Московский государственный университет печати

Козлов М.Г.


         

Метрология и стандартизация

Учебник


Козлов М.Г.
Метрология и стандартизация
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Часть I. МЕТРОЛОГИЯ

1.

Введение в метрологию

1.1.

Исторические аспекты метрологии

1.2.

Основные понятия и категории метрологии

1.3.

Принципы построения систем единиц физических величин

1.4.

Воспроизведение и передача размера единиц физических величин. Эталоны и образцовые средства измерения

1.5.

Измерительные приборы и установки

1.6.

Меры в метрологии и измерительной технике. Поверка средств измерений

1.7.

Физические константы и стандартные справочные данные

1.8.

Стандартизация в обеспечении единства измерений. Метрологический словарь

2.

Основы построение систем единиц физических величин

2.1.

Системы единиц физических величин

2.2.

Формулы размерности

2.3.

Основные единицы системы СИ

2.4.

Единица длины системы СИ - метр

2.5.

Единица времени системы СИ - секунда

2.6.

Единица температуры системы СИ - Кельвин

2.7.

Единица силы электрического тока системы СИ - Ампера

2.8.

Реализация основной единицы системы СИ - единицы силы света - канделы

2.9.

Единица массы системы СИ - килограмм

2.10.

Единица количества вещества системы СИ - моль

3.

Оценка погрешностей результатов измерения

3.1.

Введение

3.2.

Систематические погрешности

3.3.

Случайные погрешности измерений

Часть II. ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

4.

Введение в измерительную технику

5.

Измерения механических величин

5.1.

Линейные измерения

5.2.

Измерения шероховатости

5.3.

Измерения твердости

5.4.

Измерения давления

5.5.

Измерения массы и силы

5.6.

Измерения вязкости

5.7.

Измерение плотности

6.

Измерения температуры

6.1.

Методы измерения температуры

6.2.

Контактные термометры

6.3.

Неконтактные термометры

7.

Электрические и магнитные измерения

7.1.

Измерения электрических величин

7.2.

Принципы, лежащие в основе магнитных измерений

7.3.

Магнитные преобразователи

7.4.

Приборы для измерения параметров магнитных полей

7.5.

Квантовые магнитометрические и гальваномагнитные приборы

7.6.

Индукционные магнитометрические приборы

8.

Оптические измерения

8.1.

Общие положения

8.2.

Фотометрические приборы

8.3.

Спектральные измерительные приборы

8.4.

Фильтровые спектральные приборы

8.5.

Интерференционные спектральные приборы

9.

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

9.1.

Особенности измерения состава веществ и материалов

9.2.

Измерения влажности веществ и материалов

9.3.

Анализ состава газовых смесей

9.4.

Измерения состава жидкостей и твердых тел

9.5.

Метрологическое обеспечение физико-химических измерений

Часть III. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

10.

Организационные и методические основы метрологии и стандартизации

10.1.

Введение

10.2.

Правовые основы метрологии и стандартизации

10.3.

Международные организации по стандартизации и метрологии

10.4.

Структура и функции органов Госстандарта РФ

10.5.

Государственные службы по метрологии и стандартизации РФ

10.6.

Функции метрологических служб предприятий и учреждений, являющихся юридическими лицами

11.

Основные положения государственной службы стандартизации РФ

11.1.

Научная база стандартизации РФ

11.2.

Органы и службы систем стандартизации РФ

11.3.

Характеристика стандартов разных категорий

11.4.

Каталоги и классификаторы продукции как объект стандартизации. Стандартизация услуг

12.

Сертификация измерительной техники

12.1.

Основные цели и задачи сертификации

12.2.

Термины и определения, специфические для cертификации

12.3.

12.3. Системы и схемы сертификации

12.4.

Обязательная и добровольная сертификация

12.5.

Правила и порядок проведения сертификации

12.6.

Аккредитация органов по сертификации

12.7.

Сертификация услуг

Заключение

Приложения

Указатели
12   именной указатель
583   предметный указатель
145   указатель иллюстраций
Рис. 12.01. Схема системы сертификации

Согласно определению Сертификациясертификации, которое сформировано Комитетом по сертификации (СЕРТИКО) международной организации по стандартизации (ИСО), сертификация определяется как «действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определенным Стандартстандартам или другим нормативным документам».

Согласно этому определению Сертификат соответствиясертификат соответствия - документ, который может быть выдан как гарантия качества любой стороной, в том числе производителем товара или посредником, например торговой организацией.

Более современное определение сертификации дано в стандартах РФ ГОСТ Р. Под сертификацией понимается «действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу».

