Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Методологические основы стратегического менеджмента

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Развитие систем стратегического управления

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Стратегическая характеристика организации

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Стратегический анализ: принципы, содержание и основные методы. Инструментарий стратегического менеджмента

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Экономическая, технологическая, социополитическая среда функционирования организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Экспертная диагностика и управленческое обследование микросреды организации

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Система стратегий организации. Эталонные стратегии развития бизнеса. Корпоративные стратегии. Функциональные стратегии

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Процедура формирования стратегии и выбор стратегических альтернатив

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Реализация стратегических планов и проектов

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Оценка стратегии организации

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольная работа

11.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

11.2.

Варианты контрольных заданий

12.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

13.

Формы контроля

Указатели
3   указатель иллюстраций

План:

  1. Процесс разработки стратегии и его составляющие.
  2. Стратегические альтернативы: понятие и виды. Продуктовые и производственные альтернативы, сущность и содержание.
  3. Портфельное позиционирование организации.
  4. Сценарное планирование.

1. Процесс разработки стратегии предполагает осуществление следующих основных шагов:

- определение миссии и построение системы целей организации;

- оценка действующей стратегии;

- портфельное позиционирование;

- оценка и выбор стратегических альтернатив.

Миссия организации определяет философию и ценностные ориентиры организации. Далее разрабатывается система целей по иерархическому принципу, образуя целевой каркас организации.

2. Основным этапом формирования стратегий является выбор стратегических альтернатив, представляющих собой различные курсы действий организации в зависимости от внешних и внутренних факторов.

С точки зрения ключевых позиций организаций, в зависимости от приоритетности целей, выделяют четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий.

Продуктовые и производственные альтернативы, сущность и содержание. Альтернативные продуктовые программы представляют собой комбинации новых и существующих продуктов, необходимых для определенных рынков. Продуктовые и производственные альтернативы, дифференцированные по видам продуктов, объемам производства, месту размещения производства и времени, влияют на показатели оборота, финансовые результаты, платежеспособность и финансовую устойчивость организации.

3. Оценка стратегических альтернатив предполагает портфельное позиционирование, а также учет рыночных критериев. При этом используется эффективный прием - стратегическая сегментация и определение стратегических зон хозяйствования (СХЗ) и степени их привлекательности.

Рыночный, технологический, экологический бизнес-портфели организации показывают рыночную, технологическую и экологическую привлекательность каждого поля бизнеса, его относительные конкурентные преимущества и ключевые экономические параметры.

4. Особое место в стратегическом управлении занимает сценарное планирование.

Сценарий - это качественное детализированное описание картины будущего, состоящее из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов.

Цель метода сценариев состоит в демонстрации множества картин будущего и вариантов развития, что позволяет руководителям организации видеть последствия выбора направлений развития.

1. Опишите процесс разработки стратегии организации.

2. Дайте определение миссии организации.

3. Опишите организацию как многоцелевую систему.

4. Раскройте понятие «стратегическая альтернатива».

5. В чем сущность портфельного позиционирования организации?

6. Назовите признаки дифференциации производственных альтернатив.

7. Опишите рыночный, технологический, экологический бизнес-портфели организации.

8. В чем заключается сущность сценарного планирования?

© Центр дистанционного образования МГУП