Московский государственный университет печати

Голуб И.Б.


         

Упражнения по стилистике русского языка

Учебное пособие


Голуб И.Б.
Упражнения по стилистике русского языка
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

1.1.

Смысловая точность речи

1.1.1.

Поиск нужного слова

1.1.2.

Лексическая сочетаемость

1.1.3.

Речевая недостаточность

1.1.4.

Речевая избыточность

1.1.5.

Использование в речи синонимов

1.1.6.

Использование в речи антонимов

1.1.7.

Использование в речи многозначных слов и омонимов

1.1.8.

Паронимия и парономазия

1.2.

Стилистическая окраска слова

1.2.1.

Лексика общеупотребительная, книжная, разговорная и просторечная

1.2.2.

Стилистическое использование оценочной лексики

1.2.3.

Стилистическое использование терминов

1.2.4.

Стилистическая оценка канцеляризмов и речевых штампов

1.3.

Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения

1.3.1.

Стилистическая оценка диалектизмов

1.3.2.

Стилистическая оценка профессиональной и профессионально-жаргонной лексики

1.3.3.

Стилистическая оценка жаргонизмов и арготизмов

1.4.

Лексика пассивного словарного состава

1.4.1.

Стилистическая оценка устаревших слов

1.4.2.

Стилистическая оценка новых слов

1.5.

Использование в речи заимствованных слов

2.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

3.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ)

4.

ФОНИКА

4.1.

БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ

4.2.

ЗВУКОПИСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

4.3.

УСТРАНЕНИЕ НЕДОЧЕТОВ В ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

5.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

6.

СТИЛИСТИКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ

6.1.

Имя существительное

6.1.1.

Род существительных

6.1.2.

Число существительных

6.1.3.

Варианты падежных окончаний существительных

6.2.

Имя прилагательное

6.3.

Имя числительное

6.4.

Местоимение

6.5.

Глагол

6.5.1.

Причастие

6.5.2.

Деепричастие

6.6.

Наречие

7.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

7.1.

Стилистическое использование разных типов простого предложения

7.2.

Стилистическое использование порядка слов в предложении

7.3.

Стилистическое использование разных типов сказуемого

7.4.

Варианты грамматической координации подлежащего и сказуемого

7.5.

Согласование определений и приложений

7.6.

Стилистическая оценка вариантов управления

7.7.

Стилистические особенности предложений с однородными членами

7.8.

Стилистическое использование различных типов сложного предложения

7.9.

Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций

7.10.

Синтаксические средства экспрессивной речи

Список условных сокращений

Упражнение 282. В отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Льгов» определите эстетическую функцию различных частей речи в процессе образной конкретизации. Анализируя содержание текста, покажите, как нарастание динамизма действия отражается на частности употребления именных и глагольных форм. Назовите глаголы, которые передают динамику борьбы, охоты, и глаголы, которые изображают жест, поведение человека; укажите их грамматические особенности (вид, наклонение, время и др.). Дайте оценку стилистическому использованию глаголов.

Через четверть часа мы уже сидели в дощанике Сучка... У тупого, заднего конца стоял Сучок и «пихался»; мы с Владимиром сидели на перекладине лодки; Ермолай поместился спереди, у самого носа. Несмотря на паклю, вода скоро появилась у нас под ногами. К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул.

Мы плыли довольно медленно. Старик с трудом выдергивал из вязкой тины свой длинный шест, весь перепутанный зелеными нитями подводных трав; сплошные, круглые листья болотных лилий тоже мешали ходу нашей лодки. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха. Утки шумно поднимались, «срывались» с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением в их владениях, выстрелы дружно раздавались вслед за ними, и весело было видеть, как эти кургузые птицы кувыркались в воздухе и тяжко шлепались об воду. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали: легко подраненные ныряли; иные, убитые наповал, падали в такой густой майер, что даже рысьи глазки Ермолая не могли открыть их; но все-таки к обеду лодка наша через край наполнилась дичью.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично и после каждого неудачного выстрела удивлялся, осматривал и продувал ружье, недоумевал и, наконец, излагал нам причину, почему он промахнулся. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - довольно плохо, по обыкновению. Сучок посматривал на нас... изредка кричал: «Вон, вон еще утица!» - и то и дело почесывал спину - не руками, а приведенными в движение плечами. Погода стояла прекрасная: белые круглые облака высоко и тихо неслись над нами, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. Мы собирались вернуться в село, как вдруг с нами случилось довольно неприятное происшествие.

