Московский государственный университет печати

В.А. Пронин


         

Искусство и литература. Часть 1. Искусство и литература за рубежом

Учебник для специальности 032401 - «Реклама»


В.А. Пронин
Искусство и литература. Часть 1. Искусство и литература за рубежом
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

ОТ АВТОРА

2.

АНТИЧНОСТЬ: ГРЕЧЕСКАЯ АРХАИКА И КЛАССИКА, ЭЛЛИНИЗМ, ШЕДЕВРЫ ДРЕВНЕГО РИМА

3.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: РОМАНСКИЙ СТИЛЬ И ГОТИКА, ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС И РЫЦАРСКИЙ РОМАН, ДАНТЕ И ДЖОТТО

4.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ: ГЕНЕЗИС ГУМАНИЗМА, ТИТАНЫ РЕНЕССАНСА, ШЕКСПИР И СЕРВАНТЕС

5.

XVII ВЕК: КЛАССИЦИЗМ И БАРОККО, РЕМБРАНДТ И РУБЕНС

6.

XVIII ВЕК: ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ, ГОЙЯ И ГЕТЕ

7.

XIX ВЕК: РОМАНТИЗМ, КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, ДЕКАДАНС, ИМПРЕССИОНИЗМ

8.

XX ВЕК: РЕАЛИЗМ И МОДЕРНИЗМ

9.

СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

9.1.

Гюнтер Грасс - первый после Белля

9.2.

Бойс и Юккер: войлок и гвозди

9.3.

Английская профессорская литература

9.4.

Неакадемический английский артефакт

9.5.

Французский роман как результат клонирования

9.6.

Социальная фантастика Курта Воннегута

9.7.

Владимир Набоков «Лолита»: нимфетка как продукт рекламы

9.8.

Уорхол Э.Энди Уорхол: поп-арт и реклама

10.

Библиографический список ко всему курсу

11.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

12.

Темы рефератов

Указатели
361   именной указатель
117   предметный указатель
26   указатель иллюстраций
493   указатель названий
Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. 1476 г. Боттичелли. Рождение Венеры. Около 1482-1483 гг. Микеланджело. Давид. 1501-1504 гг. Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513-1514 гг. Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1485-1490 гг.

Начиная с XIV столетия итальянские художники и поэты обратили свой взор к античному наследию и попытались возродить в своем искусстве облик прекрасного гармонически развитого человека. В числе первых, кто взял за образец произведения древних греков и римлян, были Джотто и Данте, а затем поэт Франческо Петрарка и новеллист Джованни Боккаччо, скульптор Никколо Пизано и живописец Симоне Мартини. Первоначально термином Возрождение или Возрождение (Ренессанс)Ренессанс (фр. Renaissance) обозначали культурно-исторический этап, с которого началось изучение античного искусства и литературы, воспринятых как идеальное воплощение внешнего облика и внутренней духовной жизни человека. Понятие «эпоха Возрождения» было введено в научный оборот выдающимся историком искусства Джорджо Вазари в «Жизнеописание великих живописцев, ваятелей и зодчих» (Вазари Д.)«Жизнеописании великих живописцев, ваятелей и зодчих» (1550).

Принципиальным отличием ренессансного искусства от средневекового явилось воплощение не божественной, а человеческой сущности бытия. Отсюда возникает главный философский принцип эпохи Возрождения - Антропоцентризм антропоцентризм, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Поэтому все деятели эпохи Возрождения могут быть названы гуманистами, призванными защищать и прославлять личность от посягательств духовных и светских властей на право человека развивать свои способности и таланты. Выдающийся итальянский гуманист Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) посвящал свои трактаты прославлению человеческого достоинства. В уста Всевышнего он вложил следующие слова, обращенные творцом к первому человеку на земле, сотворенному им: «Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснения, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени существа животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного - исключительно благодаря твоей внутренней воле»Эстетика Ренессанса. Т. 1. М., 1981. С. 248..

