Московский государственный университет печати

Б.В. Ленский, Г.И. Матрюхин


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «Менеджмент в издательском деле»

для студентов, обучающихся по направлению бакалавров 035000 «Издательское дело»


Б.В. Ленский, Г.И. Матрюхин
Методическое руководство по изучению дисциплины «Менеджмент в издательском деле»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Цели и задачи дисциплины

Рекомендуемый алгоритм изучения дисицплины

Рекомендуемый график изучения дисицплины

1.

Введение в дисциплину

2.

Тема 1. Издательский менеджмент: понятие и сущность

3.

Тема 2. Взаимодействие человека и организации в издательском деле

4.

Тема 3. Мотивации деятельности сотрудников организаций издательского дела

5.

Тема 4. Стратегический менеджмент в организациях издательского дела

6.

Тема 5. Типы и структуры организации издательского бизнеса

7.

Тема 6. Организационные процессы в издательском деле

8.

Тема 7. Организационная культура в издательствах и предприятиях распространения издательской продукции

9.

Курсовая работа

9.1.

Методические указания по выполнению курсовой работы

9.2.

Общие требования к курсовой работе

9.3.

Этапы выполнения курсовой работы

9.4.

Требования к оформлению курсовой работы

9.5.

Тематика курсовых работ

10.

Литература

11.

Формы контроля

Цели и задачи курсовой работы

Курсовая работа - это одна из форм подготовки бакалавров, предусмотренная учебным планом. Написание курсовой работы является важным элементом процесса изучения менеджмента в издательском деле.

В процессе выполнения курсовой работы формируется умение работать с научной и учебной литературой; размышлять о прочитанном; определять главные идеи, утверждения и отделять их от второстепенных; разбираться в доказательствах, понимать логику изложения и обоснованность выводов; пользоваться статистической информацией. С другой стороны, формируются первоначальные навыки письменно излагать прочитанное, комментировать, обобщать, анализировать статистические данные, делать и аргументировать выводы, составлять и грамотно оформлять научный аппарат своей работы. То есть формируются навыки научной работы, исследовательские навыки, развиваются аналитические способности.

Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя, назначаемого кафедрой. Научный руководитель помогает студенту уяснить цели и задачи исследования, подобрать литературу по избранной теме, осуществляет консультирование и контроль за выполнением работы.

Курсовая работа является самостоятельным творческим исследованием студента, предполагающим как более глубокое овладение теоретическим материалом, так и знание практической стороны рассматриваемой проблемы, анализ имеющихся (или рассчитанных самостоятельно) данных.

Курсовая работа выполняется в соответствии с учебным планом и может рассматриваться как поэтапная подготовка дипломной работы. Ее написание предполагает выработку следующих навыков:

    • обоснование выбора и актуальности рассматриваемой темы;

    • формулировка цели и задач исследования;

    • грамотное и логичное изложение материала, умение изложить свою точку зрения по дискуссионному вопросу;

    • правильное использование и оформление научного аппарата.

Написание курсовой работы студентом предполагает выработку умений:

    • определить предмет и объект исследования;

    • осуществить как теоретическое, так и практическое исследование, анализировать полученные данные;

    • формулировать соответствующие выводы и рекомендации, в том числе для практической деятельности.

Процесс выполнения курсовой работы можно подразделить на несколько этапов.

Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно из списка тем, рекомендованных и утвержденных кафедрой. В отдельных случаях при согласовании с предполагаемым научным руководителем может быть выбрана тема, предложенная студентом и не включенная в список кафедрой. Это позволяет избежать выбора темы, не входящей в проблематику той дисциплины, по которой пишется работа. Тему курсовой работы целесообразно выбирать из тех разделов, которые представляют для студента научный интерес, или близки к профилю будущей специальности (с перспективой написания диплома по выбранной проблеме), или наиболее трудны для понимания (для лучшего понимания проблемы, углубления знаний).

Выбрав тему курсовой работы, студент сообщает ее методисту по электронной почте fidizh@hi-edu.ru.