Упражнение 283. В отрывке из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» определите экспрессивную функцию глаголов. Укажите, в каком временном плане ведется повествование, обратите внимание на смену форм настоящего и прошедшего времени в речи автора и участников диалога, на употребление глаголов в изъявительном и повелительном наклонении. Выделите те предложения, в которых усиливается выразительное значение глаголов. Дайте оценку художественному использованию писателем стилистических ресурсов морфологии.

- Вы так разочарованы? - спросил Базаров.

- Нет, - промолвила с расстановкой Одинцова, - но я не удовлетворена. Кажется, если б я могла сильно привязаться к чему-нибудь... <...>

«Ты кокетничаешь, - подумал он, - ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне...» Сердце у него действительно так и рвалось. <...>

- Что это Катя так поздно играет, - заметила Одинцова. Базаров поднялся.

- Да, теперь точно поздно, вам пора почивать.

- Погодите, куда же вы спешите... мне нужно сказать вам одно слово.

- Какое?

- Погодите, - шепнула Одинцова. Ее глаза остановились на Базарове; казалось, она внимательно его рассматривала.

Он прошелся по комнате, потом вдруг приблизился к ней, торопливо сказал «прощайте», стиснул ей руку так, что она чуть не вскрикнула, и вышел вон. Она поднесла свои склеившиеся пальцы к губам, подула на них и внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова... Горничная вошла в комнату с графином на серебряном подносе. Одинцова остановилась, велела ей уйти и села опять, и опять задумалась. Коса ее развилась и темной змеей упала к ней на плечо. Лампа еще долго горела в комнате Анны Сергеевны, и долго она оставалась неподвижною, лишь изредка проводя пальцами по своим рукам, которые слегка покусывал ночной холод.

Упражнение 284. В отрывке из романа А.И. Герцена «Былое и думы» покажите особенности использования глагольных форм в разных частях текста, разграничивая описание, повествование, рассуждение; монологическую и диалогическую речь. Проанализируйте выбор форм вида, наклонения, времени, лица, числа; оцените их выразительные возможности.

Раз, длинным зимним вечером в конце 1838, сидели мы, как всегда, одни, читали и не читали, говорили и молчали и молча продолжали говорить. На дворе сильно морозило, и в кабинете было не совсем тепло. Наташа чувствовала себя нездоровой и лежала на диване, покрывшись мантильей, я сидел возле на полу; чтение не налаживалось, она была рассеянна, думала о другом, ее что-то занимало, она менялась в лице.

- Александр, - сказала она, - у меня есть тайна, поди сюда поближе, я тебе скажу на ухо, или нет - отгадай. <...>

Как человеческая грудь богата на ощущения счастья, лишь бы люди умели им отдаваться, не развлекаясь пустяками. ...Мы тратим, пропускаем сквозь пальцы лучшие минуты, как будто их невесть сколько в запасе. Мы обыкновенно думаем о завтрашнем дне, о будущем годе, в то время как надобно обеими руками уцепиться за чашу, налитую через край, которую протягивает сама жизнь, непрошеная, с обычной щедростью своей, - и пить и пить, пока чаша не перешла в другие руки. Природа долго потчевать и предлагать не любит.

Упражнение 285. В отрывке из рассказа М. Горького «Калинин» выделите глаголы, отмечая особенности использования их видо-временных форм. Определите функционально-смысловой тип речи и покажите экспрессивную функцию глаголов в контексте.

Осень, осень - свистит ветер с моря и бешено гонит на берег вспененные волны, - в белых гривах мелькают, точно змеи, черные ленты водорослей, и воздух насыщен влажной, соленой пылью.

