Московский государственный университет печати

Вуль В.А.


         

Электронные издания

Учебник


Вуль В.А.
Электронные издания
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Глава 1. Общая характеристика электронных изданий

1.1.

Что такое «электронное издание»

1.2.

Составные элементы электронного издания

1.2.1.

Тексты

1.2.2.

Иллюстративный материал

1.2.3.

Звуковое сопровождение

1.2.4.

Анимация и видео

1.3.

Форматы электронных изданий

1.4.

Классификация электронных изданий

1.5.

Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания

2.

Глава II. Структура и элементы гипертекстовых документов

2.1.

Общая характеристика и структура HTML-документа

2.2.

Тело документа и оформление его основных фрагментов

2.2.1.

Тело документа

2.2.2.

Теги логического форматирования текста

2.2.3.

Теги физического форматирования текста

2.3.

Оформление списков терминов и определений

2.3.1.

Маркированные списки

2.3.2.

Создание нумерованных списков

2.3.3.

Списки определений

2.3.4.

Многоуровневые списковые структуры

2.4.

Использование графики при оформлении электронного издания

2.5.

Включение в издание ссылок и комментариев

2.6.

Оформление таблиц

2.7.

Фреймовая структура электронного издания

2.8.

HTML-формы

2.9.

Понятие о динамическом HTML и его компонентах

3.

глава III. Мультимедийный документ и форматы представления его элементов

3.1.

Мультимедиа и ее роль в современных информационных технологиях

3.2.

Форматы представления текстовых блоков электронного издания

3.3.

Форматы представления графической информации

3.4.

Форматы представления аудиофайлов

3.5.

Форматы представления анимации и цифрового видео

3.5.1.

Анимационные GIF-файлы

3.5.2.

Принципы представления цифрового видео

3.5.3.

Форматы цифрового видео

4.

глава IV. Средства подготовки электронных изданий

4.1.

Издательские технологии и электронные издания

4.2.

Подготовка гипертекстовых электронных изданий в DOC-формате

4.2.1.

Подготовка изданий в редакторе MS Word 97

4.2.2.

Подготовка изданий в редакторе MS Word 2000

4.3.

Редактирование HTML-изданий в редакторе MS Word 97

4.3.1.

Команды секции меню «Формат»

4.3.2.

Команды секции меню «Вставка»

4.4.

Общая характеристика типовых HTML-редакторов первой группы

4.5.

Общая характеристика WYSIWYG-редактора Netscape Composer

4.6.

Подготовка документов в PDF-формате

4.7.

Программы-конструкторы для подготовки анимационных GIF-файлов

5.

глава V. Аппаратное и программное обеспечение рабочего места читателя

5.1.

Требования и рекомендации к аппаратному обеспечению

5.1.1.

Требования к центральной части или ядру ПК

5.1.2.

Мониторы и требования к ним

5.1.3.

CD-ROM-накопители для работы с переносимыми изданиями

5.1.4.

Другие виды оптических накопителей

5.2.

Назначение и общая характеристика браузеров

5.3.

Браузер MS Internet Explorer

5.3.1.

Экранный интерфейс

5.3.2.

Организация просмотра загруженного документа

5.3.3.

Основные команды меню браузера

5.3.4.

Ведение журнала обозревателя и команды других секций меню

5.4.

Программные средства для работы с электронными изданиями в PDF-формате

5.5.

Программные средства для воспроизведения аудиофайлов

6.

глава VI. Подготовка сетевых и мультимедийных изданий в специализированных программных пакетах

6.1.

Общая характеристика пакета MS FrontPage 2000

6.1.1.

Интерфейс пакета

6.1.2.

Технология подготовки новых Web-сайтов

6.2.

Назначение и общая характеристика пакета Dreamweaver

6.2.1.

Интерфейс пакета DreamWeaver

6.2.2.

Последовательность проектирования сайта в пакете Dreamweaver

6.3.

Подготовка мультимедийных изданий в пакете Macromedia Director

6.3.1.

Интерфейс пакета Macromedia Director

6.3.2.

Основные окна и инспекторы пакета

6.3.3.

Основные этапы работы над мультимедийным электронным изданием

6.4.

Дизайн Web-сайтов в пакете Macromedia Flash

6.4.1.

Общая характеристика и интерфейс пакета

6.4.2.

Основные понятия и элементы Flash-технологии

6.5.

Общая характеристика других программных средств для Web-дизайна

6.5.1.

Другие средства проектирования Web-сайтов

6.5.2.

Подготовка анимационных фрагментов в пакете 3D Studio Max

7.

