4.3.
УСТРАНЕНИЕ НЕДОЧЕТОВ В ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

Упражнение 217. В отрывках из научных статей и газетных материалов укажите недочеты фоники. Устраните их, если звуковая организация речи мешает ее восприятию.

1. Три принципа русской пунктуации и их единство в языке... 2. В ораторской речи употребляется и ирония как один из стилистических приемов. 3. Нельзя не отметить и такую яркую черту южнорусских говоров, как аканье. 4. Эту проблему мы обсуждали с учеными с мировым именем. 5. Система «Старт» содержит регулирующие, управляющие, функциональные и вычислительные устройства, приборы контроля, регистрирующие и показывающие, - всего более тридцати наименований. 6. Все устройства построены на элементах универсальной системы элементов промышленной пневмоавтоматики. 7. Журавлев - прирожденный пейзажист, последовательно следующий лучшим традициям русской художественной школы. 8. Вот какие нам заданы задачи в части участия в конкурсе. 9. Председатель студсовета выражал еще надежду, что одежду можно будет вешать хоть на... гвоздики. 10. Справки по отправке грузов можно получить по телефону.

Упражнение 218. В предложениях, взятых из радиопередач, укажите недочеты в звуковой организации речи и устраните их.

1. Произносятся с глубоким уважением ими имена героев войны. 2. Работа хозяйства оценивается по количеству произведенной продукции и полученной прибыли. 3. Способность к быстрому приспособлению организма к температурным изменениям людям закаленным и изнеженным свойственна в разной мере. 4. Герои демонстрируют бесстрашие и благородство в борьбе с бандитскими бандами. 5. Над двадцатигектарной территорией училища вздымаются дымы костров. 6. Основным методом изучения положений уставов, не связанных с практическими действиями обучаемых, обычно является беседа с разъяснением уставных положений при помощи плакатов, диафильмов и учебных кинофильмов. 7. Это позволит определить перечень важнейших видов оборудования, машин, механизмов, освоение которых планируется комплексно, а также заданий по созданию и промышленному освоению полных комплексов, серий, типажей и рядов оборудования машин, механизмов, средств механизации и автоматизации. 8. В экспериментах измерение импульсов вторичных частиц часто четко не удается выполнить. 9. Преподаватель дает учащимся ряд контрольных вопросов для уяснения усвоения материала. 10. Речь прерывалась слушателями шумными и долгими аплодисментами.

Упражнение 219. В газетных текстах укажите случайные звуковые повторы, определите их типы (аллитерация, ассонанс, смежная и раздельная анафора, эпифора), обратите внимание на неуместную рифму и ритмизацию речи. Устраните недостатки фоники, если они наносят ущерб стилю письменной речи, а также лексические ошибки.

1. Проблем предостаточно, и главная - сюрприз капризной природы. 2. Успешно выдержавшие экзамены в ГАИ получают удостоверения водителя автомобиля-любителя. 3. После экспедиции, по традиции, состоится отчет любителей подводного спорта. 4. Местком принял решение об улучшении выдвижения на награждение премиями. 5. Этот дом надо снести и на месте его возвести новый пищеблок. 6. После прохождения основного насаждения мутность воды уменьшается на 20%. 7. На клавиатуре, словно пианисты, работали линотиписты. 8. Одетые в национальные костюмы алькадессы привлекали внимание прессы. 9. Пассажиры, курящие во время полета, аннулируются из салона самолета. 10. Организуем систематически тематические выставки. 11. Пользуются успехом выступления по радио юристов и других специалистов. 12. Обычно распоряжение на выполнение задания и распоряжение на вознаграждение за затраченный труд отдаются одновременно. 13. Увеличение объема и усложнение технической информации вызвало необходимость ее организации и систематизации. 14. Отсутствие данных документов служит симптомом плохой организации управления, функция координирования осуществляется интуитивно, в связи с чем координирование малоэффективно. 15. Запуск в производство насосов перенесен из-за задержки с поставкой нержавеющей стали.

Упражнение 220. Укажите недостатки фоники, речевые ошибки, стилистические недочеты; исправьте предложения.

1. Химизация приводит к аллергизации жителей этих регионов, которые, по милости своего бездарного правительства, становятся жертвами цивилизации. 2. Новые элегантные сушуары украшают интерьер заново отремонтированной парикмахерской. 3. Индикация - это регистрация какой-либо информации. 4. Наши три пятерки (они в трех разных формах: красной, желтой и зеленой) согласованно и организованно посменно выполняют различные игровые упражнения. 5. Рост благополучия, хорошее воспитание, нормальное питание положительно скажутся на физическом состоянии молодого поколения. 6. Заслуживает доброго слова Смирнова, которая обеспечивает детским питанием наших малышей. 7. Очень часто школьник до поступления в первый класс может начинать пробовать читать, считать и писать. 8. Стало меньше хворых ездить в Хвастовичи, за что следует хвалить фельдшера, которая со многими болезнями справилась сама. 9. По линии налаживания посещения занятий мы имеем улучшение. 10. Сегодня необходимо поговорить хотя б об обязательствах. 11. Взбаламученные в споре с порогами волны Дуная, добежав до плотины и мощно хлестнувшись о нее, поворачивают к берегам, чтобы попасть в пасть турбины. 12. Мы узнавали, не писали ли литераторы об этих событиях. 13. Автору указано на нанизывание одинаковых падежных форм, наносящее ущерб стилю. 14. Своевременно ли полили лилии? 15. Молодой балет Алма-Аты заставил зрителей заговорить о себе. И, конечно же, ждать непринужденных и живых встреч с ним. 16. Мы довольны деятельностью детской комнаты. 17. Токует глухарь на окраинах топких моховых болот, затерянных в глухой лесной глухомани. 18. Первое место в первенстве заняла группа гимнасток города Гомеля.

Упражнение 221. Проанализируйте правку А.М. Горького, определите цель переработки писателем предложений (в скобках даны слова, которые он заменил); укажите способы стилистической правки, используемые при исключении из речи неблагозвучных причастий.

1. Челкаш презрительно сплюнул и (прервал свои вопросы, отвернувшись) отвернулся от парня. 2. И можно было, глядя на небо, думать, что оно - тоже море, только море взволнованное (и застывшее в своем волнении), опрокинутое над другим. 3. Впереди ему улыбался солидный заработок, (требовавший) требуя немного труда и много ловкости. 4. Сонный шум волн (плескавшихся о суда, грозил чем-то, предупреждал о чем-то) гудел угрюмо и был страшен.