Сердито гудят прибрежные камни; сухой шорох деревьев тревожен, они качают вершинами, сгибаются, точно хотят вырвать корни из земли и бежать в горы, одетые тяжелой шубой темных облаков.

Над морем облака изорваны в клочья и мчатся к земле, обнажая бездонные синие пропасти, где беспокойно горит осеннее солнце. Тени скользят по изрытому морю; на земле ветер прижимает тучи к бокам гор, тучи устало ползут вверх и вниз, забились в ущелья и дымно курятся там.

Все вокруг нахмурено, спорит друг с другом, сердито отемняется и холодно блестит, ослепляя глаза; по узкой дороге, прикрытой с моря грядою заласканных волнами камней, бегут, гонясь друг за другом, листья платанов, черноклена, дуба, алычи. Плеск, шорох, свист - все скипелось в один непрерывный звук, его слушаешь, как песню, равномерные удары волн о камни звучат, точно рифмы.

Упражнение 286. Определите экспрессивную функцию глаголов, отмечая особенности использования форм вида, времени, наклонения.

Зеленая «Антилопа», скрипя всеми своими частями, промчалась по внешнему проезду Бульвара Молодых Дарований и вылетела на рыночную площадь. Там взору экипажа «Антилопы» представилась странная картина. С площади, по направлению к шоссе, согнувшись, бежал человек с белым гусем под мышкой. Левой рукой он придерживал на голове твердую соломенную шляпу. За ним с криком бежала большая толпа. Убегавший часто оглядывался назад, и на его благообразном актерском лице можно было разглядеть выражение ужаса.

- Паниковский бежит! - закричал Балаганов.

- Вторая стадия кражи гуся, - холодно заметил Остап. - Третья стадия начнется после поимки виновного. Она сопровождается чувствительными побоями.

О приближении третьей стадии Паниковский, вероятно, догадывался, потому что бежал во всю прыть. От страха он не выпускал гуся, и это вызывало в преследователях сильное раздражение.

- Сто шестнадцатая статья, - наизусть сказал Козлевич. - Тайное, а равно открытое похищение крупного скота у трудового земледельческого и скотоводческого населения.

Балаганов захохотал. Его тешила мысль, что нарушитель конвенции получит законное возмездие.

Машина выбралась на шоссе, прорезав галдящую толпу.

- Спасите! - закричал Паниковский, когда «Антилопа» с ним поравнялась.

- Бог подаст, - ответил Балаганов, свешиваясь за борт. Машина обдала Паниковского клубами малиновой пыли.

- Возьмите меня! - вопил Паниковский из последних сил, держась рядом с машиной. - Я хороший.

Голоса преследователей сливались в общий недоброжелательный гул.

- Может, возьмем гада? - спросил Остап.

- Не надо, - жестко ответил Балаганов, - пусть в другой раз знает, как нарушать конвенции.

Но Остап уже принял решение.

- Брось птицу! - закричал он Паниковскому и, обращаясь к шоферу, добавил: -Малый ход.

Паниковский немедленно повиновался. Гусь недовольно поднялся с земли, почесался и как ни в чем не бывало пошел обратно в город.

- Влезайте, - предложил Остап, - черт с вами! Но больше не грешите, а то вырву руки с корнем.

Паниковский, перебирая ногами, ухватился за кузов, потом налег на борт животом, перевалился в машину, как купающийся в лодку, и, стуча манжетами, упал на дно.

Полный ход, - скомандовал Остап.

Заседание продолжается.

(Ильф И. и Петров Е.)

Упражнение 287. Выделите глаголы; укажите их грамматические признаки (вид, время, наклонение, лицо, число, залоговые значения); отметьте особенности использования в контексте глагольных форм. Оцените выразительные возможности глагола как части речи и сложившиеся в русской литературе традиции его стилистического использования в экспрессивных целях.

