Московский государственный университет печати

Коган А.Ф.


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Экономика книготоргового предприятия»

для направления 035000 «Издательское дело» профиль «Книгораспространение»


Коган А.Ф.
Методическое руководство по изучению дисциплины «Экономика книготоргового предприятия»
Начало
Об электронном издании
Оглавление
1.

ВВЕДЕНИЕ

2.

Тема 1. Базовые понятия экономической науки

3.

Тема 2. Фирма в рыночной экономике

4.

Тема 3. Предприятие книжной торговли

5.

Тема 4. Книжный рынок

6.

Тема 5. Экономические характеристики рыночного поведения книготоргового предприятия

7.

Тема 6. Анализ экономической деятельности книготоргового предприятия

8.

Тема 7. Планирование на книготорговом предприятии

9.

Тема 8. Ресурсы предприятия книгораспространения

10.

Тема 9. Цены и ценообразование в книжной торговле

11.

Тема 10. Экономика электронной книжной торговли

12.

Контрольная работа

12.1.

Приложение

13.

Формы контроля

Студент может выбрать одну из следующих контрольных работ.

Контрольная работа 1: описание стационарного магазина

Для выполнения работы студентом самостоятельно может быть выбран любой книжный магазин. Структура выполнения контрольной работы: описание стационарного магазина.

  1. Название магазина, месторасположение.
  2. Организационно-правовая форма.
  3. Если входит в состав сети, указать ее наименование.
  4. Универсальный магазин или специализированный (указать специализацию).
  5. Характеристика месторасположения (небольшой город, спальный район, торговый центр, туристско-развлекательный центр, транспортный узел, образовательный центр, туристский центр).
  6. Транспортная доступность магазина.
  7. Влияние месторасположения на характеристику ассортимента.
  8. Основные конкуренты.
  9. Основные поставщики.
  10. Основные покупатели.
  11. Наличие собственного сайта.
  12. Численность персонала, в том числе торгового.
  13. Торговая площадь.
  14. Количество кассовых узлов.
  15. Наличие презентаций, культурных мероприятий.
  16. Посещаемость магазина.
  17. Экономические показатели за прошлый год: товарооборот в денежном выражении и в количестве продаж, валовой доход, прибыль. Рентабельность по товарообороту.
  18. Посещаемость магазина.
  19. Наличие дополнительных услуг: предварительный заказ, доставка на дом, культурные мероприятия, работа с детьми, клуб,…
  20. Перспективы магазина.

Документ без названия

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение отчетного года от прошлого года

Отчетный год в процентах к прошлому году

Розничный товарооборот, тыс. руб.

 

 

 

 

в действующих ценах

308 141

371 717

63 576

120,6

в сопоставимых ценах

308 141

336 187

28 046

109,1

Валовой доход

 

 

 

 

в тыс. руб.

121 192

149 564

28 372

123,4

в процентах к товарообороту

39,3

40,2

0,9

 

Издержки обращения

 

 

 

 

в тыс. руб.

101 255

123 141

21 886

121,6

в процентах к товарообороту

32,9

33,1

0,3

 

Прибыль от реализации

 

 

 

 

в тыс. руб.

19 937

26 423

6 486,0

132,5

в процентах к товарообороту

6,47

7,1

0,6

 

Прочие доходы, тыс. руб.

427,1

545,5

118,4

127,7

Прочие расходы, тыс. руб.

293,7

378,5

84,8

128,9

Валовая прибыль, тыс. руб.

20 070

26 590

6 519,6

132,5

Налог на прибыль, тыс. руб.

4 816,9

6 381,6

1 564,7

132,5

Чистая прибыль

 

 

 

 

в тыс. руб.

15 254

20 208

4 954,9

132,5

в процентах к товарообороту (рентабельность продаж)

5,0

5,4

0,49

 

Примечание: налог на прибыль исчислен по действовавшей в тот период ставке 24%.

Источники роста чистой прибыли выявляются с помощью факторного анализа. Для этого выясним степень влияния на прибыль следующих факторов, используя статистику из таблицы (все стоимостные параметры берутся в тысячах рублей).

  1. Фактор товарооборота.
  2. <?xml version="1.0"?>

    Прирост товарооборота умножается на уровень рентабельности по товарообороту предшествующего года.

    В тоже время фактор товарооборота также можно разделить на два фактора.

    1а. Фактор изменения цен из-за инфляции.

    <?xml version="1.0"?>

    В числителе разность товарооборота в действующих и сопоставимых ценах умноженная на уровень рентабельности предшествующего года.

    1б. Фактор физического объема реализации.

    <?xml version="1.0"?>

    В числителе разность товарооборота в сопоставимых ценах отчетного года и в ценах базового года, умноженная на на уровень рентабельности предшествующего года.

    Проверка: 2309+1823=4132 (с точностью до округления), т.е. вычисленные факторы в сумме дают фактор товарооборота.

  3. Фактор влияния на прибыль изменения уровня валового дохода.
  4. <?xml version="1.0"?>

    Для вычисления фактора влияния на прибыль валового дохода значение товарооборота отчетного года умножается на разность уровней (процента к товарообороту) валового дохода отчетного и базового года.

  5. Фактор изменения уровня издержек обращения.
  6. <?xml version="1.0"?>

    Для определения влияния на прибыль фактора изменения уровня издержек обращения значение товарооборота отчетного года умножается на разность уровней (процента к товарообороту) издержек обращения отчетного и базового года. При суммировании, учитывая алгоритм вычисления прибыли, фактор издержек обращения берется с минусом.

  7. Фактор влияния прочих доходов учитывается как разность прочих доходов отчетного и базового периода<?xml version="1.0"?>
:
  8. 545,5-427,1=118,4.

  9. Фактор влияния прочих расходов учитывается как разность прочих расходов отчетного и базового периода <?xml version="1.0"?>
:
  10. 378,5-293,7=84,8.

  11. Фактор налога на прибыль учитывается как разность между налогами на прибыль отчетного и базисного периодов<?xml version="1.0"?>
:
  12. 6381,6-4816,9=1564,7.

Складывая полученные данные, получаем:

<?xml version="1.0"?>

Суммируя полученные данные, получаем:

2299+1815+3368-995+118,4-84,8-1564,7=4954,9.

Эта же цифра прироста чистой прибыли получена в исследуемой таблице прямым счетом.

© Центр дистанционного образования МГУП