Упражнение 222. Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает ее благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы.

Московский государственный университет печати

Голуб И.Б.


         

Упражнения по стилистике русского языка

Учебное пособие


Голуб И.Б.
Упражнения по стилистике русского языка
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

1.1.

Смысловая точность речи

1.1.1.

Поиск нужного слова

1.1.2.

Лексическая сочетаемость

1.1.3.

Речевая недостаточность

1.1.4.

Речевая избыточность

1.1.5.

Использование в речи синонимов

1.1.6.

Использование в речи антонимов

1.1.7.

Использование в речи многозначных слов и омонимов

1.1.8.

Паронимия и парономазия

1.2.

Стилистическая окраска слова

1.2.1.

Лексика общеупотребительная, книжная, разговорная и просторечная

1.2.2.

Стилистическое использование оценочной лексики

1.2.3.

Стилистическое использование терминов

1.2.4.

Стилистическая оценка канцеляризмов и речевых штампов

1.3.

Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения

1.3.1.

Стилистическая оценка диалектизмов

1.3.2.

Стилистическая оценка профессиональной и профессионально-жаргонной лексики

1.3.3.

Стилистическая оценка жаргонизмов и арготизмов

1.4.

Лексика пассивного словарного состава

1.4.1.

Стилистическая оценка устаревших слов

1.4.2.

Стилистическая оценка новых слов

1.5.

Использование в речи заимствованных слов

2.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

3.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ)

4.

ФОНИКА

4.1.

БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ

4.2.

ЗВУКОПИСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

4.3.

УСТРАНЕНИЕ НЕДОЧЕТОВ В ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

5.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

6.

СТИЛИСТИКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ

6.1.

Имя существительное

6.1.1.

Род существительных

6.1.2.

Число существительных

6.1.3.

Варианты падежных окончаний существительных

6.2.

Имя прилагательное

6.3.

Имя числительное

6.4.

Местоимение

6.5.

Глагол

6.5.1.

Причастие

6.5.2.

Деепричастие

6.6.

Наречие

7.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

7.1.

Стилистическое использование разных типов простого предложения

7.2.

Стилистическое использование порядка слов в предложении

7.3.

Стилистическое использование разных типов сказуемого

7.4.

Варианты грамматической координации подлежащего и сказуемого

7.5.

Согласование определений и приложений

7.6.

Стилистическая оценка вариантов управления

7.7.

Стилистические особенности предложений с однородными членами

7.8.

Стилистическое использование различных типов сложного предложения

7.9.

Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций

7.10.

Синтаксические средства экспрессивной речи

Список условных сокращений

Упражнение 184. Проанализируйте чередование гласных и согласных звуков; покажите единство звуковой и смысловой стороны речи, выделяя фонетически выразительные слова и поэтические строки.

Дыхание свободно

     в каждой гласной,

В согласных -прерывается

     на миг.

И только тот гармонии

     достиг,

Кому чередованье их

     подвластно.

Звучат в согласных

     серебро и медь.

А гласные даны тебе для

     пенья.

И счастлив будь, коль

     можешь ты пропеть

Иль даже продышать

     стихотворенье.

(С. Я. Маршак.)

Упражнение 185. Исследуйте звуковой строй стихотворения Г.Р. Державина. Какие приемы звукописи использовал поэт, чтобы, по его выражению, «одоброгласить» стих, достичь «гладкотекущести»?

Соловей во сне

Я на холме спал высоком,

Слышал глас твой, соловей,

Даже в самом сне глубоком

Внятен был душе моей:

То звучал, то отдавался,

То стенал, то усмехался

В слухе издалече он;

И в объятиях Калисты

Песни, вздохи, клики, свисты

Услаждали сладкий сон.

Если по моей кончине,

В скучном, бесконечном сне,

Ах! не будут так, как ныне,

Эти песни слышны мне;

И веселья, и забавы,

Плясок, ликов, звуков славы

Не услышу больше я, -

Стану ж жизнью наслаждаться,

Чаще с милой целоваться,

Слушать песни соловья.

Упражнение 186. Укажите особенности звуковой организации речи в отрывке из поэмы А. Твардовского «Дом у дороги». Выделите звуковые повторы; определите их эстетические функции в контексте. Покажите художественную роль фоники на данном примере.

Таков завет и звук таков,

И по косе вдоль жала,

Смывая мелочь лепестков,

Роса ручьем бежала.

Покос высокий, как постель,

Ложился, взбитый пышно,

И непросохший сонный шмель,

В покосе пел чуть слышно.

И с мягким махом тяжело

Косье в руках скрипело.

И солнце жгло,

И дело шло,

И все, казалось, пело:

Коси,коса,

Пока роса,

Роса долой -

И мы домой.

Упражнение 187. В чем особенность фоники отрывков из юмористических произведений.

1. Скрипят скреперы. Рычат экскаваторы. Огрызаются бульдозеры. С ревом проносятся КрАЗы. Скрежет тормозов... Пробка! Диспетчер врубает рубильник. Гаражи изрыгают свору рыжих «ТАТР». В прорыв брошена гастрольная труппа театра. Вырисовываются горы раствора, роба прораба. Роба просит кирпича. Гремит увертюра.

2. В наше время киберов, лазеров, квазеров и мазеров мы не можем довольствоваться морально устаревшими сонниками и должны поставить дело сновидений на службу всем хорошим людям...

3. Это уже далеко не та мышка - вредитель и мот, которую мы наблюдали в «Курочке рябе», и тем более не та, что мы встречали у «Кота в сапогах». В «Репке» перед нами предстает мышка совершенно нового, передового формата. Она как бы является собирательным образом нелишних мышей. Хочется невольно воскликнуть: «Побольше бы таких мышей в книжках для наших малышей!»

4. Отдыхал на юге: мотался из мотеля в мотель.

Упражнение 188. Укажите недочеты фоники в отрывках из произведений начинающих авторов, рукописи которых редактировал М. Горький. Сравните свои наблюдения с замечаниями Горького, приведенными в конце упражнения.

