Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Методологические основы стратегического менеджмента

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Развитие систем стратегического управления

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Стратегическая характеристика организации

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Стратегический анализ: принципы, содержание и основные методы. Инструментарий стратегического менеджмента

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Экономическая, технологическая, социополитическая среда функционирования организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Экспертная диагностика и управленческое обследование микросреды организации

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Система стратегий организации. Эталонные стратегии развития бизнеса. Корпоративные стратегии. Функциональные стратегии

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Процедура формирования стратегии и выбор стратегических альтернатив

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Реализация стратегических планов и проектов

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Оценка стратегии организации

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольная работа

11.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

11.2.

Варианты контрольных заданий

12.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

13.

Формы контроля

Указатели
3   указатель иллюстраций

План:

  1. Понятие стратегического менеджмента и его сущность.
  2. Объективная необходимость возникновения стратегического менеджмента.
  3. Научные подходы и принципы стратегического менеджмента.
  4. Развитие методологии стратегического менеджмента. Школы стратегического менеджмента.

Необходимо познакомиться с предметом и содержанием стратегического менеджмента; изучить цели и задачи дисциплины; раскрыть роль стратегического менеджмента на современном этапе развития экономики.

1. Изучение дисциплины следует начинать с рассмотрения стратегического менеджмента как науки и его практического применения в системе управления организацией.

Стратегический менеджмент - это деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей организации на основе конкурентного преимущества и адекватного реагирования на изменения внешней среды.

Задачи стратегического менеджмента: проявление стратегического видения и миссии; целеполагание; формирование стратегии; реализация стратегии; оценка реализации и внесение корректировок.

Сущность стратегического менеджмента задается спецификой его содержания и заключается в следующем:

- стратегический менеджмент определяет стратегическое видение позиционирования организации на рынке;

- модель организации, создаваемая стратегическим менеджментом, определяет ключевые моменты развития бизнеса;

- современные технологии стратегического менеджмента - это синтез ключевых составляющих - теории, искусства и как опыта успешной бизнес-практики.

2. Стратегический менеджмент как теория и практика зародился еще в 50-х годах ХХ века в результате совершенствования методики прогнозирования и возникновения футурологической науки. Это пробудило интерес к долгосрочным прогнозам развития рынков и привело к созданию концепции долгосрочного внутрифирменного планирования.

Объективная необходимость возникновения стратегического менеджмента продиктована усилением конкуренции на рубеже 60-70-х годов ХХ века, изменением потребительского спроса, глобализацией и интернационализацией экономики, ограниченностью ресурсов, сокращением жизненного цикла товаров, внедрением в бизнес новых информационных технологий.

С течением времени внимание экономистов сместилось к вопросам выполнения планов, и стратегическое управление стало рассматриваться как задача менеджмента в более широком смысле, чем стратегическое планирование. В середине 70-х годов И. Ансофф предложил заменить концепцию стратегического планирования новой концепцией под названием стратегический менеджмент.

3. Основополагающим вопросом при изучении дисциплины является методология стратегического менеджмента: подходы и принципы, присущие концепции стратегического менеджмента.

К стратегическому менеджменту применяются следующие научные подходы: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, административный, поведенческий, ситуационный.

Стратегический менеджмент базируется на ряде принципов: научность, комплексность, оптимальность, экономичность, адаптивность, непрерывность, преемственность стратегических и тактических планов, гибкость, многовариантность, надежность, достижимость, наличие резервов, учет «узких мест», бюджетирование, социальная ориентация.

4. При изучении данной темы необходимо получить представление о стратегическом управлении в рамках различных парадигм, уяснить, в чем заключается стратегический аспект управления современными организациями.

В развитии методологии стратегического менеджмента ХХ века выделяется несколько этапов:

- управление на основе контроля за исполнением (постфактум);

- управление на основе экстраполяции - темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказать путем экстраполяции прошлого;

- управление на основе предвидения изменений - темп изменений ускорился, однако, еще можно предусмотреть будущие тенденции и реакцию на них;

- управление на основе гибких экстренных решений в условиях нестабильности внешней среды - новые задачи встают так стремительно, что нельзя их предусмотреть.