Гуманистами впервые была провозглашена суверенность человеческой личности, каждый человек обрел право создать себя, то есть выбрать нужный путь, стремиться к успеху и процветанию, заниматься нравственным самоусовершенствованием, не гнушаться физической привлекательности, но, напротив, выявлять собственное обаяние и искать красоту в окружающем мире.

В эпоху Возрождения устанавливаются новые отношения с Богом, образ которого очеловечивается. Достаточно посмотреть на фрески в ренессансных архитектурных сооружениях, чтобы убедиться в этом. Божество предстает страдающим и размышляющим, физически привлекательным, при этом наделенным национальными чертами, присущими разным странам и народам, в зависимости от того, где трудился над образом творца ваятель или живописец.

Переход от средневековья к гуманизму не был скорым и повсеместным. Начало гуманистическому движению было положено в Италии. Это объясняется тем, что на Апеннинском полуострове более всего сохранилось памятников античности. К тому же Италия была самой развитой страной средневековья. В Италии было больше крупных городов, чем где бы то ни было, а идеи гуманизма могли зародиться только в свободной городской среде. Итальянские купцы совершали дальние торговые экспедиции, мир пред ними раскрывался во всем своем величии и многообразии. Далекие поездки формировали новый тип человека - предприимчивого, деятельного, привыкшего в опасных ситуациях рассчитывать только на себя. Во многих итальянских городах открывались университеты, где наряду с богословием изучались и науки, необходимые для жизни. Важнейшими социально-психологическими предпосылками Ренессанса являлись великие географические открытия, изобретение книгопечатания, вытеснение ремесленного хозяйства мануфактурами.

В искусствоведении принята следующая периодизация Ренессанса:

ДучентоДученто (XIII в.) - ПроторенессансПроторенессанс;

ТречентоТреченто (XIV в.) - продолжение Проторенессанса;

КватрочентоКватроченто (XV в.) - ранний Ренессанс;

ЧинквечентоЧинквеченто (первая половина XVI в.) - Высокий Ренессанс.

В эпоху Возрождения изменяется само понятие времени и истории. Человечество впервые обретает некую всеобщую цель - золотой век, навстречу которому оно стремится в поступательном движении. Отсюда происходит формирование утопического сознания, нашедшего свое выражение в жанре Утопия утопии (Томас Мор, Франсуа Рабле).

Современная система жанров литературы и искусства в значительной мере оформилась в период Ренессанса. Интерес к внутреннему миру человека и его внешним проявлениям находит свое выражение в жанре Портрет портрета. Изучение человека, как правило, начиналось с себя самого, вследствие этого широкое распространение получил автопортрет. Гениальные ренессансные живописцы Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дюрер, КараваджоКараваджо оставили потомкам свои изображения, будучи глубоко уверены в том, что их внешний вид будет привлекать внимание спустя столетия. Они не ошиблись: вглядываясь в их автопортреты, зритель стремится постичь внутренний мир гения.

Своего рода аналогом автопортрета в литературе можно считать Поэзия лирическая лирическую поэзию. Лирика Франческо Петрарки, Пьера Ронсара, Уильяма Шекспира, Луиса Камоэнса интерпретировала их внутренний жизненный опыт, однако ценители их лирики узнавали в стихах поэтов не только и не столько авторов, сколько самих себя, обнаруживая совпадение и сходство в горестях и в радостях. Лирика субъективна, но вместе с тем лирическая поэзия способна в эмоциональном порыве стать объединителем людей.

В эпоху Возрождения главным жанром лирики был Сонет сонет. Все перечисленные выше поэты писали сонеты, им удавалось в четырнадцати строках сонета передать творческую устремленность, мечту о поэтическом бессмертии, обретение любви и утрату возлюбленной. Этапы ренессансной сонетной лирики четко выражены А.С. Пушкиным в первом четверостишии его стихотворения «Сонет», стихотворение (Пушкин А.С.)«Сонет»:

Суровый Дант не презирал сонета

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

Эпохе Возрождения человечество обязано возникновением романа. На смену средневековому рыцарскому роману с его немыслимой фантастикой приходит изображение реальности, пропущенной сквозь призму иллюзий и фантазий. «Дон Кихот», роман (Сервантес М. (де))«Дон Кихот» Сервантеса - первый реалистический роман, воплотивший эпос частной жизни на широком фоне объективной действительности. В романе героем выступает отдельный человек, биография которого неразрывно связана с историей, формирующей его личностное сознание.