В таком определении сертификация непосредственно связана с действием третьей стороны - Арбитрарбитра, которым является «лицо или органы, признаваемые независимыми от участвующих сторон (изготовитель-потребитель) в рассматриваемом процессе» (ИСО/МЭК-2).

Из внимательного анализа определения сертификации можно увидеть, что сертификация есть по сути дела одна из категорий метрологии, получившая изданный момент самостоятельное значение. В метрологии процедура, удостоверяющая пригодность меры или средства измерения, хорошо известна как сличения. Если сличения дают удовлетворительные результаты и при этом составляется документ о положительных результатах сличений - это и есть по сути дела сертификат соответствия. Сертификатом соответствия можно назвать описания мер, которые создавались при учреждении Метрической Конвенции, любые испытания стабильности международных эталонов являлись основой современной сертификации и т. д. Со времени основания Депо образцовых мер и весов (1842 г.) использовалось клеймение или пломбирование средства измерения или меры как подтверждение их пригодности для дальнейшего использования.

Работы по созданию системы сертификации для гарантий качества продукции в международном масштабе были начаты в 70-х гг. по инициативе ТК 56 МЭК и ИСО. Идея сертификации базировалась на обеспечении единства требований к различным видам продукции и услуг, реализация которых имеет взаимное признание потребителей. Перед международными организациями по сертификации возникла задача разработки законодательной связи стандартизации и сертификации, обеспечивающей отношения между потребителями и производителями. Как первый шаг в построении международной системы сертификации был принят документ Руководство 13 ИСО/МЭК «Управление системой знаков соответствия стандартов и их значение для потребителей».

В 1971 г. ИСО был создан специальный комитет по сертификации продукции СЕРТИКО, который начал разработку рекомендаций по гармонизации национальных стандартов в области обеспечения качества промышленной продукции. СЕРТИКО были разработаны международные критерии оценки компетентности испытательных лабораторий и инспектирующих производство органов. Эти критерии послужили основой системы аккредитации исполнительных центров и лабораторий у нас в стране.

Впоследствии СЕРТИКО был преобразован в КАСКО - Комиссию по оценке соответствия. Эта Комиссия продолжила разработку основополагающих документов, содержащих требования к испытательным лабораториям при их аккредитации.

В Европе аналогичной деятельностью занимались Европейский комитет по стандартизации (СЕН) и Европейский комитет по стандартизации в электротехнике СЭНЭЛЕК. Некоторые основополагающие вопросы по содействию взаимному признанию результатов испытаний, проводимых национальными аккредитованными лабораториями были решены в рамках деятельности испытательных лабораторий (ИЛАК).

В России в 1993 г. был принят закон «О сертификации продукции и услуг». Вместе с законами «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерения» закон «О сертификации» определил основные цели и задачи Сертификациясертификации. Эти цели сформулированы в разделе «Общие положения».

В законе выделены следующие цели:

  • создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

  • содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

  • защита потребителя от недобросовестности изготовителя или продавца;

  • контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Соблюдение законодательных основ сертификации.

  2. Открытость система сертификации.

  3. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с между народными нормами и правилами.

  4. Открытость информации для всех участников и органов сертификации с одной стороны и конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну, с другой.

Основная задача сертификации в РФ стала очевидной, когда после декларированного правительством налаживания рыночных отношений к нам в страну стали направляться некачественные товары, которые не нашли сбыт на рынках в развитых странах. В 80-х гг., как только у нас в стране стали в массовом порядке заключаться международные контракты, многие фирмы стали поставлять морально устаревшую продукцию. Системы государственной сертификации в те годы не существовало, и стране грозило превратиться в мировую свалку устаревшего оборудования. К чести Госстандарта следует сказать, что с 80-х гг. для преодоления этих трудностей стала широко внедряться процедура разовых приемочных испытаний при поставках в нашу страну больших комплексов оборудования. Такая практика резко сократила объем некачественных товаров, ввозимых в страну. Во время приемочных испытаний проводились практически те виды работ, которые затем был и регламентированы законами о сертификации. Рассматривался научно-технический уровень продукции, проверялись метрологические характеристики и показатели качества продукции, оценивалась возможность ремонта и поверки измерительной техники в РФ, экологичность и безопасность изделий и т. д.