1. Капают капли с крыш в опрозраченном воздухе; как капли, упадают один за другим удары великопостного колокола. 2. ...Актрис с страстными взглядами. 3. -Очень жаль! -жестоко ответил Жан. Жан жадно сжал ее. 4. Она неожиданно нашла, что наши отношения нужно - даже необходимо - понять иначе. 5. Синие зимние тени ложились от сосен на снег. Не оглядываясь, медленно она шла по грязной улице. Но он сказал, закуривая трубку: «А не пора ли нам идти, мой друг?» 6. Он писал стихи, хитроумно подбирая рифмы, ловко жонглируя пустыми словами. 7. С рыком сорвался с цепи. 8. Они имели с бригадой Котовского свыше полутораста стычек. 9. Небо, казалось, трескалось от жары, от жары и усталости туманилось в глазах. 10. Изредка из дребезжащей калитки высовывалось лицо молодайки. 11.- У-у-у-ух, - вырвался волчий вой у Шило. 12. Черными точками маячат дозоры. А кругом южная равнина. Уперлась она в Кавказские горы. 13. Эх, братишка, дай добраться... 14. Сквозь огненный град свинца и гранат прошли свой путь полки.

Замечания М. Горького:

1. Горький подчеркнул слово опрозраченном и написал: «Этих «как ка» можно найти сотнями на страницах скучной книги Новикова». 2. Фраза, где три с невыносимо свистят. 3. Едва ли красивы и такие фразы... Может быть, в стихах это назвали бы аллитерацией, в прозе это - небрежность. 4. Здесь - на-не-нно-на-на-но-ну-не-на - нечленораздельны, а такие построения нередки. 5. Иногда переводчик заботится о музыкальности, - получаются стихи:

Синие зимние тени ложились от сосен на снег.

Не оглядываясь, медленно она шла по грязной улице.

Но он сказал, закуривая трубку: «А не пора ли нам идти, мой друг?»

6. Автор не слышит в своей фразе хихиканья, не замечает «мыло». 7. Нет никакой надобности совать в одну фразу столько свистящих звуков. 8. Горький выделил слоги «ста», «сты». 9. Горький выделил трижды окончание «лось» и написал: «Плохо». 10. Выделены созвучия «из», «из», для замены первого слова предложен синоним - иногда. 11. Есть глагол «шить». Так вот: «ушило», «ушила» неловко здесь. 12. Выделены слова дозоры, горы и сделано примечание: «В прозе надобно избегать рифмующихся слов, не ставить их рядом в одной фразе». 13. Выделены созвучия «бра», «бра». 14. Выделены слова град, гранат.

Упражнение 189. Проанализируйте фонику газетных заголовков; выделите те из них, в которых фоника стала источником экспрессии, и те, в которых вы находите недочеты в звуковой организации; устраните их. При этом различайте случайные звуковые повторы, неуместную рифму и сознательное использование звукописи с целью усиления действенности речи,

1. «Урок - впрок». 2. «За штилем - шторм». 3. «Недостаток внимания руководства к развитию производства». 4. «Магистраль, зовущая вдаль». 5. «Медали за модели». 6. «Твои планы, планета?» 7. «Полный ход, «водоход»! 8. «Кто за тобой, горновой?» 9. «Старая ставка на страх». 10. «Целебное дыхание калины». 11. «Грани гранита». 12. «Льготы Аэрофлота».

Упражнение 190. Прочитайте предложения; укажите недочеты фоники (неблагозвучие, неуместные звуковые повторы, случайную рифму). Устраните ошибки в звуковой организации речи.

1. В связи с уточнением замера зазора в разделе четвертом подряд изъят. 2. Когда стали думать и гадать, что делать, чтобы ликвидировать сырость в свинарнике, вспомнили вдруг о заброшенном запарнике. 3. Над двадцатигекгарной плантацией вздымаются дымы костров. 4. Выступающий управляющий щедро приводил примеры, доказывающие, что общение молодежи в общежитии оставляет желать лучшего. 5. Проверкой, проведенной комиссией, назначенной дирекцией, было установлено нарушение дисциплины в третьем цеху. 6. Организуем систематически тематические выставки. 7. Преемственность молодежи в славных делах подразделения помогает единению всего коллектива. 8. По окончании экспедиции по традиции в одном из дворцов культуры Северодвинска состоится отчет любителей подводного спорта перед своими земляками.

Упражнение 191. Дайте оценку сочетаемости звуков в аббревиатурах. Приведите примеры нарушения норм благозвучия в аббревиатурах, отмечая скопление согласных и стечение гласных. Назовите аббревиатуры, созданные в соответствии с требованиями благозвучия речи.

ВЗТТМ, МППТ, МОАУ, ВЗТПП, УАИ, ФИА, МПТШП, УНИИО, ГВЫТМ, ВЗИТЛП, ДЮСШ, СИРЕНА, ВНОС, МНИ, АИСТ, АСУ, ГОСТ, МАМА (Московская автомеханическая академия).

Упражнение 192. Укажите трудные для произношения сочетания звуков; выделите многосложные и односложные слова. Насколько художественно мотивирована звуковая организация речи в приведенных примерах?

1. Взыграйте, ветры, взройте воды, разрушьте гибельный оплот! (П.) 1. Свобода взметнулась неистово. И в розовосмрадном огне тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне (Еc.). 3. Хочу постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь (Еc.). 4. В некой разлинованности нотной, нежась, наподобие простынь, железнодорожные полотна, рельсовая режущая синь... Железнодорожные полотна, ножницами режущий гудок (Цв.). 5. В гудящей мембране едва различимы слова, они задохнулись от тысячемильного бега (Луг.). 6. Толщи вод угрюмо сохранили память об исчезнувшей земле и в десятитысячелетнем иле, в десятитысячелетней мгле (Нар.). 7. А крылами взмахнувших уток мне прикрыла лишь осень очи (Н. А.). 8. Тянет ветром свежо и студено, пахнет мокрой сосною крыльцо, и потягивается освобожденно утка, вылепившая яйцо (Евт.). 9. Мы говорим не «штормы», а «шторма» - слова выходят коротки и смачны. «Ветра» - не «ветры» - сводят нас с ума, из палуб выкорчевывая мачты. Мы на приметы наложили вето, мы чтим чутье компасов и носов. Упругие, тугие мышцы ветра натягивают кожу парусов (Выc.).

Упражнение 193. Покажите выразительную роль фоники в прозаических текстах, отмечая случаи звукоподражания.