Роман Роман - большая эпическая форма, которой в литературном процессе предшествовала малая эпическая форма - Новелла новелла, ведущая свою родословную от средневековых французских Фабльофабльо и немецких Шванкшванков. Сохраняя их событийность, новелла в эпоху Возрождения обретает более конкретную обрисовку характеров всех участников необычных происшествий, психологическую мотивированность поведения.

Новелла и роман в эпоху Возрождения тесно между собой взаимодействуют: циклы новелл, объединенных одним героем, способствовали формированию романного жанра, а в текст романа включались нередко вставные новеллы.

В эпоху Возрождения предстояло заново возникнуть драматическим жанрам. В средние века связь с античной драматургией прервалась. В мистериях и мираклях ставились и разрешались религиозные конфликты. В ренессансной драматургии конфликтом становятся взаимоотношения героя с окружающим миром и самим собой («Гамлет», трагедия (Шекспир У.)«Гамлет» Шекспира).

Если искусство слова в эпоху Возрождения тесно соприкасается с окружающей действительностью, черпая сюжеты из современной повседневности (Боккаччо) или исторических источников (Шекспир), то в изобразительном искусстве преобладает религиозная проблематика («Тайная вечеря» Леонардо, «Динарий кесаря» Тициана, «Несение креста» Веронезе).

Это в значительной мере объясняется тем, что именно церковь выступала заказчиком. Однако евангельские сюжеты наполняются конкретными наблюдениями художника, его реальным жизненным опытом, происходит обмирщение религиозных тем, зачастую небесное сходит на землю, обретая современную конкретику.

На полотнах ренессансных художников мир прекрасен, а человек идеален. Даже страдание не искажает светлый образ святого Себастьяна, пронзенного стрелами, которого так любили изображать ренессансные мастераАнтонелло да Мессина. Святой Себастьян. 1476 г.. В знаменитой скульптуре Микеланджело образ Давида соединяет в себе героическое начало и эстетическое совершенство человека. Историки искусства характеризуют творческий метод писателей и художников эпохи Возрождения как «Реализм прекрасный» прекрасный реализм.

Однако было бы наивным представлять себе реальную жизнь XIV-XV столетий похожей на полотна Рафаэля или комедии Шекспира. Жизнь в эпоху Ренессанса изобиловала кровавыми событиями, политическими интригами, когда в ход пускали кинжалы, мечи, яд. Ренессансная свобода имела свою оборотную сторону. Свободный правитель Флоренции или Венеции не гнушался обмана и клеветы, дабы подавить сопротивление политических противников.

Наиболее красноречиво философия антигуманизма была сформулирована итальянским политическим публицистом и историком Никола Макиавелли в его трактате «Государь», трактат Макиавелли Н.«Государь» (1513): «Как похвально было бы для Князя соблюдать данное слово и быть в жизни прямым, а не лукавить, - это понимает всякий. Однако опыт нашего времени показывает, что великие дела творили как раз князья, которые мало считались с обещаниями, хитростью умели кружить людям головы и в конце концов одолели тех, кто полагался на честность»Цит. по: Зарубежная литература. Эпоха Возрождения / сост. Б.И. Пуришев. М., 1976. С. 178..

Шекспировские персонажи - Ричард III, Макбет, Яго - следуют наставлениям Макиавелли, не будучи непосредственно знакомы с его сочинениями. Но гуманизм на исходе эпохи Возрождения переживает кризис. Свобода воли была обращена во зло, на подавление и истребление тех, кто не подчинялся сильной власти, тогда как начало Ренессанса было преисполнено радостных надежд на освобождение человека от духовных пут средневековья.

Возрождение в Италии. Италия - родина европейского гуманизма. Первые произведения ренессансного искусства возникли на Апеннинах.

