Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Методологические основы стратегического менеджмента

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Развитие систем стратегического управления

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Стратегическая характеристика организации

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Стратегический анализ: принципы, содержание и основные методы. Инструментарий стратегического менеджмента

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Экономическая, технологическая, социополитическая среда функционирования организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Экспертная диагностика и управленческое обследование микросреды организации

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Система стратегий организации. Эталонные стратегии развития бизнеса. Корпоративные стратегии. Функциональные стратегии

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Процедура формирования стратегии и выбор стратегических альтернатив

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Реализация стратегических планов и проектов

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Оценка стратегии организации

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольная работа

11.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

11.2.

Варианты контрольных заданий

12.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

13.

Формы контроля

Указатели
3   указатель иллюстраций
Рисунок 9.1. Стратегическая карта (пример)

План:

  1. Технология разработки стратегических проектов.
  2. Технология внедрения стратегических проектов.
  3. Показатели оценки внедрения стратегических проектов.
  4. Система стратегического управления организацией. Управление организацией на основе бизнес-единиц.
  5. Реализация стратегии на основе построения стратегических карт.

1. Разработка стратегических проектов предполагает:

- постановку целей;

- анализ сильных и слабых сторон организации;

- анализ внешнего окружения;

- определение и альтернатив;

- выбор стратегии.

Обеспечивающая подсистема стратегического управления при разработке стратегических проектов включает в себя методическое, ресурсное, информационное и правовое обеспечение.

В ходе разработки стратегических проектов составляются следующие модели: финансовая, сбытовая, производственная, инвестиционная.

2. Внедрение стратегических проектов предполагает этапы:

- обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами;

- разработку целевой программы внедрения в количественно измеримом виде;

- создание структуры стратегического управления;

- формирование методов и форм контроля и корректировки.

3. Показатели оценки внедрения стратегических проектов.

Эффект от внедрения стратегических проектов рассчитывается по таким количественным и качественным показателям, как: рост объема продаж, повышение нормы прибыли, увеличение производительности труда, снижение текучести кадров, повышение качества продукции, а также по искусственным показателям: степень удовлетворенности руководства качеством и количеством информации, частота обращения менеджеров к информационной системе, скорость принятия решений.

4. Структура стратегического управления включает в себя совокупность хозяйственных стратегических центров вместе с отделами стратегического развития.

Основное звено системы стратегического управления - стратегическое хозяйственное подразделение (СХП), решающее стратегические задачи, или их совокупность - стратегический хозяйственный центр (СХЦ).

При разработке стратегических проектов используется эффективный прием - стратегическая сегментация и выделение стратегических зон хозяйствования (СЗХ).

В стратегическом управлении выделяются стратегические хозяйственные единицы (СХЕ), представляющие собой совокупность всех ресурсов объекта, направленных на производство и сбыт конкретной продукции.

Управление организацией на основе стратегических бизнес-единиц (СБЕ) - это управление, направленное на децентрализацию предпринимательства и наделяющее бизнес-единицы интегральной ответственностью за продуктово-рыночные комбинации, оперативное управление, финансовые результаты и стратегическую перспективу.

Цель управления СБЕ - структурировать бизнес таким образом, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности рынка на более высоком уровне, чем конкурент; разрабатывать оптимальную для каждой СЗХ деловую стратегию и на этой основе корпоративную стратегию консолидированных активов.

Управление организацией на основе СБЕ предполагает разработку бизнес-стратегий подразделений и их интеграцию в общекорпоративный бизнес.

5. Одним из современных управленческих инструментов, обеспечивающим реализацию стратегии, являются стратегические карты - элемент сбалансированной системы показателей, разработанной американскими учеными Р.С. Капланом и Д.П. Нортоном.

Стратегическая карта - это логическая конструкция, позволяющая наглядно изобразить стратегию организации в виде причинно-следственных связей между стратегическими направлениями ее развития, целями и показателями. Пример стратегической карты представлен на рисунке 9.1 Рисунок 9.1. Стратегическая карта (пример).

1. Опишите технологию разработки стратегических проектов, перечислите этапы.

2. В чем состоит технология внедрения стратегических проектов.

3. Что включает обеспечивающая подсистема стратегического управления организацией.

4. Представьте систему показателей оценки внедрения стратегических проектов.

5. Опишите структуру стратегического управления организацией.

6. В чем заключается сущность управления организацией на основе стратегических бизнес-единиц.

7. Дайте определение стратегического хозяйственного центра.

8. Опишите технологию построения стратегических карт при реализации стратегии.

© Центр дистанционного образования МГУП