I.1. Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища. «Пуфф!» - вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно-белым цветами - дым, и «бумм!» - раздавался через секунду звук этого дыма. «Пуф-пуф!» - поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь, и «бум-бум» - подтверждали звуки то, что видел глаз. 2. В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таянья земли и роста трав. 3. Подрезаемая с сочным звуком и пряно пахнущая трава ложилась высокими рядами. Теснившиеся по коротким рядам косцы со всех сторон, побрякивая брусницами и звуча то столкнувшимися косами, то свистом бруска по оттачиваемой косе, то веселыми криками, подгоняли друг друга (Л. Т.).

II. Почтовый поезд номер такой-то мчится на всех парусах от станции «Веселый Трах-Тарарах» до станции «Спасайся, кто может!». Локомотив свистит, шипит, пыхтит, сопит... Вагоны дрожат и своими неподмазанными колесами воют волками и кричат совами! На небе, на земле и в вагонах тьма... «Что-то будет, что-то будет», - стучат дрожащие от старости лет вагоны... «Огогогого-о-о!» - подхватывает локомотив (Ч.).

III. Завтра заревет и закружится на своих осях первая великанная цистерна вращающейся печи, а вон из этой страшной трубы заклубятся седые облака пыли и пара. Разве это не стоит того, чтобы эти несметные толпы народа пришли сюда и порадовались общей победе? (Гл.)

IV. Гром громыхнул за краем земли и неуклюже покатился над лесом. Гром ворчал так долго, что казалось, он обегает кругом всю огромную землю. Он затихал, когда запутывался в чаще, но, выбравшись на просеки и поляны, гремел еще угрюмее, чем раньше (Пауст.).

Упражнение 194. В отрывках из текстов, подготовленных для радиопередач, выделите созвучные слова, разграничивая тавтологию и случайные звуковые повторы. Исправьте предложения, устраняя недочеты фоники и речевые ошибки.

1. Предложенный проект призван обеспечить своевременный разворот работ на всех объектах. 2. Уполномоченный рассказывал рассказы о раскулачивании кулаков, и эти рассказы оказали влияние на казаков. 3. Можно пользоваться как свежегашеной известью, так и известью, используемой ранее при строительных работах. При применении последней следует следить, чтобы в почву вместе с известью не попал цемент. 4. Не боимся прямо сказать: если бы так всегда работалось, завалили бы завод коленвалами. 5. Информация о температуре выдается в виде, удобном для ввода в счетные, управляющие и направляющие устройства. 6. Последний взнос внесли в копилку российского спорта наши шашисты. 7. Четкий пас Пасечника четко использовал Тарханов. 8. На юге уже весна шагает широким шагом. 9. Цифры показывают положение, противоположное нормальному, и причиной тому является отсутствие достоверного учета.

Упражнение 195. В отрывках из художественных и публицистических произведений, подобранных для трансляции по радио, устраните недочеты фоники.

1. Я лишь последний год войны прихватил - и то хватило горя... 2. Дом был вовсе не так богат, как выглядел на первый взгляд. 3. При выходе из проходной меня задержали Липатовы. 4. Отбросив вечерние страхи и сомнения, семенили люди. 5. Вихрь пламени и дыма обрушился на племя. Пламя плевалось искрами и издавало оглушительный треск. 6. Опустившись на стул, он застыл остолбенелым. 7. Тогда я еще не питал неприязни к этому упитанному юнцу. 8. Плуг заглубился на заданную глубину. 9. Прибор понравился. Он предназначен для работы в схемах простого и программного автоматического регулирования. С ним можно осуществлять непрерывную запись регулируемого параметра и его показания, показания задания от ручного или программного задающего устройства и показания величины давления на исполнительном механизме. 10. Во многом способствует улучшению работы и лучшая организация труда и отдыха.

Упражнение 196. Дайте стилистическую оценку звуковой организации речи в юмористическом стихотворении.

Качание прав

На правленье управы

правоведов поправ,

я исправно заправил

про неправильность правил

и бесправие прав:

 

- Правомерно ль расправой

правоту выправлять?

Без приправы из справок

заправила не вправе

управлять-направлять.

Тут заправский исправник

(костоправ и правша)

правосудие справил,

с правой справно ка-ак вправил.

Правоверные - ша...

 

Я не праведник, право.

Эй, правители, правь!

Уж я правду подправлю,

переправлю, исправлю...

Прапраправнук, я прав?

(Феликс Ефимов.)

Упражнение 197. В отрывках из произведений А.С. Пушкина укажите звуковые повторы, разграничивая аллитерацию (повторение согласных) и ассонанс (повторение гласных). Дайте оценку звуковой организации речи.

1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. 2. Пирует Петр. И горд, и ясен, и славы полон взор его. И царский пир его прекрасен. 3. Наследников сердитый хор заводит непристойный спор. 4. Настанет ночь; луна обходит дозором дальный свод небес. И соловей во мгле древес напевы звучные заводит. 5. Пора, пора, рога трубят. 6. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм... 7. А Петербург неугомонный уж барабаном пробужден. 8. Гляжу, как безумный, на черную шаль, и хладную душу терзает печаль. 9. Как часто милым лепетаньем иль упоительным лобзаньем задумчивость мою в минуту разогнать умела.

Упражнение 198. Покажите фонетические средства создания звуковой гармонии поэтической речи. Укажите повторяющиеся звуки; против каждой строки выпишите ее ассонансы, аллитерации и проследите их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи.

Урну с водой уронив, об утес ее Дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

(А.С. Пушкин.)

Упражнение 199. Проанализируйте звуковую организацию отрывка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дары Терека». Назовите слова, объединенные общим звучанием; покажите зависимость между фонетическим подобием слов и художественно-смысловой стороной речи.

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:

«Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить был готов.

Я, сынам твоим в забаву,

Разорил родной Дарьял

И валунов, им на славу,

Стадо целое пригнал».

Но, склонясь на мягкий берег,

Каспий стихнул, будто спит,

И опять, ласкаясь, Терек

Старцу на ухо журчит...

Упражнение 200. Покажите роль звуковой организации речи в отрывке из стихотворения Н.А. Некрасова «Зеленый Шум».

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако, все зелено:

И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!..

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса;

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клен...

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему...

Упражнение 201. И. Сельвинский так объясняет звуковую организацию одного стихотворения М.Ю. Лермонтова: «Когда Лермонтову понадобилось изобразить полет ангела, он стремился удалить из своего стихотворения тяжкие звуки, в особенности «р», для придания стиху невесомости:

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел,

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Но мысль требовала такого развития, которое никак не могло обойтись без этой буквы. В этом случае автор подбирал для звука «р» такие слова, смысл которых носил бы по крайней мере неземной или хотя бы возвышенный характер:

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Безгрешный, райский, непритворный - содержание этих понятий смягчает рокот этой громовой буквы и содействует невесомости ангельского полета».

