Московский государственный университет печати

Карайченцева С.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Рынок книжной продукции в России и за рубежом»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000.62 - «Издательское дело», профиль «Книгораспространение»


Карайченцева С.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Рынок книжной продукции в России и за рубежом»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание разделов дисциплины и методические указания по их изучению

1.

Введение в дисциплину

2.

Тема 1. Предпосылки создания современного книжного рынка России

2.1.

Источники

2.2.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 2. Книжный рынок Российской Федерации: динамика развития в 1990-2010-х гг.

3.1.

Источники

3.2.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 3. Современные каналы книгораспространения

4.1.

Источники

4.2.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 4. Глобализация мирового книжного рынка

5.1.

Источники

5.2.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 5. Мировой книжный рынок

6.1.

Источники

6.2.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 6. Рынок электронных изданий в Российской Федерации и за рубежом

7.1.

Источники

7.2.

Вопросы для самопроверки

8.

Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Рынок книжной продукции в России и за рубежом»

8.1.

Введение

8.2.

Темы контрольной работы

9.

Формы контроля

Приступая к изучению темы, студент должен знать основные государственные акты, отраслевые нормативные документы, регулирующие развитие всех отраслей книжного дела в постсоветский период, в том числе: закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. № 2124-1, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле», Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и пр.; иметь представление о формах государственной поддержки СМИ и книгоиздания в разные периоды становления современного российского книжного рынка (о льготах по налогообложению всех или большинства издательств, редакций и предприятий распространения; об оказании финансовой помощи конкретным изданиям в рамках федеральных целевых программ и пр.).

В процессе изучения студент должен составить представление об основных этапах перехода к негосударственным формам книгоиздания и книгораспространения, в том числе - о разгосударствлении издательств и предприятий книжной торговли; о последовательности формирования и развития ключевых компонентов современного российского книжного рынка; о динамике изменения показателей, характеризующих издательскую и книготорговую деятельность; о последовательном формировании в Российской Федерации системы общественных профессиональных объединений, включающей Ассоциацию книгоиздателей (АСКИ), Ассоциацию книгораспространителей независимых государств (АСКР), Межрегиональную ассоциацию полиграфистов, Российский книжный союз (РКС), Гильдию книжников, «Альянс независимых издателей и книгораспространителей России» и др. - и их сотрудничестве с международными организациями (Международной Ассоциацией издателей и др.); о практике формирования информационной системы обеспечения книжного рынка (в том числе - об опыте внедрения библиографических систем рыночного типа - «Books-in-Print» и др.); о крупнейших российских книжных выставках и влиятельных литературных и книжных премиях.

Изучив данную тему, студент должен знать: основные этапы формирования и современное состояние традиционного книгоиздания: динамику изменения количественных показателей выпуска печатной книги (число названий, суммарный годовой тираж); предметно-отраслевую и типо-видовую структуру книжного репертуара; издательскую систему РФ (в том числе - размещение издательств по регионам, рейтинг крупнейших издательств и издательских групп); специфику столичного и регионального книжного рынка Российской Федерации; основные этапы возникновения и развития рынка электронных изданий в РФ.

  1. Карайченцева С.А. Книговедение: Литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству: учебник для вузов / Моск. гос. ун-т печати. - М.: МГУП, 2004. - С. 88-129. Электронная версия.
  2. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2013 год: отраслевой аналитический доклад [Электронный ресурс] / под общ. ред. В.В. Григорьева; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - Электрон. дан. - М., 2014. - URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2013.html. - Загл. с экрана.
  3. Ленский Б.В. Книгоиздательская система современной России. - М.: Наука, 2001. - 208 с. Электронная версия.
  4. * * *

