Московский государственный университет печати

Козлов М.Г.


         

Метрология и стандартизация

Учебник


Козлов М.Г.
Метрология и стандартизация
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

Часть I. МЕТРОЛОГИЯ

1.

Введение в метрологию

1.1.

Исторические аспекты метрологии

1.2.

Основные понятия и категории метрологии

1.3.

Принципы построения систем единиц физических величин

1.4.

Воспроизведение и передача размера единиц физических величин. Эталоны и образцовые средства измерения

1.5.

Измерительные приборы и установки

1.6.

Меры в метрологии и измерительной технике. Поверка средств измерений

1.7.

Физические константы и стандартные справочные данные

1.8.

Стандартизация в обеспечении единства измерений. Метрологический словарь

2.

Основы построение систем единиц физических величин

2.1.

Системы единиц физических величин

2.2.

Формулы размерности

2.3.

Основные единицы системы СИ

2.4.

Единица длины системы СИ - метр

2.5.

Единица времени системы СИ - секунда

2.6.

Единица температуры системы СИ - Кельвин

2.7.

Единица силы электрического тока системы СИ - Ампера

2.8.

Реализация основной единицы системы СИ - единицы силы света - канделы

2.9.

Единица массы системы СИ - килограмм

2.10.

Единица количества вещества системы СИ - моль

3.

Оценка погрешностей результатов измерения

3.1.

Введение

3.2.

Систематические погрешности

3.3.

Случайные погрешности измерений

Часть II. ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

4.

Введение в измерительную технику

5.

Измерения механических величин

5.1.

Линейные измерения

5.2.

Измерения шероховатости

5.3.

Измерения твердости

5.4.

Измерения давления

5.5.

Измерения массы и силы

5.6.

Измерения вязкости

5.7.

Измерение плотности

6.

Измерения температуры

6.1.

Методы измерения температуры

6.2.

Контактные термометры

6.3.

Неконтактные термометры

7.

Электрические и магнитные измерения

7.1.

Измерения электрических величин

7.2.

Принципы, лежащие в основе магнитных измерений

7.3.

Магнитные преобразователи

7.4.

Приборы для измерения параметров магнитных полей

7.5.

Квантовые магнитометрические и гальваномагнитные приборы

7.6.

Индукционные магнитометрические приборы

8.

Оптические измерения

8.1.

Общие положения

8.2.

Фотометрические приборы

8.3.

Спектральные измерительные приборы

8.4.

Фильтровые спектральные приборы

8.5.

Интерференционные спектральные приборы

9.

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

9.1.

Особенности измерения состава веществ и материалов

9.2.

Измерения влажности веществ и материалов

9.3.

Анализ состава газовых смесей

9.4.

Измерения состава жидкостей и твердых тел

9.5.

Метрологическое обеспечение физико-химических измерений

Часть III. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

10.

Организационные и методические основы метрологии и стандартизации

10.1.

Введение

10.2.

Правовые основы метрологии и стандартизации

10.3.

Международные организации по стандартизации и метрологии

10.4.

Структура и функции органов Госстандарта РФ

10.5.

Государственные службы по метрологии и стандартизации РФ

10.6.

Функции метрологических служб предприятий и учреждений, являющихся юридическими лицами

11.

Основные положения государственной службы стандартизации РФ

11.1.

Научная база стандартизации РФ

11.2.

Органы и службы систем стандартизации РФ

11.3.

Характеристика стандартов разных категорий

11.4.

Каталоги и классификаторы продукции как объект стандартизации. Стандартизация услуг

12.

Сертификация измерительной техники

12.1.

Основные цели и задачи сертификации

12.2.

Термины и определения, специфические для cертификации

12.3.

12.3. Системы и схемы сертификации

12.4.

Обязательная и добровольная сертификация

12.5.

Правила и порядок проведения сертификации

12.6.

Аккредитация органов по сертификации

12.7.