Что общего в звуковом строе этих лермонтовских строк и приведенных ниже отрывков?

 

1. На темно-голубом эфире

Златая плавала луна...

Сквозь окны дом мой освещала

И палевым своим лучом

Златые стекла рисовала

На лаковом полу моем.

(Держ.)

3. В час полуночных видений

В дыме облака, толпой,

Прах оставя гробовой

С поздним месяца восходом,

Легким, светлым хороводом

В цепь воздушную свились.

(Жук.)

2. В час полуночных явлений

Я не стану в виде тени

То внезапу, то тишком

С воплем в твой являться дом.

(Бат.)

4. Ты помнишь: в страшной тишине,

В ту ночь, как стала я твоею,

Меня любить ты клялся мне.

(П.)

Упражнение 202. Дайте стилистическое обоснование использованным поэтом созвучиям в отрывках.

1. Он слышит, сокрушилась ель,

Станица вранов встрепетала,

Кремнистый холм дал

страшну щель,

Гора с богатствами упала;

Грохочет эхо по горам,

Как гром, гремящий по громам.

(Держ.)

 

2. Случалося, что, бурею разима,

Дрожала твердая скала;

А мертвых вод поверхность

недвижима

Была спокойнее стекла.

(Жук.)

 

3. Но ты поднялся, ты взыграл,

Ты прошумел грозой и славой -

И бурны тучи разогнал,

И дуб низвергнул величавый.

 

(П.)

4. Буря на небе вечернем,

Моря сердитого шум -

Буря на небе и думы,

Много мучительных дум.

(Фет.)

 

5. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

(Тютч.)

Упражнение 203. Проанализируйте звуковую организацию речи; укажите типы звуковых повторов и их стилистические функции.

1. Буря воет в саду, буря ломится в дом (Н.). 2. Играючи расходится вдруг ветер верховой (Н.). 3. Волга! Волга!.. Весной многоводной ты не так заливаешь поля, как великою скорбью народной переполнилась наша земля (Н.). 4. Горе вам, горе, пропащие головы (Н.). 5. И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Бл.). 6. Самое это! С донышка душ! Жаром, жженьем, железом, светом жарь, жги, режь, рушь! (Маяк.) 7. Прижались шлюпки в люльках входов к сосцам железных матерей. В ушах оглохших пароходов горели серьги якорей (Маяк.). 8. Съестного в чикагских барах чего-чего не начудено! Чудно человеку в Чикаго! Чудно человеку! И чудно! (Маяк.) 9. Возлюбленный мой! Дай мне руки - я по-иному не привык, - хочу омыть их в час разлуки я желтой пеной головы. Ах, Толя, Толя, ты ли, ты ли, в который миг, в который раз... (Ес.) 10. Свищет ветер, серебряный ветер, в шелковом шелесте снежного шума. В первый раз я в себе заметил - так я еще никогда не думал (Ес.). 11. Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы -дети страшных лет России - Забыть не в силах ничего. Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы - Кровавый отсвет в лицах есть (Бл.). 12. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах. Бегах, погонях, Нечаянности впопыхах, Локтях, ладонях (Паст.). 13. Когда я гляжу на летящие листья, Слетающие на булыжный торец. Сметаемые - как художника кистью. Картину кончающего наконец... (Цв.) 14. Легши на бок, напрягши плечо, - Я вперед уплываю еще, Постепенно волной овладев. По веселой и светлой воде. И за мной, не оставив следа, Завивает воронки вода (Н. А.). 15. По-чешски чешет, по-польски плачет, Казачьим свистом по степи скачет И строем бьет из московских дверей От самой тайги до британских морей (Луг.).

Упражнение 204. Дайте оценку звуковой организации речи в отрывке из повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики». Назовите слова, усиленные звуковыми повторами, отметьте случаи звукописи. Определите, какова художественная роль фоники в данном отрывке.

Все эти давние, необыкновенные происшествия заменились спокойною и уединенною жизнию, теми дремлющими и вместе какими-то гармоническими грезами, которые ощущаете вы, сидя на деревенском балконе, обращенном в сад, когда прекрасный дождь роскошно шумит, хлопая по древесным листьям, стекая журчащими ручьями и наговаривая дрему на ваши члены, а между тем радуга крадется из-за деревьев и в виде полуразрушенного свода светит матовыми семью цветами на небе. Или когда укачивает вас коляска, ныряющая между зелеными кустарниками, а степной перепел гремит, и душистая трава вместе с хлебными колосьями и полевыми цветами лезет в дверцы коляски, приятно ударяя вас по рукам и лицу.

Упражнение 205. Дайте оценку звуковой организации речи в следующих отрывках. Укажите звуковые повторы, разграничивая анафору (повторение начальных звуков в словах) и эпифору (повторение конечных звуков). Постарайтесь дать эстетическое обоснование усилению звуковой выразительности слов, подчеркнутых средствами фоники.

1. Для нас не столько важно то, что хотел сказать автор, сколько то, что сказалось им, хотя бы и не намеренно... В нашей жизни до сих пор нет публичности, кроме официальной; везде мы сталкиваемся не с живыми людьми, а с официальными лицами, служащими по той или другой части: в присутственных местах - с чистописателями, на балах - с танцорами, в клубах - с картежниками, в театрах - с парикмахерскими пациентами и т.д. Всякий хоронит дальше свою душевную жизнь; всякий так и смотрит на вас, как будто говорит: «Ведь я сюда пришел, чтоб танцевать или чтоб прическу показать; ну и будь доволен тем, что я делаю свое дело, и не вздумай, пожалуйста, выпытывать от меня мои чувства и понятия». И действительно - никто никого не выпытывает, никто никем не интересуется, и все общество идет врозь... (Добр.) 2. Во всем ее [Елены] существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое... (Т.) 3. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз (Т.).

Упражнение 206. Дайте оценку звуковой организации отрывка из рассказа А.П. Чехова «Невеста». Когда писатель обращается к звукописи? Укажите звуковые повторы; объясните их эстетическое значение.

Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна. ...И теперь Наде - она вышла в сад на минутку - видно было, как в зале накрывали на стол для закуски, как в своем пышном шелковом платье суетилась бабушка; отец Андрей говорил о чем-то с матерью Нади, Ниной Ивановной, и теперь мать при вечернем освещении сквозь окно почему-то казалась очень молодой...

