Московский государственный университет печати

Вуль В.А.


         

Электронные издания

Учебник


Вуль В.А.
Электронные издания
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

1.

Глава 1. Общая характеристика электронных изданий

1.1.

Что такое «электронное издание»

1.2.

Составные элементы электронного издания

1.2.1.

Тексты

1.2.2.

Иллюстративный материал

1.2.3.

Звуковое сопровождение

1.2.4.

Анимация и видео

1.3.

Форматы электронных изданий

1.4.

Классификация электронных изданий

1.5.

Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания

2.

Глава II. Структура и элементы гипертекстовых документов

2.1.

Общая характеристика и структура HTML-документа

2.2.

Тело документа и оформление его основных фрагментов

2.2.1.

Тело документа

2.2.2.

Теги логического форматирования текста

2.2.3.

Теги физического форматирования текста

2.3.

Оформление списков терминов и определений

2.3.1.

Маркированные списки

2.3.2.

Создание нумерованных списков

2.3.3.

Списки определений

2.3.4.

Многоуровневые списковые структуры

2.4.

Использование графики при оформлении электронного издания

2.5.

Включение в издание ссылок и комментариев

2.6.

Оформление таблиц

2.7.

Фреймовая структура электронного издания

2.8.

HTML-формы

2.9.

Понятие о динамическом HTML и его компонентах

3.

глава III. Мультимедийный документ и форматы представления его элементов

3.1.

Мультимедиа и ее роль в современных информационных технологиях

3.2.

Форматы представления текстовых блоков электронного издания

3.3.

Форматы представления графической информации

3.4.

Форматы представления аудиофайлов

3.5.

Форматы представления анимации и цифрового видео

3.5.1.

Анимационные GIF-файлы

3.5.2.

Принципы представления цифрового видео

3.5.3.

Форматы цифрового видео

4.

глава IV. Средства подготовки электронных изданий

4.1.

Издательские технологии и электронные издания

4.2.

Подготовка гипертекстовых электронных изданий в DOC-формате

4.2.1.

Подготовка изданий в редакторе MS Word 97

4.2.2.

Подготовка изданий в редакторе MS Word 2000

4.3.

Редактирование HTML-изданий в редакторе MS Word 97

4.3.1.

Команды секции меню «Формат»

4.3.2.

Команды секции меню «Вставка»

4.4.

Общая характеристика типовых HTML-редакторов первой группы

4.5.

Общая характеристика WYSIWYG-редактора Netscape Composer

4.6.

Подготовка документов в PDF-формате

4.7.

Программы-конструкторы для подготовки анимационных GIF-файлов

5.

глава V. Аппаратное и программное обеспечение рабочего места читателя

5.1.

Требования и рекомендации к аппаратному обеспечению

5.1.1.

Требования к центральной части или ядру ПК

5.1.2.

Мониторы и требования к ним

5.1.3.

CD-ROM-накопители для работы с переносимыми изданиями

5.1.4.

Другие виды оптических накопителей

5.2.

Назначение и общая характеристика браузеров

5.3.

Браузер MS Internet Explorer

5.3.1.

Экранный интерфейс

5.3.2.

Организация просмотра загруженного документа

5.3.3.

Основные команды меню браузера

5.3.4.

Ведение журнала обозревателя и команды других секций меню

5.4.

Программные средства для работы с электронными изданиями в PDF-формате

5.5.

Программные средства для воспроизведения аудиофайлов

6.

глава VI. Подготовка сетевых и мультимедийных изданий в специализированных программных пакетах

6.1.

Общая характеристика пакета MS FrontPage 2000

6.1.1.

Интерфейс пакета

6.1.2.

Технология подготовки новых Web-сайтов

6.2.

Назначение и общая характеристика пакета Dreamweaver

6.2.1.

Интерфейс пакета DreamWeaver

6.2.2.

Последовательность проектирования сайта в пакете Dreamweaver

6.3.

Подготовка мультимедийных изданий в пакете Macromedia Director

6.3.1.

Интерфейс пакета Macromedia Director

6.3.2.

Основные окна и инспекторы пакета

6.3.3.

Основные этапы работы над мультимедийным электронным изданием

6.4.

Дизайн Web-сайтов в пакете Macromedia Flash

6.4.1.

Общая характеристика и интерфейс пакета

6.4.2.

Основные понятия и элементы Flash-технологии

6.5.

Общая характеристика других программных средств для Web-дизайна

6.5.1.

Другие средства проектирования Web-сайтов

6.5.2.

Подготовка анимационных фрагментов в пакете 3D Studio Max

7.

глава VII. Организация хранения электронных изданий

7.1.

Организация хранения и поиска электронных изданий

7.2.

Информационное хранилище издательства

7.2.1.

Требования к информационному хранилищу издательства

7.2.2.

Проектирование структуры хранилища электронных изданий

7.3.

Информационная структура современного издательства

7.4.

Автоматизация выделения метаданных

7.4.1.

Метаинформация и ее роль

7.4.2.

Законы Зипфа и автоматизация извлечения метаданных из электронных изданий

7.4.3.

Применение программ-экстракторов

7.5.

