Московский государственный университет печати

Коган А.Ф.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Экономика книготоргового предприятия»

для направления 035000 «Издательское дело» профиль «Книгораспространение»


Коган А.Ф.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Экономика книготоргового предприятия»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

ВВЕДЕНИЕ

2.

Тема 1. Базовые понятия экономической науки

3.

Тема 2. Фирма в рыночной экономике

4.

Тема 3. Предприятие книжной торговли

5.

Тема 4. Книжный рынок

6.

Тема 5. Экономические характеристики рыночного поведения книготоргового предприятия

7.

Тема 6. Анализ экономической деятельности книготоргового предприятия

8.

Тема 7. Планирование на книготорговом предприятии

9.

Тема 8. Ресурсы предприятия книгораспространения

10.

Тема 9. Цены и ценообразование в книжной торговле

11.

Тема 10. Экономика электронной книжной торговли

12.

Контрольная работа

12.1.

Приложение

13.

Формы контроля

Планирование важнейшая функция управления книготорговым предприятием. Организация и методы планирования различаются в зависимости от периода, на который производится планирование (горизонта планирования ) При горизонте планирования свыше трех лет планирование считается долгосрочным, в противном случае - краткосрочным или оперативном.

Эффективное оперативное планирование деятельности книготоргового предприятия одна из важнейших задач управления книготорговым предприятием. Оперативный план представляет собой совокупность взаимоувязанных оперативных планов по товарообороту, товарным запасам, поступлению товаров и т.д. В отличие от инвестиционного планирования (бизнес-планирование) и стратегического планирования оно охватывает все стороны экономической деятельности предприятия, доводится практически до каждого рабочего места и дифференцируется по отдельным календарным периодам: квартал, декада. Базой оперативного планирования включает результаты анализа выполнения плана предыдущего периода, тенденций развития, состояния и прогноза рынка, целевой установки заданной руководством фирмы и выборе из альтернативных возможностей цели планирования.

В большинстве случаев процесс планирования производится в последовательности: товарооборот, товарные запасы, расходы, валовой доход и прибыль, однако могут использоваться и другие варианты. Однако, в определенных ситуации опорным может стать план по прибыли (например, в случае тяжелого финансового состояния предприятия). Таким образом, необходимо усвоить, что последовательность планирования отдельных групп показателей зависит от целевой установки, которая в свою очередь определяет выбор метода планирования конкретного показателя.

Изучая тему, студент знакомится с основными методами планирования товарооборота: опытно-статистическим, экономико-статистическим, экономико-математического моделирования, финансовой прочности, эффективного использования ресурсов.

В процессе изучения темы студент знакомится с классической схемой планирования: товарооборот, товарные запасы, расходы, показатели экономической эффективности (валовой доход, прибыль, рентабельность). В этой схеме вначале планируются товарооборот, а все последующие группы показателей планируются на базе предыдущего этапа планирования. Поэтому методам планирования товарооборота уделяется особое внимание.

Это материал 7 главы Для просмотра текстовых материалов  необходимо предварительно установить программу Adobe Acrobat Reader (www.Adobe.com)учебного пособия «Экономика книжной торговли» .

Пройти промежуточное тестирование.

Вопросы для самопроверки

После изучения данной темы необходимо ответить на вопросы для самопроверки:

  1. В чем состоит различие целей, задач и методов стратегического и оперативного планирования?
  2. Что такое горизонт планирования?
  3. Сформулируйте «золотое правило» экономики предприятия.
  4. Обоснуйте необходимость стратегического планирования.
  5. Назовите основные этапы планирование экономической деятельности предприятий книжной торговли.
  6. В чем состоят особенности текущего (или оперативного) планирования.
  7. Перечислите основные контрольные цифры обеспечивающие баланс плана по доходу, прибыли, затратам труда и т.д.
  8. Что понимается под горизонтом планирования?
  9. Раскройте содержание этапов планирования товарооборота.
  10. Раскройте главные принципы основных методов планирования товарооборота.
  11. Как учитывается в планировании «золотое правило экономики предприятия»?
  12. Учитывается ли прогноз инфляции при планировании товарооборота? Каким образом?
  13. В чем заключаются функции контроля выполнения плана?
  14. Назовите основные этапы планирования.
  15. Всегда ли уровень рентабельности и объем прибыли должны быть системообразующими для планирования?
  16. В чем заключается сущность метода скользящей средней?
  17. Назовите основной принцип используемый в методе наименьших квадратов.
  18. Как учитываются в планировании сезонные колебания спроса?
  19. Как учитывается при расчете финансовой прочности безубыточность?
  20. Раскройте смысл формулы Уилсона. Почему ее полезно использовать при планировании товарных запасов?
  21. В чем состоит суть балансового метода?
  22. По какой причине необходимо нормировать расходы.

© Центр дистанционного образования МГУП