1. Вся изба затряслась, затрепетала, а кочеток в сенцах как крикнет дурным голосом, как взовьется да головой трах об стреху (Пауст.). 2. Та, бывало, прибежит: «Дядя Миша, поймайте выхухоля, очень нужно!» Сейчас беру сачок, норы все мне в известности, подведешь сачок к выходу, пугнешь - готово (Сол.). 3. А что... и верно, создадим-ка мы с тобой такую вот комплексную бригаду, чтобы без бюрократизма (Полев.). 4. Иди сюда, Глоба!.. Вот такое дело. Пойдешь на ту сторону, найдешь Василия, передашь ему, что взрыв моста отставить (Сим.). 5. Свет пройди, - нигде не сыщешь дружбы той святей и чище, что бывает на войне (Твард.). 6. Что же мне, словно камню, на месте лежать, по-вашему? Я вот здоров, как бык, ни разу в жизни не хварывал (Кар.). 7. Мальчик... изо всей силы крутанул колесо (Н. Евдокимов). 8. ...И доктора, имеющие свое мнение... про-мол-чали. Шестнадцатилетний же юноша умер, взял да и умер! (Герм.) 9. На Лесогорском заводе нам с Юлей вначале было трудно... Тут и появись вот эта Сонечка Челищева! (Кар.) 10. Нет, так на тебе - кисет! Запропастился куда-то, хвать-похвать, пропал и след (Твард.). 11. Я вообще соскучилась. По работе, по школе, по людям. А вы возьми и приди. - Значит, все-таки соскучились? - уже менее уверенно спросил он (Герм.). 12. - Ляжем спать, пока солнце, - предложил новый товарищ. - Сейчас хоть выспимся, а то ночью из-за холода глаз не сомкнуть (Гайд.). 13. У Кирилла они [глаза] быстро менялись: то вдруг тяжело блеснут матовым отливом старой меди, то посветлеют, как табак (Фед.). 14. Среди горьких дум и сожалений Катя внезапно вспомнила песчаную мокрую дорожку... По дорожке идет она сама - Катя - в коричневом платье и черном фартучке. Под туфельками хрустит песок. Катя чувствует, какая она вся легкая, тоненькая, волосы треплет ветерок... (А. Т.)

Упражнение 288. Дайте оценку употреблению спрягаемых форм глагола. Отметьте немотивированное использование глаголов настоящего времени в значении прошедшего и наоборот; укажите разнобой временных, видовых, видо-временных форм. Отредактируйте текст.

1. После окончания школы Ковалев поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря. 2. Московские голубеводы ежегодно проводят различные состязания, во время которых пернатые преодолевали расстояние от 300 до 1500 км. 3. Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации. 4. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил занятия литературой. 5. Неправильную позицию занимает облбытуправление. Оно не только спокойно отнеслось к нарушениям в работе «Рембыттехники», но и само устанавливало такие задания, в которых нуждам земледельцев отведена второстепенная роль.

Упражнение 289. Проанализируйте употребление глаголов. Укажите смешение субъектно-объектных отношений и возникающие при этом неясность, двусмысленность высказывания в результате неправильного использования возвратных глаголов.

Укажите речевые ошибки в употреблении глагольных форм (использование просторечных вариантов, употребление непереходных глаголов в значении переходных, немотивированное обращение к возвратным формам, ошибки в выборе видо-временных форм глагола и пр.). Устраните замеченные ошибки, предложив варианты стилистической правки.

1. Машина за машиной подходили и нагружались овощами. 2. Продолжали вестись капитальные исследования в области теории животноводства. 3. Магнитогорский металлургический комбинат ежегодно заносился на Доску почета... 4. 250 га, которые занимались кукурузой, после глубокой вспашки обрабатывали дисковыми боронами. 5. Теперь наш участок занялся жильем. 6. Циклон грозился наводнением. 7. Небо охватывается заревом, и становится жутко. 8. Работы выполняются с высоким качеством. 9. В последнее время ослабла связь между коллективом цеха и учащимися профтехучилища. 10. Семена помещают в банку, которую закупоривают и залипают сургучом или парафином. 11. Скипятите 1/4 литра молока и разведите в нем 10 грамм размоченной желатины. 12. Дерево развешало густые ветви, так что под ним могли удобно примоститься наши машины. 13. Ханов бросил на ходу: «Я спешу, машина сломалась». Но товарищам он отказать не смог, и машина вдруг исправилась. 14. Я добился, чего хотел. Пусть другие подерзят! 15. Спектакль давался на сцене 18 лет подряд. За это время старились актеры и зрители, но, мне кажется, настроение в зале не изменилось. 16. Первицкого обхаживала шумная слава и отходила к другим. 17. Писатель выводит героя, который сам не умеет одеть чулки и целыми днями пролеживает на диване.

