Московский государственный университет печати

А.В. Шелыгов,
Г.В. Миронова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление инновациями»

для направления бакалавриата 080200.62 - «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации»


А.В. Шелыгов, Г.В. Миронова
Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление инновациями»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание разделов дисциплины

1.

Тема 1. Основные понятия управления инновационной деятельностью

2.

Тема 2. Инновационный процесс и организация управления инновациями

3.

Тема 3. Разработка и реализация инновационных проектов

4.

Тема 4. Роль государства в регулировании инновационной деятельности

5.

Тема 5. Некоторые виды и инструменты инновационной деятельности

6.

Тема 6. Инфраструктура инновационной деятельности

7.

Тема 7. Инновационная деятельность предприятия

8.

Тема 8. Основы стратегического управления инновационным процессом

9.

Тема 9. Проектное управление жизненным циклом инновации

10.

Тема 10. Риски в инновационной деятельности

11.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

12.

Контрольная работа

12.1.

Тематика контрольных работ

12.2.

Методические указания по выполнению различных форм аудиторной самостоятельной работы

13.

Глоссарий

14.

Формы контроля

Основной формой контроля знаний бакалавров дистанционной формы обучения в процессе изучения дисциплины «Управление инновациями» является выполнение контрольной работы на основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, перечень которой приводится в конце данных методических указаний. Номер темы выполненной работы должен соответствовать двум последним цифрам номера зачетной книжки.

Целью контрольной работы является закрепление и конкретизация знаний, полученных при изучении литературных источников.

Материал должен быть изложен в логической последовательности, недопустимо дословное переписывание литературных источников. При необходимости могут быть выделены параграфы, а в конце работы должен быть приложен список использованной литературы.

Цифровые данные, практические материалы должны приводиться с указанием источников.

  1. Объект, субъект, функции и методы управления инновационной деятельностью.
  2. Инновация как экономическая категория.
  3. Классификация инноваций.
  4. Эволюция инновационных процессов.
  5. Основные модели инновационных процессов.
  6. Цикличность непрерывного инновационного развития.
  7. Содержание инновационного процесса и его формы.
  8. Диффузия инноваций.
  9. Стадия внедрения новшества.
  10. Источники инновационных идей.
  11. Факторы, влияющие на течение инновационных процессов.
  12. Управление инновациями.
  13. Основные организационные формы предприятий инновационного менеджмента.
  14. Организация управления инновациями на производственном предприятии.
  15. Основные этапы создания и реализации инновационных проектов.
  16. Жизненный цикл инновации.
  17. Продолжительность экономической жизни инновационного проекта.
  18. Структура бизнес-плана инновационного проекта.
  19. Основные этапы создания и реализации инновационых проектов.
  20. Общая и сравнительная эффективность разработок.
  21. Задачи, решаемые в ходе экономической оценки инновационного проекта.
  22. Критерии экономической эффективности инноваций.
  23. Анализ и оценка эффективности проектов: методы и система показателей.
  24. Разновидности и масштабы систем показателей.
  25. Система универсальных показателей для оценки эффективности проекта.
  26. Управление инновационным проектом.
  27. Методы и приемы снижения рисков инновационных проектов.
  28. Актуализация инновационной деятельности в Европе.
  29. Структура инновационной сферы России.
  30. Инновационный путь развития экономики и инновационная система.
  31. Роль и направления государственного регулирования инновационной деятельности.
  32. Виды государственного регулирования инновационной деятельности. Государственные приоритеты РФ в сфере науки и производства.
  33. Основные функции некоторых государственных органов РФ в инновационной деятельности.
  34. Региональная инновационная политика.
  35. Мотивирование субъектов инновационной деятельности.
  36. Сферы мирового технологического первенства России.
  37. Маркетинг инноваций.
  38. Бренд и ребрендинг.
  39. Лизинг новых машин и оборудования.
  40. Франчайзинг.
  41. Концессия.
  42. Интрапренерство.
  43. Фронтирование рынка.
  44. Мерджер.
  45. Инжиниринг и реинжиниринг инноваций.
  46. Бенчмаркинг.
  47. Трансфер технологий.
  48. Понятие инфраструктуры и ее составляющие.
  49. Инкубаторы бизнеса.
  50. Технопарки. Технополисы.
  51. Фонды поддержки инновационной деятельности.
  52. Российские научные фонды.
  53. Научные фонды зарубежного капитала.
  54. Инновационный процесс на производственном предприятии.
  55. Инновационная стратегия предприятия.
  56. Экспертиза внутренней среды предприятия.
  57. Показатели, характеризующие инновационную деятельность предприятий России.
  58. Сущность и проявления эффективности инноваций.
  59. Методы расчета коммерческого эффекта.
  60. Вклад эффективности инноваций в оценку собственности. Инновационная стратегия и инновационный потенциал.
  61. Основные модели инновационных процессов.
  62. Инновационный менеджмент: становление и развитие.
  63. Функции инновационного менеджмента.
  64. Длинные волны Н.Д. Кондратьева инновационного процесса.
  65. Йозеф Шумпетер - основоположник инновационного развития.
  66. Инвестирование в инновационную деятельность.
  67. Интеллектуальная собственность как составляющая фундамента инновационного процесса.
  68. Инновационный менеджмент в роли антикризисного управления.
  69. Информационная поддержка жизненного цикла продукта в инновационном процессе.
  70. Мотивация инновационной деятельности.