Публикация содержимого баз данных на Web-страницах

7.5.1.

Публикация статических Web-страниц

7.5.2.

Публикация динамических Web-страниц

8.

глава VIII. Распространение электронных изданий

8.1.

Виртуальный мир книги и его особенности

8.1.1.

Некоммерческие электронные библиотеки

8.1.2.

Представительство крупных библиотек в Интернете

8.2.

Электронные книжные магазины

8.3.

Технология E-book и развитие электронного книгораспространения

8.3.1.

Специализированные аппаратные средства для работы с электронными изданиями

8.3.2.

Современное аппаратное средство E-book

8.3.3.

Программные средства E-book

8.3.4.

Стандарт Open E-book

8.3.5.

Достоинства и недостатки технологии E-book

9.

глава IX. Электронные учебники

9.1.

Достоинства и недостатки электронных учебников

9.2.

Структура электронного учебника

9.3.

Основные принципы подготовки электронных учебников

9.3.1.

Размещение информации на поверхности экрана

9.3.2.

Проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания

9.4.

Дистанционное обучение и организация самостоятельной работы студентов

9.5.

Автоматизированные методы оценки уровня подготовки студента

Библиография

Указатели
2  именной указатель
92  предметный указатель
265  указатель иллюстраций
58  указатель компаний

8.
глава VIII. Распространение электронных изданий

В отличие от предыдущих глав здесь рассматриваются технологии распространения электронных книг, газет и журналов. Основное внимание уделено сетевым технологиям распространения изданий и представительству в сети Интернет издательств, библиотек и электронных книжных магазинов. Рассматриваются также новейшие средства распространения электронных изданий, связанный с использованием технологий E-book.

8.1.
Виртуальный мир книги и его особенности

Понятие «виртуальный» в последние годы все шире используется в массовом обиходе. Источник этого следует, вероятно, искать в популярных фильмах, таких как «Газонокосильщик» или «Секретные материалы», в которых герои с помощью компьютера попадают в иной мир, который и носит название виртуальный, где активно действуют, сражаются, иногда изменяя течение событий в реальном мире. Термин стал настолько расхожим, что его используют даже в отечественных политических кругах, скажем, в Государственной Думе.

Мы же ставим перед собой значительно более узкую, конкретную задачу, а именно, описать возможность знакомства с различными электронными книгами в тех случаях, когда у нас нет в руках самих этих книг. На рубеже тысячелетий только в нашей стране возможность находиться в виртуальном мире имели около пяти миллионов человек, у которых домашний компьютер снабжен модемом и оплаченным доступом в Интернет. В глобальной сети представлено в виде собственных серверов или сайтов на серверах большое число реальных издательств и множество Интернет-магазинкнижных магазинов.

Кроме того, привычным для нашей страны стали виртуальные книжные магазины и прилавки, которые распространяют книги через сеть, не имея никакого торгового объекта в реальном мире, даже простого киоска или стола на книжном развале. Познакомиться с электронными изданиями можно, обратившись в электронную библиотеку. Такие библиотеки могут быть двух видов:

  • представительства в сети реальных библиотек, обычно крупных, имеющих свои собственный Web-сервер или сайт;

  • типично виртуальные библиотеки, не имеющие реального представительства, а предоставляющие читателям только электронные книги; такие библиотеки организуются энтузиастами и пополняются не только организаторами, но и читателями.

Таким образом, средствами распространения электронной книги в сети являются: виртуальные магазины, которые могут существовать и на сайтах издательств, представительства в сети крупных государственных библиотек, виртуальные библиотеки, т. е. созданные на некоммерческих началах сетевые хранилища электронных изданий. Все перечисленные средства, позволяющие сделать электронную книгу доступной читателю, будут рассмотрены ниже. Вначале рассмотрим виртуальные библиотеки.

8.1.1.
Некоммерческие электронные библиотеки

Возможность познакомиться с интересными книгами предоставляется на некоторых серверах и сайтах. Обычно они так и называются «Электронная библиотека».

Самая известная из них в Русском Интернете - библиотека Максима Мошкова (http://www.lib.ru), информационный объем которой превышает 1,7 Гб. Она была открыта в 1994г. Читатели ежедневно пополняют ее новыми файлами. Здесь есть современная и античная художественная литература, фантастика и политика, техдокументация и юмор, история и поэзия, туризм и парашютизм, философия и эзотерика. Главное достоинство этой и ей подобных библиотек состоит в том, что посетитель может выбрать любую понравившуюся ему книгу и бесплатно «скачать» ее на свой компьютер. После этого он может читать или изучать ее электронную версию или распечатать книгу и работать или отдыхать с распечаткой без компьютера. Здесь автор может сослаться на собственный пример: именно так он познакомился с творчеством Милорада Павича «Пейзаж, нарисованный чаем», которая размещается в иностранной прозе (http://www.lib.ru/INPROZA/ PAWICH/tea.txt).