Упражнение 290. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений; объясните, какие ошибки устранены, внесите свои коррективы в стилистическую правку.

1. Анна Федоровна организовывает экскурсию в библиотеку, знакомит ребят с ее фондами и персоналом.

1. Анна Федоровна организует экскурсию в библиотеку, знакомит ребят с ее фондами и персоналом.

2. Хорошая оценка, даже поставленная авансом, приободрила бы девочку, вдохнула желание учиться, рассеяла туман равнодушия.

2. Хорошая оценка, даже поставленная авансом, подбодрила бы девочку, заставила бы поверить в свои силы, вызвала бы желание учиться.

3. В течение года план неоднократно корректировался, некоторые темы разнообразились.

3. В течение года мы неоднократно корректировали план, в некоторые темы вносили изменения.

4. Чтобы смолоду работать над собственной идеей, нужно быть гением, уметь не побояться трудностей, которые сразу же возникают, захоти студент или даже аспирант заняться темой, не работающей на теории своего научного руководителя.

4. Чтобы смолоду работать над собственной идеей, нужно быть талантом, не бояться трудностей, которые сразу же возникнут, если студент или даже аспирант захочет заняться темой, не связанной с теорией своего научного руководителя.

5. При замерах освещенности следует избегать случайных затемнений, однако тени, имеющиеся на рабочей поверхности, не должны специально устраняться в момент обследования.

5. При измерении освещенности необходимо избегать случайных затемнений, в то же время тени на рабочей поверхности в момент измерения устранять не следует.

6. Мы изготавливаем изделия из железобетона, которые идут для строительства фабрик, заводов.

6. Мы изготовляем изделия из железобетона, которые используются для строительства фабрик, заводов.

7. Формулы упрощаются и будут иметь следующий вид...

7. Формулы упрощаются и получают такой вид...

8. Измученный, он забылся коротким сном, но вдруг просыпался от резкого толчка вагона.

8. Измученный, он забывался коротким сном, но временами просыпался от резкого толчка вагона.

9. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманные им произведения так и остались незаконченными.

9. Он мечтал посвятить себя литературной деятельности, но задуманные им произведения так и остались незаконченными.

10. Лучше всего он чувствовал себя в кругу учеников, которым постоянно бескорыстно помогает.

10. Лучше всего он чувствовал себя в кругу учеников, которым постоянно бескорыстно помогал.

11. Может быть, эта глобальность солдатского подвига написалась у меня слишком громко.

11. Может быть, величие солдатского подвига описано мною чересчур патетично.

Упражнение 291. Употребите нужную форму причастия, выбирая из тех, что приведены в скобках; свой выбор обоснуйте.

1. Горький - писатель, с детства (проникшийся, проникнувшийся) сочувствием к своему народу. 2. Раскрылись (набухавшие, набухшие) на деревьях почки. 3. Передо мной сидел человек, слегка утомленный, (привыкнувший, привыкший) ко всеобщему вниманию. 4. Проблема, (обсуждаемая, обсуждающаяся) на страницах газеты, очень не простая. 5. Теперь я вижу, что это автор, бережно (относящийся, отнесшийся) к родному слову.

Упражнение 292. Исправьте ошибки в образовании и употреблении глаголов, причастий, деепричастий. Особое внимание обратите на использование форм времени вида и наклонения.

