Московский государственный университет печати

Голуб И.Б.


         

Упражнения по стилистике русского языка

Учебное пособие


Голуб И.Б.
Упражнения по стилистике русского языка
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

1.1.

Смысловая точность речи

1.1.1.

Поиск нужного слова

1.1.2.

Лексическая сочетаемость

1.1.3.

Речевая недостаточность

1.1.4.

Речевая избыточность

1.1.5.

Использование в речи синонимов

1.1.6.

Использование в речи антонимов

1.1.7.

Использование в речи многозначных слов и омонимов

1.1.8.

Паронимия и парономазия

1.2.

Стилистическая окраска слова

1.2.1.

Лексика общеупотребительная, книжная, разговорная и просторечная

1.2.2.

Стилистическое использование оценочной лексики

1.2.3.

Стилистическое использование терминов

1.2.4.

Стилистическая оценка канцеляризмов и речевых штампов

1.3.

Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения

1.3.1.

Стилистическая оценка диалектизмов

1.3.2.

Стилистическая оценка профессиональной и профессионально-жаргонной лексики

1.3.3.

Стилистическая оценка жаргонизмов и арготизмов

1.4.

Лексика пассивного словарного состава

1.4.1.

Стилистическая оценка устаревших слов

1.4.2.

Стилистическая оценка новых слов

1.5.

Использование в речи заимствованных слов

2.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

3.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА (ТРОПЫ)

4.

ФОНИКА

4.1.

БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ

4.2.

ЗВУКОПИСЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

4.3.

УСТРАНЕНИЕ НЕДОЧЕТОВ В ЗВУКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

5.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

6.

СТИЛИСТИКА ЧАСТЕЙ РЕЧИ

6.1.

Имя существительное

6.1.1.

Род существительных

6.1.2.

Число существительных

6.1.3.

Варианты падежных окончаний существительных

6.2.

Имя прилагательное

6.3.

Имя числительное

6.4.

Местоимение

6.5.

Глагол

6.5.1.

Причастие

6.5.2.

Деепричастие

6.6.

Наречие

7.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

7.1.

Стилистическое использование разных типов простого предложения

7.2.

Стилистическое использование порядка слов в предложении

7.3.

Стилистическое использование разных типов сказуемого

7.4.

Варианты грамматической координации подлежащего и сказуемого

7.5.

Согласование определений и приложений

7.6.

Стилистическая оценка вариантов управления

7.7.

Стилистические особенности предложений с однородными членами

7.8.

Стилистическое использование различных типов сложного предложения

7.9.

Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций

7.10.

Синтаксические средства экспрессивной речи

Список условных сокращений

Упражнение 312. Дайте все варианты словорасположения. Выделите тему и рему в каждом из вариантов; определите изменения смысла; укажите, какой из вариантов имеет нейтральный характер и какие - экспрессивный.

Образец. Редактор прочитал рукопись; Рукопись прочитал редактор; Прочитал редактор рукопись.

1. Журналист отправился в командировку. 2. Сборник стихов вышел в издательстве «Айрис». 3. На день рождения мне подарили эту редкую книгу. 4. Минфин обещал не задерживать зарплату учителям. 5. Студенты получают стипендию своевременно.

Упражнение 313. В приводимых предложениях порядок слов имеет стилистически нейтральный характер. Проанализируйте актуальное членение этих предложений; измените порядок слов таким образом, чтобы он приобрел экспрессивный характер. Найдите фразовое ударение в полученных вариантах и объясните причины экспрессии.

1. В действиях сербских властей невозможно проследить никакой логики. 2. Вечером трехрядный полицейский кордон преградил путь сторонникам «Единства». 3. Вук Драшкович призвал своих сторонников на следующий день приходить в центр города с палками. 4. Самый лучший чай растет на Цейлоне. Цейлонский чай прославил ведущие мировые марки чая. 5. Создатель и владелец чайной марки «Дилма» отдал 45 лет жизни выращиванию, дегустированию и производству цейлонского чая.

Упражнение 314. Проанализируйте порядок слов, актуальное членение предложений в приводимых отрывках из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. Покажите, какими средствами автор достигает выразительности, какие слова и словосочетания выделяются инверсией и с какой целью. Приведите свои примеры инверсирования разных членов предложения для усиления выразительности речи.

