Московский государственный университет печати

Вуль В.А.


         

Электронные издания

Учебник


Вуль В.А.
Электронные издания
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Глава 1. Общая характеристика электронных изданий

1.1.

Что такое «электронное издание»

1.2.

Составные элементы электронного издания

1.2.1.

Тексты

1.2.2.

Иллюстративный материал

1.2.3.

Звуковое сопровождение

1.2.4.

Анимация и видео

1.3.

Форматы электронных изданий

1.4.

Классификация электронных изданий

1.5.

Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания

2.

Глава II. Структура и элементы гипертекстовых документов

2.1.

Общая характеристика и структура HTML-документа

2.2.

Тело документа и оформление его основных фрагментов

2.2.1.

Тело документа

2.2.2.

Теги логического форматирования текста

2.2.3.

Теги физического форматирования текста

2.3.

Оформление списков терминов и определений

2.3.1.

Маркированные списки

2.3.2.

Создание нумерованных списков

2.3.3.

Списки определений

2.3.4.

Многоуровневые списковые структуры

2.4.

Использование графики при оформлении электронного издания

2.5.

Включение в издание ссылок и комментариев

2.6.

Оформление таблиц

2.7.

Фреймовая структура электронного издания

2.8.

HTML-формы

2.9.

Понятие о динамическом HTML и его компонентах

3.

глава III. Мультимедийный документ и форматы представления его элементов

3.1.

Мультимедиа и ее роль в современных информационных технологиях

3.2.

Форматы представления текстовых блоков электронного издания

3.3.

Форматы представления графической информации

3.4.

Форматы представления аудиофайлов

3.5.

Форматы представления анимации и цифрового видео

3.5.1.

Анимационные GIF-файлы

3.5.2.

Принципы представления цифрового видео

3.5.3.

Форматы цифрового видео

4.

глава IV. Средства подготовки электронных изданий

4.1.

Издательские технологии и электронные издания

4.2.

Подготовка гипертекстовых электронных изданий в DOC-формате

4.2.1.

Подготовка изданий в редакторе MS Word 97

4.2.2.

Подготовка изданий в редакторе MS Word 2000

4.3.

Редактирование HTML-изданий в редакторе MS Word 97

4.3.1.

Команды секции меню «Формат»

4.3.2.

Команды секции меню «Вставка»

4.4.

Общая характеристика типовых HTML-редакторов первой группы

4.5.

Общая характеристика WYSIWYG-редактора Netscape Composer

4.6.

Подготовка документов в PDF-формате

4.7.

Программы-конструкторы для подготовки анимационных GIF-файлов

5.

глава V. Аппаратное и программное обеспечение рабочего места читателя

5.1.

Требования и рекомендации к аппаратному обеспечению

5.1.1.

Требования к центральной части или ядру ПК

5.1.2.

Мониторы и требования к ним

5.1.3.

CD-ROM-накопители для работы с переносимыми изданиями

5.1.4.

Другие виды оптических накопителей

5.2.

Назначение и общая характеристика браузеров

5.3.

Браузер MS Internet Explorer

5.3.1.

Экранный интерфейс

5.3.2.

Организация просмотра загруженного документа

5.3.3.

Основные команды меню браузера

5.3.4.

Ведение журнала обозревателя и команды других секций меню

5.4.

Программные средства для работы с электронными изданиями в PDF-формате

5.5.

Программные средства для воспроизведения аудиофайлов

6.

глава VI. Подготовка сетевых и мультимедийных изданий в специализированных программных пакетах

6.1.

Общая характеристика пакета MS FrontPage 2000

6.1.1.

Интерфейс пакета

6.1.2.

Технология подготовки новых Web-сайтов

6.2.

Назначение и общая характеристика пакета Dreamweaver

6.2.1.

Интерфейс пакета DreamWeaver

6.2.2.

Последовательность проектирования сайта в пакете Dreamweaver

6.3.

Подготовка мультимедийных изданий в пакете Macromedia Director

6.3.1.

Интерфейс пакета Macromedia Director

6.3.2.

Основные окна и инспекторы пакета

6.3.3.

Основные этапы работы над мультимедийным электронным изданием

6.4.

Дизайн Web-сайтов в пакете Macromedia Flash

6.4.1.

Общая характеристика и интерфейс пакета

6.4.2.

Основные понятия и элементы Flash-технологии

6.5.

Общая характеристика других программных средств для Web-дизайна

6.5.1.

Другие средства проектирования Web-сайтов

6.5.2.

