Московский государственный университет печати

А.В. Шелыгов,
Г.В. Миронова


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление инновациями»

для направления бакалавриата 080200.62 - «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации»


А.В. Шелыгов, Г.В. Миронова
Методическое руководство по изучению дисциплины «Управление инновациями»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

Содержание разделов дисциплины

1.

Тема 1. Основные понятия управления инновационной деятельностью

2.

Тема 2. Инновационный процесс и организация управления инновациями

3.

Тема 3. Разработка и реализация инновационных проектов

4.

Тема 4. Роль государства в регулировании инновационной деятельности

5.

Тема 5. Некоторые виды и инструменты инновационной деятельности

6.

Тема 6. Инфраструктура инновационной деятельности

7.

Тема 7. Инновационная деятельность предприятия

8.

Тема 8. Основы стратегического управления инновационным процессом

9.

Тема 9. Проектное управление жизненным циклом инновации

10.

Тема 10. Риски в инновационной деятельности

11.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

12.

Контрольная работа

12.1.

Тематика контрольных работ

12.2.

Методические указания по выполнению различных форм аудиторной самостоятельной работы

13.

Глоссарий

14.

Формы контроля

  1. Бенчмаркетинг - изучение деятельности конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта в формировании собственной инновационной стратегии.
  2. Бизнес-инкубатор (технологический инкубатор, фирма-инкубатор) - субъект инновационной инфраструктуры, созданный с целью образования новых предприятий, рабочих мест и экономического развития региона на основе комплексного метода организации инновационного процесса. Различают субъекты трех типов: бесприбыльные - субсидируемые местными органами, организациями; прибыльные - частные организации; филиалы высших учебных заведений.
  3. Бренд - широко известный товарный знак или наименование фирмы, имеющей заслуженную репутацию и производящей качественные продукты и услуги.
  4. Венчурная фирма - коммерческая научно-техническая фирма, деятельность которой направлена на разработку и внедрение новых технологий и продукции с неопределенным заранее доходом (рискованный вклад капитала).
  5. Венчурный бизнес - бизнес, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике.
  6. Венчурный фонд - специализированный фонд, осуществляющий финансирование высокорискованных инновационных проектов.
  7. Государственная инновационная политика - часть государственной социально-экономической политики, связанная с осуществляемым государством комплексом организационных, экономических и правовых мер, направленных на развитие инновационной деятельности. В рамках инновационной политики органы государственной власти определяют цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Одним из способов влияния на общий инновационный процесс в стране является предоставление государством финансовых средств (гранты, государственные заказы).
  8. Государственная система научно-технической информации в РФ - совокупность научно-технических библиотек и организаций, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств (аналитические, статистические, информационные центры, региональные информационные сети, Интернет, базы данных).
  9. Диффузия инноваций - процесс масштабного распространения инноваций в различных отраслях и сферах экономики.
  10. Жизненный цикл нововведения - период времени от зарождения новой идеи, ее практического воплощения в новых изделиях до морального старения этих изделий и снятия их с производства. Жизненный цикл нововведения можно представить следующим образом: 1) фундаментальные исследования; 2) прикладные исследования; 3) конструкторские разработки; 4) технологическое освоение; 5) маркетинг; 6) производство; 7) эксплуатация; 8) модернизация; 9) утилизация.
  11. Идея инновационная - направленная на создание инноваций - гипотезы альтернативного способа решения задачи (научной, научно-технической, производственной, маркетинговой, логической). Идеи позволяют создать что-то новое в научном, научно-техническом, инженерно-техническом, организационно-производственном направлениях деятельности.
  12. Идея инновационная - направленная на реализацию инноваций - идея использования новшества. Служат в качестве гипотезы выбора альтернативной стратегии развития.
  13. Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи.
  14. Инвестор - участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшеств. Инвесторами инновационного процесса могут быть государственные и коммерческие банки; инвестиционные компании; страховые компании; пенсионные фонды; специализированные компании; частные лица.
  15. Инноватика - экономическая наука, изучающая закономерности инновационных изменений в макро- и микроэкономических системах. Инноватика изучает закономерности инновационного развития; деловые циклы и технологические уклады; понятие новации, инновации, их основные свойства; жизненный цикл инноваций; классификации инноваций; характеристики инновационных процессов, этапы осуществления; факторы, определяющие результативность инновационных процессов; методы инновационного менеджмента; виды эффектов в инновационной сфере.
  16. Инноватор - участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение (коммерциализацию) новшества на рынке. Инноваторами могут быть внедренческие фирмы; концерны; финансово-промышленные группы.
  17. Инновации, нововведения - новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Инновация является конечным результатом основанной на использовании достижений науки и передового опыта деятельности по реализации нового или усовершенствованию реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности. Непременным свойством инновации является научно-техническая новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.
  18. Инновационная активность - комплексная характеристика инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизировать потенциал необходимого количества и качества, в том числе его скрытые стороны, способность обеспечить обоснованность методов, уровень технологии инновационного процесса по составу и последовательности операции.
