Московский государственный университет печати

Голуб И.Б.


         

Упражнения по стилистике русского языка

Учебное пособие


Голуб И.Б.
Упражнения по стилистике русского языка
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

1.1.

Смысловая точность речи

1.1.1.

Поиск нужного слова

1.1.2.

Лексическая сочетаемость

1.1.3.

Речевая недостаточность

1.1.4.

Речевая избыточность

1.1.5.

Использование в речи синонимов

1.1.6.

Использование в речи антонимов

1.1.7.

Использование в речи многозначных слов и омонимов

1.1.8.

Паронимия и парономазия

1.2.

Стилистическая окраска слова

1.2.1.

Лексика общеупотребительная, книжная, разговорная и просторечная

1.2.2.

Стилистическое использование оценочной лексики

1.2.3.

Стилистическое использование терминов

1.2.4.

Стилистическая оценка канцеляризмов и речевых штампов

1.3.

Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения

1.3.1.

Стилистическая оценка диалектизмов

1.3.2.

Стилистическая оценка профессиональной и профессионально-жаргонной лексики

1.3.3.

Стилистическая оценка жаргонизмов и арготизмов

1.4.

Лексика пассивного словарного состава

1.4.1.

Стилистическая оценка устаревших слов

1.4.2.

Стилистическая оценка новых слов

1.5.

Использование в речи заимствованных слов

2.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

3.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ)

4.

ФОНИКА

4.1.

БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ

4.2.

ЗВУКОПИСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

4.3.

УСТРАНЕНИЕ НЕДОЧЕТОВ В ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

5.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

6.

СТИЛИСТИКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ

6.1.

Имя существительное

6.1.1.

Род существительных

6.1.2.

Число существительных

6.1.3.

Варианты падежных окончаний существительных

6.2.

Имя прилагательное

6.3.

Имя числительное

6.4.

Местоимение

6.5.

Глагол

6.5.1.

Причастие

6.5.2.

Деепричастие

6.6.

Наречие

7.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

7.1.

Стилистическое использование разных типов простого предложения

7.2.

Стилистическое использование порядка слов в предложении

7.3.

Стилистическое использование разных типов сказуемого

7.4.

Варианты грамматической координации подлежащего и сказуемого

7.5.

Согласование определений и приложений

7.6.

Стилистическая оценка вариантов управления

7.7.

Стилистические особенности предложений с однородными членами

7.8.

Стилистическое использование различных типов сложного предложения

7.9.

Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций

7.10.

Синтаксические средства экспрессивной речи

Список условных сокращений

Упражнение 238. В отрывке из повести В. Распутина «Прощание с Матерой» выделите имена существительные, выполняющие экспрессивную функцию. Дайте оценку стилистическому использованию форм рода и числа существительных.

Матёру, и остров и деревню, нельзя было представить без этой лиственницы на поскотине. Она возвышалась и возглавлялась среди всего остального, как пастух возглавляется среди овечьего стада, которое разбрелось по пастбищу... Но говорить «она» об этом дереве никто, пускай пять раз грамотный, не решался; нет, это был он, «царский листвень» - так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни... <...>

За век свой он наронял так много хвои и шишек, что земля вокруг поднялась легким, прогибающимся под ногой, курганом, из которого и выносился могучий, неохватный одними руками ствол...

А неподалеку, метрах в двадцати ближе к Ангаре, стояла береза, все еще зеленеющая, дающая листву, но уже старая и смертная. Лишь она решилась когда-то подняться рядом с грозным «царским лиственем». И он помиловал ее, не сжил. Быть может, корни их под землей и сходились, знали согласие, но здесь, на виду, он, казалось, выносил случайную, заблудшую березу только из великой и капризной своей милости.

И вот настал день, когда к нему, к «царскому лиственю», подступили чужие люди. Это был уже не день, а вечер, солнце село, и на остров спускались сумерки. Люди эти возвращались со своей обычной работы...

Тот, что шел первым, с маху, пробуя листвень, стукнул обухом топора о ствол и едва удержал топор, с испугом отдернув голову, - с такой силой он спружинил обратно.

