Московский государственный университет печати

Коган А.Ф.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Экономика книготоргового предприятия»

для направления 035000 «Издательское дело» профиль «Книгораспространение»


Коган А.Ф.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Экономика книготоргового предприятия»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

ВВЕДЕНИЕ

2.

Тема 1. Базовые понятия экономической науки

3.

Тема 2. Фирма в рыночной экономике

4.

Тема 3. Предприятие книжной торговли

5.

Тема 4. Книжный рынок

6.

Тема 5. Экономические характеристики рыночного поведения книготоргового предприятия

7.

Тема 6. Анализ экономической деятельности книготоргового предприятия

8.

Тема 7. Планирование на книготорговом предприятии

9.

Тема 8. Ресурсы предприятия книгораспространения

10.

Тема 9. Цены и ценообразование в книжной торговле

11.

Тема 10. Экономика электронной книжной торговли

12.

Контрольная работа

12.1.

Приложение

13.

Формы контроля

В рамках изучения темы студенту предстоит познакомиться с ключевыми особенностями книжного рынка, относящегося к рынкам монополистической конкуренции. Книжный рынок характеризуется следующими особенностями: наиболее широкий ассортимент по сравнению с ассортиментом других сегментов товарного рынка; постоянное обновление ассортимента; в производство книг включаются не только новые произведения, но и произведения, созданные задолго до появления печатного станка; на розничный книжный рынок поступают книги прошлых лет изданий (вторичный рынок, букинистический рынок). Книжный рынок относится к рынкам монополистической конкуренции. Для книжного рынка России характерна моноцентричность предложения (около 80% книг выпускается в регионах Москвы и Санкт-Петербурга) и полицентричность спроса, обусловленная огромной площадью территории России, спецификой спроса и предложения на нем (например, сезонностью), методами изучения рынка.

В формировании товарного предложения на книжном рынке ключевая роль принадлежит издательству. Ключевая роль издательства на книжном рынке состоит в том, что оно выступает не только в качестве инициатора процесса производства и торговли, но и в качестве инвестора, вкладывающего средства в автора, производство книги и в книготорговый процесс (главным образом, в форме товарного кредита).

Необходимо обратить внимание на существование сегментов книжного рынка, соответствующих сегментам читательского спроса, наиболее важна группировка по содержанию на литературу фикшен (преимущественно художественная литература) и нон-фикшен (практическая и научно-популярная литература, учебники и т. д.). Группировка по коммерческим свойствам предусматривает такие сегменты как бестселлеры, коммерческие издания и т.д. Изучение спроса предусматривает сбор актуальной статистики в разрезах регионов и сегментов рынка, построение таблиц иерархии потребностей, кривых Энгеля-Торнквиста. Большой информационностью обладают опросы покупателей и экспертные оценки, учет сезонности продаж.

В настоящее время огромное значение имеет понимание сущности кризиса современного книжного рынка, внешних и внутренних причин его кризиса, границ книжного рынка. Огромное значение для разработки долгосрочного прогноза развития книжного рынка имеют работы канадского ученого Мак-Люэна.

Изучаемой теме посвящены 4 глава Для просмотра текстовых материалов  необходимо предварительно установить программу Adobe Acrobat Reader (www.Adobe.com)учебного пособия «Экономика книжной торговли» .

Пройти промежуточное тестирование.

Вопросы для самопроверки

После изучения данной темы студенту необходимо ответить на вопросы для самопроверки:

  1. К какому типу отраслевых рынков относится книжный рынок? В чем состоит специфика книжного рынка?
  2. Какие основные барьеры входа на книжный рынок вы знаете?
  3. В чем состоят особенности книжного рынка России.
  4. Как сегментируется книжный товар по коммерческим характеристикам?
  5. Охарактеризуйте товарные свойства бестселлеров и товарные свойства серийной книжной продукции.
  6. Что такое трансмедийный формат?
  7. Какие маркетинговые стратегии продвижения издательской продукции вы знаете?
  8. Какие свойства книжного рынка характеризуют кривые Энгеля-Торнквиста?
  9. Охарактеризуйте свойства эластичности спроса для книжной продукции.
  10. Какие категории книжных товаров слабоэластичны и какие сильноэластичны? Почему?
  11. Назовите основные факторы предложения книжного товара.
  12. Как проявляется сезонность спроса на книжном рынке?
  13. Как рассчитать коэффициент сезонности?
  14. Как можно определить границы книжного рынка?
  15. Как выглядит иерархия потребностей в книжной продукции?

© Центр дистанционного образования МГУП