глава VII. Организация хранения электронных изданий

7.1.

Организация хранения и поиска электронных изданий

7.2.

Информационное хранилище издательства

7.2.1.

Требования к информационному хранилищу издательства

7.2.2.

Проектирование структуры хранилища электронных изданий

7.3.

Информационная структура современного издательства

7.4.

Автоматизация выделения метаданных

7.4.1.

Метаинформация и ее роль

7.4.2.

Законы Зипфа и автоматизация извлечения метаданных из электронных изданий

7.4.3.

Применение программ-экстракторов

7.5.

Публикация содержимого баз данных на Web-страницах

7.5.1.

Публикация статических Web-страниц

7.5.2.

Публикация динамических Web-страниц

8.

глава VIII. Распространение электронных изданий

8.1.

Виртуальный мир книги и его особенности

8.1.1.

Некоммерческие электронные библиотеки

8.1.2.

Представительство крупных библиотек в Интернете

8.2.

Электронные книжные магазины

8.3.

Технология E-book и развитие электронного книгораспространения

8.3.1.

Специализированные аппаратные средства для работы с электронными изданиями

8.3.2.

Современное аппаратное средство E-book

8.3.3.

Программные средства E-book

8.3.4.

Стандарт Open E-book

8.3.5.

Достоинства и недостатки технологии E-book

9.

глава IX. Электронные учебники

9.1.

Достоинства и недостатки электронных учебников

9.2.

Структура электронного учебника

9.3.

Основные принципы подготовки электронных учебников

9.3.1.

Размещение информации на поверхности экрана

9.3.2.

Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания

9.4.

Дистанционное обучение и организация самостоятельной работы студентов

9.5.

Автоматизированные методы оценки уровня подготовки студента

Библиография

Указатели
2  именной указатель
92  предметный указатель
265  указатель иллюстраций
58  указатель компаний

1.
Глава 1. Общая характеристика электронных изданий

В первой главе будут рассмотрены в самой общей форме особенности и место электронных изданий в современной медиа-индустрии, составные элементы и форматы электронных изданий. Предпринята попытка классификации электронных изданий и показаны пути и перспективы их дальнейшего совершенствования и развития.

1.1.
Что такое «электронное издание»

Книгопечатание появилось в XV веке благодаря изобретению Гутенберг ИоганнИоганна Гутенберга. Несколько веков печатные издания, т. е. книги, газеты и журналы, были основным средством распространения визуальной информации. Большую часть этого периода основой изготовления печатной продукции служил оригинальный металлический набор, а металлическая матрица (в заключительной части периода - стереотип) являлась информационной основой для тиражирования.

Во второй половине XX века появилось новой понятие - Невещественный носитель«невещественный носитель»,- под которым понималось любое электронное средство длительного хранения информации, на котором записано издание в целом или его часть. Чаще всего информация хранилась на магнитном носителе: магнитной ленте или магнитном диске. Однако такие носители оставались несовершенными: надежность хранения и плотность занесения информации были низки. Поэтому такие средства в издательской практике использовались достаточно редко. В большинстве отечественных издательств процесс подготовки изданий основывался на использовании «бумажных» технологий. Автор сдавал рукопись, напечатанную на пишущей машинке. В издательстве она редактировалась и в окончательном виде также перепечатывалась машинистками издательства, и этот издательский машинописный оригинал использовался в качестве основы для типографского набора.

Последние десятилетия XX века характеризуются быстрым совершенствованием и развитием электроники и компьютерных информационных технологий. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Издание хранилось в памяти компьютера все время набора и верстки, т. е. оставалось в электронной (невещественной) форме в течение всего процесса подготовки, вплоть до вывода на принтер так называемого постраничного оригинал-макета. Полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, хранимое в памяти компьютера (на жестком магнитном диске) или в специальном запоминающем устройстве долговременного типа можно назвать Электронное издание«электронным изданием».

Однако для того, чтобы электронная книга, журнал или газета действительно могли соперничать со своими печатными аналогами, необходимы средства их распространения, доведения до читателя. В конце XX века эти средства фактически стали массовыми, т. е. получили самое широкое распространение. Периодические электронные издания стали распространяться преимущественно по сетям, в частности, по глобальной Интернетсети Интернет. Информационной средой для распространения книг стали и остаются последние пятнадцать лет компакт-диски.

