Московский государственный университет печати

Коган А.Ф.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Экономика книготоргового предприятия»

для направления 035000 «Издательское дело» профиль «Книгораспространение»


Коган А.Ф.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Экономика книготоргового предприятия»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

ВВЕДЕНИЕ

2.

Тема 1. Базовые понятия экономической науки

3.

Тема 2. Фирма в рыночной экономике

4.

Тема 3. Предприятие книжной торговли

5.

Тема 4. Книжный рынок

6.

Тема 5. Экономические характеристики рыночного поведения книготоргового предприятия

7.

Тема 6. Анализ экономической деятельности книготоргового предприятия

8.

Тема 7. Планирование на книготорговом предприятии

9.

Тема 8. Ресурсы предприятия книгораспространения

10.

Тема 9. Цены и ценообразование в книжной торговле

11.

Тема 10. Экономика электронной книжной торговли

12.

Контрольная работа

12.1.

Приложение

13.

Формы контроля

Изучение темы студентом подразумевает его ознакомление и усвоение основных положений теории фирмы, знание которых обеспечит понимание сущности экономической природы книготоргового предприятия как обособленного субъекта рыночной экономики. Глава начинается с определения понятий «предприятия» и «фирмы». В рыночной экономике ведущее место среди занимают фирмы - предприятия, главная экономической цель которых состоит в получении прибыли на основе организации производства и торговли для удовлетворения потребностей в товарах и услугах. Большое внимание уделяется ресурсной теории фирмы, основные понятия в дальнейшем будут часто использоваться при изучении экономических показателей деятельности фирмы и их анализе. Принципиальное значение имеет знание главной экономической цели фирмы - максимизация прибыли и повышение ликвидности.

На практике фирма - первичная единица бизнеса, юридическое лицо, имеющее свой счет в банке, ведущее самостоятельный бухгалтерский баланс и занимающееся бизнесом и предпринимательской деятельностью (в главе разъясняется разница между этими понятиями). Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации бизнесом и предпринимательской деятельностью могут заниматься:

  • физические лица (дееспособные граждане России) - индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица (коллективное предпринимательство) - частные предприятия (фирмы),
  • публично-правовые образования (государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования) - унитарные предприятия.

Во второй главе приводятся условия, определяющие права и возможности различных организационно-правовых форм бизнеса в России, которые позволят студентам на практике понимать реально оценивать такие субъекты книжного рынка как индивидуальное предпринимательства, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, холдинги и другие организационно-правовые формы, характерные для книжного бизнеса.

Принципы классификации фирм позволят студенту определить их место в производственном и торговом процессе. Особое внимание обратите на классификацию фирм на малые и средние и то, что в книжном бизнесе подавляющее большинство фирм (99%) относится к малым предприятиям и согласно законодательству Российской Федерации пользуется определенными льготами.

Усвоение основных положений теории фирмы и принципов классификации фирм сформирует теоретическую базу необходимую для изучения всего дальнейшего материала курса. Для дальнейшего изучения курса необходимо также понимание таких категорий как ресурсы и капитал фирмы, источники роста капитала фирмы. Студенту необходимо знать понятия характеризующие эффективность движения ресурсов: доход, издержки, прибыль фирмы. Существенным в содержании главы является понятие капитала фирмы, его состава и источников, пассивной и активной формы. Деление капитала по видам источников (собственный, заемный) и по скорости участия в движении ресурсов (основной, оборотный) и значение этого деления раскрывается в дисциплинах, посвященных финансово-хозяйственной деятельности предприятия книгораспространения.

Большое значение имеет понятие масштаба фирмы, определяющего пределы роста ее экономики, а также, почему в книжной отрасли подавляющее большинство предприятий относятся к малым предприятиям. С масштабом фирмы тесно связано «золотое правило экономики фирмы».

Следует обратить особое внимание на вводимые во 2-й главе понятий рынка и конкуренции, а также понятие отраслевых рынков. Особое внимание необходимо обратить на классификацию рыночных структур. Книжный рынок относится к рынкам монополистической конкуренции, характеризующейся наличием множества рыночных ниш, в каждой из которых только временно можно достичь монополии.

Это материал 2-й главы Для просмотра текстовых материалов  необходимо предварительно установить программу Adobe Acrobat Reader (www.Adobe.com)учебного пособия «Экономика книжной торговли» .

Пройти промежуточное тестирование.

Вопросы для самопроверки

После изучения данной темы обучаемому необходимо ответить на вопросы для самопроверки:

  1. Что такое фирма?
  2. Сформулируйте основные положения ресурсной теории фирмы.
  3. Какие предприятия закон Российской Федерации относит к малым и средним?
  4. Как классифицируются фирмы по формам собственности в Российской Федерации?
  5. Что такое унитарная собственность?
  6. Объясните понятие трансакции.
  7. Что понимается под трансакционными издержками?
  8. В чем различие между основным капиталом и оборотным капиталом?
  9. В чем различие между постоянными и переменными издержками?
  10. Какие основные источники роста капитала фирмы вы знаете?
  11. Дайте определение дохода, издержек и прибыли фирмы.
  12. Как соотношение между постоянными и переменными издержками зависит от масштаба фирмы?
  13. Что понимается под «золотым правилом экономики предприятия»?
  14. Что понимается под рынком в экономической теории?
  15. Перечислите функции рынка?
  16. Назовите значение и основные свойства конкуренции в рыночной экономике.
  17. Какие типы рыночных структур отраслевых рынков вы знаете?
  18. К кому типу рыночных структур относится книжный рынок? Почему?

© Центр дистанционного образования МГУП