- Ого! - изумился мужик. - Зверь какой! Мы тебе, зверю... У нас дважды два - четыре. Не таких видывали...

Он отбросил в сторону бесполезный топор и взялся собирать и ломать ногами валявшиеся кругом сучья, складывая их крест-накрест под дуплистой нишей. Товарищ его молча, все с той же позевотой, полил из канистры ствол бензином и остатки побрызгал на приготовленный костерок. Отставил позадь себя канистру и чиркнул спичку. Огонь тотчас схватился, поднялся и захлестнул ствол. <...>

Но утром, когда они шли на нижний край острова, где еще оставалась работа, листвень как ни в чем не бывало стоял на своем месте.

<...> Бригадир, по стати самый невзрачный из всех, но с усиками, чтобы не походить на мальчишку, задрал вверх голову:

- Здоровый, зараза! Не примут. Надо что-то делать.

- Пилу надо. <...>

- Развести пожарче, и пыхнет как миленький... Горючки надо побольше. <...>

Огонь поплясал, поплясал и начал, слизнув бензин, сползать, отделяться от дерева, точно пылал вокруг воздух, а листвень под какой-то надежной защитной броней оставался невредимым. <...>

- Надо завтра бензопилой все-таки попробовать, - согласился бригадир, только что уверявший, что для такой твердыни и махины бензопила не годится. <...>

На третий день с утра уже как к делу первой важности, а не пристяжному, подступили к «царскому лиственю» с бензопилой... Она дрыгнула, едва не выскочив из рук, однако легонький надрез оставить успела. Угадывая по этому надрезу, бригадир нажал сильнее - пила зашлась высоким натужным воем, из-под нее брызнула легонькая струйка бесцветных пыльных опилок, но бригадир видел, что пила не идет. Качать ее толстый ствол не позволял, можно было лишь опоясать его кругом неглубоким надрезом - не больше. Это было все равно что давить острой опасной бритвой по чурке, стараясь ее перерезать, - результат один. И бригадир остановил пилу.

- Неповалимый, - сдался он и, зная теперь лиственю полную цену, еще раз смерил его глазами от земли доверху.

Упражнение 239. Определите экспрессивную роль имен существительных, учитывайте при этом их принадлежность к различным функционально-смысловым типам речи (описание, повествование, рассуждение), монологический или диалогический характер. Мотивируйте использование в тексте существительных различных лексико-грамматических разрядов (конкретных, отвлеченных и т.д.), а также употребление их в прямом или переносном значении.

1.1. Эти стихи [«Дума» М.Ю. Лермонтова] писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа; это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти (Бел.).

2. Сестра была блондинка, светлая блондинка, совсем не в мать и не в отца волосами; но глаза, овал лица были почти как у матери. Нос очень прямой, небольшой и правильный; впрочем, и еще особенность - мелкие веснушки на лице... Версиловского было очень немного, разве тонкость стана, немалый рост и что-то такое прелестное в походке (Дост.).

3. В короткое время Антошка успел сколотить несколько сотен рублей. Главный же результат сказался в том, что цена на Антошкину услугу внезапно повысилась и отношения к нему местных обывателей в значительной степени изменились. С тех пор он делается солидным человеком, вместо Антошки начинает именоваться Антоном Валерьяновичем, прозвище «Стрела» заменяет фамилиею «Стрелов»... Репутация Антошки установилась уже настолько прочно, что даже самому Дерунову не приходило в голову назвать его по-прежнему «Антошкой» (С.-Щ.).

4. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе - это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа (Ч.).

II. В политических отношениях между государствами и народами используются любые возможности. Образно говоря, здесь нужны и понтонные мосты, однако куда предпочтительнее мосты на крепких опорах, рассчитанные на века, кропотливо возводимые с обеих сторон. Только на такой основе могут держаться подлинное международное сотрудничество, безопасность, мир (из газ.).

Упражнение 240. Определите экспрессивную роль имен существительных собственных; укажите источники комизма речи.