Главная страница этого сервера показана на рис. 8.1Рис. 08.01.. Страница характеризуется большой протяженностью, поэтому на рисунка показан лишь верхний ее фрагмент. Как видно из рисунка на сервере предусмотрена возможность поиска нужной книги, разнообразные переходы на конкретные виды литературы, включая новинки (то, что недавно переведено в электронную форму и включено в состав библиотеки) и самиздат, т. е. произведения непрофессиональных писателей, представленные пока только в электронном виде. Следует отметить, что сайт имеет множество зеркал, т. е. его копии воспроизводятся на самых различных серверах.

В качестве примера оформления приведем страницу сайта «Новые поступления», которая показана на рис. 8.2Рис. 08.02.. И эта страница достаточно протяженная, поэтому показана только ее верхняя часть. Из рисунка следует, что можно подписаться на новинки и получать их по электронной почте, заполнив соответствующую форму на странице. Можно, указав само новое поступление, перенести его копию на свой компьютер, чтобы затем его прочесть. В частности, так поступил я сам с книгой Рекса Стаута.

Среди прочих предусмотрена страничка «Записки Web-мастера», которая предназначена для помощи начинающим посетителям сервера (рис. 8.3Рис. 08.03.). Наряду с ответами на часто задаваемые вопросы на странице предусмотрено описание структуры HTML-файлов в виде набора из семнадцати тем, изучив которые новичок узнает о структуре и элементах этих файлов и приобретет начальные навыки работы с ними. Имеется и специальная страница для фанатов творчества известного английского писателя фантаста Толкиена, который в некотором смысле создал задолго до Интернета свой собственный виртуальный мир.

Интересно отметить, что на этом сайте все же производятся и коммерческие операции. Здесь находится виртуальный книжный магазин под названием «24x7», в котором помимо книг распространяются другие медиа-материалы, такие как видеокассеты, музыкальные записи, как это показано на рис. 8.4Рис. 08.04.. Здесь же представлены новости культуры, включая театральные афиши и новости кино. На сайте множество других страниц, остановиться на которых мы не сможем из-за ограниченного объема статьи.

Следует также отметить, что сайт Максима Мошкова пользуется заслуженной популярностью в виртуальном мире, в связи с чем существует множество зеркальных его отражений на различных серверах.

Большая электронная некоммерческая библиотека расположена на сайте Всероссийского общества тинейджеров (http://www.svot.narod.ru). На рис. 8.5Рис. 08.05. показана верхняя часть страницы этого сайта. Сайт оформлен как совокупность (список) нескольких электронных тематических библиотек, для каждой из которых указан ее электронный адрес и на которые возможен переход по ссылкам. Интересно, что в списке присутствуют так называемые «Авторские страницы», на которых желающие могут попытаться разместить (опубликовать) свои произведения, с которыми затем могут ознакомиться все желающие. Надо сказать, что многие люди имеют склонность к литературному творчеству, такая возможность им здесь представлена. Фрагмент страницы с собственными публикациями различных авторов показан на рис. 8.6Рис. 08.06..

Интересное начинание, названное «Избой-читальней» представлено на сервере «Русский Сиэттл» (www.russianseattle.com). Это тем более интересно, что территориально сайт находится не в одном из крупных городов, а в так называемой «глубинке», в черноземной зоне. Не останавливаясь на особенностях самого сайта, отметим, что на нем представлен большой список электронных библиотек, связи с которыми и переходы к ним организованы на этом сайте.

В списке библиотек на рис. 8.5 представлена популярная библиотека Сергея Тарасова «Чернильница», поисковая система «Букинист», предназначенная для поиска редких изданий, имеющихся в свободном доступе в Интернете, здесь же упомянута и библиотека Максима Мошкова как самая популярная и одно из ее зеркал, библиотека на сервере Сибирь-онлайн, своеобразная библиотека Бердичевского, специализированная библиотека файлов в компактном ZIP-формате «Русская фантастика», огромная (свыше 2,5 Гб) библиотека Дмитрия Трибиса (BIS-project).

8.1.2.
Представительство крупных библиотек в Интернете

Виртуальными электронными библиотеками называют также представительство реальных крупных библиотек в Интернете. Их перечень содержится в каталоге электронных библиотек (www.svot.narod.ru). Наибольший интерес представляет сводный каталог научно-технической литературы, представленный на сайте Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ), адрес которого www.gpntb.ru (рис. 8.7Рис. 08.07.).

Каталог самой библиотеки содержит более 180.000 документов, в числе которых отечественные и зарубежные книги последних лет издания, авторефераты диссертаций, неопубликованные переводы и отчеты. Имеет развитый поисковый интерфейс. По умолчанию он рассчитан на тематический поиск по ключевым словам, с возможностью использования метаинформации (заглавие, автор, предметные рубрики). Множество дополнительных установок. В частности, можно менять количество ссылок в группе результатов поиска. Сводный каталог научно-технической литературы содержит более 400.000 записей и отражает содержимое всех крупных Российских библиотек. Его интерфейс абсолютно идентичен электронному каталогу ГПНТБ.

Каталог Научной Библиотеки МГУ - крупнейший российский каталог литературы универсального содержания, доступный через Интернет. В нем отражено более 190 тысяч описаний отечественных и зарубежных книг последних лет издания. Скромный поисковый механизм допускает разыскание лишь по автору, заглавию (первое слово) и ключевому слову. Найденные результаты выдаются группами по пять записей. Поисковый механизм не всегда работает надежно.