1. Столыпин значительно расширил учебную программу в уральском войсковом училище. Обучаемые слушали лекции по истории, осваивали военное дело, а после окончания училища... производились в хорунжие. Дети же рядовых казаков, окончив училище, большей частью поступали в атаманскую канцелярию, где производились в урядники. 2. Выйдя из Кронштадта и высадя первый десант у берегов... полуострова Морей, первая эскадра адмирала Спиридонова совместно с восстающими греками овладела городами Мизитра и Аркадия. 3. При неосторожном обращении с огнем, находясь в нетрезвом состоянии, произошел пожар. 4. Надо не только извещать об успешной работе бригады, но и вскрыть секреты этих достижений, рассказать, как они организовывают свой труд. 5. Лица, попытающиеся ночью пройти к причалу, встретятся с фактом негорения фонарей на пути всего следования к причалу. 6. - А муж Полины? - Это фигура почти неосязаемая. - Где он работает? Мы видим его постоянно няньчающим детей, хлопочущим по дому. 7. Специалисты единодушно отметили положительные сдвиги в этом прежде отстающем виде спорта. 8. Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу. 9. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков. 10. В замысле художника сказалось то значение, которое он придавал делу декабристов, уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть в лицо первых героев освободительного движения в России... 11. Организации, первыми заасфальтирующие подъездные пути к линии железной дороги, будут отмечены премией. 12. На фабрике есть немало работников, охотно занимавшихся бы аэробикой в группах здоровья.

Упражнение 293. Укажите ошибки в употреблении неспрягаемых форм глагола (немотивированное использование причастий, деепричастий, неправильное их образование). По мере необходимости замените неспрягаемые формы глагола спрягаемыми; отредактируйте тексты.

1. Титов, рискуя жизнью, спасший шахту от катастрофы, ставший писателем, тоже является наследником Корчагина. 2. Освещаемая вражескими прожекторами, под ливнем пулеметных очередей, среди взрывов, вперед ринулась штурмовая колонна. 3. Утром пассажиры и летчики, частично обмороженные, спасатели на вертолетах были доставлены в город. 4. Особое внимание нужно уделить имевшимся недостаткам в вопросах качества консервов и колбасных изделий. 5. Поводом для происшедшего в 1853 году разрыва дипломатических отношений между рядом держав и последующего начала военных действий стал давний спор между православной и католической церковью из-за владения христианскими святынями в Палестине, входящей тогда в состав Османской империи. 6. Вот и совершилось давно ожидаемое нашим крестьянством: принят Закон о земле.

Упражнение 294. Проанализируйте выражение залоговых значений в причастиях; устраните ошибки в их образовании и употреблении. Отредактируйте предложения.

1. У этого ансамбля есть и фольклор, и ультрасовременная певческая манера, но, главное, есть мысль, прослеживающаяся буквально по всем направлениям. 2. Мы покажем вам кадры из нового фильма, снимающегося на киностудии «Мосфильм». 3. Когда год спустя я стоял перед этой картиной в подвале, то эпоха та казалась мне совсем туманной и давно вдавившейся в глубь веков. 4. Разместившись на острове, омываемом рукавами реки, выставка займет площадь 40 гектар. 5. В этом году произошло событие, важное для всего предприятия: мы стали выпускать обувь, удостоившуюся Знака качества. 6. Не оставляйте топящие печи без присмотра. Последнее важно для всех, но особенно для школ, больниц, детских учреждений, а также овощехранилищ. 7. Григорий раскидывал обломки, набившие колодец, не задумываясь о том, что может повредить скафандр. 8. Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейсы, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии.

Упражнение 295. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Укажите исправленные ошибки (немотивированное употребление причастий, порождающее речевую избыточность или искажающее смысл высказывания; неоправданная замена спрягаемой формы глагола причастием при указании на главное действие; нанизывание причастных оборотов, создающее громоздкость конструкции; употребление действительного причастия в значении страдательного; неправильное образование причастий и другие недостатки стиля); в случае несогласия с редактором внесите свои коррективы.

1. Так было положено начало процессу возвращения в руки нации ее природных богатств, десятилетиями расхищавшихся иностранными монополиями.

1. Так начался процесс возвращения народу природных богатств страны, которые десятилетиями расхищались иностранными монополиями.

2. Имеющиеся недостатки в этом деле вызывают необходимость распределения тиражей в соответствии с размещающимися кадрами на территории страны.

2. Чтобы устранить эти недостатки, необходимо при распределении тиражей учитывать размещение учебных заведений по стране.