Сертификация услуг

Заключение

Приложения

Указатели
12   именной указатель
583   предметный указатель
145   указатель иллюстраций
Рис. 12.02. Структура Российской системы аккредитации РОСА

Развитие мирового рынка, вхождение нашей страны в мировой рынок, резкое увеличение количества импортируемой продукции выдвинули повышенные требования к качеству продукции. Появилась проблема обеспечения доверия к качеству продукции - как отечественной, так и зарубежной. В развитых странах эта проблема стояла давно, и для ее решения на международном уровне создана и функционирует система аккредитации испытательных лабораторий и органов по Сертификациясертификации на соответствие международным стандартам.

Согласно Руководству ИСО/МЭК-2 Аккредитация аккредитация - это официальное признание того, что «испытательная лаборатория или орган по сертификации правомочны осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний». Аккредитация осуществляется на основании аттестации с целью проверки испытательной лаборатории (центра по сертификации) определения ее соответствия установленным критериям. На основании положительных результатов испытаний, проведенных в аккредитируемой лаборатории, уполномоченный на это орган выдает Сертификатсертификат. Основой для аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий являются определенные требования, которым они должны удовлетворять. Основными целями аккредитации являются:

  • повышение качества работы и укрепление доверия к испытательным лабораториям и центрам по сертификации со стороны заявителей, государства и других заинтересованных структур;

  • обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках;

  • признание результатов испытаний и сертификатов соответствия на национальном и международном уровнях.

Данные цели предполагают решение следующих задач в области Аккредитацияаккредитации:

  • установление единых требований к испытательным лабораториям и центрам по сертификации;

  • установление общих требований и правил аккредитации;

  • создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам;

  • сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне.

На международном уровне создание национальных систем Аккредитацияаккредитации началось после проведения в 1975 г. Международной конференции по аккредитации лабораторий (ИЛАК). Главная цель работы ИЛАК состояла в гармонизации в международном масштабе критериев и практики аккредитации испытательных лабораторий. С 1983 г. новую информацию о лабораториях и разрабатываемых новых документах по аккредитации ИЛАК публикует в справочнике «Международные и региональные организации по стандартизации и качеству продукции». Аккредитация испытательных лабораторий по правилам международной системы аккредитации является высшей формой их признания.

В нашей стране работа по созданию системы аккредитации РОСА была начата в 1995 г. К данному моменту подготовлена методическая основа Российской системы аккредитации - серия стандартов ГОСТ Р 51000. Они максимально гармонизированы с Руководствами ИСО/МЭК в области аккредитации и с европейскими нормами серии ЕН 45000. Согласно этим документам система представляет собой структуру, изображенную на рис. 12.2Рис. 12.02. Структура Российской системы аккредитации РОСА.

Российская система аккредитации РОСА объединяет все системы аккредитации в различных сферах деятельности - от производства продукции до оказания услуг. Эти правила должны быть гармонизированы с мировой практикой и учитывать складывающиеся мировые тенденции в аккредитации.

Вопросы Аккредитацияаккредитации Системы сертификации изложены в документах «Требования к органу по сертификации продукции и порядок их аккредитации» и «Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации», введенных постановлением Госстандарта РФ в 1994 г. В этих документах изложены основные этапы аккредитации, способы их реализации, приводится перечень и формы документов, необходимых для аккредитации и сформулированы требования к их оформлению.

АттестацияАттестация органов осуществляется комиссией, формируемой из представителей аккредитирующего органа и экспертов в области сертификации однородной продукции. В комиссию могут входить представители изготовителей, а также различных обществ и научно-исследовательских организаций.

Аккредитация органа по сертификации является официальным признанием его способности осуществлять сертификацию продукции в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами.

АккредитацияАккредитация предусматривает следующие основные этапы:

  1. Представление заявки и комплекта документов на аккредитацию.

  2. Экспертиза поданных документов с оценкой соответствия органа по сертификации или испытательной лаборатории установленным требованиям.