Очевидно, что такая практика могла иметь место только на начальном этапе вхождения РФ в рыночные отношения. Как только ворота на российский рынок были для зарубежных производителей распахнуты широко, возможности контролировать каждую сферу у Госстандарта не стало. Понадобилась система (или сеть) сертификации с разветвленной инфраструктурой и подтверждением документами качества товара, уровня производства производителя, правильности мер продавца и всех остальных аспектов, из-за которых любое цивилизованное государство создает и содержит службы стандартизации, метрологии и сертификации.

Учитывая сказанное, основные задачи сертификации можно сформулировать следующим образом:

  • сертификация соответствия должна предотвратить поступление на наш рынок некачественных товаров и сделать невозможными ввоз оборудования, не соответствующего требованиям современных мировых стандартов;

  • сертификация услуг позволяет ориентироваться в их уровне как при взаимоотношениях внутри страны, так и при выполнении международных работ;

  • сертификация должна способствовать проникновению на мировой рынок отечественных товаров, оборудования и услуг, соответствующих международным нормам;

  • сертификация должна способствовать повышению уровня унификации и агрегатирования оборудования отечественных производителей.

В предыдущих разделах упоминалось о специфических для Стандартизациястандартизации и Метрологияметрологии терминах. Аналогичная ситуация имеет место и при Сертификациясертификации. Общие термины приведены в Руководстве ИСО/МЭК 2. Перечислим сущность основных понятий, выражаемых терминами, общепринятыми в сертификации.

Уровень стандартизации Уровень стандартизации - форма участия в деятельности по стандартизации, учитывающая географические, политические и экономические признаки. Уровень стандартизации может быть международным, региональным, национальным, ведомственным.

Регламент Регламент - документ, содержащий обязательные правовые нормы, принятые органом власти.

Испытания Испытания - техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги. Более подробно, испытание - это экспериментальное определение количественных и качественных характеристик объекта в условиях эксплуатации, хранения, транспортирования.

Надежность Надежность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции.

Безопасность Безопасность - состояние объекта, при котором риск вреда или ущерба жизни, здоровью, имуществу потребителя и окружающей среде ограничен пределами допустимых значений параметров безопасности.

Метод испытаний Метод испытаний - установленный порядок проведения испытаний.

Технический контроль Технический контроль - проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям. Главное отличие процедур измерения, испытания и контроля заключается в методиках указанных процедур, которые должны учитывать ряд метрологических характеристик:

  • погрешность результата измерения;

  • достоверность результата контроля;

  • погрешность и достоверность результата испытаний.

Сертификация соответствия Сертификация соответствия - действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Соответствие Соответствие - соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или услуге.

Третья сторона Третья сторона - лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в данном процессе.

Орган по сертификации Орган по сертификации - организация, проводящая сертификацию соответствия.

Сертификат соответствия Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

Декларация о соответствии Декларация о соответствии - документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям.

Знак соответствия Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Аккредитация Аккредитация - официальное признание правомочий осуществлять какую-либо деятельность в области сертификации.

Система качества Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (ИС08402).

Сертификация систем качества Сертификация систем качества - действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная система качества соответствует выбранной модели (ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003) или иным нормативным документам, определенным заказчиком.

Сертификация производства Сертификация производства - действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированное производство производимой продукции, услуг или работ, определенных нормативными документами.

Инспекционный контроль Инспекционный контроль - контроль за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий, а также за сертифицированной продукцией и состоянием ее производства.

Сертификация обязательная Обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара, работы или услуги обязательным требованиям стандарта. Обязательная сертификация предусматривает выполнения требований безопасности, которые направлены на обеспечение жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращения вреда имуществу потребителей.

Сертификация добровольная Добровольная сертификация - сертификация, проводимая на добровольной основе по инициативе изготовителя (исполнителя), продавца (поставщика) или потребителя продукции.

Сфера обслуживания населения Сфера обслуживания населения - совокупность предприятий и организаций различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, оказывающих услуги населению.

Услуга Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Процесс оказания услуги Процесс оказания услуги - деятельность исполнителя, необходимая для оказания услуги.

Территориальный орган Госстандарта РФ Территориальный орган Госстандарта РФ - центр стандартизации и метрологии по организации работ и осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг и за сертифицированной продукцией (услугами).

Качество Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворить установленные или предполагаемые потребности.

Управление качеством Управление качеством - методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству.

По определению (Закон РФ от 10.06.96 г. «О сертификации продукции и услуг») система Сертификациясертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Системы сертификации формируются на национальном (федеральном), региональном и международном уровнях. В нашей стране системы сертификации создаются специально уполномоченными на это федеральными органами исполнительной власти - Госстандартом РФ, Минздравом РФ, Госкомсвязи и пр. В числе участников системы сертификации входят предприятия и учреждения независимо от форм собственности, а также общественные объединения.

В Систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции, объединенных общностью одного или нескольких свойств. Система сертификации однородной продукции формируется с учетом общности назначения и требований к ней, общности нормативных документов на данную продукцию и методы ее испытаний, а также с учетом наличия аналогичной международной системы.

В сформированной системе сертификации должны устанавливаться:

  • номенклатура сертифицируемой продукции;

  • структура системы, функции ее участников;

  • нормативные документы на сертификацию, содержащие проверяемые требования и методы испытаний;

  • схема сертификации с указанием правил отбора и идентификации образцов для испытаний;

  • формы сертификата и знака соответствия, правила нанесения знака соответствия;

  • условия и правила признания протоколов испытаний и сертификатов соответствия, выданных зарубежными организациями;

  • порядок рассмотрения апелляций;

  • взаимодействие с Госстандартом РФ и с государственными органами управления;

  • порядок регистрации Системы сертификации однородной продукции в Государственном реестре.

Для руководства Системой сертификации однородной продукции и координации деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в Систему, создается Центральный орган Системы сертификации. Функции Центрального органа по сертификации на соответствие требований государственных стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации. Функции Центрального органа в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества при Госстандарте РФ. Центральный орган по сертификации выполняет следующие функции:

  • установление процедуры сертификации в соответствии с действующим законодательством;

  • организация разработки и подготовки к удовлетворению систем сертификации однородной продукции;

  • участие в работах по совершенствованию фонда нормативных документов по сертификации;

  • согласование проектов стандартов, международных правил и норм по безопасному ведению работ;

  • представление системы (правила, порядки) сертификации однородной продукции на государственную регистрацию в Госстандарт РФ;

  • разработка перспективных направлений работ по сертификации;

  • участие в аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

  • координация деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий;

  • ведение учета органов по сертификации и испытательных лабораторий;

  • подготовка предложений по признанию зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

  • ведение реестра работ по сертификации и аккредитации центров и лабораторий и предоставление информации по этому вопросу в Госстандарт РФ;

  • рассмотрение апелляций, касающихся деятельности органов по сертификации.

Орган по сертификации Органы по сертификации - организация (учреждение), которое имеет право проводить работы по сертификации на основании аккредитации, выполненной по установленной форме. В качестве органов по сертификации могут выступать зарегистрированные организации любых форм собственности. Орган по сертификации создается на базе организации, являющейся третьей, т. е. независимой от производителя и потребителя. Органом по обязательной сертификации могут быть только некоммерческие организации. Органом по добровольной сертификации может быть любое юридическое лицо, зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте РФ. Органы по обязательной сертификации вправе также проводить добровольную сертификацию. Особенностью органов по обязательной сертификации является то, что только они вправе осуществлять сертификацию продукции на безопасность.

К основным функциям органа по сертификации относятся:

  • формирование фонда нормативных документов, используемых при сертификации;

  • прием и рассмотрение заявок на сертификацию;

  • оформление, регистрация и выдача сертификата соответствия;

  • признание зарубежных сертификатов;

  • организация инспекционного контроля с привлечением территориальных органов Госстандарта РФ;

  • ведение реестра сертифицированной продукции. Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредитации, в процессе которой проверяется квалификация персонала, наличие и полнота фонда нормативных документов по профилю деятельности органа, соответствующая административная структура. Кроме того, проверяется наличие реестра сертифицированной продукции.

Испытательная лаборатория Испытательная лаборатория проводит испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протокол для целей сертификации. Системы сертификации услуг и системы качества не предполагают участия испытательной лаборатории в процессе проведения работ. Всю практическую деятельность по оценке соответствия осуществляет орган по сертификации.

Основные требования, предъявляемые к испытательным лабораториям - это независимость, беспристрастность и техническая компетентность. Соответствие испытательных лабораторий требованиям проверяется при проведении процедуры аккредитации.

Совет по сертификации Совет по сертификации формируется Центральным органом по сертификации на основе добровольного участия представителей всех участников системы сертификации, включая представителей Госстандарта РФ, министерств и ведомств, органов по сертификации и испытательных лабораторий. В совет могут включаться представители производителей продукции, а также представители общественных организаций.

Совет по сертификации разрабатывает предложения в области единой политики в сертификации, анализирует функционирование систем сертификации, рассматривает проекты документов и стандартов по сертификации и аккредитации, содействует распространению информации об общих направлениях деятельности участников систем по стандартизации.