Подготовка анимационных фрагментов в пакете 3D Studio Max

7.

глава VII. Организация хранения электронных изданий

7.1.

Организация хранения и поиска электронных изданий

7.2.

Информационное хранилище издательства

7.2.1.

Требования к информационному хранилищу издательства

7.2.2.

Проектирование структуры хранилища электронных изданий

7.3.

Информационная структура современного издательства

7.4.

Автоматизация выделения метаданных

7.4.1.

Метаинформация и ее роль

7.4.2.

Законы Зипфа и автоматизация извлечения метаданных из электронных изданий

7.4.3.

Применение программ-экстракторов

7.5.

Публикация содержимого баз данных на Web-страницах

7.5.1.

Публикация статических Web-страниц

7.5.2.

Публикация динамических Web-страниц

8.

глава VIII. Распространение электронных изданий

8.1.

Виртуальный мир книги и его особенности

8.1.1.

Некоммерческие электронные библиотеки

8.1.2.

Представительство крупных библиотек в Интернете

8.2.

Электронные книжные магазины

8.3.

Технология E-book и развитие электронного книгораспространения

8.3.1.

Специализированные аппаратные средства для работы с электронными изданиями

8.3.2.

Современное аппаратное средство E-book

8.3.3.

Программные средства E-book

8.3.4.

Стандарт Open E-book

8.3.5.

Достоинства и недостатки технологии E-book

9.

глава IX. Электронные учебники

9.1.

Достоинства и недостатки электронных учебников

9.2.

Структура электронного учебника

9.3.

Основные принципы подготовки электронных учебников

9.3.1.

Размещение информации на поверхности экрана

9.3.2.

Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания

9.4.

Дистанционное обучение и организация самостоятельной работы студентов

9.5.

Автоматизированные методы оценки уровня подготовки студента

Библиография

Указатели
2  именной указатель
92  предметный указатель
265  указатель иллюстраций
58  указатель компаний

Предисловие

В настоящее время производство печатной продукции все больше интегрируется в единое пространство медиа-индустрии. Составной частью этого процесса является интеграция печатных и электронных изданий. Причин такой интеграции несколько. С одной стороны, практически все информационные технологии перешли на цифровую форму, оснастились компьютерной техникой, программным обеспечением профессионального уровня, техническими средствами обработки изображений. С другой - тот же процесс происходит и с распространением любых видов информационной продукции: появились компакт- и DVD-диски с электронными изданиями, а также музыкой и видео. Издательства внедрили новейшие сетевые технологии, связанные с распространением медиа-информации по интра- и экстрасетям, в глобальной сети Интернет.

Электронное издание значительно дешевле, чем печатное, и изготовление такого издания не связано с расходом трудно возобновимых ресурсов (леса) и загрязнением окружающей среды. Электронные издания зачастую оказываются даже более функциональными. Так, справочное или учебное электронное издание позволяет более динамично построить процесс изучения материала и усилить его мотивацию, что в конечном счете позволяет ускорить процесс восприятия и запоминания информации.

Если художественная литература преимущественно распространяется в привычной нам форме типографских изданий, то детские электронные издания уже существенно потеснили книги, так как последние не обладают многими возможностями электронных компьютерных технологий. Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения и до высшего образования.

Важнейшим преимуществом электронных изданий по сравнению с печатными является возможность их интерактивного оформления. Это относится не только к детским игровым изданиям, но и к любым изданиям сценарного типа. Такое издание может быть учебным, научно-популярным и даже художественным произведением, в котором потребителю отводится не пассивная роль читателя, но активная роль участника. Все фрагменты электронных изданий, моделирующие процессы, могут быть построены по этому типу, т. е. читатель сам становится участником событий и в определенных рамках может влиять на их исход, что сближает процесс работы над таким изданием с деловыми играми. Естественно, что в традиционной книжной форме невозможно достигнуть такого эффекта.

Еще одним проявлением интерактивности является возможность моделирования и визуализации достаточно сложных явлений, таких как ток и напряжение в электронных цепях, квантовое состояние атомов, их ядер и электронов, прохождение световых лучей в различных средах, включая анизотропные. Работая с соответствующими фрагментами электронного издания и самостоятельно определяя величины входных сигналов или углы падения световых лучей, пользователь чувствует себя участником происходящего компьютерного эксперимента, исследователем происходящих процессов и явлений. По нашему мнению, если такие операции выполняет студент, то они вполне могут быть названы виртуальными лабораторными работами.