  3. Аттестация (проверка), проводимая с целью установления фактического состояния органа или лаборатории представленным документам.

  4. Принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы и аттестации.

  5. Оформление и выдача заявителю аттестата аккредитации, утверждение «Положения об органе сертификации (или об испытательной лаборатории)».

  6. Инспекционный контроль за деятельностью органа по сертификации, который может быть периодическим или внеплановым.

В комплект документов, прикладываемых к заявке на аккредитацию, должны входить:

  • анкета-вопросник с ответами;

  • проект руководства по качеству;

  • проект договора на проведение аккредитации;

  • копия Устава организации;

  • справка о деятельности для оценки компетентности организации;

  • проект приказа о функционировании органа по сертификации;

  • сведения об экспертах;

  • перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации;

  • паспорт испытательной лаборатории (при аккредитации испытательной лаборатории).

Все сведения, содержащиеся в указанных документах, являются конфиденциальными, т. е. разглашению не подлежат. Аттестация испытательной лаборатории может сопровождаться проведением эксперимента методом сличительных испытаний. Решение об аккредитации принимается после рассмотрения всей полученной информации. При положительном результате выдается аттестат аккредитации со сроком действия до пяти лет. Сведения об аккредитованном органе или лаборатории вносятся в Государственный реестр. Повторная аккредитация зависит от результатов инспекционного контроля и может проводиться по сокращенной программе. Инспекционный контроль проводит аккредитирующий орган с участием представителей территориального органа, осуществляющего государственный контроль.

По результатам Инспекционный контрольинспекционного контроля может быть приостановлено действие аттестата аккредитации до устранения обнаруженных недостатков в деятельности органа по сертификации или испытательной лаборатории.

Аккредитации подлежат также органы по сертификации систем качества или производства. Такую аккредитацию проводят органы Госстандарта РФ. При этом выдаются аттестаты сроком действия до трех лет. Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных систем качества и производств организует Госстандарт РФ.

В Европе в настоящее время функционируют две организации - Европейское общество по аккредитации органов по сертификации продукции, систем качества и персонала (ЕАС) и Европейское сотрудничество по аккредитации лабораторий, органов по подготовке соответствующего персонала и органов контроля (EAL). Каждая из этих организаций разработала свои документы (Политика, Процедура и Руководства по применению стандартов EN 45000).

В зарубежных странах также созданы и функционируют системы аккредитации органов по сертификации, выполняющие ту же роль, что выполняет РОСА в России. Так, в Японии в 1993 г. создал орган JAB по аккредитации органов сертификации продукции и систем качества. В 1992-94 гг. в США официально введена Национальная добровольная программа аккредитации испытательных и калибровочных лабораторий (NVLAP) под эгидой Национального института стандартов и технологий (NIST). Аккредитацию организаций по сертификации систем качества и подготовке аудиторов проводит неправительственная организация RAB. В КНР всю деятельность по оценке соответствия как внутри страны, так и за рубежом координирует Китайское государственное Бюро технического надзора. В Германии все аккредитующие органы объединены в Немецкий аккредитационный совет DAR, основанный в 1991 г.

Завершая рассмотрение процедур сертификации, нельзя не упомянуть о Сертификация услугсертификации услуг. Многие операции, даже непосредственно связанные с измерительной техникой, нельзя отнести к производственной сфере. Такие, например, общеизвестные виды деятельности, как упаковка, хранение, транспортирование, поверка, пусконаладочные работы, да и сами процедуры сертификации и аккредитации скорее следует отнести к сфере услуг. В процедурах оценки качества услуг должны приниматься несколько иные критерии, чем при оценке качества продукции.

Если сферу услуг рассматривать с общих позиций, то в эпоху постиндустриального развития сфера услуг получит все большее распространение. В начале XXI века по расчетам экспертов более 2/3 объема деловой активности приходится на сферу услуг. В условиях конкуренции покупателя интересует не только собственно качество товара, но и то, насколько полно представлены и реализованы услуги, связанные с приобретением и использованием товара.