Петрарка Ф. Франческо Петрарка (1304-1374) - первый европейский гуманист. Его отец, как и Данте, незадолго до рождения поэта был изгнан политическими противниками из Флоренции. Будучи нотариусом, отец хотел, чтобы Франческо тоже стал юристом. Петрарка изучал право в университетах Монпелье и Болоньи. После смерти отца, по его собственному признанию, он отправил все юридические сочинения в длительное заточение. Приняв духовный сан, он в 1330 г. поступил на службу к кардиналу Джованни Колонна. В качестве секретаря Франческо Петрарка сопровождал его в поездках во Францию, Фландрию, Германию.

Круг интересов Петрарки был необычайно широк. Он собирал и изучал древние манускрипты, прекрасно знал сочинения греческих философов и поэтов. Знаком был и с трудами отцов церкви. Подобно греческим мудрецам, он стремился к физической привлекательности. Не сомневаясь в том, что будущее поколение ценителей поэзии станет интересоваться не только его стихами, но и его личностью, он написал «Письмо к потомкам» (Петрарка Ф.)«Письмо к потомкам», в котором обстоятельно рассказал о своем жизненном пути.

Каков он был, Петрарка? По его словам, в молодости был не слишком силен, но весьма ловок. Цвет кожи у него был между бледным и смуглым, зрение долго оставалось зорким. Внешностью своей он не хвастался, но полагал, что в молодые годы был привлекательным. Следуя заветам древних, итальянский гуманист считал, что тот не мудрец, кто не знает себя. Поэтому все его творчество основывалось на глубоком самопостижении, что помогало ему понять все человечество. Петрарка был коронован королем поэтов и увенчан лавровым венком на римском форуме в 1342 г.

Однако основоположника итальянского гуманизма нередко мучили сомнения и терзал и стыд. Не слишком ли он жаждет славы и поклонения? Не много ли забот он уделяет мирским делам, забывая о суде Божьем? Своими сомнениями он поделился в трактате «О презрении к миру», трактат (Петрарка Ф.)«О презрении к миру», написанном в форме вымышленного диалога, который ведут поэт и Блаженный Августин (353-430). Христианский вероучитель упрекает автора за суетность, за забвение господних милостей, за увлечение телесной красотой, за страстную любовь к донне Лауре. Петрарка признает себя виноватым, но в оправдание вопрошает: «Разве не любовь правит миром»?

Прижизненную славу Франческо Петрарка стяжал своей поэмой «Африка», поэма (Петрарка Ф.)«Африка» (1342). Следуя за вергилиевой «Энеида», поэма (Вергилий)«Энеидой», он создает на латинском языке пространное повествование о войнах между Древним Римом и Карфагеном, на фоне которых развернута трагическая история любви карфагенской царевны Софонисбы и африканского вождя Массиниссы. Поэма осталась незавершенной, а с течением времени была забыта.

В памяти потомков Франческо Петрарка остался автором «Книга песен» (Петрарка Ф.)«Книги песен», над которой он работал с первой встречи с Лаурой вплоть до самой смерти. Поэт оставил такое свидетельство: «Лаура, именитая своими доблестями и долгое время прославленная в моих стихах, впервые предстала моим взорам в лета моей ранней юности, в 1327 году, утром, 6 апреля в церкви св. Клары в Авиньоне; и в том же городе того же месяца и в тот же день и час 1348 года этот светоч был отнят у нашего света, когда я был в Вероне, не ведая моей судьбы».

Лаура де Нов происходила из знатной семьи, в семнадцать лет в 1325 г. вышла замуж за Уго де Сада, была матерью одиннадцати детей. Умерла в страшный год, когда по всей Европе прокатилась эпидемия чумы. Она не ведала, того, что вдохновила гения поэзии и обрела бессмертие. Поэт искусно обыгрывает имя возлюбленной Laura, ставя его в один ряд с такими образами-символами, как lauro (лавр), l'aurо (золото), l'aurа (ветер).

По давней средневековой традиции это была любовь издалека. Не стремясь стать возлюбленным Прекрасной Дамы, поэт жаждал прославить земной символ небесной любви.