3. На месте ветхих, не представлявших исторической ценности строений, поднимутся корпуса 12-этажных зданий с размещенными в них предприятиями службы быта.

3. На месте ветхих, не представляющих исторической ценности зданий поднимутся 12-этажные корпуса. В их нижних этажах будут размещены предприятия бытового обслуживания.

4. Расположенная по соседству школа будет представлена на слете двадцатью учениками.

4. Соседнюю школу на слете представят 20 учеников.

5. Т. Новиков отлично защитил диплом, окончив заводской техникум.

5. Т. Новиков окончил заводской техникум, отлично защитив диплом.

6. Атомы устроены так, что один или несколько электронов могут быть сравнительно легко оторваны от атома.

6. Строение атомов таково, что один или несколько электронов могут легко оторваться.

7. Одновременное разрастание всех этих твердых кристаллических образований, сталкивающихся между собой, теснивших друг друга и мешавших нормально развиваться соседям, привели к тому, что кристаллики не смогли получить свойственную им правильную многогранную форму.

7. Свойственная кристаллам правильная многогранная форма не образуется, если в растворе одновременно растет несколько твердых кристаллических образований; они сталкиваются, теснят друг друга и тем самым мешают формированию правильных многогранников.

8. Механические свойства стали, проверенные на образцах, изготовленных из штанг, откованных из куска, отрубленного из-под прибыли слитков, представленные в табл. 2, удовлетворяли требованиям ТУ.

8. Образцы для механических испытаний сталей были вырезаны из штанг, полученных из прибыльной части слитков. Результаты испытаний показали (табл. 2), что механические свойства этих сталей отвечают требованиям ТУ.

Упражнение 296. Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении их в речи; отредактируйте предложения.

1. Меньшой-Додонов строил фразу, пиша фельетоны, с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 2. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Они очень зорко читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни. 6. В чемпионате мира по шахматам Г. Каспаров, встречаясь с А. Карповым, одержал блестящую победу. 7. Мы заняли второе место в районе, вывезя 11 116 т удобрений. 8. Высота рабочей плоскости и верхняя линия ноги человека в положении сидя позволяет устраивать выдвижной ящик в средней части стола. 9. Будучи председателем комиссии, мне пришлось принимать экзамены у абитуриентов в течение двух месяцев. 10. Курс лечения рассчитан на три месяца ежедневного приема двух таблеток во время еды, запивая их водой.

Упражнение 297. В предложениях определите субъект действия для сказуемого и для деепричастия. Объясните, в чем состоят ошибки в построении деепричастных оборотов; отредактируйте предложения.

1. Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени. 2. Рассуждая таким образом, постепенно отпадали различные варианты. 3. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется. 4. Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль. 5. Так, готовясь к походу, проходили дни. 6. Опустив удильник, блесна с более утолщенным слоем олова не падает отвесно, а уходит в сторону. 7. Двигая валик в различных направлениях, лак равномерно распределяется по поверхности. 8. Ограничившись первыми двумя членами уравнения, получается линейная зависимость. 9. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. 10. Еще находясь в пути в комфортабельном вагоне, туристов по радио знакомят с городом, его историческими и архитектурными памятниками. 11. Спасибо, конечно, за заботу и внимание, но, провалявшись ночь на полу под своими шубами, утром нам было не до соревнования. 12. Уходя домой после ночной смены, оборудование накрывалось, чтобы дать возможность строителям продолжить днем вести нужные работы. 13. Готовясь к весенне-летнему сезону, в апреле и мае высаживается 850 000 цветов 60 названий и к ним прибавятся еще 5000 кустарников и 160 крупногабаритных деревьев. 14. Анализ этот самый общий, имея его в руках, неясно, какими мерами можно закрепить на предприятиях рабочие кадры. 15. Строения разбираются, бережно доставляются в музей и, выбрав подходящее место, снова собираются.

Упражнение 298. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты; укажите, какие ошибки исправлены. В случае несогласия с редактором измените тексты.

1. Гаврилов сутками не спал, перетаскивая домики, спасая оборудование или расчищая взлетно-посадочную полосу.