Итак, вначале электронные издания существовали как аналог печатных, но на невещественном носителе. Естественно, что для чтения электронных изданий, распространяемых по сетям, требовался персональный компьютер. Если же электронное издание было подготовлено на компакт-диске, то дополнительно требовался дисковод для чтения компакт-диска. Таким образом, издание на невещественном носителе или электронное издание не может быть прочитано непосредственно - нужно специальное дополнительное оборудование, чтобы сделать такое издание видимым для человеческого зрения или обеспечить его визуализацию.

Далее понятие Электронное издание«электронные издания» стало включать в себя тексты книг, журналов и газет, распространяемые в любом текстовом или ином формате, например в гипертекстовом (HTML) или одном из сжатых форматов (ZIP, ARJ, RAR, WINZIP и пр.). В последнее десятилетие XX века в составе электронных изданий стали применяться еще и мультимедийные компоненты, под которыми подразумеваются цифровые звуковые или видеофрагменты, а также анимационные вставки в основную часть издания. В результате электронные издания стали средством комплексного информационного воздействия на человека, сравнимого с радио, кино и телевидением, а в чем-то даже превосходящем эти важные средства массовой коммуникации.

Принципиальным отличием печатных от электронных изданий является возможность интерактивной реализации последних, при которой пользователь (читатель) может не только перемещаться по встроенным в текст гиперссылкам, но и активно вмешиваться в ход событий, моделировать процессы, в том числе производственные.

В последние несколько лет появились сетевые электронные издания. Большинство студентов уже знакомы с глобальной сетью Интернет и встречались с понятиями Web-сайтWeb-сайт и Web-страницаWeb-страница. Последняя определяется как электронная страница в соответствующем формате, а Web-сайт - это набор связанных Web-страниц, объединенных общими признаками или назначением. В настоящее время в сети Интернет существует значительное количество сайтов, представляющих собой, по существу, электронные издания, т. е. аналоги книг или брошюр, но только в электронном сетевом представлении. В качестве примера можно сослаться на сайт «Электронные каталоги Российских библиотек», верхняя часть главной страницы которого представлена на рис. 1.1Рис. 01.01..

Размер этой страницы достаточно велик, так как содержит перечень в несколько десятков библиотек с указанием тематики изданий, представленных в данной библиотеке, и особенностей поиска и извлечения информации из каталога каждой библиотеки. Если подвести указатель мыши к названию библиотеки, то он приобретет форму указателя (кисть руки с вытянутым указательным пальцем). Таким образом, название служит указателем перехода к другой странице, на которой организован поиск издания в соответствующей библиотеке. Для осуществления перехода следует щелкнуть левой кнопкой мыши по этому указателю перехода. Как создаются такие указатели и осуществляются переходы, мы рассмотрим во 2-й главе данной книги.

В описании каталога Государственной публичной научно-технической библиотеки есть ссылка на сводный каталог по научно-технической литературе, который также служит указателем перехода. Щелкнув мышью по соответствующему фрагменту текста, мы переместимся на страницы этого сводного каталога. Таким образом, с помощью электронных страниц и гиперссылок в сети Интернет создан мощный электронный справочник, заменяющий много толстых книг, содержащих соответствующие библиотечные каталоги. Причем поиск в этом справочнике производит не человек, а специальная поисковая система, которая работает во много тысяч раз быстрее и эффективней любого из нас.

1.2.
Составные элементы электронного издания

1.2.1.
Тексты

Основной частью большинства электронных изданий, также как и книг, выпущенных типографским способом, являются текстовые фрагменты. Некоторые издания вообще целиком текстовые. Если такое издание набрано на компьютере в любом текстовом редакторе, то его можно назвать Электронное изданиеэлектронным изданием. Разновидностью такого издания являются так называемые гипертекстовые документы- издания в специальном HTML-формате. Язык HTML и методика создания HTML-документов будет рассмотрена во второй главе, поэтому здесь мы не останавливаемся на этом подробно.

Если заглянуть во всемирную сеть Интернет, то там можно обнаружить некоммерческие электронные библиотеки Вуль В. Виртуальный мир книги // Вы и Ваш компьютер.- 2000.- №11-12., в которых практически все издания представлены в текстовых или упакованных текстовых форматах, т. е. полученных в результате предварительного сжатия соответствующего файла специальными программами - архиваторами. Такие издания характеризуются минимальным информационным объемом и могут быть быстро загружены на компьютер пользователя.

Простейший текстовый формат использует кодировку отдельных символов текста в American Standart Code for Information Interchange (ASCII) - Американский стандартный код для обмена информациейASCII-стандарте, в соответствии с которым каждый символ кодируется одним байтом. ASCII - это аббревиатура от American Standart Code of Information Interchange или, в переводе, Американский Стандартный код для информационного взаимодействия. Чем сложнее текстовый редактор, в котором набирается текстовый фрагмент, тем большее количество управляющих символов используется для форматирования текста, в результате чего информационный объем текстового фрагмента заметно растет.