Как и Беатриче у Данте АлигьериДанте, Лаура в стихах Петрарки олицетворение духовного совершенства, мудрости, любви. Но образы возлюбленных у поэтов имеют одно существенное отличие. Беатриче - прекрасна, Лаура - красива. У Данте мы не найдем описания внешнего облика, тогда как Петрарка замечает белизну ее рук, золото волос, легкую походку. Портрет Лауры реальнее и конкретнее, но главное внимание по-прежнему уделяется не страсти, а добродетели.

«Книга песен» состоит из двух частей: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». В первой части звучат признания, сколь счастлив поэт, лицезреющий Лауру. Лирика Петрарки носит медитативный характер, в стихах отсутствует событийность, он размышляет, что такое любовь и почему любовь делает влюбленного одновременно счастливым и глубоко несчастным:

Благословен день

Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз!
Благословенна боль, что в первый раз
Я ощутил, когда и не приметил,
Как глубоко пронзен стрелой, что метил
Мне в сердце Бог, тайком родящий нас!
 

(Пер. Вяч. Иванова)

Франческо Петрарка открыл диалектику чувств, соединяющих радость со страданием. Во второй части поэт самочинно, подобно Данте, канонизирует возлюбленную, соответственно образ ее обретает черты святости. Уход Лауры из жизни - это не только горе поэта, но и сама природа продолжает скорбеть и хранить о ней память.

«Книга песен» включает 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала. В большинстве своем это стихи о любви, однако Петрарке не чужда была патриотическая проблематика. В знаменитой канцоне «Моя Италия», канцона (Петрарка Ф.)«Моя Италия» он горюет о разорении страны, вызванном междоусобицами.

Франческо Петрарка открыл лирику своего времени. Заслугой его является то, что он продемонстрировал безграничные возможности Сонетсонета. Многочисленные его подражатели и продолжатели - их обычно называют петраркистами - культивировали жанр сонета, варьируя в своем творчестве мотивы платонической любви.

Боккаччо Дж. Джованни Боккаччо (1313-1375) при жизни не завоевал у своих современников того признания, какое он получил впоследствии. Автор «Декамерона» вошел в историю мировой литературы как создатель жанра Новеллановеллы.

Свои молодые годы он провел в Неаполе при дворе короля Роберта Анжуйского, в побочную дочь которого был влюблен. Марии д'Аквино Боккаччо посвящает первые свои произведения, в том числе и сонеты.

В ряде юношеских произведений будущий новеллист осваивает уже сложившиеся жанры античности и средневековья. Так, поэма «Амето», поэма (Боккаччо Дж.)«Амето» (1342), рассказывающая о встрече пастуха Амето с двенадцатью нимфами, которые олицетворяют человеческие добродетели, представляет собой пастораль. Поэма «Фьезоланские нимфы», поэма (Боккаччо Дж.)«Фьезоланские нимфы» (1344) - аллегория, повествующая о возникновении Флоренции на холмах, где в древности резвились нимфы. «Элегия мадонны Фьяметы» (Боккаччо Дж.)«Элегия мадонны Фьяметы» (1345) тяготеет к жанру исповеди. Это грустное повествование о судьбе покинутой женщины. Характерно, что уже в ранних произведениях Боккаччо избирает любовные сюжеты, а в их трактовке следует традициям ОвидийОвидия и куртуазных поэтов.

«Декамерон» (Боккаччо Дж.)«Декамерон» (1348-1353) - по-гречески десятидневник. Семь флорентийских красивых девушек и трое благовоспитанных юношей укрываются на загородной вилле от эпидемии чумы. Они проводят в уединении десять дней. Каждый рассказывает ежедневно по одной забавной, трогательной или поучительной истории. Всего в «Декамероне» сто новелл. Обрамление несет в себе важный смысл. Оптимистическое содержание большинства новелл контрастирует с атмосферой чумного города. Автор внушает мысль: помня о смерти, радуйся жизни.