Из других каталогов отметим каталог Российской национальной библиотеки. В нем отражено более 40 тыс. книг, поступивших в библиотеку с 1998 г. Обеспечивается поиск по всем традиционным параметрам: индивидуальный и коллективный автор, место и год издания, предметные рубрики. На сервере РНБ также расположены каталоги авторефератов диссертаций, специальных видов литературы и карт. Каталог Фундаментальной библиотеки Санкт-Петербургского государственного технического университета содержит более 18 тысяч книг последних лет издания. Возможен поиск по автору (в том числе и коллективному), заглавию, индексам УДК и ББК, предметной рубрике, издательству, году издания.

Какие же услуги оказывают эти виртуальные представительства крупных библиотек и каталогов своим клиентам. Отметим, прежде всего, что все эти услуги платные. Помимо рассылки электронных копий изданий или их частей возможна также рассылка копий на вещественном носителе: ксерокопии, фотокопии, включая микрофотографии. Предоставляются также библиографические услуги в форме поиска литературы по определенной тематике с последующей рассылкой аннотированного списка литературы или самих этих изданий. Возможны различные варианты оплаты услуг, в том числе: банковский перевод, наличными, с помощью кредитной карты и депозитного счета.

Надо сказать, что такие информационные услуги во всем мире относятся к категории услуг, с удовольствием оплачиваемых пользователями, так как предварительная обработка информации экономит впоследствии значительную часть их рабочего времени. Естественно при условии, что эти библиографические услуги выполнены на высоком профессиональном уровне.

Пока коммерческие электронные библиотеки, рассылающие в электронной форме литературу и оказывающие дистанционно библиографические услуги, в высокой степени используют преимущества сетевых технологий для повышения качества и скорости оказания услуг. Тормозящим фактором здесь, как и для электронных магазинов и электронных прилавков при издательствах, является отсутствие гарантий конфиденциальности в виртуальном пространстве, в связи с чем опасно оплачивать услуги путем дистанционного перечисления своих средств с кредитной карты. В то же время огромная армия студентов почти насильно снабжена этими картами и могла бы дистанционно приобретать учебную и научную литературу, а также библиографические услуги (в частности, старшекурсники и дипломники). Однако активно проводящиеся в этом направлении исследования позволяют надеются на то, что в ближайшие годы все радикально изменится.

Некоммерческих электронные библиотеки обеспечивают массовое распространение книги и сопутствующих услуг. Это особенно важно для жителей удаленных небольших городов и деревень, во многом отрезанных от единого пространства культуры. Такие библиотеки, как модно было говорить двадцать лет тому назад, «стирают различия между городом и деревней», причем хотя используются для этого виртуальные технологии, они обеспечивают реальное осуществления такого процесса.

8.2.
Электронные книжные магазины

Для электронной торговли, в том числе и электронными изданиями, важнейшим фактором является фактор времени. Насколько важно оказаться первым, видно хотя бы на примере Американской фирмы Amazon.com. Не имея ни одного традиционного книжного магазина, она первой создала «виртуальный прилавок» и быстро преуспела в продаже книг через Internet, выручив в 1996 г. около 16 млн. дол, а в 1997 г.- уже более 121 млн. дол. Узнав об успехе начинающей фирмы, книжный гигант Barnes i NoblesBarnes & Nobles с оборотом в несколько миллиардов долларов также решил включить в свою сбытовую сеть электронные каналы и стал распространять продукцию через собственный Web-сервер и сетевую службу доставки America OnlineAmerica Online. Результаты оказались впечатляющие - еженедельно объем заказов через Internet возрастал на 20% и, хотя общая их сумма в 1997 г. оценивается всего в 15-20 млн. дол., к концу 2000 года был достигнут уровень свыше 300 млн. дол.

Основные причины, сдерживающие развитие электронной торговли, - отсутствие у компаний развитой электронной инфраструктуры сервисной поддержки покупателей, а также недостаточная осведомленность и инерция последних. На решение этих проблем необходимо время.

Большой интерес представляет мотивация покупок клиентами виртуального магазина. По данным консалтинговых фирм ErnstYoung и Anderson Consulting 75% опрошенных указывали более низкие цены, 50% - удобства и отсутствие поездок, 48% - больший выбор и разнообразие и 29% - большее удовольствие (более забавно), чем традиционные покупки. По данным тех же фирм отказ от покупки товара в электронном магазине мотивировался следующими причинами:

  1. Нежеланием доверять свою кредитную карточку сетевым технологиями, опасениями, связанными с конфиденциальностью при ее использовании - 97%.

  2. Желанием предварительно ознакомиться с оформлением и качеством изготовления приобретаемых книг- 53%.

  3. Сложностью возврата товара и получения обратно затраченных на его покупку денег - 46%.

  4. Необходимостью ввода большого количества информации на Web- страницу для приобретения товара - 42%.

  5. Нежеланием дополнительно оплачивать доставку книг - 41%.

  6. Запутанной структурой и трудностями управления страницами сайта -18%.