В графической оболочке Windows для кодирования каждого символа используется не менее 2 б. В частности, в текстовом редакторе Word 97, в котором набирался этот учебник, на каждый кодируемый символ текста в среднем приходится около 5 б, причем в состав редактора включены средства внутреннего сжатия информации в файлах документов. Тот же текст, набранный в редакторе Word 6 или Word 7 (Word 95) под Windows, занимает значительно большее информационное пространство.

В некоторых случаях текст кодируется в графическом формате (например, формат PDF, который будет рассмотрен в § 3.2 и § 4.6). Это обеспечивает качественный визуальный интерфейс при просмотре издания, обеспечивает его независимость от шрифтовых гарнитур, установленных на компьютере пользователя, но требует применения специальных средств для его просмотра.

1.2.2.
Иллюстративный материал

Известно, что издательства и полиграфисты очень осторожны при включении иллюстраций, особенно цветных, в тиражируемые книги. Это связано с тем обстоятельством, что Иллюстрациииллюстрации требуют специальной обработки, в том числе - растрирования, а цветные еще и цветоделения, в результате чего усложняется и удорожается производство книг.

В электронных изданиях этой проблемы не существует, так как абсолютное большинство компьютеров снабжены цветными мониторами и программными средствами для воспроизведения иллюстративного материала. Поэтому в электронных изданиях следует использовать такое количество иллюстраций, которое требуется для наилучшего восприятия и понимания материала, причем эта величина всегда больше, чем в изданиях, тиражируемых печатным способом. Иллюстративный материал содержит на несколько порядков больше информации, чем текст, занимающий то же самое пространство на странице, и гораздо эффективней воздействует на чувства человека.

Скорость восприятия иллюстративной информации также многократно выше, чем скорость восприятия текста. Это связано с особенностями визуального восприятия информации человеком. Зрительные образы в виде графических объектов воспринимаются целиком и непосредственно заносятся в долговременную память, без промежуточного преобразования в понятия, как это происходит с текстом.

1.2.3.
Звуковое сопровождение

Неотъемлемой частью многих изданий является Звуковое сопровождениезвуковое сопровождение. Звуковое сопровождение может представлять собой авторский текст или ремарки, шумовые эффекты, иллюстрирующие происходящие события и делающие их описание более реалистичным. Звук может синхронно сопровождать включенные в издание видеокадры или анимацию, что будет подробно изложено в последующих разделах учебника.

Скорость восприятия человеком звуковой информации имеет тот же порядок величин, что и для текста. Однако одновременная работа с текстовой и звуковой информацией не только увеличивает общую скорость восприятия, но и способствует более долговременному ее запоминанию, вероятно в результате образования определенных ассоциативных связей.

1.2.4.
Анимация и видео

Все мы смотрим телевидение, однако телевизионное вещание на всех отечественных каналах, кроме коммерческого канала НТВ+ и некоторых каналов кабельного телевидения, ведется в аналоговом формате. Цифровой формат, используемый в компьютерном видео, отличается несравненно более высоким качеством воспроизведения и разрешающей способностью, но требует большого объема памяти для хранения видеоинформации и высокой пропускной способности для ее воспроизведения с необходимой частотой кадров.

Поэтому гораздо чаще, чем видеофрагменты, в электронных изданиях используется компьютерная мультипликация или простые анимационные файлы. Они же очень часто встречаются на различных Web-страницах, причем во многих случаях используются в качестве рекламы. Однако такая мультипликация может с успехом использоваться для иллюстрации последовательности выполнения технологических операций, работы полиграфических машин и комплексов и даже последовательности выполнения операций в компьютерных программных пакетах. Во всех перечисленных случаях анимация играет вспомогательную роль, способствуя наглядности описания соответствующих процессов и лучшему пониманию и запоминанию их описания.

Цифровое компьютерное видео может успешно использоваться лишь на компьютерах с процессором и видеокартой высокой производительности, обеспечивающих скорости следования информационных потоков, достигающих, а иногда и превышающих 1 Гб/с.

