Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Методологические основы стратегического менеджмента

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Развитие систем стратегического управления

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Стратегическая характеристика организации

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Стратегический анализ: принципы, содержание и основные методы. Инструментарий стратегического менеджмента

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Экономическая, технологическая, социополитическая среда функционирования организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Экспертная диагностика и управленческое обследование микросреды организации

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Система стратегий организации. Эталонные стратегии развития бизнеса. Корпоративные стратегии. Функциональные стратегии

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Процедура формирования стратегии и выбор стратегических альтернатив

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Реализация стратегических планов и проектов

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Оценка стратегии организации

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольная работа

11.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

11.2.

Варианты контрольных заданий

12.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

13.

Формы контроля

Указатели
3   указатель иллюстраций

Тенденции развития экономики ХХI века отличаются инновационностью, гиперконкуренцией, конвергенцией менеджмента и маркетинга, внедрением в бизнес новых информационных технологий, изменением потребительского спроса, определяющей ролью человеческого капитала, интеграционными процессами.

Цель преподавания дисциплины «Стратегический менеджмент» - развитие у студентов стратегического мышления, формирование системных знаний об особенностях стратегического управления организацией; изучение методологии, технологии, инструментария стратегического менеджмента; овладение практическими навыками разработки стратегии организации.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- дать системное представление о тенденциях развития экономических процессов;

- изучить методические и организационные подходы к построению и функционированию целостной системы стратегического управления организацией;

- обеспечить изучение научного инструментария - конкретных методов, способов и приемов разработки стратегии организации.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

1) знать:

  • теоретические концепции стратегического менеджмента;
  • методологические основы стратегического управления;
  • методики диагностики стратегической среды;
  • технологию разработки экономической стратегии и алгоритм ее реализации;
  • методы мобилизации научно-технического и производственно-сбытового потенциала и создания эффективного механизма управления организациями.

2) уметь:

  • формировать целевые ориентиры развития бизнеса;
  • моделировать сценарии развития организации с учетом изменений внешней среды;
  • применять научные подходы, методы системного анализа прогнозирования и оптимизации при разработке стратегических планов;
  • на основе методологии и инструментария стратегического менеджмента прогнозировать тенденции развития бизнеса и принимать стратегические и тактические управленческие решения с целью повышения конкурентоспособности организации.

3) владеть:

  • методологией поведения стратегического анализа;
  • методами диагностики стратегической позиции организации на рынке;
  • практическими навыками разработки стратегии организации;
  • методикой управления стратегическими организационными изменениями.

В результате изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» студент должен знать сущность и значение стратегического менеджмента, уметь анализировать состояние микро-, мезо- и микросреды с использованием инструментария стратегического менеджмента и делать конкретные предложения по стратегическому позиционированию организации на рынке.

Процесс обучения дисциплине «Стратегический менеджмент» направлен на формирование у студентов компетенций, установленных ФГОС ВПО по направлению подготовки «Менеджмент».

Бакалавр должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- знать и понимать законы развития природы, общества и мышления и уметь оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- владеть культурой мышления, быть способным к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- быть способным анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- владеть методами количественного анализа и моделирования теоретического и экспериментального исследования (ОК-15).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:

организационно-управленческая деятельность:

- знать основные этапы эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- способен анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

- готов участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);

- учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

- владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);

информационно-аналитическая деятельность:

- иметь представление об экономическом образе мышления (ПК-26);

- оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций (ПК-27);

- способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

- способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);

предпринимательская деятельность:

- умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);

- умение разрабатывать планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.) (ПК-49);

- умение оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

© Центр дистанционного образования МГУП