Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Методологические основы стратегического менеджмента

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Развитие систем стратегического управления

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Стратегическая характеристика организации

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Стратегический анализ: принципы, содержание и основные методы. Инструментарий стратегического менеджмента

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Экономическая, технологическая, социополитическая среда функционирования организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Экспертная диагностика и управленческое обследование микросреды организации

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Система стратегий организации. Эталонные стратегии развития бизнеса. Корпоративные стратегии. Функциональные стратегии

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Процедура формирования стратегии и выбор стратегических альтернатив

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Реализация стратегических планов и проектов

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Оценка стратегии организации

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольная работа

11.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

11.2.

Варианты контрольных заданий

12.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

13.

Формы контроля

Указатели
3   указатель иллюстраций

План:

  1. Понятие стратегии. Эволюция понятия стратегии.
  2. Система стратегий организации: стратегии, реализуемые во внешней и внутренней среде.
  3. Эталонные стратегии развития бизнеса.
  4. Корпоративные стратегии.
  5. Функциональные стратегии: маркетинговая; финансовая; производственная, кадровая, инвестиционная и др.

1. Стратегия представляет собой упорядоченную систему приоритетных направлений, форм, методов, правил и приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала с целью достижения конкурентного преимущества.

Эволюция понятия стратегии проходит от толкования стратегии как инструмента целеполагания в 1960-е гг. до понимания стратегии как вектора развития организации в 2000-е гг. Стратегия как вектор, определяющий направление движения организации в рыночном пространстве (табл. 7.1).

Определение стратегии

Таблица 7.1

Эволюция понятия «стратегия»

Определение стратегии Авторы Сущность стратегии
Стратегия - метод достижения перспективных целей А. Чандлер,
К. Эндрюс (1962)
И. Ансофф, (1965)
Долгосрочные цели разрабатываются в соответствии с изменениями внешней среды
Стратегия - расширение бизнеса Гарвардская
школа бизнеса,
(1965)
Стратегия определяет основные сферы бизнеса
Стратегия - метод определения конкурентных преимуществ М. Портер,
(1980-1985)
Задача стратегии - достижение долгосрочных конкурентных преимуществ
Стратегия - позиционирование организации на рынке Р. Грант (1995) Определение стратегической позиции организации
Стратегия - стратегическое намерение Г. Хэмел,
К. Прахалад
(1995)
Лидерство в предпринимательстве; способ развития ключевых компетенций
Стратегия - механизм координации И. Уилсон,
Ч. Баден-Фуллер,
Дж. Стопфорд
(1994),
Р. Грант (2003)
Стратегическое планирование на всех уровнях: от корпорации до уровня бизнес-единиц
Стратегия - набор действий для достижения показателей А. Томпсон,
Р. Грант
(1995-2000)
Стратегия является одновременно адаптивной и преактивной (упреждающей)
Стратегия - вектор, определяющий направление движения организации в рыночном пространстве Г. Хэмел,
К. Прахалад,
Р. Грант
(2000-2010)
Идентичность, ключевые компетенции, лидерство, инновации

2. Система стратегий организации включает стратегии, реализуемые во внешней и внутренней среде:

- маркетинговую стратегию, определяющую линию поведения организации на рынке;

- стратегии, реализуемые во внешней среде: товарную, ценообразования, взаимодействия с рынками производственных ресурсов, поведения на рынке ценных бумаг, снижения трансакционных издержек, внешнеэкономической деятельности;

- стратегии, реализуемые во внутренней среде: снижения производственных издержек, инвестиционной деятельности, стимулирования персонала и др.;

- стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства).

3. Эталонные стратегии развития бизнеса включают следующие стратегии:

- интенсификацию (концентрированный рост на собственной основе);

- интеграцию, обеспечивающую будущее развитие на основе объединения потенциала интегрируемых хозяйствующих единиц. Следствием интеграции являются многофункциональное использование ресурсов, технологии, каналов сбыта, обслуживание сходных рынков, ведение совместных научно-исследовательских работ;

- диверсификацию, под которой понимается развитие производства за счет выпуска новой продукции и поиска более сильной позиции организации на рынке. Способность к диверсификации предполагает многоцелевое использование производственных мощностей, внутрикорпоративный обмен информацией, знаниями, ноу-хау;

- целенаправленное сокращение (реструктуризацию) с целью дальнейшего роста, перепрофилирования, выхода на международный рынок.

4. Общекорпоративная стратегия обладает следующими преимуществами:

- сохранение единства бизнеса;

- повышение значимости корпоративной структуры на рынке за счет увеличения масштаба бизнеса;

- создание сбалансированного продуктово-рыночного портфеля, включающего рациональное сочетание продуктовых групп;

- совместное использование бренда - общепризнанной торговой марки и др.

Деловые принципы диверсифицированных компаний определяются корпоративными стратегиями, к которым относятся стратегии:

- восстановления;

- экономии;

- реструктуризации портфеля (видов деятельности).

5. Важное значение имеют функциональные стратегии, к которым относятся:

- маркетинговая - направлена на удовлетворение потребностей рынка и получение на этой основе прибыли;

- товарная (продуктово-рыночная) - предполагает формирование ассортимента, востребованного рынком;

- производственная - нацелена на производство продукции необходимого объема, качества, в установленные сроки;

- кадровая - определяет формы и направления использования кадрового потенциала;

- инвестиционная - решает вопросы технического перевооружения организации;

- финансовая - направлена на финансовое обеспечение экономического стратегии организации и др.

1. Дайте определение стратегии организации.

2. Представьте организацию как стратегическую пирамиду.

3. Опишите систему стратегий организации.

4. В чем сущность стратегии концентрированного роста?

5. В чем сущность стратегии интегрированного роста?

6. В чем сущность стратегии диверсифицированного роста?

7. Назовите преимущества корпоративной стратегии.

8. Раскройте сущность функциональных стратегий организации.

© Центр дистанционного образования МГУП