В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, очень далеко, должно быть, за городом, кричали лягушки. Чувствовался май, милый май! Дышалось глубоко, и хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах, развернулась теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека. И хотелось почему-то плакать.

Упражнение 207. Укажите, чем достигается звуковая выразительность речи

1. Маленькие глазки [Плюшкина] еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли кот или шалун-мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух (Г.). 2. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз (Т.).

Упражнение 208. Укажите звукоподражательные и звукообразные слова, определите стилистическую роль их фонетического окружения.

1. Из мертвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала (П.). 2. Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь (П.). 3. Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал (П.). 4. Как будто грома грохотанье - тяжело-звонкое скаканье по потрясенной мостовой... (П.) 5. Я знаю, чем утешенный по звонкой мостовой вчера скакал как бешеный татарин молодой (Л.). 6. Много травили, много скакали, гончих из острова в остров бросали (П.).

7. По холмам, по лесам, над долиной

Птицы севера вьются, кричат,

Разом слышны - напев соловьиный

И нестройные писки галчат,

Грохот тройки, скрипенье подводы,

Крик лягушки, жужжание ос,

Треск кобылок, - в просторе свободы

Все в гармонию жизни слилось

(Н.).

 

8. Осенний лес заволосател,

В нем тень, и сон, и тишина.

Ни белка, ни сова, ни дятел

Его не будят ото сна.

(Паст.)

 

9. Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом, накопытили

И пропали под дьявольский свист

(Ес.).

10. Изба-старуха челюстью порога жует шершавый мякиш тишины (Ес.). 11. На улице дождь. Подо мной бесшумный, блестящий плывущих машин поединок. «На улице дождь...» - вот слова этой песни ночной. Играет гармоника песню дрожащих дождинок (Луг.). 12. Будет буря, будет бой, битва забушует (Луг.). 13. Стучат каблучки, как будто копытца, - девчонка к колонке сбегает напиться (Возн.). 14. О чем поскрипывает шхуна? Не может быть, чтоб ни о чем, когда, дыша машиной шумно, несется в сумраке ночном (Евт.).

Упражнение 209. Исследуйте фонетическую организацию речи; укажите ономатопеи; отметьте те места в тексте, где звуки выполняют изобразительную функцию.

Прежде чем лечь спать, я каждый вечер делаю маленькую прогулку по двору. Вчера я остановился и начал прислушиваться. Вот различные звуки, услышанные мною:

Шум крови в ушах и дыхания.

Шорох - неумолкаемый лепет - листьев.

Треск кузнечиков; их было четыре в деревьях на дворе.

Рыбы производили на поверхности воды легкий шум, похожий на звуки поцелуя.

От времени до времени падала капля с легким серебристым звуком.

Ломалась какая-то ветка, кто сломал ее?

Вот глухой звук... что это? шаги по дороге? или шепот человеческого голоса?

И вдруг тончайшее сопрано комара, которое раздается над вашим ухом.

(И.С. Тургенев.)

Упражнение 210. Проанализируйте звуковую организацию речи; укажите, какие приемы усиления звуковой выразительности речи использует писатель; какие звучания играют изобразительную роль; отметьте случаи звукоподражания.

Тетке приснился собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой, и она проснулась от страха.

В комнате было тихо, темно и очень душно. Кусались блохи. Тетка раньше никогда не боялась потемок, но теперь почему-то ей стало жутко и захотелось лаять. В соседней комнате громко вздохнул хозяин, потом немного погодя в своем сарайчике хрюкнула свинья, и опять все смолкло. Когда думаешь о еде, то на душе становится легче, и Тетка стала думать о том, как она сегодня украла у Федора Тимофеича куриную лапку и спрятала ее в гостиной между шкафом и стеной, где очень много паутины и пыли. <...> Вдруг недалеко от нее раздался странный крик, который заставил ее вздрогнуть и вскочить на все четыре лапы. Это крикнул Иван Иваныч, и крик его был не болтливый и убедительный, как обыкновенно, а какой-то дикий, пронзительный и неестественный, похожий на скрип отворяемых ворот. Ничего не разглядев в потемках и не поняв, Тетка почувствовала еще больший страх и проворчала: «Ррррр...» <...> ... И вдруг опять раздался пронзительный крик. «К-ге! К-ге-ге!» - крикнул Иван Иваныч. Тетка проснулась, вскочила и, не сходя с матрасика, залилась воющим лаем. Ей уже казалось, что кричит не Иван Иваныч, а кто-то другой, посторонний. И почему-то в сарайчике опять хрюкнула свинья.

Но вот послышалось шарканье туфель, и в комнатку вошел хозяин в халате и со свечой. Мелькающий свет запрыгал по грязным обоям и по потолку и прогнал потемки.

(А. П. Чехов.)

Упражнение 211. Исследуйте фонику отрывков; определите виды звуковых повторов и покажите их стилистическую функцию в речи.

I. Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезнувшего дня, - с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели... Герасим не мог их слышать, и не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев (Т.).

II. Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо (Ч.).

Упражнение 212. Рассмотрите звуковую организацию речи; обратите внимание на художественное значение фоники в прозе.

Направо от огорода, тихо пошептывая и изредка вздрагивая от невзначай налетавшего ветра, темнела ольховая роща, налево тянулось необозримое поле. Там, где глаз не мог уже отличить в потемках поле от неба, ярко мерцал огонек <...>... Заря еще не совсем погасла, а летняя ночь уж охватывала своей нежащей, усыпляющей лаской природу.

Все замирало в первом, глубоком сне, лишь какая-то неизвестная мне ночная птица протяжно и лениво произносила в роще длинный членораздельный звук, похожий на фразу: «Ты Ни-ки-ту видел?», и тотчас же отвечала сама себе:

«Видел! видел! видел!» <...>

Наступило молчание... Потемки между тем все более сгущались, и предметы теряли свои контуры. Полоска за бугром совсем уже потухла, а звезды становились все ярче, лучистее... Меланхолически-однообразная трескотня кузнечиков, Дерганье коростеля и крик перепела не нарушали ночной тишины, а, напротив, придавали ей еще большую монотонность. Казалось, тихо звучали и чаровали слух не птицы, не насекомые, а звезды, глядевшие на нас с неба... <...>

В потемках глухо зазвучали робкие шаги, и из рощи показался силуэт женщины. Я узнал ее, несмотря даже на то, что было темно, - это была Агафья Стрельчиха. Она несмело подошла к нам, остановилась и тяжело перевела дыхание. Запыхалась она не столько от ходьбы, сколько, вероятно, от страха и неприятного чувства, испытываемого всяким при переходе в ночное время через брод.