Темы докладов могут быть предложены обучающимися самостоятельно и согласованы и утверждены преподавателем дисциплины «Управление инновациями».

Одним из видов самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине «Управление инновациями» является подготовка реферата. Выбор темы реферата должен производиться из списка, предложенного в настоящих методических указаниях. Тема реферата закрепляется за студентом индивидуально.

Целью контрольной работы является проверка уровня теоретической подготовленности студента по дисциплине «Управление инновациями» и его умения применять полученные знания при выполнении практических задач, делать объективные выводы на основании изучения экономической и научной литературы.

Подготовка реферата является необходимым условием для получения студентом итоговой аттестации по дисциплине «Управление инновациями».

Изучение основной и дополнительной литературы, в том числе нормативных документов по дисциплине, проводится на регулярной основе в разрезе каждого раздела в соответствии с приведенными в п. 2 настоящих методических указаний рекомендациями для подготовки к промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине «Управление инновациями». Список основной и дополнительной литературы и обязательных к изучению нормативных документов по дисциплине «Управление инновациями» приведен в настоящих методических указаниях.

Оформление реферата должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Основные положения данного ГОСТ заключаются в следующем:

  1. Реферат, представленный на бумажном носителе, должен находиться в папке со скоросшивателем. Листы работы не должны быть вставлены в файлы, так как это затрудняет проверку.
  2. Текст реферата печатается на стандартных листах формата А4 на компьютере шрифтом гарнитуры TimesNewRoman кеглем 14 пунктов через 1,5 интервала.
  3. Текст реферата следует печатать с соблюдением следующего размера полей: левое - 30 мм; правое - 10 мм; верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм.
  4. Величина абзацного отступа - 1,2 сантиметра. Выравнивание текста в пределах абзаца - по ширине. При наборе текста допускается использование функции автоматической расстановки переносов.
  5. Нумерация страниц реферата производится арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки и начинается с титульного листа, но на самом титульном листе номер страницы не проставляется.
  6. Заголовки структурных элементов реферата: «СОДЕРЖАНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются жирным шрифтом прописными буквами и записываются с абзацного отступа с новой страницы. Разделы нумеруются арабскими цифрами (точка после номера раздела не ставится), а их наименование печатается жирным шрифтом прописными буквами с абзацного отступа. Выравнивание заголовков разделов работы следует делать по левому краю. Номера подразделов включают номер раздела и порядковый номер соответствующего подраздела в рамках раздела, разделенные точкой. После номера подраздела перед его заголовком точку не ставят. Заголовки подразделов печатаются строчными буквами, выделяются жирным шрифтом и записываются с абзацного отступа. Выравнивание заголовков подразделов доклада производится по левому краю.
  7. Таблицы следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Таблицы в реферате следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела. Номер таблицы в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы в разделе, разделенных точкой. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с её номером через тире. Точка в конце названия таблицы не ставится. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица», её номер и название указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» или «Окончание» и указывают номер таблицы. При переносе таблицы на другую страницу заголовок (шапку) таблицы помещают только над её первой частью.
  8. Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки в реферате следует нумеровать арабскими цифрами в пределах раздела. Номер рисунка в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка в разделе, разделенных точкой. Название рисунка должно отражать его содержание, быть точным и кратким. Название рисунка следует помещать под рисунком по центру в одну строку с его номером через тире. Точка в конце названия рисунка не ставится.
  9. Формулы в реферате выделяются из текста отдельной строкой. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой она дана в формуле. Формулы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела реферата доклада. Номер формулы в этом случае состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в пределах раздела, разделенных точкой, и указывается в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Для корректного набора формул в работе рекомендуется пользоваться специальным редактором формул MicrosoftEquation, входящим в стандартную поставку программного пакета MicrosoftOffice.
  10. При написании реферата обязательно делать ссылки на используемые литературные источники и нормативно-правовой материал. Ссылки на содержащиеся в библиографическом списке источники оформляются непосредственно по тексту доклада в квадратных скобках с указанием номера источника в библиографическом списке и страниц, на которых содержится цитируемый материал. В начале списка литературы указываются нормативно-правовые документы, далее - библиографические источники (книги, брошюры, газетные и журнальные статьи и т.п.) в алфавитном порядке фамилий их авторов. Порядок включение нормативно-правовых документов в список литературы соответствует их значимости:

    - Конституция РФ;

    - кодексы РФ;

    - законы РФ;

    - постановления Правительства РФ;

    - приказы Минфина РФ и иных уполномоченных федеральных органов;

    - разъяснительные письма Минфина РФ и иных уполномоченных федеральных органов, не имеющие статуса нормативных документов.

    Оформление библиографического списка должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

  11. Реферат должен содержать:

    - титульный лист;

    - содержание;

    - введение;

    - основной текст;

    - заключение;

    - библиографический список.

  12. Реферат обязательно подписывается студентом на титульном листе перед сдачей её преподавателю.

© Центр дистанционного образования МГУП