Сертификация услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает следующие этапы:

  1. Подача заявки на сертификацию услуги.

  2. Рассмотрение и принятие решения по заявке.

  3. Оценка соответствия услуг установленным требованиям.

  4. Принятие решения о возможности выдачи сертификата.

  5. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

  6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации услуг, в первую очередь следует обратить внимание на сущность этапа 3 (табл. 3.2) - оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям. Она включает в себя оценку выполнения работ и оказания услуг и проверку результатов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй - в протоколах испытаний.

Если при сертификации продукции использовалось 16 схем (табл. 12.1), то при сертификации услуг используют всего лишь семь схем, приведенных в табл. 12.2.

Таблица 12.2

Схемы сертификации работ и услуг

Номер схемы Оценка выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Инспекционный контроль
1 Оценка мастерства исполнителя работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль мастерства исполнителя
2 Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг То же То же
3 Анализ состояния производства То же Контроль состояния производства
4 Оценка организации предприятия То же Контроль соответствия установленным требованиям
5 Оценка системы качества То же Контроль системы качества
б

Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами Контроль качества выполнения работ, оказания услуг
7 Оценка системы качества Рассмотрение заявки-декларации с прилагаемыми документами Контроль системы качества

Схему 1 применяют для работ и услуг, когда качество и безопасность обусловлены мастерством исполнителя. При оценке и контроле мастерства применяют прежде всего специфический вид стандарта на услугу - требования к обслуживающему персоналу.

По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, опираясь на следующие критерии:

  • полноту документации, устанавливающей требования к процессу;

  • метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса выполнения работ, оказания услуг;

  • безопасность и стабильность процесса;

  • профессионализм персонала;

  • безопасность реализуемых товаров.

Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.

По схеме 4 оценивают исполнителя работ и услуг на соответствие требованиям государственных стандартов. Поданной схеме проводят аттестацию предприятия на соответствие материально-технической базы, условий обслуживания, требований по технике безопасности. Схему 4 рекомендуют применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг.

Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее опасных работ и услуг (медицина, транспорт и пр.). Оценка системы качества по схеме 5 (а также по схеме 7) производится по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем качества.

Схемы 6 и 7 основаны на использовании заявки-декларации с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям. Как и при сертификации продукции по схемам 9 и 10, здесь о соответствии объекта сертификации установленным требованиям заявляет руководитель предприятия-заявителя.

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы качества. Оценка выполнения работ, оказания услуг заключается в обследовании предприятия с целью подтверждения соответствия работ и услуг требованиям стандартов системы качества.

При Сертификация добровольнаядобровольной сертификации применяют схемы 1-5. Схемы 6 и 7 при добровольной сертификации не применяют.

При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используются социологические и экспертные методы оценки. Для оценки материальных услуг широко используются инструментальные методы. Одной из особенностей сертификации работ и услуг является возможное отсутствие такого звена, как испытательная лаборатория. Такая ситуация часто встречается в сфере нематериальных услуг и в отдельных материальных услугах.

Существует ряд международных организаций, проводящих аттестацию сферы обслуживания. К ним в частности относятся:

  • Ассоциация международного воздушного транспорта - JATA;

  • Международная организация социального страхования - AISS;

  • Европейская федерация автотуризма - ECF;

  • Всемирная организация туризма - WTO;

  • Всемирный почтовый союз - UPV и т. д.

Система сертификации услуг, оказываемых населению, распространяется на отечественные и иностранные предприятия (фирмы), а также на граждан-предпринимателей. Система предполагает проведение обязательной и добровольной сертификации. Особенностью сертификации сферы услуг является то, что она формируется путем создания системы сертификации по группам однородных услуг, установленных Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), и может иметь ограниченное значение в небольшом регионе.

© Центр дистанционного образования МГУП