  19. Инновационная деятельность (процесс) (ИД) - процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения. В общем виде инновационный процесс состоит из следующих стадий: 1) исследования и разработки; 2) освоение в производстве; 3) изготовление; 4) содействие в реализации, применении, обслуживании; 5) утилизация после использования. Инновационный процесс включает в себя также деятельность, обеспечивающую создание инноваций: научно-технические услуги, маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экономической эффективности инновации, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность.
  20. Инновационная деятельность - в узком смысле - это научно-исследовательская деятельность, ориентированная на научно-технические достижения. В широком смысле под инновационной деятельностью может пониматься любая деятельность, в результате которой может появиться инновация.
  21. Инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности.
  22. Инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).
  23. Инновационно-активные предприятия - предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических процессов или иных видов инновационной деятельности.
  24. Инновационно-промышленный комплекс (ИПК) - тип организации, объединяющей малый инновационный бизнес с крупным производством; все звенья этой системы объединены между собой на основе экономических интересов, и это позволяет сократить до минимума переход от фундаментальных исследований до создания высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.
  25. Инновационный капитал - способность отраслей хозяйства или предприятий производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка.
  26. Инновационный лаг - период времени от появления новации до воплощения ее в практическую деятельность, приносящую эффект; в массовое производство; длительность инновационного процесса.
  27. Инновационный лаг - временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли).
  28. Инновационный потенциал - совокупность ресурсов различных видов, включающая в себя материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Также к инновационному потенциалу можно отнести институциональные условия: нормативно-правовые акты (от муниципального до федерального уровня), финансового и социального характера. К таким ресурсам относятся: 1) исследовательская база; 2) производственные помещения и мощности; 3) кадры, обладающие необходимой квалификацией; 4) научный задел, производственные технологии; 5) финансовые средства для осуществления разработок и/или производства; 6) информационные ресурсы; 7) сбытовые сети, обеспечивающие продвижение продукции на рынки.
  29. Инновационный продукт - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
  30. Инновационный проект - проект, содержанием которого является проведение прикладных научных исследований и/или разработок, их практическое использование в производстве и реализации. К инновационному проекту, например, относят комплексный план действий, нацеленный на создание или изменение конкретной системы посредством превращения новшества в нововведение и предусматривающий для его реализации определенные условия (сроки, финансы, оборудование, методы организации).
  31. Инновационный процесс - последовательность этапов создания и использования нововведения.
  32. Инновационный менеджмент - область экономической науки по управлению инновациями; управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов; аппарат управления инновациями; учебная дисциплина.
  33. Инновационный фонд - фонд финансовых ресурсов, созданный с целью финансирования научно-технических разработок и рисковых проектов. Источником финансовых ресурсов являются спонсорские взносы фирм и банков. Обычно средства фонда распределяются между претендентами на инвестиции на конкурсной основе.
  34. Инновационный центр - субъект инновационной инфраструктуры, осуществляющий совместные исследования с фирмами, обучение студентов, переподготовку и повышение квалификации обучающихся кадров основам инновации и организующий новые коммерческие компании, которые финансирует на стадии их становления. ИТЦ в отличие от НИИ практически реализует принцип: производить то, что можно продать. В этом случае лидером проекта становится менеджер (бизнес-лидер). ИТЦ следует требованиям рынка и востребованность (конкурентоспособность) товара заложена в нем изначально. Преимущество ИТЦ перед НИИ - это «не обремененность» запасом технологий и безинерционность, мобильность, тонкое чувство рынка.
  35. Инновация услуг - инновация, связанная с непосредственным взаимодействием субъектов инновационной деятельности по удовлетворению нужд в процессе этой деятельности.
  36. Кадровые нововведения - целевая деятельность по внедрению кадровых новшеств, направленная на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития социально-экономических структур организации и ее подразделений.
  37. Коммерциализация - процесс превращения новации в инновацию посредством внедрения на рынок.
  38. Лицензия - разрешение, выдаваемое владельцем технологии (лицензиаром), защищенной или не защищенной патентом, заинтересованной стороне (лицензиату) на использование этой технологии в течение определенного времени, на определенной территории и за определенную плату.
  39. Мегапроекты представляют собой многоцелевые инновационные комплексные программы, требующие централизованного финансирования и руководства из координационного центра. Например, проекты технического перевооружения отраслей, повышение конкурентоспособности продукции и технологий.
  40. Научно-техническая деятельность - деятельность, включающая в себя проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. К научно-технической деятельности относятся также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, а также их распространение и применение результатов.
  41. Научные исследования (научно-исследовательские работы) (НИР) - творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения. Научные исследования могут быть фундаментальными и прикладными.