I. Родильнице предоставили на выбор любое из трех [имен], какое она хочет выбрать: Моккия, Сессия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет, -подумала покойница, - имена-то все такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; - вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, - проговорила старуха, - какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Еще переворотили страницу - вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, - сказала старуха, - что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий» (Г.).

II. - Ты пирожка не хочешь ли? Кушай на здоровье, Скорпион Мардарьич! - Боже ты мой милостивый! Да какой же я Скорпион! Это ты скорпион, а я Серапион (Остр.).

III. 1. - Эх, Трубецкой, Трубецкой!.. Да, кстати, Ляпсус, почему вы Трубецкой? Почему вам не взять псевдоним еще получше? Например, Долгорукий! Никифор Долгорукий! Или Никифор Валуа? Или еще лучше: гражданин Никифор Сумароков-Эльстон? Если у вас случится хорошая кормушка, сразу три стишка в «Гермуму», то выход из положения у вас блестящий. Один бред подписывается Сумароковым, другая макулатура - Эльстоном, а третья - Юсуповым... Эх вы, халтурщик! (И. и П.) 2. Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки... НКПС построит железнодорожную магистраль Москва-Васюки... Аэропорт «Большие Васюки» - регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая Лос-Анджелес и Мельбурн (И. и П.).

Упражнение 241. Приведите примеры использования в публицистике географических названий и фамилий в экспрессивной функции. Каковы выразительные возможности этих существительных?

Образец. Бонн протестует против налоговых убежищ в странах ЕС; за рубежом в свое время тоже были свои мавроди.

Упражнение 242. Укажите на отклонения от современной нормы в употреблении форм рода имен существительных; дайте стилистическую оценку вариантным формам рода.

I. 1. Это бы еще ничего, - инкогнито проклятое! (Г.) 2. В Белой зале с участием князя образовались три жиденькие кадрильки (Дост.). 3. Бронский - по замыслу Клюшникова - продувная шельма, демон, хитрый и опасный человек (Писар.). 4. Я не знал, что с собой делать, думая только одно: пренебрегу всем своим карьером, брошу полк, останусь навеки в деревне (Бун.). 5. Впереди хора, с гитарой на голубой ленте через плечо, старый цыган, за ним цыганка-запевало (Бун.). 6. И, вспомнив, как к нему относились ее покойный отец и все товарищи врачи, она поняла, что все они видели в нем будущую знаменитость (Ч.). 7. Сахаров - большой умница и хитрец, никогда ничего зря не делает (Ст.). 8. А фонарик, вот какая умница, вдруг погас на несколько минут (Св.).

II. 1. По правде сказать, она мало походила на философа. Но еще меньше на агитаторшу. 2. Всемирный форум откроется докладом председателя Международной демократической федерации женщин, известной общественной деятельницы, ученой Эжени Коттон. 3. Выступила лауреатка второй премии Мицуко Ухида из Японии. 4. Руководители клубных коллективов досадуют: несколько артистов уже вышли замуж, и теперь заботы о семье могут отвлечь их от дела. 5. Рулевой Петька-гитарист - выдумщик и заводило. С ним не соскучишься! 6. Он стоял, пораженный, но скоро проникся состраданием к лежавшему перед ним бедному малютке. Но она взяла на руки ребенка и, назвав малышку премиленьким, унесла. 7. Миллионный житель. Радостное событие в жизни города-героя возвестил громкий крик родившегося вчера малыша: дочка рабочего завода «Баррикады» и бухгалтера детского сада Виктора и Ольги Чаусовых стала в этот солнечный день миллионным жителем Волгограда. - Мы стараемся сделать все, - сказал председатель горисполкома Ю. Староватых, - чтобы и у малыша, и у всех волгоградцев были хорошие условия жизни в нашем теперь уже миллионном городе.

Упражнение 243. Укажите грамматические средства речевой экспрессии; назовите стилистические приемы создания образности речи, ее юмористической окраски.