Школы стратегического менеджмента. В стратегическом менеджменте существуют различные научные направления, определяющие общие принципы, но разные исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами. Школы стратегического менеджмента представлены в работах экономистов Р. Коха, Г. Минцберга, Дж. Лэмпела, Б. Олстрэнда, Г. Хамела и К. Прахалада (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Классификация школ стратегического менеджмента

Школы стратегического
менеджмента
Содержание школы
1. Школа дизайна Процесс осмысления
2. Школа планирования Формальный процесс
3. Школа позиционирования Аналитический процесс
4. Школа предпринимательства Процесс предвидения
5. Когнитивная школа Ментальный процесс
6. Школа обучения Развивающийся процесс
7. Школа власти Процесс ведения переговоров
8. Школа культуры Коллективный процесс
9. Школа внешней среды Реактивный процесс
10. Школа конфигурации Процесс трансформации
11. Школа ресурсного
направления
Процесс как стратегическое
намерение
12. Школа корпоративных
преимуществ
Процесс корпоративной
стратегии

Первые три школы (дизайна, планирования, позиционирования) имеют предписывающий характер, рассматривают стратегию как процесс неформального дизайна, т.е. конструирования, проектирования, моделирования и позиционирования организации на рынке.

Школы - когнитивная, обучения, власти, культуры - направлены на преодоление неопределенности, связанной с поведением индивида. Представители школы обучения считают, что стратегия должна разрабатываться по мере развития организации. Представители школы власти рассматривают стратегию как процесс переговоров между конфликтующими группами внутри организации либо между организацией и внешней средой. Согласно взглядам сторонников школы культуры, стратегия зависит от корпоративной культуры организации, а процесс ее выработки является коллективным процессом.

Теоретики школы предпринимательства и внешней среды рассматривают процесс формирования стратегии как результат предвидения будущего и реакция на изменения во внешней среде.

На современном этапе развития стратегического менеджмента основное внимание уделяется следующим школам - конфигурации, ресурсной, корпоративных преимуществ.

Современный стратегический менеджмент формирует адекватную, своевременную реакцию на изменения внешней среды, что соответствует характеру внешней среды, ее динамизму и превращает управление экономикой в гибкую, высокоадаптивную хозяйственную систему.

Новая парадигма стратегического менеджмента должна определять не адаптацию к требованиям внешней среды и пассивное реактивное управление, а активное поведение - моделирование качественно нового рынка на основе использования рыночных возможностей. В конце ХХ - начале ХХI века от стратегии стали требовать решение двуединой задачи - быть реактивной (адаптирующейся к рынку) и проактивной (упреждающей рыночные изменения).

Новая парадигма стратегического менеджмента определяет следующие особенности функционирования хозяйствующих субъектов:

- организация активно действует во внешней среде, новаторство в научно-техническом отношении, ориентация на качество, а не на количество, все в большей степени зависит от человеческого фактора;

- технологические нововведения встраиваются в стратегию организаций, действующих на рынках наукоемкой продукции. Внедрение научно-технического прогресса (НТП) имеет две основные черты: создание мощных стимулов заинтересованности во внедрении достижений НТП; создание среды, систем управления, процедур распределения ресурсов для реализации научно-технических идей;

- переход от стратегического планирования к стратегическому управлению осуществляется в целях создания организационно-управленческого потенциала для решения стратегических задач. Ключевой фактор реализации стратегии заключается не только в способности выработать стратегию, но и претворить ее в жизнь;

- выбор типа структур управления организациями связан с характером стратегии, с предпринимательской и рационалистской ориентацией менеджмента.

1. В чем сущность и содержание стратегического менеджмента.

2. Назовите задачи стратегического менеджмента.

3. Раскройте объективную необходимость и возможность возникновения стратегического менеджмента.

4. Какие научные подходы к стратегическому менеджменту Вы знаете.

5. На каких принципах базируется стратегический менеджмент.

6. Раскройте особенности реализации научных подходов и принципов современными организациями.

7. Перечислите этапы развития методологии стратегического менеджмента.

8. Назовите научные школы стратегического менеджмента и раскройте их сущность.

9. Раскройте новую парадигму стратегического менеджмента начала ХХI века.

© Центр дистанционного образования МГУП