Молодые люди выступают в роли рассказчиков, тем самым Боккаччо подчеркивает, что новеллы не плод фантазии автора, они существовали до сочинителя, они реальны и изначально бытовали в городской среде. Автор берет на себя роль беспристрастного повествователя. Сами же рассказчики являют собой идеальные натуры, они лишены характерности, а само их времяпрепровождение - утопия в хаосе смерти.

Сюжеты «Декамерона», действительно, не всегда принадлежат Боккаччо. Он брал их из анонимных источников - восточных легенд, сказок, анекдотов, но переносил в современную Италию.

Новелла - рассказ о каком-то неслыханном происшествии. Значительная часть «Декамерона» посвящена любовным приключениям. Во многих случаях речь идет о грубой чувственной любви, чуждой каких-либо запретов и догм. Таковы в большинстве своем новеллы седьмого дня, в которых говорится о проделках неверных жен, а также новеллы восьмого дня, в которых мужья состязаются с женами в разного рода хитростях. В этих сюжетах ощутима тема средневековых фарсов и фабльо.

Более соответствуют духу Ренессанса новеллы, в которых рассказывается о том, как страсть облагораживает влюбленного. Такова, например, первая новелла пятого дня о Чимоне, который под влиянием любви к Ифигении обретает духовное совершенство. О самоотверженной любви рассказывается в девятой новелле пятого дня, в самой последней - сотой новелле и многих других.

В «Декамероне» много антиклерикальных анекдотов. Любовных утех добиваются разного рода хитростями монахи и священнослужители. Автор осуждает их не за тягу к наслаждению, а за ханжество и лицемерие. В сатирических новеллах комический эффект создается за счет того, что проповеди церковников расходятся с их постулатами. Положительным героем многих новелл выступает деятельный, предприимчивый человек, который, подвергаясь разного рода испытаниям, выходит из них победителем благодаря своему уму и воле к жизни. Таковы злоключения новелл пятого дня, в которых героям удается перехитрить фортуну.

В «Послесловии автора» Боккаччо, предвидя возможные упреки критиков в чрезмерной откровенности новелл, оправдывается тем, что он стремился развлечь своих читателей незамысловатыми веселыми историями. Своей цели он достиг. Сотней новелл он представил яркую картину жизни, в которой всему находится место: любви и ненависти, испытаниям и наслаждениям, вере и суевериям, а главное - жизни во всех ее проявлениях.

Вслед за «Декамероном» в Италии и в других странах новелла становится ведущим прозаическим жанром. Новеллы по образу «Декамерона» создают Сакетти Ф.Франко Сакетти (ок. 1330-1400), Мазуччо (Гвардато Т.)Томазо Гвардато, писавший под псевдонимом Мазуччо (1410 или 1415-1475), Банделло М.Матео Банделло (ок. 1485-1561), новелла которого о любви юных веронцев Ромео и Джульетты получила благодаря шекспировской трагедии мировую известность. У итальянского новеллиста Чинтино Д.Джеральди Чинтино (1504-1573) Шекспир позаимствовал сюжет трагедии «Отелло», трагедия (Шекспир У.)«Отелло». Опираясь на опыт Джованни Боккаччо, новеллистические циклы «Кентерберийские рассказы» (Чосер Д.)«Кентерберийские рассказы» создает в Англии Джеффри Чосер (ок. 1340-1400) и во Франции «Гептамерон» (Маргарита Наваррская)«Гептамерон» Маргарита Наваррская.

На протяжении XV-XVI вв. Италия продолжала оставаться разделенной на ряд самостоятельных городов-государств. Власть в Милане принадлежала военачальнику Сфорца, а впоследствии другим кондотьерам, которые установили тираническое правление. В Ферраре от поколения к поколению передавалась власть аристократическому семейству д'Эсте, которые покровительствовали знаменитым итальянским поэтам - Маттео Боярдо, создателю поэмы «Влюбленный Роланд», поэма (Боярдо М.)«Влюбленный Роланд» (1486), и Лодовико Ариосто, продолжившему повествование о любовных приключениях героя французского эпоса в грандиозной поэме «Неистовый Роланд», поэма (Ариосто Л.)«Неистовый Роланд» (1532). Драматически складывались отношения с семейством феррарских герцогов д'Эсте поэта Торквато Тассо, который, следуя за Гомером и Вергилием, создал поэму о походах крестоносцев «Освобожденный Иерусалим», поэма (Тассо Т.)«Освобожденный Иерусалим» (1575).