  7. Чрезмерной затратой времени на заказ - 11%.

В нашей стране кредитные карточки пока не получили такого широкого распространения, как за рубежом, и оплата за сделанную покупку чаще всего производится при доставке книг. Поэтому главными причинами отказа от покупки книг и сопутствующих товаров в виртуальных магазинах следует считать 2 .. 6 мотивы из приведенного выше списка. Причем если пункты 3 и 5 списка почти непреодолимы, то ликвидация или смягчение других негативных мотивов вполне возможна. Для этого требуется представить фотографию обложки или переплета книги и исчерпывающие сведения по тематике книги и ее дизайну, а также качественно оформить сайт виртуального магазина или прилавка и предельно упростить ту его страничку, которая используется при оформлении заказа на книги.

Далее рассмотрим несколько примеров электронных книжных магазинов. Магазин «Бизнес-книга» (www.bizbook.ru) распространяет деловую и компьютерную литературу и справочники в пределах Москвы. Общее количество наименований книг около 2,5 тысяч, изображения обложек отсутствует, поиск производится по автору, названию и году издания, каталогизация одноуровневая, цена изданий розничная, для получения книги можно заехать в офис фирмы. Таким образом, у этой фирмы наряду с виртуальным существует представительство реальное.

Магазин агентства «Книга-сервис» (www.akc.ru) обслуживает все регионы России и предлагает художественную и деловую книгу. Общее количество наименований не указано, каталогизация, как и в предыдущем случае, одноуровневая, хотя сайт оформлен интереснее и включает в себя значительное количество дополнительной информации. Для каждой книги имеется миниатюра обложки или переплета и аннотация. Доставка почтовая. При оплате стоимость складывается из мелкооптовой цены книги и стоимости ее почтовой доставки, используется предоплата.

Магазин «КноРус» (www.book.ru) как и «Бизнес-книга» реализует деловую и компьютерную литературу, причем общее число наименований превышает 3000. Как и в предыдущем случае предусмотрены обложки и аннотации книг. На этом сервере возможен поиск книг по автору, названию и году издания. Оптовая цена на книге, указанная на сервере, не менее, чем в 1,5 раза ниже среднерозничных цен. В результате даже с учетом почтовой доставки затраты будут ниже, чем при покупке в реальном магазине.

Одним из первых в России открыла виртуальный книжный прилавок фирма «Озон», которая вначале арендовала сайт на одном из самых популярных в России серверов www.infoart.ru. Хотя наши электронные книжные магазины не сообщают о своих успехах, но можно предположить, что дела в этом магазине шли успешно, что позволило ему в 1999 г. создать свой собственный сервер www.ozon.ru. Сервер реализует функции виртуального магазина, в котором можно заказать все основные виды продукции медиа-индустрии: книги, видео- и аудио продукцию, компакт-диски с компьютерными программными пакетами.

На сервере организована современная схема отбора заказов путем пометки соответствующего товара и последующего нажатия кнопки «добавить в корзину». Когда потенциальный покупатель отобрал все необходимое, он имеет возможность «раскрыть свою корзину» и просмотреть отобранные издания, удалив те, от которых он решил отказаться. После этого он оформляет заказ с помощью специальной страницы с развитым интерфейсом.

Сайт характеризуется, пожалуй, чрезмерно разветвленной структурой с большим количеством страниц и ссылок и значительным числом уровней вложения. Так, главная страница (Home page) содержит 84 гиперссылки. Интерфейс сайта содержит также множество закладок, пиктограмм, выпадающих окон и окон прокрутки. Информационная часть сайта несколько перегружена рубриками, ссылками, цитатами, рекламой, разнообразными приложениями (рис. 8.8Рис. 08.08.).

С другой стороны, удобно, что на каждой странице сайта есть окна поиска по ключевым словам, что облегчает поиск пользователю нужного ему издания. Полезным достоинством сайта является наличие архивированных списков изданий различного типа с указанием объема соответствующих файлов. Это позволяет перенести нужный файл на свой компьютер и, не расходуя лишних средств на оплату работы в глобальной сети, не спеша разобраться в том, что из имеющихся товаров тебе требуется.

Из интерактивных пользовательских средств на сайте имеются страницы со вставками элементов JavaScript, позволяющих отправить отзыв о прочитанной книге, а также принять участие в книжном, музыкальном и киноведческом конкурсах. Предусмотрены и вспомогательные страницы, такие как «Часто задаваемые вопросы», «Как сделать заказ», «Впервые на Озоне?» и пр. Подраздел «Услуги» также содержит несколько интересных рубрик: «Книжный клуб», «Подписка на новости», «Предложение сотрудничества», «Как заработать деньги» и т. д.

Адрес www.top-kniga.ru представляет сервер книготорговой фирмы «Ton-книга», крупнейшего за Уралом оптового распространителя изданий (помимо Сибири и Дальнего Востока в сферу интересов фирмы входит также Казахстан, точнее его русскоязычная часть населения) и одновременно электронного розничного магазина. В частности, интернет-магазин - книга-почтой является основным виртуальным распространителем книги в Зауралье, Сибири и на Дальнем Востоке.