В последние годы роль электронных изданий учебного и словарно-справочного характера непрерывно воз растает вследствие возможности их быстрой модификации в соответствии с изменением достигнутого уровня знаний, т. е. достигается чрезвычайно высокий уровень оперативности электронного издания. Особенно это заметно при работе с изданиями, распространяемыми по сетям. Если прибавить к сказанному возможность дистанционного общения преподавателя с одним или несколькими обучаемыми, дистанционного тестирования с использованием сети Интернет и определения и оценки уровня знаний, то можно прийти к выводу, что электронный учебник преобразуется в конечном счете в постоянно развивающуюся обучающую, справочную и контролирующую уровень знаний специализированную информационную среду.

Электронные издания не только публикуются в базах данных, но и могут применяется также в виде баз данных - реферативных и библиографических. Эти два вида изданий объединяет то обстоятельство, что они предназначены для квалифицированных пользователей, среди которых присутствуют как библиографы - работники крупных библиотек, так и научные работники, скрупулезно следящие за изданиями в своей предметной области. Неудивительно, что первые электронные издания были связаны именно с этой отраслью.

База данных, в которой хранятся (или публикуются) электронные издания, поддерживает каталогизацию и другие виды библиотечной деятельности, в частности, одну из важнейших - доступ читателей в публичный каталог, причем никаких специальных знаний, помимо своей предметной области, от читателей не требуется. База данных позволяет преодолеть основное ограничение в обслуживании читателей в библиотеках - она дает возможность многим пользователям использовать один и тот же материал одновременно за счет сетевой информационной структуры.

Наконец, здесь проявилось и другое очень существенное преимущество электронного издания в сравнении с любым изданием на бумаге: качество хранимого материала (текста, иллюстраций и пр.) никак не зависит от интенсивности его использования - этот материал не изнашивается и не стирается. Еще один фактор - электронное издание занимает значительно меньшие площадь и объем, что также является немаловажным экономическим фактором.

Электронные издания занимают все более заметное место в составе издательской продукции. По прогнозам к 2010 г. мировое производство печатной продукции в стоимостном отношении снизится с 60-70% до 35-50% от общего производства продукции медиа-индустрии, а производство электронных изданий в стоимостном выражении достигнет 25-30%.

Естественно, что тенденции развития издательского дела нашли свое отражение в учебном плане и Государственном обучающем стандарте по специальности 021500 «Издательское дело и редактирование».

В частности, в ГОСе перечислены основные темы, которые должны быть освещены в курсе «Электронные издания», а именно:

  • гипертекстовые документы, их структура и основные компоненты, языки гипертекста: HTML, Java, JavaScript;

  • представление информации, форматы для текстовой, графической и звуковой информации;

  • средства просмотра и подготовки электронных документов: программы-браузеры Netscape Navigator, MS Explorer, СУБД;

  • подготовка электронных документов в пакете FrontPage 2000, Macromedia DreamWeaver;

  • пакеты создания анимационной графики и мультимедиа Macromedia Director, Flash, Adobe Premier;

  • использование современных СУБД для публикации электронных изданий.

Хотя в периодических изданиях множество материалов посвящены производству и распространению электронных изданий, в том числе и с мультимедийными компонентами, пока отсутствуют как учебные пособия, так и монографии, в которых были бы рассмотрены соответствующие проблемы. В результате в настоящее время возникла настоятельная потребность в издании учебника по дисциплине «Электронные издания».

Нами накоплен определенный опыт в чтении этого курса студентам специальности 021500 «Издательское дело и редактирование». Курс полностью или отдельные его разделы были прочитаны и студентам некоторых других специальностей. Опыт чтения курса «Электронные издания», длительный опыт преподавания студентам специальности 021500 различных дисциплин, основанных на компьютерных и сетевых технологиях, а также опыт научно-исследовательской и методической работы и многочисленные доклады и публикации в этой области позволили нам осветить все темы, перечисленные в ГОСе по данной специальности. Кроме того, автор счел целесообразным включить в состав учебника некоторые дополнительные разделы, такие как распространение электронных изданий и электронные учебники, а также затронуть вопросы, связанные с HTML-формами, CGI-технологиями, метаинформацией и ее использованием при поиске электронных изданий в локальных и сетевых базах данных.

Автор надеется, что учебник будет полезен не только студентам специальности 021500 в процессе изучения курса «Электронные издания», но и студентам других специальностей, изучающим гипертекстовые системы, мультимедийные базы данных, Web-дизайн, стратегии поиска и индексации электронных документов.

© Центр дистанционного образования МГУП