1. По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница... Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко... (Г.) 2. А невесте скажи, что она подлец (Г.). 3. Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана; утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя... (Л.) 4. Произросло между ними в ту пору существо среднего рода: ни рак, ни рыба, ни курица, ни птица, ни дама, ни кавалер, а всего помаленьку. Произросло, выровнялось и расцвело. И было этому межеумку имя тоже среднего рода: «Лицемерие» (С.-Щ.). 5. Это была женщина-классик (Дост.). 6. Есть у меня знакомая девушка такая, врагиня моя лютая (Ч.). 7. Она [собака], может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака - нежная тварь (Ч.). 8. А ведь все кончится тем, что эта старая баба Петр Николаевич и его сестра попросят у него извинения (Ч.). 9. Я была батрачкой, горничной, домашним животным моего мужа, - я стала профессором философии, агрономом, парторгом (М. Г.). 10. Три «нимфа» переглянулись и громко вздохнули (И. и П.). 11. Кот Тимофей, открытая душа, коту Василию принес в зубах мыша (Мих.). 12. Матерь городов русских, как называют часто Киев, неизвестно почему переделывая его в женщину (Сверб.). 13. Кварц - отец стекла; без кварца не было бы стекла, этого удивительного материала, одного из самых замечательных изобретений человека, одного из самых мощных рычагов мировой культуры (Ферсм.).

Упражнение 244. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения (за справками обращайтесь к словарям).

Вульгарн... арго, рискован... антраша, звучащ... банджо, выдержан... бри, опасн... динго, красив... драпри, ярк... индиго, юн... кабальеро, больш... гну, забавн... гризли, крошечн... колибри, бескрыл... киви-киви, остроумн... конферансье, маленьк... нули, прохладн... мацони, уважаем... кюре, сочн... манго, молод... марабу, сед... маэстро, прекрасн... пери, стар... рантье, заброшен... ранчо, матов... габбро, справедлив... рефери, маленьк... цеце, увлекательн... шоу, установлен... эмбарго.

Упражнение 245. Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы.

1. Мо... импрессарио настаива..., чтобы для концерта привезли нов... рояль. 2. Своей внешностью она производила впечатление типичн... инженю. 3. У входа девушка оставила сво... маленьк... сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял... ярк... бикини. 5. Густ... контральто ее звучал... ровно и уверенно. 6. Загримированный, в костюме, Дима выглядел как истинн... денди. 7. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн... тогда регби. 8. Взгляды игроков вновь устремились на таинствен... зеро. 9. Местных жителей мучил... бери-бери, котор... казал... неизлечим... . 10. Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт... парвеню, котор... просочил... в высшее общество, теперь отворачивал... от друзей. 11. Бледно-зелеными деревцами тянется над грядами заморск... кольраби - особый вид капусты. 12. Женщины выдергивали жирн... иваси, застрявш... в сетях. 13. Не каждый день приходится нам сидеть в обществе молоденьк... и по-своему миловидн... шимпанзе. 14. В Багдаде я учился в больш... медресе у знаменитых ученых.

Упражнение 246. Укажите особенности употребления форм числа существительных. Выделите случаи использования единственного числа вместо множественного (и наоборот) для достижения определенного стилистического эффекта.

1. Пустите, ветреники сами. Опомнитесь, вы старики! (Гр.) 2. Повсюду страсти роковые и от судеб защиты нет (П.). 3. Все привстали, важно хмуряся, низко, низко поклонилися и, поправив ус и бороду, сели на скамьи дубовые (П.). 4. Мы все глядим в Наполеоны (П.). 5. В те поры война была (П.). 6. - Прошу покорнейше, - сказал Манилов. - Вы извините, если у нас нет такого обеда, какой на паркетах и в столицах, у нас просто (Г.). 7. - Конечно, - продолжал Манилов, - другое дело, если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности... - тогда, конечно, деревня и уединение имели бы очень много приятностей (Г.). 8. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций (Г.). 9. - После кампании двенадцатого года, сударь ты мой, - так начал почтмейстер, несмотря на то что в комнате сидел не один сударь, а целых шестеро (Г.). 10. У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у кого другого столько хлеба зерном, мукою и просто в кладях, у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин, выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью... (Г.) 11. Выход великого гения встречен был до крайности почтительно: даже самые строгие старички изъявили одобрение и любопытство, а дамы так даже некоторый восторг. Аплодисмент, однако, был коротенький и как-то недружный, сбившийся (Дост.). 12. Люблю ее степей алмазные снега (Тютч.). 13. Тургенев, отдышавшись, откинулся в креслах... Он вошел в комнаты (Тын.). 14. Многие новизны ни к чему, только жителей раздражают (Тын.).