1.3.
Форматы электронных изданий

В предыдущем параграфе уже упоминались форматы электронных изданий. Здесь мы поговорим от этом подробнее, впрочем, позднее мы будем еще не раз обращаться к этому вопросу. Если в обычной книге формат характеризует ее ширину и высоту, то в электронном издании формат описывает то, каким образом в файле представлена информация. В настоящее время для современных и качественных электронных изданий используются Форматы электронных изданийдва основных формата, а именно:

  • PDF (Portable Document Format)PDF (Portable Document Format), разработанный фирмой Adobe SystemsAdobe и представляющий развитие и совершенствование известного издательского формата описания страниц документов Post Script,

  • HTML (Hyper Text Markup Language)HTML (Hyper Text Markup Language) - гипертекстовый язык разметки страниц с помощью которого создано большое количество электронных документов, в том числе - абсолютное большинство изданий, циркулирующих в среде Интернет.

Главное достоинство обоих форматов состоит в возможности размещения в тексте издания гиперссылок, по которым осуществляются быстрые переходы как внутри данного издания, так и во внешние, по отношению к данному, документы. В частности, с помощью гиперссылки можно связаться с автором или издателем по электронной почте, просмотреть литературные источники, на которые ссылаются в данном издании, вызвать иллюстрацию, которая поясняет смысл некоторого текстового фрагмента и многое другое.

Большинство электронных материалов, циркулирующих в сети ИнтернетИнтернет, оформлены в HTML-формате. Формат достаточно компактен и, наряду с текстом, позволяет включать в издание иллюстрации и мультимедийные фрагменты. Основу HTML-документов составляют обычные текстовые файлы, отдельные символы в которых представлены в American Standart Code for Information Interchange (ASCII) - Американский стандартный код для обмена информациейASCII-кодировке. Эти файлы доступны для просмотра и редактирования в любом редакторе текстов. Отличием HTML-издания от обычного текста является то, что в них присутствуют специальные команды - теги, которые указывают правила форматирования документа. Язык HTML и правила составления HTML-документов и работы с ними, будут детально описаны в следующей главе. Недостатком этого формата является чувствительность к используемым в издании шрифтам: отсутствие нужного шрифта на пользовательском компьютере вызывает затруднения при просмотре документа, связанные с необходимостью замены отсутствующей шрифтовой гарнитуры.

Другим основным форматом для электронных документов является PDF (Portable Document Format), разработанный в 1993 г. фирмой Adobe. Как говорит само название, он делает документы «portable», т. е. документы могут просматриваться независимо от программ, в которых они подготовлены и независимо от используемых шрифтов и компьютеров. PDF позволяет преодолеть этот барьер. Так впервые открылась возможность распространять на невещественных носителях (дискетах и компакт-дисках) и через Интернет выполненные в графическом режиме документы, в частности, оригинал-макеты изданий. При этом гарантируется полная идентичность. Это делает PDF-формат чрезвычайно полезным не только для художественных и детских электронных изданий, но и для коммерческих и рекламных документов. В США PDF-формат стал основным для распространения правительственных материалов.

Изначально формат PDF был предложен как альтернатива печатным документам, средство для организации «безбумажного офиса». Просмотр таких документов должен быть организован с помощью универсальных средств, независимо от создавшего их приложения и установленных на данном компьютере шрифтов. Формат PDF может рассматриваться как компактный формат электронной документации. Практически вся документация разнообразных программных пакетов распространяется на компакт-дисках в этом формате. Наконец, этот формат сохраняет всю информацию для выводных устройств, т. е. может служить для хранения оригинала и распечатки по заказу. По сравнению с форматом описания документов PostScript формат PDF имеет то преимущество, что он является странично-ориентированным, т. е. описывает каждую страницу в отдельности. Это резко упрощает вывод отдельных страниц.

PDF поддерживает различные виды компрессии изображений, текста и графики, позволяющие уменьшать размер конкретных фрагментов файла с помощью наиболее подходящих для этого алгоритмов, одновременно позволяя использовать гипертекстовые связи. Фирма Adobe разработала и комплект программного обеспечения для создания, просмотра, редактирования и распечатки PDF-файлов. Эти программные средства будут рассмотрены в § 4.6.

1.4.
Классификация электронных изданий

Классификация электронных изданийКлассификация электронных изданий может вестись по нескольким признакам. Наиболее существенными из них нам представляются следующие:

  • периодичность издания;

  • круг потребителей продукции;

  • вид издания;

  • способ распространения;

  • формат издания.

Сказанное иллюстрируется классификационной диаграммой, представленной на рис. 1.2Рис. 01.02..