Наконец, магазин «Атолл-On-Line» по продаже компьютерной литературы организован на Саратовском сервере (www.saratov.ru/atoll). Общее количество наименований составляет около 500, каталогизация на сервере одноуровневая, представлены обложка и аннотация книги, удобно организован простой и расширенный поиск книги, имеются прайс-листы, гостевая книга и доска объявлений. Кстати, при разрывах связи вся информация, в том числе отобранные в корзину книги, сохраняется. Однако этот магазин обслуживает только г. Саратов и реализует книги исключительно за наличный расчет.

В Петербурге виртуальные книжные магазины стали неотъемлемой частью ряда издательств, преимущественно связанных с выпуском компьютерной литературы. В частности, появился специальный сервер «Книги России» (www.books.ru), который принадлежит издательскому дому «Символ-плюс» и претендует на освещение книгоиздания и обеспечение возможности покупки любых Российских изданий. На сервере отдельно организовано взаимодействие с оптовиками, библиотеками, и розничными покупателями. Достаточно просто и содержательно оформлена лицевая страница. Наряду с изданными уже книгами анонсируются подготавливаемые к изданию (рубрики «Сданы в типографию» и «Готовятся к печати»), причем можно заранее оформить заказ на них.

Помимо книжных изданий представлена также периодика (журналы и газеты), компакт-диски, видеокассеты и программное обеспечение. В частности, можно познакомиться с содержанием журналов «Read.Me», «Вы и ваш компьютер». На сервере реализована многоуровневая каталогизация и наряду с простым (автор и название) сложный поиск (по ключевым словам текста и аннотации). Он выгодно отличается наличием не только предоплаты заказов, но и наложенного платежа, и указанием точных цен доставки книг в любой конкретный регион России и мира. На сервере содержатся также книжные обзоры, рейтинги книг, мнения читателей о книгах и самом сервере. В целом можно оценить его как один из лучших и наиболее современных книжных серверов России.

Еще хотелось бы упомянуть сервер Издательский Дом «Питер»Издательского Дома «Питер», адрес которого www.piter-press.ru. Там предусмотрен встроенный книжный магазин, реализующий продукцию только этого издательства. Оформление главной страницы достаточно лаконично и содержательно. Наряду с шестью основными разделами, ссылки на которые можно найти в верхней части любой страницы (издательство, книги, журналы, продажа, клуб, обратная связь), предусмотрены три кнопки: «корзина» (просмотр и редактирование заказа для зарегистрированных посетителей интернет-магазина), «письмо» (его получит Web-мастер) и «главная страница».

На главной странице можно прочесть свежие новости, подписаться на рассылку новостей по электронной почте, просмотреть рейтинги книг по результатам продаж, принять участие в опросах и увидеть их результаты. В разделе «Книги» можно просмотреть тематический каталог книг, выпущенных и намеченных к выпуску издательством, ознакомится с оглавлением и отрывками из книг, познакомиться с отзывами читателей и оставить свой отзыв.

После оформления заказа на Ваш электронный адрес отправляется сообщение, в котором перечисляются отобранные Вами книги и диски и их общая стоимость. В течение 24 часов с момента посылки этого сообщения вы можете отказаться от заказа, направив соответствующее электронное письмо в службу книги-почтой. Магазин обслуживает всю территорию России.

Следует отметить, что в Санкт-Петербурге, одним из первых в России, появилось специализированное виртуальное издательство Геликон Плюс«Геликон Плюс», организованное известным писателем А. Житинским для выпуска в свет электронных изданий молодых авторов. Авторы бесплатно могли выпустить свою книгу в электронной форме на сайте издательства, а читатели могли бесплатно познакомиться с этой книгой. Некоторые молодые авторы приобрели известность в результате таких электронных публикаций. Одна из информативных страниц этого сайта показана на рис. 8.9Рис. 08.09..

Электронное издательство представляет собой один из путей решения основной проблемы любого издательства - определения тиража выпускаемой книги. Эта задача не имеет точного алгоритмического решения. В большинстве случаев издатель полагается на свой опыт, интуицию и возможность проведения целенаправленной рекламной компании для продвижения выпускаемой книги к читателю. Один из путей решения этой задачи - это печать по заказу (Print-on-Demand), реализуемый с помощью одной из страниц сайта. Эта страница представлена на рис. 8.10Рис. 08.10.. Метод печати по заказу полезен для молодых авторов, предлагая им следующее:

  • сам факт опубликования книги;

  • возможность провести самостоятельно маркетинг и оценить уровень спроса;

  • низкий уровень расходов на электронную публикацию;

  • полную свободу самовыражения автора, включая верстку и дизайн книги.

Компьютерная сеть Интернет представляет средство маркетинга и рекламы электронной книги. Метод печати по запросу позволяет сделать издание книг безубыточным, так как купить книгу при печатном тираже в 200 экземпляров могут лишь те, кому она безусловно нужна. А для того, чтобы эти люди узнали о ее издании, необходимо сделать ее известной предельно широкому кругу лиц. Интернет предоставляет для этого все возможности, а также позволяет сделать на книгу заказ по электронной почте.

