска издательской продукции, динамику её производства, как в пределах Российской Федерации, так и в отдельных странах и регионах мира;
  • основные характеристики современного рынка издательской продукции по целевому назначению, читательскому адресу и материальной конструкции изданий в соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»;
  • тенденции развития рынков издательской продукции в РФ и за рубежом;
  • рейтинг ведущих издательских и книгораспространительских предприятий.

2) уметь:

  • анализировать и обобщать профессиональную научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт издательского дела;
  • выявлять читательский спрос и оценивать конъюнктуру рынка книжной издательской продукции;
  • определять характеристики печатных и электронных и других изданий;
  • использовать электронные форматы передачи информации;
  • составлять обзоры развития издательского дела и книгораспространения по отдельным странам, регионам и в мировом масштабе;
  • разрабатывать прогнозы развития издательского дела и книгораспространения с использованием различных методов и приёмов (экстраполяции, экспертных оценок, сравнительного анализа и др.).

3) иметь навыки (приобрести опыт):

  • владения приёмами и методами аналитико-синтетической переработки потоков информации;
  • методами использования современных достижений науки в практической деятельности;
  • навыками определения тенденций развития отдельных направлений издательской и книгораспространительской деятельности на основе использования цифровых активов и баз данных;
  • методами и способами получения информации о развитии мирового книгоиздания из зарубежных источников, в частности, используя интернет.

© Центр дистанционного образования МГУП