Во Флоренции власть принадлежала семейству банкиров Медичи. Подражая античным правителям, Козимо Медичи создал Платоновскую академию, в которой изучалось наследие греческого философа, что было вызовом официальному христианскому вероучению.

Неоплатонизм повлиял на изобразительное искусство, в частности на живопись Боттичелли С. Сандро Боттичелли (1446-1510). На своих знаменитых полотнах «Мадонна с младенцем» («Magnificat»), «Мадонна на троне с ангелами» он изображал молодых нежных женщин, нашедших свое счастье в материнстве. Их внутренняя жизнь полна созерцательности и таинственности. Боттичелли выражал флорентийский неоплатоновский дух - энтузиазм, вызванный ностальгией по утраченной навсегда античной гармонии духа и тела. Языческой мифологией овеяна его «Аллегория весны», написанная по заказу семейства Медичи. Картина воссоздает смену времен года, неизбежность отступления весеннего расцвета природы под властью законов времени.

С античным мифом связан замысел одной из самых известных картин Боттичелли «Рождение Венеры»Боттичелли. Рождение Венеры. Около 1482-1483 гг.. Венеру, выходящую из морской глади, два зефира ветрами направляют к земле, в то время как Весна накрывает ее своим плащом. Боттичелли утверждает мысль неоплатоников: красота рождается из союза духа и материи, идеи и природы. Свое восхищение «Божественной комедией» Данте Сандро Боттичелли выразил в иллюстрациях к поэме.

Высший расцвет Флорентийской республики во второй половине XVI в. связан с правлением Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Он сам обладал ораторским и поэтическим даром, но умел ценить талант окружающих его поэтов и художников. Лоренцо Великолепный приблизил к себе поэта и драматурга Анджело Полициано, философа-гуманиста Пико делла Мирандолу, живописца, скульптора, архитектора и поэта Микеланджело Б. Микеланджело Буонарроти (1475-1564), который начинал как ваятель. В кружке Лоренцо Великолепного оценили его рельеф, изображающий борьбу Геракла с кентаврами, а изваяние спящего амура скульптор выдал за античный подлинник, и ему поверили, настолько совершенным было его творение. Место первого итальянского скульптора он завоевал своим изваянием Pieta, изображающим Богоматерь с мертвым Христом на коленях.

Возле галереи Уффици, где собраны шедевры Ренессанса, была установлена мраморная скульптура ДавидаМикеланджело. Давид. 1501-1504 гг., победившего Голиафа. Поразительное мастерство Микеланджело проявилось в том, что гигантская фигура была высечена из цельной глыбы мрамора. Отсюда и пошло знаменитое определение искусства ваяния: скульптор из материала устраняет все лишнее, оставляя только образ.

В начале XVI в. Микеланджело был вызван папой Юлием II в Рим, где создал по его заказу множество скульптур и рельефов, в том числе и его гробницу, украшенную статуями библейских пророков. Вскоре папа охладел к сооружаемой ему усыпальнице, посчитав это дурной приметой. Взамен он повелевает Микеланджело украсить потолок Сикстинской капеллы. Не занимавшийся прежде живописью мастер расписывает шестьсот метров поверхности грандиозным циклом фресок «Страшный суд», представляющим собой грандиозную мистерию сотворения мира и человека.

На склоне лет Микеланджело посвящает себя архитектуре. Безвозмездно, для славы Божьей он руководит сооружением собора Святого Петра в Риме, но смерть прервала работу.

Любовь шестидесятилетнего Микеланджело к знаменитой поэтессе Виттории Колонна вызвала в нем талант стихотворца. Свои чувства он выразил в цикле сонетов, ей посвященных:

Молчи

Молчи, прошу, не смей меня будить.
О, в этот век преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать - удел завидный...
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
 

(Пер. Ф. Тютчева)

© Центр дистанционного образования МГУП