Научно-методический центр по сертификации Научно-методический центр по сертификации создается, как правило, на базе одного из органов по сертификации и имеет основной задачу проведения научных исследований в области сертификации и разработки предложений по совершенствованию системы сертификации.

Научно-методический центр обобщает результаты работ и ведет реестр Госгортехнадзора России, подготавливает необходимые данные для Государственного реестра Госстандарта России.

Комиссия по апелляциям Комиссия по апелляциям формируется Центральным органом по сертификации для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникающих при проведении сертификации.

Заявители сертификации Заявители сертификации - изготовители, исполнители услуг, продавцы продукции, которые направляют заявки на проведение сертификационных работ в соответствии с установленными требованиями. Заявители должны обеспечить качественное выполнение своих полномочий работниками органов по сертификации.

Общая схема взаимодействия участников системы сертификации дана на рис. 12.1Рис. 12.01. Схема системы сертификации.

Рассмотрение систем Сертификациясертификации можно закончить перечислением систем сертификации (СС), реально существующих в настоящий момент в России. Системы эти следующие:

Положение о Системе сертификации ГОСТ Р.

  1. СС авиационной техники и объектов гражданской авиации.

  2. СС на воздушном транспорте РФ.

  3. СС продукции и услуг в области пожарной безопасности.

  4. СС безопасности взрывоопасных производств.

  5. СС средств защиты информации по требованиям безопасности.

  6. СС средств защиты информации Министерства обороны РФ.

  7. СС на федеральном железнодорожном транспорте РФ.

  8. СС медицинских иммунологических препаратов.

  9. СС космической техники.

  10. СС морских гражданских судов.

  11. СС услуг общественного питания в Москве.

  12. СС судов внутреннего и смешанного плавания.

  13. СС «Электросвязь».

  14. СС система обязательной сертификации по экологическим требованиям.

При сертификации процедура проверки соответствия продукции стандартам может проводиться по различным схемам в зависимости оттого, насколько детально участники сертификации хотят проконтролировать результат работы. Отличие схем друг от друга состоит в том, что отдельные доказательства соответствия продукции стандартам применяются в разной комбинации. Контрольные испытания могут проводиться с выборкой образцов или с контролем каждого образца. Может параллельно с контролем образцов проводиться контроль производства. Образцы могут отбираться либо со склада на производстве, либо у продавца. Таким образом можно определить, как влияет процесс транспортировки или хранения на качество продукции. И наконец, при сертификации может быть предусмотрен периодический инспекционный контроль с целью выявления стабильности показателей качества производства.

В таблице 12.1 приведены различные схемы сертификации, в которых жесткость испытаний, а значит надежность и стоимость, возрастают при переходе от схемы № 1 к последующим схемам - до схемы № 8.

Кратко укажем на области применения отдельных схем сертификации.

Таблица 12.1

Схемы сертификации продукции

Номер схемы Испытания Проверка производства Инспекторский контроль
1. Испытания типового образца

2. То же

Испытания образцов, взятых у продавца
2а. То же Анализ состояния производства То же
3. То же

Испытания образцов, взятых у изготовителя
За. То же Анализ состояния производства То же
4. То же

Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя
4а. То же Анализ состояния производства То же
5. То же Сертификация производства или системы качества у изготовителя Испытания образцов, взятых у продавца и у изготовителя. Контроль функционирования системы качества.
б.   Сертификация системы качества у изготовителя Контроль за стабильностью системы качества
7. Испытания партии

8. Испытания каждого образца

9. Рассмотрение декларации о соответствии

9а. То же Анализ состояния производства

10. То же

Испытания образцов, взятых у изготовителя и продавца
10а. То же Анализ состояния производства То же

Схемы 1-6 и 9а-10а применяются при сертификации серийно выпускаемой продукции, схемы 7, 8, 9 - при сертификации выпускаемой партии или единичного изделия. Схему 1 рекомендуют использовать при ограниченном объеме реализации и выпуска продукции. Схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а и 10а рекомендуют применять вместо схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа сертификации нет информации о возможности изготовителя обеспечить стабильность характеристики продукции. Схема 5 является наиболее жесткой. Ее применяют в случае, если установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции.

Схемы За, 4а и 5 обычно используют при проведении работ по добровольной сертификации продукции.

Схемы 9-10а введены недавно на основании опыта сертификации за рубежом. Если полученные в декларации вне сертификации документы прямо или косвенно подтверждают соответствие продукции установленным требованиям, то орган по сертификации может выдать сертификат на основе представленных документов и декларации соответствия без проведения дополнительных испытаний.

© Центр дистанционного образования МГУП