Московский государственный университет печати

А.В. Шелыгов,
Г.В. Миронова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление инновациями»

для направления бакалавриата 080200.62 - «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации»


А.В. Шелыгов, Г.В. Миронова
Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление инновациями»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание разделов дисциплины

1.

Тема 1. Основные понятия управления инновационной деятельностью

2.

Тема 2. Инновационный процесс и организация управления инновациями

3.

Тема 3. Разработка и реализация инновационных проектов

4.

Тема 4. Роль государства в регулировании инновационной деятельности

5.

Тема 5. Некоторые виды и инструменты инновационной деятельности

6.

Тема 6. Инфраструктура инновационной деятельности

7.

Тема 7. Инновационная деятельность предприятия

8.

Тема 8. Основы стратегического управления инновационным процессом

9.

Тема 9. Проектное управление жизненным циклом инновации

10.

Тема 10. Риски в инновационной деятельности

11.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

12.

Контрольная работа

12.1.

Тематика контрольных работ

12.2.

Методические указания по выполнению различных форм аудиторной самостоятельной работы

13.

Глоссарий

14.

Формы контроля

Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины «Управление инновациями»:

- приобретение профессиональных компетенций в области управления инновациями с учетом современных российских условий хозяйствования;

- формирование устойчивых системных знаний в области теории и практики управления инновациями;

- изучение методологии, технологии, инструментария управления инновациями;

- развитие практических навыков в освоении и применении современных методов и приемов исследования для дальнейшего использования в процессе освоения дисциплин по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент».

Задачи дисциплины «Управление инновациями»:

- систематизация теоретических знаний в области управления инновациями;

- выявление приоритетных направлений инновационной деятельности и перспектив технического и социального развития на макро- и микроуровне;

- понимание многообразия инновационных процессов, их связи с другими экономическими и социальными процессами, происходящими в обществе;

- изучение отечественного и зарубежного опыта организации, финансирования и анализа инноваций;

- разработка инновационных проектов;

- выбор источников финансирования инноваций; оценка рисков инвестиционных вложений и разработка мероприятий по их снижению;

- оценка эффективности инновационной и инвестиционной деятельности и разработка мероприятий по повышению эффективности инвестиционных вложений.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) знать:

  • теоретические основы и закономерности инновационных процессов в условиях рыночной экономики;
  • современное состояние и перспективы инновационной деятельности в РФ; основные направления инновационной политики в промышленно развитых странах;
  • задачи, содержание и особенности инновационного менеджмента;
  • виды инвестиций, методы инвестирования, этапы инвестиционного проектирования;
  • источники финансирования инновационной деятельности и основные правила инвестирования;
  • методы анализа экономической эффективности инновационных и инвестиционных проектов.

2) уметь:

  • систематизировать исходную информацию для проведения технико-экономического обоснования инновационных и инвестиционных проектов;
  • принимать решения при выборе источников и размеров финансирования для разработки инновационных и инвестиционных проектов;
  • находить наиболее эффективный вариант инновационных решений;
  • составлять бизнес-план инновационного проекта.

3) владеть:

  • специальной экономической терминологией и навыками профессиональной аргументации при рассмотрении ситуаций, связанных с выбором инновационных проектов;
  • методиками анализа результатов инновационной деятельности и оценки экономической эффективности инновационных проектов;
  • математическими, статистическими и количественными методами решения инновационных задач;
  • методами повышения отдачи от инновационных решений.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Компетенция Код по ФГОС Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения
результата)
Формы и методы обучения,
способствующие формированию и развитию
компетенции
Уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ОК-9 Воспроизводит основные положения законодательства в области управления инновациями и использует их в надлежащих обстоятельствах Чтение лекций, изучение основной и дополнительной литературы и положений нормативно-правовых актов по разделам дисциплины, работа на практических занятиях (анализ производственных ситуаций), компьютерное тестирование, промежуточный контроль по разделам дисциплины
Быть способным оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности ПК-12 Представляет связь между инвестиционными решениями и ростом ценности организации Изучение материалов лекций, основной и дополнительной литературы, работа на практических занятиях
Быть способным планировать операционную (производственную) деятельность организаций ПК-19 Владеет навыками составления стратегических планов производства организации, формирования годовой производственной программы Чтение лекций, изучение основной и дополнительной литературы по разделам дисциплины, работа на практических занятиях (составление планов производства), промежуточный контроль по разделам дисциплины
Уметь применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели ПК-31 Владеет навыками использования различных подходов к управлению инновациями и может их адаптировать к конкретным ситуациям Чтение лекций, изучение основной и дополнительной литературы по разделам дисциплины, написание докладов, подготовка докладов на конференцию, промежуточный контроль по разделам дисциплины
Быть способным анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения ПК-40 Владеет знанием экономических инструментов управления инновационными процессами и может производить выбор наилучшего из них для решения конкретных задач Чтение лекций, изучение основной и дополнительной литературы по разделам дисциплины, написание докладов, работа на практических занятиях (разбор производственных ситуаций), подготовка докладов на конференцию, компьютерное тестирование, промежуточный контроль по разделам дисциплины
Уметь проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования ПК-43 Владеет навыками проведения экономического анализа инновационных и инвестиционных проектов, на основе которого вырабатывает конкретное управленческое решение и может оценить критически результаты его реализации с точки зрения их эффективности Чтение лекций, изучение основной и дополнительной литературы по разделам дисциплины, работа на практических занятиях (производственные ситуации), компьютерное тестирование, промежуточный контроль по разделам дисциплины

Место дисциплины в структуре ООП

Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин профессионального цикла и блоку дисциплин, обеспечивающих профильную подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах, прохождении практик:

  • теория менеджмента (Б3.Б.1),
  • экономика организации (Б.3.В.ОД.1),
  • законодательная и нормативная база управления предпринимательской деятельностью (Б1.В.ДВ.2.1),
  • бизнес-планирование (Б3.Б9),
  • стратегический менеджмент (Б.3.Б7),
  • логистика (Б3.В.ОД.7.9),
  • финансовая политика субъектов рыночной экономики (Б3.В.ДВ.2.1),
  • маркетинг (Б3.Б.2).

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

а) общекультурными:

- знать и понимать законы развития природы, общества и мышления и уметь оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- быть способным находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК-8);

- уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

- владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

- быть способным осуществлять деловое общение: проводить публичные выступления, переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

- способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20).

б) профессиональными:

- знать основные этапы эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- быть способным оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- быть способным анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

- участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);

- быть готовым участвовать в реализации программы организационных изменений, способен преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);

- владеть методами управления проектами и быть готовым к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);

- быть готовым участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);

- уметь применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

- уметь анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);

- уметь проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений уметь проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);

- уметь находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);

- быть готовым к разработке планов создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.) (ПК-49);

- уметь оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

№ п/п

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами, практиками
 п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов (тем) данной дисциплины,
 необходимых для изучения обеспечиваемых
(последующих) дисциплин
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Производственный менеджмент     ×       ×   ×  
2 Инвестиционный менеджмент     ×              

© Центр дистанционного образования МГУП