  5. Горбунов А.В. Книгораспространение сегодня: ключевые вопросы // Книга. Исследования и материалы. - 2008. - Сб. 88, ч. 2. - С. 9-14.
  6. Есенькин Б.С., Майсурадзе Ю.Ф. Книжный рынок России: 1990-2000 годы. Динамика, экономика, организация. - М.: МГУП, 2001. - 191 с.
  7. Законодательное обеспечение издательской и полиграфической деятельности в Российской Федерации: Материалы «круглого стола». 8 ноября 2010 года. - М.: Издание Государственной Думы, 2011. - 48 с.
  8. Ильницкий А.М. Книгоиздание в современной России. - М.: Вагриус, 2002. - 80 с.
  9. Кондратов С.А. Становление негосударственного книгоиздания в России (1987-1993) // Книга. Исследования и материалы. - 1997. - Сб. 74. - С. 61-80.
  10. Ленский Б.В., Воропаев А.Н., Столяров А.А. Книгоиздание в России: состояние, проблемы и перспективы развития // Книга. Исследования и материалы. - 2009. - Сб. 91, ч. 1-2. - С. 5-31.
  11. Ленский Б.В., Воропаев А.Н., Столяров А.А. Книжный рынок России: состояние, тенденции и перспективы развития // Книга. Исследования и материалы. - 2010. - Сб. 92, ч. 1-2. - С. 14-36.
  12. Ленский Б.В., Воропаев А.Н., Столяров А.А. Российское книгоиздание: итоги первого десятилетия XXI века // Книга. Исследования и материалы. - 2011. - Сб. 94, ч. 2. - С. 5-35.
  13. Ленский Б.В. Книгоиздание в России: региональный аспект // Книга. Исследования и материалы. - 2008. - Сб. 88, ч. 1. - С. 5-17.
  14. Ленский Б.В. Книгораспространение в системе современного издательского дела // Книга. Исследования и материалы. - 2008. - Сб. 88, ч. 2. - С. 5-8.
  15. Ленский Б.В. Малые и средние предприятия в издательской системе России // Книга. Исследования и материалы. - 2010. - Сб. 93, ч. 1-2. - С. 11-19.
  16. Развитие книгоиздания в контексте ярмарочной деятельности: к 30-летию Московской международной книжной выставки-ярмарки / Н.Ф. Овсянников, В.К. Солоненко. - М.: Наука, 2008. - 270 с.
  17. Региональное книгоиздание в России: сборник материалов научно-практической конференции «Пути развития и повышения конкурентоспособности книгоиздания в регионах РФ» (Волгоград, 1-2 октября 2008 г.). - М.: МГУП, 2008. - 186 с.
  18. Региональное книгоиздание в России: сборник. - М.: МГУП, 2009. - 174 с.
  19. Региональное книгоиздание в России: сборник.- М.: МГУП, 2012. - 176 с.
  20. Российский книжный рынок: аналитический обзор. - М.: РосБизнесКонсалтинг, 2006. - 216 с.
  21. Хамракулова Х.Д., Худавердян В.Ц. Национальное книгоиздание в России: состояние, тенденции, перспективы // Книга. Исследования и материалы. - 1994. - Сб. 68. - С. 94-108.
  22. Худавердян В.Ц. Национальное книгоиздание в России: проблемы и тенденции // Книга. Исследования и материалы. - 2005. - Сб. 83. - С. 43-55.
  23. Худавердян В.Ц. Региональный книжный рынок России // Книга. Исследования и материалы. - 2002. - Сб. 80. - С. 203-213.
  24. * * *

  25. Ассоциация книгоиздателей России [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2001-  . - Режим доступа: http://aski.ru. - Загл. с экрана.
  26. Ассоциация книгораспространителей независимых государств [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2011-  . - Режим доступа: http://www.askr.ru/contact.htm. - Загл. с экрана.
  27. Книжная индустрия [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2009-  . - Режим доступа: http://www.bookind.ru/. - Загл. с экрана.
  28. Книжное дело. Профессиональный журнал [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2003-  . - Режим доступа: http://www.knigdelo.ru/default.asp?id=20. - Загл. с экрана.
  29. Книжное обозрение. Издательский дом [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2009-  . - Режим доступа: http://www.knigoboz.ru/. - Загл. с экрана.
  30. Pro-books.ru: профессионально о книгах [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 2009-  . - Режим доступа: http://www.pro-books.ru/. - Загл. с домашней страницы Интернета.
  31. Российская библиотечная ассоциация [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2005-  . - Режим доступа: http://www.rba.ru. - Загл. с экрана.
  32. Российская книжная палата [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2001-  . - Режим доступа: http://bookchamber.ru. - Загл. с экрана.
  33. Российский книжный союз [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., 2012-  . - Режим доступа: http://www.bookunion.ru. - Загл. с экрана.
  34. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - Электрон. дан. - М., 2006-  . - Режим доступа: http://www.fapmc.ru. - Загл. с экрана.

  1. Какие государственные акты регламентировали деятельность отраслей книжного дела в 1990-е годы?
  2. Каковы основные характеристики развития российского издательского дела в переходный период (1990-е годы)?
  3. Какие общественные профессиональные объединения российских книжников сформировались в 1990-е годы? Каковы основные направления их деятельности?
  4. Какие государственные акты и нормативные отраслевые документы регулируют деятельность отечественного книжного дела в период 2001-2014 гг.?
  5. Какие формы государственной поддержки СМИ и книгоиздания действовали в разные периоды становления современного российского книжного рынка?
  6. Какие общественные профессиональные объединения российских книжников сформировались в 2001-2014-е годы? Каковы основные направления их деятельности?
  7. Какова динамика изменения количественных показателей выпуска в РФ печатной книги (число названий, суммарный годовой тираж) в 2001-2014 гг.?
  8. Какова предметно-отраслевая и типо-видовая структура современного российского книжного печатного репертуара?
  9. Каковы основные особенности современной издательской системы РФ (количественные характеристики, размещение издательств по регионам, рейтинг крупнейших издательств и издательских групп)?
  10. Каковы этапы возникновения и развития рынка электронных изданий в Российской Федерации?
  11. Какие книжные ярмарки проводятся на территории России?
  12. Каковы крупнейшие современные литературные премии России? Какое влияние они оказывают на развитие отечественного книжного рынка?

© Центр дистанционного образования МГУП