Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Методологические основы стратегического менеджмента

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Развитие систем стратегического управления

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Стратегическая характеристика организации

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Стратегический анализ: принципы, содержание и основные методы. Инструментарий стратегического менеджмента

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Экономическая, технологическая, социополитическая среда функционирования организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Экспертная диагностика и управленческое обследование микросреды организации

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Система стратегий организации. Эталонные стратегии развития бизнеса. Корпоративные стратегии. Функциональные стратегии

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Процедура формирования стратегии и выбор стратегических альтернатив

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Реализация стратегических планов и проектов

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Оценка стратегии организации

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольная работа

11.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

11.2.

Варианты контрольных заданий

12.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

13.

Формы контроля

Указатели
3   указатель иллюстраций

План:

  1. Стратегический анализ: сущность, этапы, методы проведения.
  2. Методы диагностики стратегической позиции организации на рынке.
  3. Портфельные модели стратегического анализа.
  4. Матрица БКГ: сущность и технология построения.

1. Стратегический анализ - этап предплановых исследований, на котором системно анализируются факторы внешней и внутренней среды и создается информационная база для эффективного целеполагания и выбора стратегических альтернатив.

Стратегический анализ помогает повысить эффективность реагирования на новые ситуации и новые обстоятельства, стимулирует глубину понимания фундаментальных вопросов конкурентоспособности, потребностей клиентов, организационных способностей и при этом не ограничивает инновационное развитие организации.

Задачи стратегического анализа:

- дать представление о многофакторном системном стратегическом анализе внешней и внутренней среды организации;

- показать, как строится стратегическая система сценарного планирования для современного организации.

2. Необходимо изучить принципы, задачи и функции стратегического анализа; изучить инструменты стратегического менеджмента.

В стратегическом анализе особое внимание акцентируется на качественных, содержательных аспектах.

В связи с этим важная роль отводится диагностике стратегической позиции организации на рынке посредством следующих инструментов:

- матрицы стратегического баланса; матрица обоснования стратегии (PEST-анализ, SWOT-анализ; метод LOTS);

- матрица «товар - рынок» (И. Ансофф, А. Дж. Стейнера) - позволяет выработать альтернативные стратегии при различных сочетаниях товар-рынок;

- сценарное планирование - позволяет прогнозировать изменения внешней среды и разрабатывать варианты развития;

- стратегический мониторинг - диагностика стратегической позиции организации на рынке: матрица стратегического баланса; матрица обоснования стратегии (SWOT-, SNW-, SPACE-анализ, методика стратегического анализа В.С. Ефремова).

3. Портфельные модели стратегического анализа позволяют учитывать значимые факторы внешней и внутренней среды и определяют настоящее и будущее положение бизнеса с точки зрения привлекательности рынка и конкурентоспособности. К ним относятся:

- матрица «Бостон консалтинг групп» (БКГ) - позволяет произвести классификацию товаров с целью выработки стратегии развития;

- многопрофильная модель РIМS - метод анализа влияния рыночной стратегии на прибыль;

- матрица Мак-Кинси (7S, GE) - направлена на анализ продуктового портфеля организации для стратегических зон хозяйствования;

- стратегический анализ отрасли: модель ADL-LC, Shell.

4. Ставится задача формирования сбалансированного продуктово-рыночного портфеля - обеспечения рационального сочетания продуктовых групп. С этой целью строится матрица БКГ («Бостон Консалтинг групп»).

Матрица БКГ отображает позиции конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве, определяемом двумя координатными осями, одна из которых (ордината) используется для измерения темпов роста рынка, а другая (абсцисса) - для измерения доли продукции на рынке.

Продукты - «звезды». Эти бизнес-области можно назвать лидерами. Они приносят организациям высокий доход.

Продукты - «дойные коровы» обеспечивают достаточную прибыль для удержания на рынке своих конкурентных позиций.

Продукты - «трудные дети» конкурируют в растущих отраслях, но занимают относительно небольшую долю рынка. Это ставит задачу увеличения инвестиций с целью защиты своей доли рынка, которую можно решать за счет «дойных коров».

Продукты - «собаки». Это бизнес-области с небольшой долей рынка в медленно развивающихся отраслях. Поток денежной наличности в этих областях бизнеса обычно очень незначительный, а чаще отрицательный. Любой шаг фирмы в направлении получить большую долю рынка однозначно немедленно контратакуется доминирующими в этой отрасли конкурентами. Как правила, по отношению к этим продуктам принимается решение - «уход с рынка».

1. Каковы цели проведения стратегического анализа.

2. Назовите методы стратегической диагностики положения организации.

3. Назовите методы выбора стратегической позиции организации на рынке.

4. Опишите назначение матриц БКГ и Мак-Кинси.

5. Раскройте сущность портфельных моделей анализа стратегии.

6. Перечислите факторы прибыльности по методу PIMS.

7. Раскройте назначение матрицы БКГ.

© Центр дистанционного образования МГУП