Московский государственный университет печати

Климова М.А.


         

Страхование

Учебное пособие


Климова М.А.
Страхование
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.

Страхование как экономическая категория

2.

Классиффикация страхования

3.

Основы организации страхования

3.1.

Страховой рынок за рубежом

3.2.

Страхование в Российской Федерации

3.2.1.

Законодательные основы страховой деятельности. Надзор за страховой деятельностью

3.2.2.

Лицензирование страховой деятельности

3.2.3.

Организация страхового рынка

4.

Страховое обязательство

4.1.

Субъекты страхового обязательства

4.2.

Договор страхования

4.3.

Страховая сумма. Страховая стоимость

4.4.

Плата за страхование

4.4.1.

Страховая премия

4.4.2.

Страховой тариф

4.5.

Определение ущерба и выплаты страхового возмещения

5.

Финансовое управление и финансовая устойчивость страховой компании

5.1.

Основа финансовой устойчивости страховщика

5.2.

Доходы и расходы страховой компании

5.3.

Страховые резервы и фонды страховщика

5.4.

Собственный капитал страховой компании

5.5.

Инвестиционная политика страховщика

6.

Маркетинг в страховании

7.

Управление риском в страховании

8.

Страхование внешнеэкономической деятельности

8.1.

Страхование судов торгового флота

8.2.

Транспортное страхование грузов (страхование КАРГО)

8.3.

Страхование ответственности судовладельцев

8.4.

Страхование контейнеров

9.

Медицинское страхование

10.

Перестрахование

11.

Особенности бухгалтерского учета и налогообложения страховых компаний

11.1.

Особенности организации и ведения учета в страховой компании

11.2.

Особенности налогообложения страховщика

12.

Аудит страховых компаний

13.

Страхование в отрасли печати

Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Указатели
341  предметный указатель
2  указатель иллюстраций

12.
Аудит страховых компаний

Страховая компания подлежит обязательной аудиторской проверке. Аудиторские проверки страховщиков осуществляются аудиторами и аудиторскими фирмами, получившими лицензию на осуществление аудиторской деятельности в области страхования.

Проверкой должны быть установлены:

  1. Наличие и соответствие законодательству, действующему в Российской Федерации, документов, подтверждающих право на осуществление страховой деятельности:

    • учредительных документов;

    • свидетельства о государственной регистрации;

    • лицензии на осуществление страховой деятельности.

  2. Соответствие осуществляемой деятельности требованиям законодательства.

  3. Соответствие проводимых и разрешенных лицензией видов страхования.

  4. Полнота и своевременность формирования уставного капитала.

  5. Наличие, правильность оформления и соблюдение принятой на год учетной политики.

  6. Правильность применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций.

  7. Правильность составления, юридического оформления и учета договоров страхования.

  8. Правильность осуществления и учета операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию.

  9. Обоснованность и своевременность осуществления страховых выплат.

  10. Обоснованность отказов страхователям в страховых выплатах.

  11. Обоснованность формирования страховых резервов.

  12. Правильность формирования и расходования фонда предупредительных мероприятий.

  13. Соответствие размещения страховых резервов условиям, предусмотренным Правилами, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации.

  14. Правильность учета долгосрочных инвестиций.

  15. Правильность оформления, ведения и отражения в учете кассовых операций.

  16. Соответствие установленному порядку осуществляемых:

    • расчетно-платежных операций;

    • расчетов с дебиторами и кредиторами;

    • расчетов по оплате труда, расчетов со страховыми агентами и страховыми брокерами.

  17. Правильность и полнота расчетов по обязательным отчислениям в государственные внебюджетные социальные фонды.

  18. Законность осуществления и правильность учета операций с иностранной валютой.

  19. Обоснованность включения расходов в себестоимость страховых услуг.

  20. Правильность формирования финансовых результатов.

  21. Правильность определения налогооблагаемых баз для расчетов налогов. Полнота исчисления налогов.

  22. Обоснованность осуществления и правильность отражения операций по использованию собственных средств.

  23. Соблюдение требования о максимальной ответственности по отдельному риску.

  24. Соблюдение нормативного соотношения активов и обязательств страховщиком.

  25. Правильность составления годовой бухгалтерской отчетности.

  26. Правильность составления отчетов филиалов и реальность составления сводного баланса.

Структура аудиторского заключения. Аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. В вводной части указываются реквизиты Аудитораудитора (аудиторской фирмы), осуществляющего проверку, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263.

Результаты проведенной проверки должны быть отражены в аналитической части аудиторского заключения. В данной части описываются проверенная финансовая информация, период, за который проводилась проверка, в общем виде описывается ход проверки. Если существовали какие-либо ограничения доступа аудитора к информации, это необходимо отразить в данной части заключения, указать на разделение ответственности между аудитором и руководством страховой организации. Здесь же должны быть указаны факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, нарушений законодательства Российской Федерации при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников, страхователей и государства, а также подтверждено соответствие ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности общепринятым принципам в Российской Федерации, соответствие совершенных ею финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Итоговая часть аудиторского заключения должна быть краткой и понятной пользователям финансовой отчетности. Она должна содержать мнение Аудитораудитора (аудиторской фирмы) о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховой организации.

В том случае, если страховой организацией в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения в ведении бухгалтерского учета, составлении соответствующей отчетности и соблюдении законодательства Российской Федерации, в итоговой части заключения делается запись о невозможности подтверждения достоверности финансовой отчетности.

Если аудитор (аудиторская фирма) не может сделать вывод о достоверности финансовой отчетности, то в заключение необходимо четко и определенно указать, по каким причинам вывод невозможен.

© Центр дистанционного образования МГУП