Составление списка литературы и ее изучение. При составлении списка литературы следует обратиться к:

    • перечню литературы, указанной в программе учебного курса, в рамках которого пишется курсовая работа;

    • библиографическим каталогам, имеющимся в библиотеке;

    • перечням статей, опубликованных в последних за год номерах периодических отраслевых журналах.

Источником статистической и фактической информации могут быть постановления Правительства РФ, статистические справочники, сборники Госкомстата РФ, Российской книжной палаты, бюллетени, газеты, сайты Интернета и др.

Изучение литературы предполагает внимательное ознакомление с выбранными источниками, систематизацию и отбор необходимого теоретического, фактологического, статистического и др. материала с обязательным указанием «обратного адреса» - полных выходных данных книги, статьи, справочника и т.д.

Составление плана и написание работы. План курсовой работы должен способствовать наиболее полному и логичному раскрытию выбранной темы. В работе должна быть четко выдержана следующая структура:

    - введение, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи, определяются объект и предмет исследования;

    - основная часть, где раскрывается содержание темы. Она может быть разделена на 3-4 пункта исходя из задач и логики рассмотрения проблемы. План этой части и составляется после ознакомления с литературой;

    - заключение, которое содержит краткие выводы и обоснованные предложения (практические рекомендации, если таковые имеются), полученные в результате исследования;

    - библиография - список использованной литературы и других источников, указанных в алфавитном порядке;

    - приложения, куда входят схемы, графики, диаграммы, таблицы и т.п. (в общий объем работы приложения не входят).

В процессе написания курсовой работы студент консультируется с научным руководителем.

Работа не будет зачтена, если она не носит самостоятельного характера, списана у другого автора (или иного источника), не раскрыта тема, в тексте содержатся ошибки, работа оформлена небрежно и без научного аппарата (сносок на использованную литературу).

Работа оценивается на:

    - «отлично», если она носит самостоятельный, творческий характер, правильно оформлена. В ней видна позиция автора, делаются обоснованные выводы, а автор демонстрирует глубокие знания по избранной теме и свободно владеет материалом;

    - «хорошо», если имеются несущественные замечания по содержанию и оформлению работы, нет должной степени творчества, но тема раскрыта и автор демонстрирует хорошее знание избранной темы;

    - «удовлетворительно», если тема раскрыта недостаточно полно, автор слабо владеет материалом, а оформление работы вызывает замечания;

    - «неудовлетворительно», если работа не соответствует предъявляемым требованиям и автор не может дать объяснения основным положениям и выводам работы.

В случае неудовлетворительной оценки курсовая работа вместе с отзывом научного руководителя, в котором указаны недостатки, требующие устранения, возвращается студенту на доработку. Повторно выполненная работа вместе с первым вариантом и отзывом сдается методисту.

Студенты, не представившие работу в срок или получившие неудовлетворительную оценку, не аттестуются по итогам года.

Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре.

Объем курсовой работы должен составлять 25-30 страниц машинописного текста (формат А4; на странице 29-30 строк, в строке 63-65 знаков).

Работа открывается титульным листом, на котором указывается: название вуза; название кафедры; название темы и учебной дисциплины, по которой пишется курсовая работа; фамилия, имя, отчество автора курсовой работы; фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание научного руководителя; год.

На первой странице работы приводится оглавление (с указанием страниц структурных частей, глав, параграфов), которое является планом.

В тексте курсовой работы все цитаты, цифровые данные обязательно должны сопровождаться сноской с указанием источника с полными выходными данными. Сноска оформляется внизу страницы.

Например

Гречихин А.А. Социология и психология чтения. - М., 2007. - С. 36.

Сноска на коллективные работы, выполненные под редакцией одного из авторов оформляется следующим образом.

Ризография / Под ред. Чуркина А.В.. - М., 2007. - С. 123.

В сноске на журнальную статью также указывается ФИО автора статьи, ее название, название журнала, год, номер, страница.

Ленский Б.В. Место книги в современных информационных потоках / Научная книга. - 1999. - № 1-2. - С. 41.

Работа завершается составлением списка литературы. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке и располагается после заключения.