1. Покойно жизнь его катилась; Под вечер иногда сходилась Соседей добрая семья... 2. И так они старели оба. И отворились наконец Перед супругом двери гроба, И новый принял он венец. 3. Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил Соседа памятник смиренный, И вздох он пеплу посвятил; И долго сердце грустно было... 4. Он на руках меня держал. Как часто в детстве я играл Его Очаковской медалью! Он Ольгу прочил за меня, Он говорил: дождусь ли дня?»... И, полный искренней печалью, Владимир тут же начертал Ему надгробный мадригал. 5. И там же надписью печальной отца и матери, в слезах, Почтил он прах патриархальный... 6. Покамест упивайтесь ею, Сей легкой жизнию, друзья! Ее ничтожность разумею И мало к ней привязан я; Для призраков закрыл я вежды; Но отдаленные надежды Тревожат сердце иногда: Без неприметного следа Мне было б грустно мир оставить. Живу, пишу не для похвал; Но я бы, кажется, желал Печальный жребий свой прославить. Чтоб обо мне, как верный друг. Напомнил хоть единый звук.

Упражнение 315. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.

1. Села и рабочие поселки обслуживают кинопередвижки. 2. Стены украшают плакаты и флажки. 3. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации. 4. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии. 5. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 6. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевленным предметам с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 7. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. 8. Кутузов, как показал Л. Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 9. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 10. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена. 11. Можно без преувеличения сказать, что в столице садоводов и огородников миллионы. 12. Шестилетним деревенским мальчишкой он бежал босиком по распутице, чтобы увидеть вблизи севший самолет. 13. На этих лошадях скрылись преступники, следы от которых ведут в Ингушскую Республику. 14. Бурное обсуждение вызывает вопрос о способности президента управлять страной по медицинским показателям.

(Из газет.)

Упражнение 316. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений, назовите ошибки, исправленные редактором, в случае несогласия с редакторской правкой предложите свои варианты.

1. В плавании на 100 метров соревнования проводятся вольным стилем, брассом, на спине, баттерфляем.

1. Проводятся соревнования по плаванию на 100 метров вольным стилем, брассом, на спине, баттерфляем.

2. Начиная с 1912 года явилась возможность исследовать совокупности мельчайших кристаллических частиц, не улавливаемых под микроскопом, посредством рентгеновских лучей.

2. С открытием в 1912 году рентгеновских лучей появилась возможность исследовать мельчайшие кристаллические частицы, невидимые под микроскопом.

3. И.И. Лепехин писал, что в Тюмени ему не приходилось видеть больных цингой, потому, по его мнению, что там как взрослые, так и дети пили соки березы, сосны, ели.

3. И.И. Лепехин писал, что в Тюмени ему не приходилось видеть больных цингой, потому что там, по его мнению, как взрослые, так и дети пили соки березы, сосны, ели.

4. Основными методами воспитания ответственности у военнослужащих - это убеждение, личный пример, упражнение, поощрение.

4. Основными методами... являются убеждение, личный пример и т.д. Или: Основные методы воспитания ответственности у военнослужащих - это убеждение, личный пример и т.д.

5. На северо-востоке Азии мамонты, считают, держались дольше и исчезли примерно семь-восемь тысяч лет назад.

5. Как считают специалисты, на северо-востоке Азии мамонты удержались дольше и исчезли примерно семь-восемь тысяч лет назад.

6. Колючки ручного ежика можно «пригладить», и они будут направлены в одну сторону. Но, превращаясь в шар-крепость, трехсантиметровые копья ежи направляют в разные стороны - не подступишься!

6. Колючки ручного ежика можно «пригладить», и они будут направлены в одну сторону. Но, превращаясь в шар-крепость, ежи направляют трехсантиметровые копья в разные стороны - не подступишься!

7. Одним из самых объективных свидетельств происходивших в первые дни Крымской войны событий помимо массы официальных документов, зачастую противоречащих друг другу, являются воспоминания наиболее информированного военного чиновника Д.А. Милютина.

7. Воспоминания наиболее информированного военного чиновника Д.А. Милютина являются одним из самых достоверных свидетельств того, что происходило в первые дни Крымской войны, тем более что многие официальные документы противоречат друг Другу.

© Центр дистанционного образования МГУП