1. Гаврилов сутками перетаскивал домики, спасал оборудование или расчищал взлетно-посадочную полосу.

2. Двигаясь по пригородному шоссе и обгоняя городской автобус, я был остановлен инспектором ГАИ за обгон в зоне знака ограничения скорости, который я не видел за обгоняемым автомобилем.

2. Когда я проезжал по пригородному шоссе и обгонял городской автобус, меня остановил инспектор ГАИ в зоне знака ограничения скорости, который я не увидел из-за обгоняющего меня автомобиля.

3. План проведения этой операции обсуждался на нескольких совещаниях, не приводя между тем к какой-либо ее конкретной подготовке.

3. План проведения этой операции обсуждался на нескольких совещаниях, но настоящей подготовки ее не было.

4. Заглянув в группу, нам представилась интересная картина.

4. Когда мы заглянули в группу, нам представилась интересная картина.

5. Прочитав вторично повесть, мне думается, что она правдиво отображает события военных лет.

5. Прочитав вторично повесть, я пришел к убеждению, что она правдиво отображает события военных лет.

6. Выдвинув вперед левую ногу, и чуть-чуть согнув ее, художник стремится придать фигуре движение.

6. Художник стремится передать движение, выдвинув вперед левую ногу статуи и чуть согнув ее в колене.

7. Зубы змеи служат для удержания яйца, не раздавливая скорлупу.

7. Зубы змеи позволяют удержать яйцо, не раздавив скорлупы.

8. Отметив недавно свой двадцатилетний юбилей, «Рябинка» полна сил, задора.

8. «Рябинка», отметившая недавно свое 20-летие, полна сил, задора.

9. Заглядывая в недалекое будущее, коллектив лаборатории, внедряя свои разработки на других предприятиях, надеется получить еще больший экономический эффект.

9. Коллектив лаборатории, внедряя свои разработки на других предприятиях, надеется в недалеком будущем получить еще больший экономический эффект.

Упражнение 299. Сравните разные редакции отрывков из произведений русских писателей. Объясните предпочтение одних глаголов и их грамматических форм другим, отказ от употребления причастий, деепричастий или использование их вместо личных форм глагола при авторедактировании. Дайте оценку стилистического употребления глагола в тексте.

I. 1. «Вот это сдурел старый!» - говорила бледная, худощавая и добрая мать их.

1. - Смотрите, добрые люди: одурел старый! Совсем спятил с ума! (Г.)

2. Приехал сам митрополит... Прощенье царское сулит.

2. Явился сам митрополит... «Покайтесь, братия!» - гласит (Н.).

3. - Между тем, расплатились бы с прачкой.

- Право, лучше б разделаться с прачкой.

- Лучше вы рассчитались бы с прачкой.

3. - Рассчитайтесь, сударыня, с прачкой! (Н.)

II. 1. Челкаш прервал свои вопросы, отвернувшись от парня.

1. Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня.

2. И в тихом шуме звучала песня о смелой птице, любившей небо.

2. В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.

3. Лодка пошла быстро, нервными толчками, с шумом разрезая воду.

3. Лодка точно испугалась и пошла быстрыми нервными толчками.

4. Изогнувшийся вперед Челкаш походил на кошку, готовую прыгнуть.

4. Изогнувшись, наклонясь вперед, он походил на кошку, готовую прыгнуть.

5. Челкаш пошел дальше, встречаемый всеми как хорошо знакомый.

5. Челкаш шагал дальше, встречаемый всеми как человек хорошо знакомый.

6. Но Весовщиков не стал отвечать ему и ушел.

6. Весовщиков, не ответив, ушел.

7. Павел усмехнулся, молчал и смотрел в лицо девушки тем взглядом, каким ранее он смотрел в лицо Наташи.

7. Павел, усмехаясь, молчал и смотрел в лицо девушки тем мягким взглядом... (М. Г.)

III. 1. Стал я к агрономам прислухаться.

1. ...к агрономам прислушиваться.

2. Я сполняю приказ Советской власти.

2. Я выполняю приказ Советской власти (Шол.).

© Центр дистанционного образования МГУП