    1. Современный взгляд на природу, сущность и развитие управления применительно к книжному делу.

    2. Эволюция концепций менеджмента, особенности развития отечественных концепций в сфере управления.

    3. Школа научного управления. Система Ф.Тейлора: её цели, основные положения и понятия.

    4. Классическая школа управления: её содержание, направленность и цели. Представители классической школы.

    5. Школа «человеческих отношений» и её социальная сущность. Основные положения этой школы и её представители.

    6. Развитие управленческой мысли в России.

    7. Развитие научной организации труда и управления в России.

    8. Издательская (книготорговая) организация как система (на конкретном примере).

    9. Отличие отечественной науки управления от зарубежного менеджмента.

    10. Основные методы управления в издательском (книготорговом) предприятии (на конкретном примере).

    11. Принципы создания, виды и классификация предприятий книжного дела.

    12. Основные функции управления в книжном деле и их содержание.

    13. Планирование работы в издательской (книготорговой) организации (на конкретном примере).

    14. Организация управления издательскими (книготорговыми) предприятиями с различными формами собственности (на конкретном примере).

    15. Организационная структура управления издательского (книготоргового) предприятия (на конкретном примере).

    16. Проектирование структур управления в книжном деле.

    17. Сущность и необходимость делегирования в управлении (применительно к конкретному предприятию книжного дела).

    18. Разработка и проведение кадровой политики в издательском (книготорговом) предприятии (на конкретном примере).

    19. Организационная культура предприятия книжного дела (на конкретном примере).

    20. Организация труда персонала книготорговых предприятий, функции и задачи менеджера по рациональной организации труда персонала.

    21. Руководитель в системе управления издательским (книготорговым) предприятием.

    22. Сущность и методы мотивации в издательском (книготорговом) предприятии (на конкретном примере).

    23. Содержательные теории мотивации применительно к книжному делу.

    24. Процессуальные теории мотивации применительно к книжному делу.

    25. Механизм принятия управленческих решений (на конкретном примере организации книжного дела).

    26. Использование методов принятия решений в управлении книготорговой или издательской деятельностью.

    27. Управленческий контроль: формы и средства реализации (на конкретном примере организации книжного дела).

    28. Информационное обеспечение управления издательским (книготорговым) предприятием (на конкретном примере).

    29. Стратегический менеджмент применительно к книжному делу (теоретическая разработка).

    30. Стратегическое планирование и его преимущества в книжном бизнесе (теоретическая разработка).

    31. Миссия и цели издательского (книготоргового) предприятия (на конкретном примере).

    32. Эффективность использования компьютерной и вычислительной техники в процессе управления издательским (книготорговым) предприятием.

    33. Лидер и менеджер: общее и частное, особенности и различия (теоретическая разработка).

    34. Власть руководителя и способы её реализации в книжном деле (теоретическая разработка).

    35. Современные теории лидерства и их применение в организациях книжного дела.

    36. Сущность деятельности менеджера по управлению персоналом (на конкретном примере).

    37. Подготовка, использование и повышение квалификации кадров предприятий книжного дела. Опыт и системы зарубежной подготовки кадров.

    38. Особенности внутренней среды предприятия книжного бизнеса (на конкретном примере).

    39. Характеристика внешней среды организации книжного дела (на конкретном примере).

    40. Конфликты и стрессы как органическая составляющая жизни организации (теоретическая разработка).

    41. Инновационный менеджмент, его преимущества для перспективной деятельности организаций книжного дела.

    42. Оперативное управление организацией книжного дела.

    43. Функции и механизмы управления организацией книжного дела.

    44. Нравственно-этические основы менеджмента применительно к предприятиям книжного дела.

    45. Стиль и культура руководства книготорговым (издательским) предприятием.

    46. Деловые коммуникации, их роль в повышении эффективности деятельности организации книжного дела.

    47. Психология общения менеджера с подчинёнными, виды общения.

    48. Имидж книготорговых (издательских) предприятий, его значение для повышения эффективности их деятельности.

    49. Техническое обеспечение менеджмента, место, роль и классификация технических средств управления.

© Центр дистанционного образования МГУП