Круг потребителей продукции или круг пользователей электронных изданий достаточно широк и разнообразен. К ним можно отнести учащихся, использующих электронные учебники, туристов и посетителей музеев, которые с помощью электронных изданий могут совершать виртуальные путешествия и осмотр памятников культуры, специалистов, использующих справочные и иные пособия по своей специальности, детей, «посещающих» мультимедийные виртуальные спектакли и т. д. Эти издания распространяются преимущественно на компакт-дисках и рассчитаны на мультимедийный компьютер.

Научные и технические издания, преимущественно периодические, рассчитаны на широкий круг научных работников, специалистов и преподавателей и становятся все более популярными, главным образом благодаря опережающей, по сравнению с печатными изданиями, возможностью ознакомления с ними, а также в связи с большей простотой и дешевизной получения информации, простоте ее извлечения и возможности контекстного просмотра авторских ссылок и сопутствующих материалов. В последнее время основной средой распространения таких изданий стала глобальная сеть Интернет.

Сопутствующими для всех рассмотренных выше разновидностей электронных изданий являются рекламные материалы. В большинство электронных изданий, как, впрочем, и в печатные, вкрапляется реклама в самых различных формах. Самая простая и естественная из этих видов - реклама фирмы, производящей данное электронное издание, включающая в себя как минимум информацию о других электронных изданиях данного профиля, выпущенных или подготавливаемых к выпуску этой фирмой. В периодических электронных изданиях реклама автоматически переносится со сверстанных страниц оригинала в электронное издание. В изданиях, распространяемых по глобальным сетям, само оформление сайтов, страниц и интерфейсов уже содержит рекламные элементы, в частности, анимационные.

Виды изданий, разнообразие которых уже затронуто в классификации по предыдущему признаку, тесно связаны с кругом пользователей. Здесь можно ограничиться признаками периодичности и тематической области, к которой издание относится. Ежедневные и еженедельные издания распространяются практически только в сетевых средах, причем они могут, в частности, распространяться путем рассылки, т. е. полное издание, а чаще - отдельные его тематические рубрики принудительно посылаются тем пользователям, которые на них подписались. По тематической области круг электронных изданий достаточно широк. Так, на Невещественный носительневещественных носителях распространяются:

  • учебные пособия (обучение иностранным языкам, конспекты лекций, методические указания по выполнению практических и лабораторных работ, тексты рефератов и докладов и пр.);

  • научные журналы (как правило, подборка из нескольких выпусков журналов вместе с программными пакетами и сопутствующими рекламными материалами);

  • детские издания в форме мультимедийных сценариев сказочного, приключенческого, литературно-художественного и обучающего типа;

  • художественная и научно-популярная литература (обычно в PDF-формате или в архивированной форме). Эти издания представляют интерес для всех групп читателей, поэтому на рис. 1.2Рис. 01.02. им соответствует позиция «Общие»;

  • энциклопедические и справочные издания, иногда многотомные, в том числе аналоги ранее изданных энциклопедий, например Grolier, Laruss, и специфически компьютерные - интерактивный атлас мира, географический справочник, атлас автомобильных дорог и пр. В электронном виде создаются сейчас и другие справочно-картографические системы. Для многих крупных городов они уже созданы и позволяют не только найти нужное здание по известному адресу, но и оптимизировать маршрут до места назначения.

В сетевых средах, например в сети Интернет, распространяются электронные издания преимущественно периодические, в частности:

  • не только отдельные учебные пособия, но и целые учебные циклы для дистанционного обучения и самостоятельного изучения;

  • исключительно широкий круг научных, научно-популярных и технических журналов, начиная с компьютерных (Computer World, Computer Week/Moskow, CompuLog и др.) и сетевых (Internet Journal, CrazyWeb, LANMagazine) и кончая музыкальными и игровыми;

  • общественно-политические журналы, например широко известный «Огонек»;

  • литературно-художественные издания, в том числе журналы («Новый мир», «Иностранная литература», «Октябрь», «Арт-Петербург», причем последний представляет собой культурный альманах, существующий только в Интернете), «Литературная газета» и пр.;

  • библиографические указатели и рефераты типа Book Review и электронной библиотеки службы «ИНФОМАГ»;

  • газеты (например, «Аргументы и факты», «Аномалия», «Вести», «Вечерний Минск», «Натали», «Известия», «Учительская газета»);

  • развлекательные издания («Знакомства», «Вечерний клуб», «Пятое колесо», «Вера, Надежда, Любовь»);

  • специализированные рекламные издания, в том числе «Центр-Плюс», «Реклама-Шанс».

По способу распространения все электронные издания можно разделить на две большие группы, а именно:

  • распространяемые на физических носителях, преимущественно компакт-дисках;

  • распространяемые в сетевых средах, как локальных (например, сетевая электронная библиотека учебного института), так и глобальных.

