Московский государственный университет печати

В.А. Пронин


         

Искусство и литература. Часть 1. Искусство и литература за рубежом

Учебник для специальности 032401 - «Реклама»


В.А. Пронин
Искусство и литература. Часть 1. Искусство и литература за рубежом
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

ОТ АВТОРА

2.

АНТИЧНОСТЬ: ГРЕЧЕСКАЯ АРХАИКА И КЛАССИКА, ЭЛЛИНИЗМ, ШЕДЕВРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

3.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ И ГОТИКА, ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС И РЫЦАРСКИЙ РОМАН, ДАНТЕ И ДЖОТТО

4.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ: ГЕНЕЗИС ГУМАНИЗМА, ТИТАНЫ РЕНЕССАНСА, ШЕКСПИР И СЕРВАНТЕС

5.

XVII ВЕК: КЛАССИЦИЗМ И БАРОККО, РЕМБРАНДТ И РУБЕНС

6.

XVIII ВЕК: ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ, ГОЙЯ И ГЕТЕ

7.

XIX ВЕК: РОМАНТИЗМ, КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, ДЕКАДАНС, ИМПРЕССИОНИЗМ

8.

XX ВЕК: РЕАЛИЗМ И МОДЕРНИЗМ

9.

СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

9.1.

Гюнтер Грасс - первый после Белля

9.2.

Бойс и Юккер: войлок и гвозди

9.3.

Английская профессорская литература

9.4.

Неакадемический английский артефакт

9.5.

Французский роман как результат клонирования

9.6.

Социальная фантастика Курта Воннегута

9.7.

Владимир Набоков «Лолита»: нимфетка как продукт рекламы

9.8.

Уорхол Э.Энди Уорхол: поп-арт и реклама

10.

Библиографический список ко всему курсу

11.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

12.

Темы рефератов

Указатели
361   именной указатель
117   предметный указатель
26   указатель иллюстраций
493   указатель названий

Знание основных произведений мирового искусства и литературы необходимо современному специалисту рекламного цеха не только потому, что визуальная и вербальная реклама нередко заимствует тексты и образы у классиков и современников, но и потому, что художественное творчество развивает креативное мышление, заставляет повседневность воспринимать в необычном ракурсе, изменять устойчивые представления и систему ценностей.

Без преувеличения можно утверждать, что реклама зародилась вместе с искусством. Глашатаи зазывали на театральные представления в древности и средневековье, писатели придумывали завлекательные заглавия своим сочинениям, художники и поэты в эпоху романтизма устраивали скандальные акции, и тогда публика устремлялась в театры и на вернисажи. А что касается футуристов, сюрреалистов или дадаистов, то они разрабатывали настоящую рекламную стратегию.

Но не станем предисловие превращать в конспект учебника, который предстоит изучать студенту. Обратим внимание на некоторые принципиальные моменты. Искусство и литература рассматриваются здесь во взаимодействии, что, вероятно, позволит представить тот или иной период (средневековье, Ренессанс, барокко, романтизм и т.д.) как более целостную атмосферу художественной жизни, когда определенные эстетические принципы утверждали и писатели, и художники, но что особенно важно - читатели и зрители, которые, впрочем, не всегда поспевали за эстетическим авангардом.

Студенты, специализирующиеся в области рекламы, изучают как зарубежное, так и российское искусство и литературу. Отечественному художественному творчеству посвящена вторая часть учебника - «Искусство и литература в России». Ее автор доцент Т.И. Вознесенская.

В зависимости от учебного плана изучение зарубежного и отечественного искусства и литературы может происходить параллельно или в два этапа, но, несомненно, важно осознать общие закономерности развития мирового художественного процесса.

Времени для изучения столь объемного материала учебным графиком предоставлено мало. Но данная дисциплина - предмет особого рода. Значительная часть рекомендуемых текстов в большей или меньшей мере знакома студенту, хотя многое ему предстоит прочитать впервые. Что ж, поторопитесь.

Любите ли вы театр? Посещаете ли музеи? Если вы редко соприкасаетесь с искусством, очень жаль. Постарайтесь посмотреть на сцене или на экране постановки по произведениям Шекспира, Мольера, Островского и других авторов.

В наших музеях собраны прежде всего произведения отечественной живописи от иконописи до авангарда. Но Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве и санкт-петербургский Эрмитаж располагают богатейшей коллекцией мирового искусства. У нас выставлены полотна Леонардо и Рафаэля, Рубенса и Рембрандта, импрессионистов и Пикассо.

Если вы живете не в столице, то ведь Интернет практически всем доступен. И не проходите мимо местных музеев и памятников архитектуры.

Узнать, понять и запомнить студент может очень многое, но только учтите, что искусство и литературу надо постигать с широко открытыми глазами.

Автор выражает благодарность за помощь в работе Д.Р. Хасяновой и Ю.В. Смирновой.

© Центр дистанционного образования МГУП