Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Методологические основы стратегического менеджмента

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Развитие систем стратегического управления

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Стратегическая характеристика организации

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Стратегический анализ: принципы, содержание и основные методы. Инструментарий стратегического менеджмента

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Экономическая, технологическая, социополитическая среда функционирования организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Экспертная диагностика и управленческое обследование микросреды организации

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Система стратегий организации. Эталонные стратегии развития бизнеса. Корпоративные стратегии. Функциональные стратегии

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Процедура формирования стратегии и выбор стратегических альтернатив

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Реализация стратегических планов и проектов

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Оценка стратегии организации

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольная работа

11.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

11.2.

Варианты контрольных заданий

12.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

13.

Формы контроля

Указатели
3   указатель иллюстраций

План:

  1. Макросреда организации и ее сферы.
  2. Содержание анализа внешней среды организации.
  3. Конкурентные преимущества страны и отраслевых кластеров.
  4. Конкурентный анализ - «поле сил» («пять сил») М. Портера.
  5. Конкурентная карта рынка.

1. Макросреда (внешняя среда) создает общие условия и определяет границы функционирования организации на рынке. Выделяют следующие сферы макросреды: международная, экономическая, политическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, научно-техническая, социально-демографическая, экологическая, культурная.

2. Основной метод анализа внешней среды - PEST-анализ - многофакторный системный анализ - акроним Политических, Экономических, Социальных и Технологических факторов (Political, Economic, Social and Technology factors),

PEST-анализ - имеет главную цель - получение информации об угрозах и возможностях внешней среды, которые необходимо учитывать при принятии ключевых решений по стратегическому управлению организацией.

Пример PEST-анализа для организации принтмедиаиндустрии приведен в таблице 5.1.

Политические факторы

Таблица 5.1

PEST-анализ организации принтмедиаиндустрии

Политические факторы Экономические факторы
1. Государственные дотации.
2. Таможенная политика.
3. Уменьшение количества лесов в Европе.
4. Отношения с Финляндией как с поставщиком бумаги
1. Снижение пошлины на ввоз мелованной бумаги.
2. Рост цен на бумагу - как газетную, так и мелованную.
3. Рост числа издательских домов, специализирующихся на периодике.
4. Инфляция
Социальные факторы Технологические факторы
1. Изменение потребительских предпочтений.
2. Переход на использование электронных носителей
1. Рост влияния Интернет-технологий.
2. Новые способы рекламы (видео-реклама и др.).
3. Высокий потенциал инноваций

Методика З.Е. Шершневой и С.В. Оборской позволяет определить привлекательность вида деятельности по методу экспертной оценки основных составляющих факторов данной деятельности и предлагает оценивать фазы жизненного цикла организации с помощью показателей эффективности: темпы роста индустрии, прибыльность вида деятельности, характер конкуренции, мощности, уровень технологии, уровень качества продукции, структура затрат, экологические ограничения.

3. Конкурентные преимущества страны (детерминанты национального ромба). «Национальный ромб» характеризует систему детерминантов конкурентного преимущества, компоненты которой, находятся во взаимодействии, создают эффект эмерджентности (целостности) и тем самым усиливают или ослабляют уровень конкурентных преимуществ организаций.

Детерминантами национального ромба являются:

- параметры факторов производства и инфраструктуры;

- стратегия организаций, их структура и соперничество;

- родственные и поддерживающие организацию отрасли;

- параметры спроса на продукцию.

Устойчивые конкурентные преимущества и конкурентный потенциал базируются на конкурентных преимуществах ее отраслевых кластеров.

Отраслевой кластер - неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний, характеризующихся способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ и обеспечивающих устойчивый конкурентный потенциал страны.

4. Стратегический анализ мезосреды организации: анализ конкурентной позиции организации при выборе стратегической зоны хозяйствования.

Классическое объяснение конкурентной ситуации дает конкурентный анализ - «поле сил» («пяти сил») М. Портера.

Анализ проводится по пяти группам факторов:

  • рыночная власть покупателей - угроза давления на цены из-за потребностей в лучших качестве и сервисе. «Слабые» покупатели допускают рост цен и повышение прибыли.

    Покупатели обладают силой в следующих ситуациях: покупателей мало и они крупные; организация зависит от покупателей в большей части своей деятельности; покупатели делают закупки в большом объеме, могут выбирать между производителями по критерию минимума цен (что увеличивает ценовую конкуренцию), не дифференцируют организации; используют угрозу вертикальной интеграции;

  • рыночная власть поставщиков - угроза поднять цены, вынуждая организацию снизить количество поставляемой продукции, и, как следствие, прибыль. «Слабые» поставщики дают возможность снизить цены на продукцию и требовать повышения качества продукции.

    Давление со стороны поставщиков является сильным в следующих случаях: поставляемый продукт имеет мало заменителей и важен для организации; поставщики используют угрозу вертикальной интеграции; для организации дорого переключаться с одного вида поставляемого продукта на другой; организация не важна для поставщиков;

  • существующие конкуренты (производители аналогичной продукции) - соперничество существующих в отрасли компаний.

    Следует учитывать влияние трех факторов: структуры отраслевой конкуренции; условий спроса; барьеров выхода с рынка в случаях: экономической зависимости от отрасли, необходимости стратегического взаимодействия (интеграции), если инвестиции в оборудование не имеют альтернатив использования;

  • потенциальные конкуренты - опасность снижения прибыли для организации.

    Если риск потенциальной конкуренции мал, организация может повышать цены и увеличивать доходы. Конкурентная сила этого фактора зависит от высоты барьеров входа: лояльность к торговой марке покупателей, преимущество по издержкам, экономия на масштабе производства;

  • товары-заменители - угроза ограничения цен и ее прибыльности организации. Если товары не имеют заменителей, то организация может повышать цены и получать дополнительную прибыль.

5. Конкурентная карта рынка - это классификация конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке - лидеры, аутсайдеры, группы с сильной и слабой конкурентной позицией).

Процедура конструирования конкурентной карты рынка (карты стратегической группировки) заключается в следующем:

- идентификация конкурентных характеристик организаций по показателям: цена, качество, география деятельности, степень вертикальной интеграции, ассортимент и т.д.;

- положение организаций отражается на двухкоординатном графике (по парам выбранных характеристик), что визуально отражает их принадлежность к определенной стратегической группе.

Отмечаются организации, попадающие в одну стратегическую область.

Распределение рыночных долей позволяет выделить ряд стандартных положений организаций на рынке и дать рекомендации по поведению организации на товарном рынке в различных рыночных условиях.

1. Дайте определение макросреды организации.

2. Какими факторами характеризуется макросреда организации.

3. Раскройте значимость политических, экономических социальных и технологических факторов.

4. В чем заключается сущность PEST-анализа.

5. В чем заключается сущность стратегического анализа З.Е. Шершневой и С.В. Оборской.

6. Что характеризует «национальный ромб».

7. Назовите детерминанты «национального ромба».

8. В чем заключаются конкурентные преимущества отраслевых кластеров.

9. Раскройте содержание конкурентного анализа М. Портера - опишите влияние пяти сил ближнего окружения организации: потребителей, поставщиков, конкурентов (отраслевых и потенциальных, товаров-заменителей).

10. Опишите технологию построения конкурентной карты рынка (карту стратегической группировки).

© Центр дистанционного образования МГУП