Таким образом, электронный, или виртуальный, книжный магазин возникает в результате создания сайта, объединяющего определенные ресурсы (чаще русскоязычные), связанные с литературой, компакт- и DVD-дискам и видео- и аудио-кассетами. Используя систему «встроенных» в издательский сайт магазинов, можно обеспечить удаленный доступ и возможность заказа различного рода товаров, а также возможность получения доступа к редкой и специальной литературе.

Для издателей и распространителей книги такие магазины дают возможность активизировать и расширить сферу своей рекламы, а также расширить рынок сбыта книги и сопутствующих товаров. В принципе имеется возможность распространения через сети электронных и мультимедийных версий изданий, что многократно повысило бы скорость распространения продукции, но пока эта возможность в России реально не используется.

Электронные магазины, организованные не при издательствах, заключают договора с издательствами или оптовыми книготорговыми фирмами для торговли виртуальным товаром. В этом случае ими берется определенный процент с каждого переданного заказа. Величина процента колеблется в пределах от 8 до 12%.

Пока электронные книжные магазины крайне неэффективно используют преимущества сетевых технологий для повышения качества и скорости оказания услуг. Основным тормозящим фактором является отсутствие гарантий конфиденциальности в виртуальном пространстве, в связи с чем опасно оплачивать услуги путем дистанционного перечисления своих средств с кредитной карты. Однако активно проводящиеся в этом направлении работы позволяют надеются на то, что в ближайшие годы все радикально изменится.

Этому же должно способствовать развитие технологий электронной доставки информационных товаров, в том числе электронных изданий. В частности, такие технологии разрабатывают фирмы Pitney BowesPitney Bowes, один из лидеров почтовых технологий, и Tumbleweed Software Corporation, специализирующаяся на решениях в области онлайновой доставки, которые объединили свои усилия для внедрения новаторской Web-службы под названием iSend.

Эта служба, построенная на основе платформы Posta компании TumbleweedTumbleweed, позволит любым предприятиям безопасно и надежно отправлять и отслеживать доставку любых файлов через электронную почту и средства Web-доступа. Служба iSend в настоящее время доступна по адресу www.pitneybowes.com. Основные достоинства iSend:

  • надежная доставка. В iSend комбинируются доступность электрон ной почты для оповещения и более надежные средства передачи файлов, имеющиеся в Web, что кардинально повышает надежность онлайновой доставки файла;

  • универсальная доставка. Для iSend не требуется никакого специального программного обеспечения или специфических протоколов. Лю бой пользователь, имеющий электронную почту и Web-доступ, может при менять iSend для отправки и получения файлов. Кроме того, в iSend интегрирована программа Adobe Acrobat для автоматического преобразования файлов в формат PDF (Portable Document Format), что позволяет легко просматривать документ, независимо от приложений, используемых отправителем и получателем;

  • безопасная доставка. В отличие от обычной электронной почты, в iSend важная информация защищается средствами безопасности «точка - точка», куда входят надежное шифрование, аутентификация и парольная защита. Кроме того, iSend может защищать уязвимые почтовые программы от повреждения документов и хищений;

  • контролируемая доставка. В iSend имеются развитые возможности отслеживания, предоставляющие отправителям наглядную картину процесса доставки их файлов. Федеральное правительство США пытается защитить от хакеров систему доменных имен.

Внедрение в будущем в отечественную практику этих и других аналогичных новаций вместе с повышением уровня защищенности систем сетевой оплаты, в частности, карт, выдаваемым студентам, позволяет предполагать, что в будущем развитие сетевых средств реализации и доставки электронных изданий будет идти нарастающими темпами.

8.3.
Технология E-book и развитие электронного книгораспространения

Современный уровень развития и распространения компьютерной техники определяет целесообразность перевода информации с носителей на бумажной основе в электронную форму. Мы несколько раз обращали внимание читателей на этот процесс ссылка на источники литературы. Новые разработки в области электронных изданий, представленные на мировом форуме информационных технологий CeBit в Ганновере в марте 1999 г., еще раз показали, что этот процесс неудержим и имеет практически неограниченные возможности для своего дальнейшего развития. Такое развитие информационных компьютерных технологий обратило на себя внимание ученых, журналистов, издателей и других специалистов, так или иначе занятых в области создания и распространения информации.

Здесь хотелось бы остановится на технологии E-book, которая определяет дальнейшее совершенствование и развитие электронного книгоиздания и книгораспространения. Сам термин E-bookE-book переводится как «электронная книга», хотя правильней было бы говорить о переносной электронной библиотеке. Существует два различных понятия, обозначающихся одинаковым термином E-book. E-book называют как аппаратное средство (специализированный микрокомпьютер) для хранения и чтения электронных книг, так и сами такие книги. Многие сетевые магазины, продавая электронные издания, называют их электронными книгами. Нам кажется правильнее называть E-book только аппаратное средство для хранения и чтения электронных изданий.