Упражнение 247. Проанализируйте употребление существительных в единственном и множественном числе. Отметьте случаи использования единственного числа вместо множественного и наоборот. Определите стилистические мотивы трансформации форм числа и дайте им оценку.

1. Наш современник прекрасен богатством своего духовного мира. 2. У любой нации есть культурные памятники, одинаково близкие и дорогие всему народу как символ народной стойкости в тяжелые годы испытаний. 3. Почему англичане, будучи народом богатым и грамотным, не издают «сверхполного» собрания сочинений Диккенса? Потому что нет покупателя. 4. Кондитеры фабрики готовятся к выпуску новых сортов карамели - «Золушка» и «Чайка». Эти карамели будут иметь ореховую начинку. 5. Мыло наших дней - это натриевые или калиевые соли стеариновой, олеиновой и некоторых других кислот с различными добавками. 6. Принимаются серьезные меры по уменьшению производственных выбросов в атмосферу. 7. Что же волнует зрителя? - То, что он видит вокруг себя в жизни. 8. После продолжительных дождей установились жары. 9. Здесь находится хозяйство по разведению форели. Для выращивания рыбы созданы особые пруды. 10. Для нанесения прямых линий употребляют стальные выверенные линейки разных длин и толщин. 11. Ученый выступил с оригинальным докладом о трансокеанических акклиматизациях рыб. 12. Детали из базальтовой ваты выдерживают более высокие температуры. 13. В брюссельском порту был обычный людской водоворот. Люди всех цветов кожи, говорящие на самых разнообразных языках, одетые порой в самые невероятные одежды, - в пестрых бурнусах, с перьями на головах, в юбкоподобных саронгах вместо брюк, - все это шумело, галдело, спешило, куда-то устремлялось. 14. Правительство Новой Зеландии и Фиджи выступили с предложениями о том, чтобы Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о превращении южной части Тихого океана в безъядерную зону.

(Из газет.)

Упражнение 248. Дайте оценку употреблению форм числа имен существительных. Исправьте стилистические ошибки, мотивируя выбор грамматической формы слова.

1. Весной, пока стояли хорошие погоды, лесничество произвело посадку леса на большой площади. 2. Применение хлоридов при снегопадах препятствует образованию снежных накатов, а там, где они уже образовались, способствует их разрушению, ликвидирует ледяные корки при гололеде, уменьшает силы смерзания льда с поверхностью дороги. 3. Вопросы, требующие согласований и разрешений Госавтоинспекции, изучаются заблаговременно. 4. В наше время неизмеримо возросли передвижения транспортных средств. 5. С каждым днем убыстряются ритмы нашей жизни. 6. Восемнадцать лет работает художественным руководителем в Доме культуры Н.А. Горлович. За это время он помог многим воспитать в себе чувства прекрасного. 7. Далеко не все разработки коллективов института отвечают задачам сегодняшних и завтрашних дней. 8. Коллективы решили каждый квартал обмениваться информациями. 9. Значительные суммы составляют доходы от прибылей предприятий местного значения. 10. В делах, поступках, поведении бригадира как в зеркале отражаются его отношения к коллективу, в котором он трудится. 11. Питомники нашего управления выращивают деревья и кустарник ста пород. 12. Замечена большая способность этих хлебов лучше переносить недостатки влаги. 13. Трава, говоря языком экономиста, -основа развития животноводств в республике. 14. Сейчас поздняя осень, зима стучится в двери, а на улице можно встретить девушек в легких косынках и молодых людей без головного убора. 15. Птице от горожанина ничего не надо, кроме доброго отношения. К шуму она помаленьку, как и все мы, привыкает.

(Из газет.)

Упражнение 249. Дайте оценку употреблению вариантов падежных окончаний имен существительных; исправьте ошибки.

