Московский государственный университет печати

Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 (38.03.02) «Менеджмент»


Составитель Г.Н. Степанова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Тема 1. Методологические основы стратегического менеджмента

1.1.

Вопросы для самопроверки

2.

Тема 2. Развитие систем стратегического управления

2.1.

Вопросы для самопроверки

3.

Тема 3. Стратегическая характеристика организации

3.1.

Вопросы для самопроверки

4.

Тема 4. Стратегический анализ: принципы, содержание и основные методы. Инструментарий стратегического менеджмента

4.1.

Вопросы для самопроверки

5.

Тема 5. Экономическая, технологическая, социополитическая среда функционирования организации

5.1.

Вопросы для самопроверки

6.

Тема 6. Экспертная диагностика и управленческое обследование микросреды организации

6.1.

Вопросы для самопроверки

7.

Тема 7. Система стратегий организации. Эталонные стратегии развития бизнеса. Корпоративные стратегии. Функциональные стратегии

7.1.

Вопросы для самопроверки

8.

Тема 8. Процедура формирования стратегии и выбор стратегических альтернатив

8.1.

Вопросы для самопроверки

9.

Тема 9. Реализация стратегических планов и проектов

9.1.

Вопросы для самопроверки

10.

Тема 10. Оценка стратегии организации

10.1.

Вопросы для самопроверки

11.

Контрольная работа

11.1.

Методические рекомендации по выполнению контрольного задания

11.2.

Варианты контрольных заданий

12.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

13.

Формы контроля

Указатели
3   указатель иллюстраций

В соответствии с учебным планом в процессе изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» студент выполняет контрольное задание на одну из приведенных ниже тем, что позволяет углубленно проработать разделы курса.

Целью контрольной работы является изучение теоретических и методологических основ стратегического планирования на макро- и микроэкономическом уровне с учетом зарубежного опыта.

При написании работы студент должен показать умение пользоваться первоисточниками, материалами периодической печати, проявить самостоятельность, творческий подход и инициативность. В процессе написания контрольной работы студент должен пользоваться как рекомендованной литературой, так и дополнительными источниками, более углубленно рассматривающими различные аспекты темы. Необходимо использовать статистические ежегодники, сборники научно-технической информации, аналитические справочники.

Структура контрольного задания должна включать:

- введение, в котором дано обоснование важности и актуальности темы контрольной работы;

- теоретический раздел, в котором необходимо дать понятийный аппарат, раскрыть сущность экономический категорий; дать обзор современного состояния проблемы по литературным источникам. При написании данного раздела необходимо использовать труды классиков экономической теории. Законодательные акты РФ, регулирующие хозяйственную деятельность субъектов рыночной экономики, материалы периодических общеэкономических и отраслевых изданий, методические и инструктивные документы общехозяйственного и отраслевого характера;

- методический и аналитический раздел, в котором необходимо дать методические подходы, инструментарий исследования, статистическое и аналитическое обоснование рассматриваемых вопросов;

- заключение, которое должно содержать краткие выводы по исследуемой проблеме.

Оценка контрольного задания может быть значительно повышена, если студент комментирует излагаемый материал схемами, диаграммами, графиками и другим иллюстративным материалом. Схемы, таблицы и графики должны иметь четкие названия, раскрывающие их содержание.

Контрольное задание должно быть выполнено на компьютере с использованием современного программного обеспечения, с соблюдение правил оформления научных работ. Список использованных источников должен быть дан в конце работы с соблюдением правил библиографии - с указанием автора, названия работы, места издания, названия издательства, года издания. Все страницы задания должны быть пронумерованы, в содержании должны быть даны названия разделов с указанием страниц. Материалы первоисточников, цифровые данные, практические материалы должны приводиться с указанием источников. Недопустимо сокращение слов, небрежное оформление работы. Объем контрольного задания должен составлять 15-20 страниц компьютерного текста.

Каждый студент выполняет контрольное задание на тему, номер которой соответствует последней цифре номера студенческого билета (0 - теме 0, 1 - теме 1, 5 - теме 5 и т.д.).

Вариант 1. Сущность и функции стратегического управления

  1. Цели, задачи и функции стратегического управления.
  2. Методическое, организационное и информационное обеспечение стратегического управления.
  3. Структура стратегического менеджмента.

Вариант 2. Стратегическая характеристика организации

  1. Жизнеспособность и стратегическая устойчивость организации.
  2. Понятие конкурентного преимущества и конкурентного статуса организации.
  3. Теория конкурентоспособности М. Портера, ее сущность и содержание.

Вариант 3. Формирование стратегии конкуренции

  1. Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию.
  2. Теория конкурентоспособности М. Портера.
  3. Теория конкуренции А.Ю. Юданова.

Вариант 4. Стратегический анализ, сущность и содержание

  1. Сущность, цели и задачи стратегического анализа.
  2. Методы диагностики стратегической позиции организации на рынке.
  3. Конкурентный анализ - «поле сил» М. Портера.

Вариант 5. Экономическая, технологическая, социополитическая среда функционирования организации

  1. Макросреда организации и ее сферы.
  2. Содержание анализа внешней среды организации (сущность, цели и задачи).
  3. Общий обзор методик проведения стратегического анализа внешней среды организации.

Вариант 6. Экспертная диагностика и управленческое обследование микросреды организации

  1. Понятие микросреды организации.
  2. Предметные области управленческого обследования организации.
  3. SWOT-анализ: сущность, содержание и методика проведения.

Вариант 7. Стратегический потенциал организации

  1. Понятие потенциала организации его составляющие (технический, инновационный, ресурсный потенциал).
  2. Формирование стратегического потенциала организации и факторы, его определяющие.

Вариант 8. Стратегия реструктуризации организации

  1. Реструктуризация как эффективный инструмент повышения развития организации: цели, задачи, сущность и содержание.
  2. Диагностика организации: ситуационный, финансово-экономический и организационно-управленческий анализ.

Вариант 9. Система стратегий организации

  1. Понятие стратегии.
  2. Стратегии, реализуемые во внешней среде организации.
  3. Функциональные стратегии организации: сущность и содержание.

Вариант 10. Эталонные стратегии развития бизнеса

  1. Стратегия концентрированного роста.
  2. Стратегии интегрированного роста.
  3. Стратегии диверсифицированного роста.

© Центр дистанционного образования МГУП