Московский государственный университет печати

Карайченцева С.А.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Рынок книжной продукции в России и за рубежом»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата 035000.62 - «Издательское дело», профиль «Книгораспространение»


Карайченцева С.А.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Рынок книжной продукции в России и за рубежом»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание разделов дисциплины и методические указания по их изучению

1.

Введение в дисциплину

2.

Тема 1. Предпосылки создания современного книжного рынка России

2.1.

Источники

2.2.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 2. Книжный рынок Российской Федерации: динамика развития в 1990-2010-х гг.

3.1.

Источники

3.2.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 3. Современные каналы книгораспространения

4.1.

Источники

4.2.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 4. Глобализация мирового книжного рынка

5.1.

Источники

5.2.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 5. Мировой книжный рынок

6.1.

Источники

6.2.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 6. Рынок электронных изданий в Российской Федерации и за рубежом

7.1.

Источники

7.2.

Вопросы для самопроверки

8.

Методические указания по выполнению контрольной работы по курсу «Рынок книжной продукции в России и за рубежом»

8.1.

Введение

8.2.

Темы контрольной работы

9.

Формы контроля

В результате изучения курса «Рынок книжной продукции в России и за рубежом», студент должен хорошо знать современное состояние и перспективы развития издательского дела и книгораспространения в России и в мире в целом; масштабы и динамику выпуска книжной издательской продукции (как традиционной - печатной, так и электронной) в Российской Федерации, в ключевых для мирового книжного рынка странах и регионах; структуру современного рынка книжной издательской продукции; тенденции развития рынков печатной и электронной книжной продукции в РФ и за рубежом; рейтинг ведущих издательских и книгораспространительских предприятий.

Приобретенные в процессе изучения данной дисциплины знания и навыки позволят студентам анализировать и обобщать профессиональную научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт издательского дела, оценивать конъюнктуру рынка книжной издательской продукции; составлять обзоры развития издательского дела и книгораспространения по отдельным странам, регионам и в мировом масштабе; оценивать перспективы развития издательского дела и книгораспространения на основе использования широкого круга источников, в том числе - интернет-ресурсов, цифровых активов и баз данных.

По данной дисциплине студенты выполняют одну контрольную работу.

Прежде чем приступить к выбору темы и написанию контрольной работы, необходимо обстоятельно ознакомиться с настоящими методическими указаниями и четко уяснить задачу контрольной работы. Определив тему, студент должен внимательно изучить условия выполнения контрольной работы, лишь после этого следует приступать к подбору материала и непосредственно к выполнению контрольной работы. В качестве материала необходимо использовать, по возможности, печатные источники текущих годов выпуска, отдавая предпочтение аналитическим материалам, а также интернет-ресурсы (см. рекомендуемые к соответствующему теме контрольной работы разделу курса источники).

Выполняя контрольную работу, студент должен проявить достаточную общую культуру, умение самостоятельно работать с разнообразными источниками информации, понимание современных задач издания и распространения книжной продукции как в традиционной печатной, так и в электронной форме, знание основных тенденций развития мирового книжного рынка в целом и российского, в частности.

Студенту предоставляется право выбрать из предложенных вариантов контрольной работы тот, который в наибольшей степени соответствует его интересам, профилю работы и т.п.

В методических указаниях предлагается краткий перечень вопросов, которые необходимо осветить в ходе написания контрольной работы.

Контрольная работа состоит из:

- Введения, в котором коротко формулируются цели и задачи работы, предмет исследования, характеризуется круг использованных источников,

- Основной части, раскрывающей содержание темы,

- и Заключения, содержащего краткие итоги проделанной работы. Только при полном раскрытии темы контрольной работы она может быть зачтена.

Объем контрольной работы должен быть не менее 12 листов (шрифт Times New Roman, кегль 14, печать через 1,5 интервала). Обязательным является наличие в контрольной работе списка использованных источников и оглавления.

Контрольная работа должна быть библиографически грамотно оформлена. Все библиографические ссылки, списки использованных источников должны быть оформлены в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание документа». В противном случае контрольная работа зачтена не будет.

Студентам предлагаются следующие темы на выбор:

Тема № 1. Издательская система СССР: общая характеристика

В основной части контрольной работы необходимо:

- охарактеризовать основные принципы организации системы книгоиздания и управления издательским делом в СССР в 1980-е годы;

- используя статистические ежегодники Всесоюзной книжной палаты «Печать СССР в … году», рассмотреть основные параметры деятельности издательской системы СССР в 80-е годы: динамику выпуска книжных изданий по показателям - число названий и суммарный годовой тираж; проанализировать структуру репертуара - основные тематические и типо-видовые разделы;

- рассмотреть структуру издательской системы, выделив центральные, республиканские и местные издательства;

- охарактеризовать коротко основные издательские предприятия и наиболее значительные издательские проекты.