Так же как и печатные, электронные издания могут быть классифицированы по формату. Однако если в печатном издании формат характеризует физические размеры издания, то в электронном издании формат описывает то, каким образом в файле представлена информация, содержащаяся в данном издании. Начиная с 80-х гг. электронные издания распространялись в текстовом формате, вначале под DOS (txt), а затем под Windows и другие платформы. В настоящее время используются, как уже отмечалось выше, два основных гипертекстовых формата, а именно HTML и PDF, причем последний хранит всю информацию в графической форме. Если в издании содержится цифровая анимация, а тем более цифровые аудио- и видео - фрагменты, то та кие электронные издания называют мультимедийными. Хотя это и не название формата, но важная характеристика того, какие цифровые форматы могут содержаться в издании.

1.5.
Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания

Электронные издания относятся к динамически развивающемуся классу продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается.

Интеграция полиграфической продукции с электронными документами приносит чисто практические выгоды. Так, переход на цифровую форму позволяет обеспечить сохранность многих уникальных видов продукции, таких как древние рукописи. Даже обычные фотографии и картины теряют со временем свои качества. Хранение их электронных копий позволяет донести до последующих поколений уникальные культурные шедевры. Наконец, хранение документов и изданий в электронной форме позволяет организовывать электронные базы данных, четкая структура и развитые средства поиска и навигации в которых облегчают процесс обнаружения нужных материалов и их фрагментов. В качестве примера можно сослаться на американское специализированное издательство медицинской литературы Mosby-Year Book, в котором появление цифровой графической библиотеки позволило за считанные секунды находить нужные иллюстрации и помещать их в книги, в результате чего была достигнута значительная экономия времени и материальных средств.

Для ответа на вопрос об относительной ценности электронных изданий и перспективах расширения их производства следует провести исследования в следующих основных направлениях (иначе, получить ответы на перечисленные вопросы):

  • увеличивается ли ценность книги в электронном варианте, а если да, то в каких случаях и с чем это связано;

  • какие факторы влияют на качественные характеристики электронного издания сточки зрения читателя;

  • достаточен ли уровень развития технических и программных средств создания электронной книги;

  • насколько широко распространены индивидуальные и групповые средства для чтения электронных изданий;

  • насколько сформировался рынок распространения электронных книг;

  • какие нужны изменения в традиционном издательском бизнесе для успешного маркетинга и менеджмента электронных книг.

Несомненна более высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения новых, более эффективных, технологий не только обучения, но и постепенного вовлечения детей в процесс обучения в игровой форме. Эти методики уже опробованы во многих странах и на практике доказали свою эффективность.

Справочные и научные издания позволяют более простыми средствами и в более краткие сроки получить необходимую информацию (или краткие сведения, позволяющие оценить ее необходимость пользователю и заказать ее, в том числе и в печатном виде). Естественно, что ценность таких изданий по сравнению с печатными существенно возрастает. Степень увеличения ценности таких изданий и роль определенных факторов может быть установлена в процессе проведения соответствующих исследований.

Сточки зрения факторов, влияющих на качественные характеристики электронных документов, наибольший интерес, по нашему мнению, представляет оптимизация пользовательских интерфейсов, причем не только графических в широком смысле, включая анимацию и цифровое видео, но и цифровое аудио. Все это также требует исследований и сбора статистических данных.

Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения, и далее, в сфере среднего и высшего образования. Во многих случаях оправдан частичный или полный переход к электронным учебникам и компьютерным образовательным технологиям. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи. Ответ на вопрос об изменениях в традиционном издательском и печатном бизнесе, необходимых для адаптации к новым информационным технологиям, также требует проведения достаточно широких и глубоких научных исследований.

Так, у нашего северного соседа Финляндии с 1996 по 2000 гг. проводилась рассчитанная на пять лет исследовательская программа по электронным издательским и печатным процессам с финансированием около 60 млн. финских марок. В США же в рамках поддерживаемой правительством программы по интерактивным электронным журналам около десяти лет работает специальная служба OCLC, которая экономически поддерживает университетские издательства и сама выступает как издатель научных изданий - электронных и печатных.

Ответы на вопрос, достаточен ли современный уровень развития технических и программных средств создания электронной книги, автор надеется дать в 4-й главе и 6-й главе этого учебника. В частности, в 4-й главе будет дан анализ программных и технических средств подготовки электронных изданий, а в главе 6-й - освещены возможности подготовки мультимедийных изданий в специализированных программных пакетах, таких как FrontPage фирмы MicrosoftMicrosoft, Director, DreamWeaver и Flash фирмы MacromediaMacromedia, GoLive фирмы Adobe SystemsAdobe и некоторых других.