(А.П. Чехов.)

Упражнение 213. Охарактеризуйте фонику стихотворения; покажите звуковую близость слов, тематически связанных с образами утеса и тучки.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана:

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне

(М.Ю. Лермонтов.)

Упражнение 214. Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи.

1. Только ночью видишь ты вселенную.

Тишина и темнота нужна,

Чтоб на эту встречу сокровенную,

Не закрыв лица, пришла она.

2. Замерзший бор шумит среди лазури,

Метет ветвями синеву небес.

И кажется, - не буря будит лес,

А буйный лес, качаясь, будит бурю.

3. Без музыки не может жить Парнас.

Но музыка в твоем стихотворенье

Так вылезла наружу, напоказ,

Как сахар прошлогоднего варенья

(Из произведений С.Я. Маршака.)

Упражнение 215. Укажите звуковые повторы; рассмотрите грамматические связи слов, сходных в звучании; определите стилистическую функцию звукописи; проиллюстрируйте примерами из поэтической речи звуковое сближение грамматически зависимых членов предложения.

1. Волшебник страшный Черномор, ревнивый трепетный хранитель замков, безжалостных дверей, он только немощный мучитель прелестной пленницы своей. 2. Руслан на мягкий мох ложится. 3. Очнулась, пламенным волненьем и смутным ужасом полна. 4. Дробясь о мраморны преграды, жемчужной, огненной дугой валятся, плещут водопады. И ручейки в тени лесной чуть вьются сонною волной. 5. Оно умрет, как шум печальный волны, плеснувшей в берег дальный, как звук ночной в лесу глухом. 6. И, озарен луною бледной, простерши руку в вышине, за ним несется Всадник Медный на звонко скачущем коне. 7. Разумный муж уехал вскоре в свою деревню... 8. Он был простой и добрый барин. 9. Почтил он прах патриархальный. 10. Владимир тут же начертал ему нагробный мадригал. 11. Запутанный в сетях судьбы суровой...

(Из произведений А.С. Пушкина.)

Упражнение 216. Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определенной звуковой окраски.

I. 1. Любви печальную тревогу

Я слишком, может быть, узнал.

1. Любви безумную тревогу

Я безотрадно испытал.

2. Услышишь суд глупца

И черни смех холодный...

2. Услышишь суд глупца

И смех толпы холодной...

3. Твори, питая жар глубоких,

     чистых дум.

3. Усовершенствуя плоды

любимых дум (П.).

II. 1. Убит!.. К чему теперь рыданья,

Похвал и слез ненужный хор...

Не вы ль сперва так долго гнали

Его свободный, чудный дар...

Отравлены его последние

     мгновенья

Коварным шепотом

     (презрительных)

бесчувственных невежд...

1. Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор...

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар...

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом

     насмешливых невежд...

2. Ей снится прекрасная пальма

В далекой восточной земле,

Растущая тихо и грустно

На жаркой песчаной скале.

2. И снится ей все, что в пустыне далекой -

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

3. Слова надежды повторяя,

Чужда тоски душа твоя.

3. Слова разлуки повторяя,

Полна надежд душа твоя (Л.).

III. 1. Начал на лодке кататься с Ульяшей да восхищаться природою нашей.

1. ...да над природой подтрунивать нашей.

2. Я почему-то вспомнил вдруг о яблоне красивой в моем саду: там жил паук, паук трудолюбивый.

Я отвечал ему не вдруг, я вспомнил клен красивый...

Я отвечал ему не вдруг, припомнил я рябину...

2. Встречаясь с ним, я вспоминал невольно дуб красивый в моем саду: там сети ткал паук трудолюбивый.

3. Княгиня просит, чтоб живей перепрягали лошадей.

3. Выходит путница: «Скорей перепрягайте лошадей!»

4. Приехал сам митрополит... Прощенье царское сулит.

4. Явился сам митрополит... «Покайтесь, братия!» - гласит.

5. Между тем расплатились бы с прачкой.

Право, лучше б разделаться с прачкой.

5. Рассчитайтесь, сударыня, с прачкой (Н.).

IV. 1. Пальцы огромной руки идут на Питер.

1. Пальцы корявой руки прут на Питер.

2. И красные мчались на юг эскадроны.

2. И красные скакали на юг эскадроны (Маяк.).

1. В заметке речь шла о том, что по вине УКСа простаивали две автомашины, привезшие на завод оборудование и не разгружавшиеся в течение нескольких часов.

1. В заметке говорилось о том, что по вине Управления капитального строительства две автомашины, которые привезли на завод оборудование, не разгружались несколько часов.

2. Пограничники охраняют границу, как зеницу ока.

2. Пограничники надежно охраняют границу.

3. Живописную летопись Москвы представляют собой рисунки и гравюры, представленные на выставке.

3. Рисунки и гравюры, представленные на выставке, - это художественная летопись Москвы.

4. Сотрудники нашей лаборатории проводят большую работу по разработке этой важнейшей проблемы.

4. Сотрудники нашей лаборатории участвуют участвуют в решении этой важнейшей проблемы.

5. Сейчас диспетчер из Самары сообщает поездную обстановку, и из селекторного динамика доносится перестук проходящих поездов.

5. Диспетчер из Самары говорит о движении поездов, а в микрофон врывается перестук колес проходящих мимо составов.

6. Угрожающий холодный свет зловеще освещал кипящие воронки бурлящей воды.

6. Зловещий холодный свет грозно бросал отблески на воронки, в которых, казалось, кипела вода.

7. Свиридов старается создать серьезный разрыв, памятуя о реактивном финише Иванова. На спуске Иванов смело спуртует и смотрит на соперника.

7. Свиридов помнит о реактивном финише соперника и старается вырваться вперед. Он смело делает рывок на спуске и оглядывается на Иванова.

8. С раннего утра сюда стало стекаться все население села.

8. Рано утром сюда начали идти люди со всего села.

9. Инициатива родителей улучшила блюдаж и сказалась на ассортименте питания детей в детсаде.

9. По инициативе родителей в детском саду улучшилось питание: блюда стали вкуснее и разнообразнее.