  42. Национальная инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране. Структурными компонентами НИС являются организации частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают и ведут инновационную деятельность в масштабе государства. Эти организации действуют во всех сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, финансировании этого процесса и его юридически-правовом обеспечении.
  43. Новатор - участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе. В качестве разработчиков могут выступать научно-исследовательские организации; малые инновационные предприятия; инжиниринговые компании; отделы НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) на крупных предприятиях; индивидуальные изобретатели.
  44. Новшество - научное знание, обладающее новыми или существенно отличающимися от существующих решениями. Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных или экспериментальных исследований, разработок в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения). Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции); результатов маркетинговых исследований.
  45. Объектами инновационного менеджмента выступают инновационные процессы: сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; инновационная деятельность предприятия; сами научно-технические новшества.
  46. Объектом интеллектуальной собственности являются документально подтвержденные права на результаты интеллектуальной деятельности.
  47. Объектами права интеллектуальной собственности являются изобретения во всех областях человеческой деятельности; промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие наименования и обозначения; полезные модели; литературные, художественные произведения и научные труды; компьютерные программы; интегральные микросхемы; исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи; репрография; новые разработки в области вещания; биотехнологии; пресечение недобросовестной конкуренции; ноу-хау.
  48. Опытно-конструкторские работы (ОКР) - комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции: разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию), изготовление и испытания опытных образцов (опытной партии).
  49. Опытно-технологические работы (ОТР) - комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и/или технологических процессов и по изготовлению технической документации на них.
  50. Организационная инновация - инновация, связанная с созданием или совершенствованием организации и управления производством, процессами, трудовыми ресурсами.
  51. Патент - свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом, изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Практически все товары, выпускаемые на рынок, являются запатентованными. Срок действия патента обычно ограничивается 15-20 годами, и он действует только на территории той страны, где он выдан. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата высоких патентных пошлин.
  52. Продукт-инновация - инновация, связанная с разработкой и внедрением новой или усовершенствованной продукции (изделий) или уже реализованной в производственной практике других предприятий и распространяемой через технологический обмен (беспатентные лицензии, консультации).
  53. Процесс-инновация - инновация, связанная с разработкой и внедрением новых или значительно улучшенных производственных процессов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности.
  54. Псевдоинновации - инновации, несущественно изменяющие базисные или модифицирующие технологии, и, зачастую, отличающиеся сомнительной степенью востребованности потребителем.
  55. Разработка - деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности на создание новой продукции и технологий. Разработка новой продукции, технологий включает в себя проведение опытно-конструкторских (при создании продукции) и опытно-технологических работ (при создании материалов, веществ, технологий).
  56. Разработка новации включает отбор инновационных идей; планирование проекта; осуществление инновационного проекта в рамках выбранной организационной структуры; контроль и регулирование параметров проекта в соответствии с составленными планами.
  57. Рынок новаций - комплекс инновационных проектов, нуждающихся в финансировании и внедрении.
  58. Социальная инновация - инновация, связанная с улучшением социально-бытовых условий жизни, экологии, гигиены и безопасности труда, культуры и досуга.
  59. Социальная инновация есть результат творческой деятельности, получивший широкое применение и послуживший основанием для значимых социальных изменений; процесс преобразования нововведений в социокультурные нормы и образцы, обеспечивающий их институциональное оформление и закрепление в сфере духовной и материальной культуры общества.
  60. Стартап - это молодая небольшая компания, деятельность которой связана с любой инновационной деятельностью (чаще - технологией (разработка и внедрение)), имеющая, как правило, ограниченные ресурсы и только-только начавшая свою деятельность.
  61. Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции.
  62. Субъекты инновационной деятельности - организации и физические лица, осуществляющие создание и продвижение инновационного продукта.
  63. Технологическая инновация - инновация, связанная с разработкой и освоением новых или усовершенствованных технологических процессов. Инновация в области организации и управления производством, социальных или информационных технологий не относится к технологической инновации.
  64. Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные соответственно отличить товары и услуги одних юридических лиц или граждан от товаров и услуг других юридических лиц и граждан. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
  65. Финансовая инновация - создание новых финансовых инструментов и финансовых технологий с целью получения прибыли и снижения уровня рисков.
  66. Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые.
  67. Экономическая инновация - инновация, связанная с совершенствованием в финансовой, платежной, бухгалтерской сферах деятельности.

© Центр дистанционного образования МГУП