1. Многие мои знакомые провели свои отпуска в круизах по новым маршрутам. 2. Для яслей-сада надо установить на прогулочном участке прожектора. 3. Многочисленные прожекторы ярко освещают площади и улицы праздничной Москвы. 4. На совещание прибыли многие инженеры, директоры. 5. В обсуждении проблемы приняли участие директора. 6. Разные цехи специализируются на изготовлении вкусного прохладного лакомства. 7. Для выступления перед рабочими артисты пошли в цеха депо. 8. В этом же здании обучаются будущие повары. 9. Посмотрите на снимок! Сколько весит, по-вашему, эта щучище? Всего 14 килограммов! 10. Мы готовы заключить долгосрочные договоры. 11. Сад занимает свыше ста гектар. 12. А каков результат небрежности? - Поезд сошел с рельс.

Упражнение 250. Дайте оценку употреблению падежных форм имен собственных (фамилий и географических названий).

1. В центре пьесы В. Чичкова «Интервью в Буэнос-Айресе» образы Сальвадора Альенде и Че Гевара. 2. Второе место жюри присудило учащемуся В. Корнейчук. 3. Предисловие к сборнику карикатур написано главным редактором журнала Ф. Макивчук. 4. 20 мая исполняется 60 лет начальнику планово-экономического отдела завода Борису Ивановичу Сорока. Дирекция завода поздравила Б.И. Сорока с юбилейной датой. 5. Оба брата Гиппиуса писали стихи. 6. Спектакль пойдет в сценической редакции и постановке главного режиссера театра Валерия Колосёнок. 7. Открыта выставка работ Базилюк Ивана Сергеевича. 8. С утра над Кавголово нависли свинцовые тучи. 9. Много лет видели мы голубое небо с белыми облаками над родным Жодино. 10. Лыжные соревнования проходили в окрестностях Сараева, которые вошли в историю спорта с их названиями Велико поле и Мало поле... Что произошло в тот день на Велико поле? 11. Сегодня на Мало поле было разыграно действие первое. 12. Сообщением о женских заездах мы завершаем этот репортаж с Требевич (название горы). 13. Сегодня под крышей «Зетра» (название катка) фигуристы.

Упражнение 251. Укажите ошибки в выборе вариантных форм числа и падежа имен существительных; отредактируйте текст.

С тех пор как был создан наш завод, в третьем цеху не раз сменялся вид продукции. Но при всем этом сложились устойчивые изделия, которые теперь хорошо знают не только в Калиново. Изделия эти из белой жести. Они нужны на животноводческих фермах и в личном хозяйстве крестьянина. Это - подойник. Заказов на них очень много. Более 40 тысяч штук ежемесячно мы отправляем их потребителю.

А в осеннее время для дома бывают нужны жестяные крышки для консервирования огурцов, помидор, их трудно увидеть на полках магазинов в сезонное время. А как обойтись без них хозяйкам? Нынче огурец уродился, и на наш товар особый спрос.

Упражнение 252. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты; назовите исправленные морфолого-стилистические и другие ошибки. При необходимости предложите свои варианты стилистической правки.

1. Инфаркт - омертвение участков того или иного органа в результате закупорки или спазмы кровеносных сосудов.

1. Инфаркт - омертвение участка того или иного органа в результате закупорки или спазма кровеносного сосуда.

2. Утконосы удивят хоть кого: можно подумать, к шкурке какой-то тропической зверюшки шутники пришили утиный клюв.

2. Утконос удивит хоть кого: можно подумать, что к шкурке какого-то тропического зверюшки шутники пришили утиный клюв.

3. Давление обусловлено действием сил упругости самого манжета.

3. Давление обусловлено действием силы упругости самой манжеты.

4. Вовлечение в хозяйственные обороты миллионов гектар пустующих земель - важнейшая задача.

4. Вовлечение в хозяйственный оборот миллионов гектаров пустующих земель - важнейшая задача.

5. Там, на самом краю обрыва, я различаю крохотную ранчо.

5. Там, на самом краю обрыва, я различаю крохотное ранчо.

© Центр дистанционного образования МГУП