Тема № 2. Система книгораспространения в СССР: общая характеристика

В основной части контрольной работы необходимо:

- охарактеризовать основные показатели деятельности системы книгораспространения, сложившейся в СССР в 1980-е годы;

- зафиксировать и охарактеризовать структуру системы книгораспространения и специфику деятельности всех структурных составляющих («Союзкниги», «Академкниги», «Транспортной книг» и пр.);

- проанализировать меры, предпринимавшиеся в СССР в 1980-е годы для борьбы с дефицитом книжных изданий.

Тема № 3. Издательское дело в России переходного периода (1990-е годы): основные тенденции развития

В основной части контрольной работы необходимо:

- проанализировать основные государственные акты, отраслевые нормативные документы, регулирующие развитие всех отраслей книжного дела в первое десятилетие постсоветского периода;

- используя статистические ежегодники Российской книжной палаты «Печать Российской Федерации в … году», охарактеризовать динамику изменения количественных показателей выпуска печатной книги (число названий, суммарный годовой тираж); предметно-отраслевую и типо-видовую структуру книжного репертуара 1990-х годов;

- зафиксировать основные этапы формирования новой издательской системы РФ;

- охарактеризовать деятельность крупнейших издательств данного периода.

Тема № 4. Современное российское издательское дело: основные тенденции развития

В основной части контрольной работы необходимо:

- проанализировать динамику изменения количественных показателей выпуска печатной книги в 2001-2014 гг. (число названий, суммарный годовой тираж);

- охарактеризовать предметно-отраслевую и типо-видовую структуру печатного книжного репертуара, сложившегося в данный период;

- охарактеризовать состав и специфику современной издательской системы РФ (в том числе - размещение издательств по регионам, рейтинг крупнейших издательств и издательских групп);

- зафиксировать основные этапы возникновения и развития выпуска электронных изданий в РФ.

Тема № 5. Система общественных профессиональных объединений деятелей книжного дела Российской Федерации

В основной части контрольной работы необходимо:

- охарактеризовать основные этапы последовательного формирования в Российской Федерации в постсоветский период системы общественных профессиональных объединений деятелей книжного дела;

- проанализировать цели и задачи, состав, основные направления деятельности Ассоциации книгоиздателей (АСКИ), Ассоциации книгораспространителей независимых государств (АСКР), «Российской библиотечной ассоциации» (РБА), Межрегиональной ассоциации полиграфистов, Российского книжного союза (РКС), Гильдии книжников, «Альянса независимых издателей и книгораспространителей России» и др.;

- зафиксировать сложившиеся в настоящее время формы сотрудничества российских книжников с международными организациями (Международной Ассоциацией издателей и др.).

Тема № 6. Основные книжные выставки-ярмарки Российской Федерации

В основной части контрольной работы необходимо:

- проанализировать сложившуюся в настоящее время в Российской Федерации практику организации и проведения книжных выставок-ярмарок;

- охарактеризовать крупнейшие международные, национальные и региональные книжные выставки РФ;

- оценить роль книжных выставок-ярмарок в развитии российского книжного рынка.

Тема № 7. Современная российская система продвижения книжных изданий: общая характеристика

В основной части контрольной работы необходимо:

- охарактеризовать систему продвижения книжных изданий, существующую в настоящее время в Российской Федерации в целом (зафиксировать основные каналы продвижения печатных и электронных изданий);

- дать общую характеристику стационарной книжной торговли, включая независимые книжные магазины, федеральные и региональные книготорговые сети;

- зафиксировать основные особенности интернет-торговли в целом и интернет-торговли книгами в частности, охарактеризовать лидеров книжной интернет-торговли;

- охарактеризовать специфику следующих каналов: киосковых сетей, некнижных гипермаркетов, «Книги-почтой», включая книжные клубы и пр.

Тема № 8. Ведущие международные книжные выставки-ярмарки

В основной части контрольной работы необходимо:

- зафиксировать классификацию книжных выставок-ярмарок по основным критериям;

- охарактеризовать роль книжных выставок-ярмарок в развитии мирового книжного рынка;

- выделить и охарактеризовать крупнейшие универсальные и специализированные международные книжные выставки-ярмарки (порядок проведения, специфика экспозиции, основные компоненты профессиональной программы и пр.).

Тема № 9. Международные и национальные литературные премии

В основной части контрольной работы необходимо:

- определить значение литературных премий в развитии мирового и российского книжных рынков;

- выделить и охарактеризовать крупнейшие международные литературные премии (краткая история, порядок присуждения, лауреаты последних лет в ключевых номинациях);

- выделить и охарактеризовать наиболее значительные национальные литературные премии (краткая история, порядок присуждения, лауреаты последних лет в ключевых номинациях);

- выделить и охарактеризовать крупнейшие российские литературные премии (краткая история, порядок присуждения, лауреаты последних лет в ключевых номинациях).

Тема № 10. Книжный рынок конкретной страны (по выбору студента)

В основной части контрольной работы необходимо:

- проанализировать основные показатели развития конкретного национального книжного рынка;

- охарактеризовать специфику национальной издательской системы, выделить и охарактеризовать крупнейшие издательские предприятия;

- охарактеризовать национальную систему продвижения книжных изданий, основные книготорговые каналы.

© Центр дистанционного образования МГУП