10. Безответственное отношение к сохранению товаров приводит к фактам отсутствия предотвращения растрат и хищений.

10. Бесхозяйственное хранение товаров создает благоприятную почву для хищений и растрат.

11. В некоторых службах связи сложилось положение, которое ставило под сомнение реальность выполнения заданного задания.

11. В некоторых службах связи было поставлено под угрозу выполнение задания.

12. На беспримерном примере полета «Союза-9» основывались авторы в снимании фильма.

12. В основу фильма был положен беспримерный полет космического корабля «Союз-9».

Упражнение 223. Проанализируйте звуковую организацию речи в газетных заголовках, отмечая недочеты фоники и оправданные звуковые повторы.

1. «Афганский урок не впрок». 2. «Витамины грудничкам и старичкам». 3. «Спид не спит». 4. «Без надзора ревизора» (корреспонденция с подзаголовком «Из зала суда»). 5. «Хода нет на минарет» (фельетон о пренебрежении архитектурными памятниками). 6. «Таможенный склад - не работа, а клад». 7. «В одночасье съезд зачах. При свечах» (статья о «чрезвычайном шестом съезде народных депутатов СССР в марте 1992 г.). 8. «Недостаток внимания руководства к развитию производства». 9. «Строится остров». 10. «Конъюнктура для контркультуры». 11. «Баллы за бал на льду». 12. «Их конек - коньки». 13. «Какие хлопоты, таков и хлопок». 14. «Инъекция против инерции». 15. «База не обуза». 16. «Чем Уже, тем хуже». 17. «Прогноз и диагноз». 18. «Продолжатели и подражатели». 19. «Кому облегчение, кому огорчение». 20. «Расчеты и просчеты». 21. «Мнения и сомнения». 22. «Цитадели из цитат». 23. «Ждет матчей мяч». 24. «Уха из петуха». 25. «Чудо-чадо». 26. «Быт не забыт». 27. «Визит к «визирям».

Упражнение 224. Проанализируйте звуковую организацию речи в приведенных предложениях, отмечая недочеты фоники. Устраните их.

1. Строители предупреждены о персональной ответственности за устранение недостатков и за затяжку ремонта. 2. Нам было указано на наличие недостатков в работе. 3. На ферме горячие деньки, несмотря на природу, словно пытающуюся перелистать календарь вспять. 4. В совхозном саду во главе со стажером ребята проводят борьбу с листожором. 5. Свой день дети должны привыкать начинать с утренней гимнастики, проводимой дома, но пользу она принесет, если проводится систематически. 6. Всякому из нас следует строго спросить с себя за порядок. 7. Крытый стадион открыт для всех. 8. Мы узнавали, не писали ли литераторы о этих событиях. 9. Все слышали, как скрипят тормоза за закрытым окном. 10. Не видели ли вы Лидии? 11. Вспомним еще одну аналогию из мифологии: Геракл стал пионером гидросмыва, пустив воды реки в авгиевы конюшни.

Упражнение 225. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку, назовите устраненные недочеты фоники и речевые ошибки. В случае несогласия предложите свой вариант правки.

1. Ядовитые растения - растения, вырабатывающие и накапливающие ядовитые вещества, вызывающие отравления человека и животных.

1. Ядовитые растения - растения, которые вырабатывают и накапливают ядовитые вещества, способные вызвать отравления человека и животных.

2. Очень важно детям предлагать создавать изображения в различные периоды формирования знаний и представлений о профессиях.

2. Очень важно побуждать детей к рисованию во время формирования у них знаний о профессиях.

3. После последнего перевоплощения - на этот раз в самих себя - они вышли в своей будничной одежде и оказались представителями молодежных клубов моды, существующих при многих пошивочных фабриках.

3. Последнее перевоплощение (на этот раз в самих себя), и они вышли в своей будничной одежде и оказались представителями молодежных клубов моды, организованных при многих швейных фабриках.

4. Не менее впечатляющими оказались и изменения, происшедшие за прошедшее десятилетие в этой области.

4. Впечатляют те изменения, которые произошли в этой области за последнее десятилетие.

5. В отношении мануфактуристов крестьяне выступали как люди, продававшие свою рабочую силу, что являлось типичным явлением для того времени.

5. По отношению к владельцам мануфактур крестьяне выступали как люди, продающие свою рабочую силу, что было типично для того времени.

Упражнение 226. Укажите недочеты фоники (неблагозвучие, неуместные звуковые повторы, случайную рифму). Отредактируйте текст, устраняя замеченные ошибки и недочеты.

Секрет трюка

Их имена редко появляются в титрах, в лицо этих людей знают лишь работники киностудии - режиссеры, сценаристы, операторы. Но в те минуты, когда они «работают» на экране, каждый из нас следит за происходящими событиями с замирающим сердцем.

...Грузовик с прицепом, взвизгнув резиной колес, свернул с шоссе и понесся по проселку. Через мгновение из-за поворота появилось преследующее его такси-пикап. От тряски и ударов фургон прицепа развалился и с грохотом, рассыпая снопы искр, покатился за обочину. Грузовик резко затормозил, развернулся, поднял шлейф пыли и, взревев мотором, помчался навстречу такси. Удар, скрежет металла, звон разбитого стекла.

Я пришел в себя от увиденного только после громкой команды: «Снято!» Из автомашин вылезли каскадеры.

Интерес к профессии каскадера с каждым днем растет. Фильмы, в которых мужественные, смелые герои участвуют в невероятных приключениях, погонях, совершают головокружительные трюки, привлекают наше внимание. Каскадеров часто чуть ли не сказочными героями представляют, «не горящими в огне, не тонущими в воде». Кто же они на самом деле?

Если вы встретитесь с ними, то ничего особенного не заметите. Спортивные, подтянутые, приятные в общении люди. Таких немало. Но в сложной ситуации, когда от реакции, расчета, физической выносливости, хладнокровия зависит успех номера, вы понимаете, что это не обычные актеры.

Каскадеры - это те же актеры, но роли у них бывают сложны не только технически. Например, выпасть на ходу из машины, изображая мертвое тело, гораздо труднее, чем прыжок из едущего автомобиля. Иногда приходится дублировать известных актеров. Тут одного грима мало, чтобы зритель не узрел подмены, не заметил фальши. Необходимо передать манеру двигаться, пластику «звезды» экрана. Все это возможно лишь обладая актерскими способностями.

© Центр дистанционного образования МГУП