Московский государственный университет печати

Составитель В.К. Кондрашова, д.э.н., профессор


         

Методическое руководство по изучению дисциплины «История экономики»

для направления 38.03.02 «Менеджмент»


Составитель В.К. Кондрашова, д.э.н., профессор
Методическое руководство по изучению дисциплины «История экономики»
Начало
Об электронном издании
Оглавление

Введение

Рекомендуемый алгоритм изучения дисциплины

Рекомендуемый график изучения дисциплины

1.

Содержание дисциплины

1.1.

Тема 1. Введение в историю экономики

1.2.

Тема 2. Основные черты развития первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства

1.3.

Тема 3. Становление и развитие феодальной экономики. Развитие капитализма

1.4.

Тема 4. Индустриальная экономика. Предпосылки становления новой модели хозяйственного развития

1.5.

Тема 5. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы. Промышленный капитализм

1.6.

Тема 6. Эволюция промышленного капитализма в конце XIX - начале XX века

1.7.

Тема 7. Становление регулируемого капитализма. Государственный социализм в СССР

1.8.

Тема 8. Основные тенденции экономического развития после второй мировой войны

1.9.

Тема 9. Основные экономические преобразования конца ХХ века

1.10.

Тема 10. Трансформационные процессы в экономике ХХI века

2.

Контрольная работа

2.1.

Требования к оформлению контрольной работы

2.2.

Тематика контрольных работ

3.

Библиографический список

4.

Формы контроля

История экономики - это наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней.

Объектом анализа являются экономические модели, в которые организуется хозяйственная деятельность человека, механизм функционирования, взаимодействия и взаимовлияния этих систем. Такой подход позволяет сохранить преемственность исторического процесса и показать многовариантность его развития.

Цель изучения дисциплины: ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной культуры менеджера и экономиста.

Основные задачи дисциплины:

- ознакомить студента с историей становления и современным состоянием экономической теории,

- ввести его в круг основных понятий экономики,

- познакомить студента с основными направлениями и теориями, развивающимися в рамках экономической теории и объяснить ему сравнительные возможности этих теорий и решаемые ими задачи,

- выработать у него навыки анализа экономических проблем.

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) знать:

  • основные философские понятия, категории закономерности развития общества и мышления, инструменты экономической истории;
  • закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории; закономерности функционирования современной экономики;
  • основные особенности российской экономики, направления экономической политики государства, основные модели экономических модернизаций.

2) уметь:

  • оценивать эффективность полученных и предлагаемых вариантов сценариев развития экономических процессов, управленческих рисков и возможных социально-экономических последствий;
  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, применять междисциплинарный подход при изучении социально-экономических моделей и процессов;
  • объективно исследовать эволюцию мировой экономики, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на всех уровнях (микро- и макроуровне);
  • при анализе конкретных ситуаций выявлять проблемы экономического характера и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных последствий;
  • представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде доклада, информационного обзора, с применением информационных технологий;
  • осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов, обосновывать полученные выводы и оценивать полученные результаты.

3) владеть:

  • культурой мышления, навыками к анализу информации, постановке целей и выбору путей их достижения;
  • методологией экономического мышления для выработки системного взгляда на социально-экономические проблемы общества;
  • навыками анализа важнейших социально-экономических процессов, происходящих в мировой экономике;
  • современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
  • навыками сбора и анализа данных отечественных и зарубежных источников информации для оценки экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов и выявления тенденций их изменения;
  • навыками оценки происходящих социально-экономических процессов и вариантов их развития для прогнозирования рисков и возможных социально-экономических последствий трансформаций.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

а) общекультурными

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

б) профессиональными

Организационно-управленческая деятельность:

- ПК-1 - владение информацией основных этапов управленческой мысли;

- ПК-8 - способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

- ПК-25 - владение основами межкультурных отношений, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде.

Информационно-аналитическая деятельность:

- ПК-26 - иметь представление об экономическом образе мышления;

- ПК-27 - способность оценивать воздействие макроэкономической среды и органов государственного и муниципального управления на функционирование организаций;

- ПК-30 - знать экономические основы поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и проводить анализ конкурентной среды.

Предпринимательская деятельность:

- ПК-48 - умеет находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею;

- ПК-50 - способен оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Основной формой самостоятельной работы студента является изучение рекомендуемой основной и дополнительной литературы, нормативных документов, отраслевых и межотраслевых рекомендаций и материалов, что поможет сформировать у них самостоятельность мышления, умение делать правильные выводы, принимать обоснованные решения.

Для успешного изучения данной дисциплины рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

  1. Студент внимательно читает и изучает методическое руководство по изучению дисциплины.
  2. Студент анализирует рекомендуемый бюджет времени для изучения данной дисциплины, корректирует свои планы в соответствии с рекомендуемым графиком изучения дисциплины.
  3. Студент последовательно изучает теоретический материал каждой из тем, пользуясь методическими указаниями по теме, а также ссылками на литературу.
  4. После изучения каждой темы студенту необходимо пройти промежуточное тестирование, для самоконтроля полученных знаний. Промежуточные тестирования являются необходимой формой контроля и допуском к итоговому электронному тестированию.
  5. Студенту необходимо выполнить контрольную работу на одну из предложенных тем. Готовые работы пересылаются на проверку преподавателю на e-mail: fem@hi-edu.ru.
  6. Студент заканчивает изучение курса сдачей зачета (Итогового электронного тестирования).

№ п/п

№ п/п Наименование работ Объем работы студента (час)
1 Тема 1. Введение в историю экономики 5
2 Промежуточный тест 1
3 Тема 2. Основные черты развития первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства 5
4 Промежуточный тест 1
5 Тема 3. Становление и развитие феодальной экономики. Основные этапы развития капитализма 5
6 Промежуточный тест 1
7 Тема 4. Индустриальная экономика. Предпосылки становления новой модели хозяйственного развития 5
8 Промежуточный тест 1
9 Тема 5. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы. Промышленный капитализм 5
10 Промежуточный тест 1
11Тема 6. Эволюция промышленного капитализма в конце XIX - начале XX века 6
12 Тема 7. Становление регулируемого капитализма. Государственный социализм в СССР 5
13 Промежуточный тест 1
14 Тема 8. Основные тенденции экономического развития после второй мировой войны 6
15 Тема 9. Основные экономические преобразования конца ХХ века 5
16 Промежуточный тест 1
17 Тема 10. Трансформационные процессы в экономике ХХI века 5
18 Промежуточный тест 1
19 Контрольная работа 10
20 Итоговый тест 2
  ИТОГО 72

© Центр дистанционного образования МГУП