Насколько широко распространены индивидуальные и групповые технические средства для работы с электронными изданиями, уже говорилось в самом начале главы. Аппаратному и программному обеспечению рабочего места читателя электронных изданий посвящена 5-я глава учебника, где анализируются современные средства, возможности их дальнейшего совершенствования и развития и перспективы их распространения в нашей стране. Отметим, что уже в конце 2000 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось около 500 тыс. учтенных персональных компьютеров, более 40% которых снабжены дисководом для компакт-дисков и звуковой картой, т. е. могут быть использованы для работы с мультимедийными изданиями. В действительности, количество компьютеров даже несколько превышает эту цифру, так как сейчас активизировался вторичный компьютерный рынок, да и сам процесс их сборки настолько упростился, что стал вполне доступен неспециалистам.

Насколько сформировался Электронная коммерциярынок распространения электронных изданий и какие нужны изменения в традиционном издательском бизнесе для успешного маркетинга и менеджмента электронных книг, исследуется в последней, 9-й главе учебника. Здесь мы лишь укажем, что отечественные издательства в большинстве своем успешно адаптировались к современным медиа-технологиям. Самые передовые из них те, которые занимаются выпуском литературы по компьютерным и сетевым технологиям. Практически все они используют глобальную сеть для маркетинга и распространения литературы. Наряду с печатными выпускают издания на компакт-дисках, причем нередки интегрированные издания, в печатную книгу вкладывается сопутствующий компакт-диск, содержащий программный и иллюстрационный материал, дополняющий и развивающий те положения, которые содержатся в той части, тиражируемой печатным способом.

В дальнейшем широкое распространение мультимедиа-технологий и неудержимое развитие электронной коммерции наложит жесткие ограничения на конкурентоспособность и даже выживаемость предприятий отрасли печати, ориентированных на широкий спрос. Преимущества в реализации даже самой высококачественной продукции получат те, кто быстрее и эффективней освоил электронные способы коммерции и обслуживания. Фирмы, не имеющих собственной аппаратной и программной базы мультимедиа-технологий, будут испытывать трудности с получением заказов, и их продукция будет подвергаться опасности устареть раньше, чем дойдет до потребителя. Причем это невозможно компенсировать в рамках собственно процесса подготовки и выпуска продукции. Таким образом, сетевые электронные издания имеют несомненные преимущества по части распространения перед любыми печатными изданиями.

Производство как электронных изданий, так и печатной продукции все более интегрируется в единое пространство медиа-индустрии. Одновременно, в пределах той же медиа - индустрии происходит процесс интеграции печатных и электронных изданий. Состав коммерческих средств медиа - индустрии и приблизительное распределение доходов между ними представлено в табл. 1.1 Буль В. Виртуальный мир книги // Вы и Ваш компьютер.- 2000.- №11-12.. В этой же таблице приведены данные прогноза на 2005 и 2010 гг. долевого участия различных средств медиа-индустрии. Прогноз предусматривает два крайних варианта развития: консервативный и прогрессивный, которые определяют диапазон разброса значений при различных сценариях развития мирового производства.

Таблица 1.1.

Прогноз развития средств медиа-индустрии в мире

Средства медиа-индустрии 2000 год 2005 год 2010 год
Консервативн. Прогрессивн. Консервативн. Прогрессивн.
Печатные 65 62 54 54 37
ТВ и радио  15 16 18 18 22
Кино, видео, музыка 10 10 10 10 11
Электронные издания (на дисках) 6 7 9 9 14
Электронные издания (сетевые) 4 5 9 9 16

Прогрессивный сценарий отражает в табл. 1.1 результаты, соответствующие существующим в развитых странах темпам развития составляющих медиа-индустрии. Консервативный сценарий подразумевает замедленное развитие перспективных средств медиа-индустрии, характерное для слаборазвитых и развивающихся стран. В целом, следует ожидать ускоренных темпов развития производства электронных изданий, в особенности мультимедийных и тех, для которых используются сетевые технологии распространения. Кстати, заметное снижение вклада печатных средств не означает абсолютного снижения производства печатной продукции. Вероятнее всего рост производства будет продолжаться (особенно это касается производства этикеток и упаковки), однако темпы этого роста будут постепенно снижаться.

© Центр дистанционного образования МГУП