Мы непременно читаем с экрана компьютера то, без чего невозможно обойтись: электронную почту, Web-страницы, подготавливаемые нами тексты и программы, потому что нет альтернативы. Однако символы с экрана читать труднее, чем печатную книгу, из-за худшего разрешения и бликов на экране. К тому же мы не можем работать вдали от своего рабочего стола. Даже пользуясь портативным компьютером, мы далеки от той удобной позы, которую человек принимает за чтением книги.

Новая аппаратура E-book и новые технологии чтения с экрана этого устройства ставят целью обеспечение максимального удобства при чтении электронных изданий, а также достижение того же самого качества восприятия информации, как при работе с напечатанной на хорошей бумаге книгой. При этом аппаратные средства E-book должны позволить носить с собой, если и не всю свою библиотеку, то хотя бы значительную ее часть.

8.3.1.
Специализированные аппаратные средства для работы с электронными изданиями

Предшественником аппаратуры E-bookE-book можно считать устройства Pocket PC. Это универсальные устройства, позволяющее, кроме чтения электронных книг, пользоваться рядом программ, работающих на платформе Windows.

Одно из лучших устройств такого типа - это Casio Cassiopeia EM-500. В нем используется цветной монитор на жидких кристаллах (ЖК) и процессор Pentium-150. Из программного обеспечения для E-book с устройством поставляются Microsoft Reader с ClearType, о которых мы поговорим немного позднее.

Устройство Hewlett-Packard Jornada 545 также комплектуется Microsoft Reader с ClearType. Отличительной особенностью этого устройства является возможность подключения модемного модуля, являющегося одновременно сотовым телефоном. Сводные данные для перечисленных «карманных» компьютеров сведены в таблицу (см. табл. 8.1).

Таблица 8

Таблица 8.1.

Характеристики карманных ПР

  Тип
Параметр Casio Cassiopeia EM-500 Hewlett-Packard Jornada 545
Размеры 127 х 82х 19 132x78x15
Разрешение 230x320 240 х 320
Глубина цвета 16 бит 12 бит
Размер экрана, мм 762x584 736x533
Голосовой ввод Да Да
Аудио-выход Да Да
ОЗУ, Мб 16 16
Процессор 150MHz 133 MHz
Встроенный модем Нет Да

Следующая группа устройств - это миниатюрные средства, которые помещаются на ладони- Handheld (иначе их можно держать водной руке). Наиболее популярное из них - Palm m100. Устройство Visor Prism отличается большим количеством отображаемых цветов, и широкими возможностями для расширения. Palm Vllx является одним из самых мощных в этом классе. Сравнительные характеристики перечисленных аппаратов сведены в таблицу (см. табл. 8.2).

Параметр

Таблица 8.2.

Характеристики карманных ПК

Параметр

Тип
  Palm m100 Visor Prism Palm Vllx
Размеры 118x79x18 121x76x20 133x82x19
Тип экрана ЖК с подсветкой Активная матрица ЖК
Разрешение 160x160   160x160
Глубина цвета Монохром 16-бит Монохром
Размер экрана, мм 63x80 60x60 63x80
Время работы батареи До 2 месяцев 6 часов 2-4 недели
Голосовой ввод Нет Да Нет
Аудио- выход Нет Да Нет
ОЗУ, Мб 2 8 8
Процессор 20 MHz Intel 33 MHz Motorola 20 MHz Motorola
ОС Palm OS v 3.5 PalmOS, V.3.5.2H Palm OS v 3.5

8.3.2.
Современное аппаратное средство E-book

Современное аппаратное средство E-book появилось в США в 1998 г. Разработчики его поставили перед собой задачу создать для читателей электронной книги условия, практически неотличимые от условий чтения обычной книги. Известно, что текст обычной книги в абсолютном большинстве случаев печатается на белой бумаге черной краской. Разрешение для символов печатной книги составляет не менее 300 точек на дюйм, в то время как разрешение мониторов немного превышает 100 точек на дюйм. Поэтому перед разработчиками стояла сложная задача, состоящая в устранении или ослаблении влияния этих очевидных недостатков электронной книги по сравнению с печатной.

Разработчикам удалось создать новую шрифтовую технологию ClearType и сопутствующее ей программное обеспечение, что сделало возможным чтение с экрана компьютера, не напрягая глаза,- почти так же, как если бы это был текст, напечатанный на хорошей бумаге четким крупным шрифтом. Программа же Microsoft Reader обеспечивает качественное воспроизведение ClearType шрифтов и все необходимые операции со шрифтами и текстом, включая масштабирование и поворот. Вначале остановимся на технических характеристиках E-book, а затем перейдем к их программному обеспечению.

Выделяют две разновидности таких устройств: с одним экраном и двухэкранные. Последние более точно моделируют книгу, так как позволяют выводить на монитор не одну единственную страницу книги, а две или разворот, как принято говорить у издателей и полиграфистов. Сейчас производятся три основные модели E-book. Аппараты Rocket eBook и SoftBook Reader относятся к одноэкранным, a Every Book- устройство с двумя экранами, разворачивающимися как обычная книга. Отметим, что патентом на электронную книгу с двумя экранами уже несколько лет владеет фирма Sony. Эта же фирма еще с 1992 г. производила устройство Bookman, также представляющее собой своеобразную электронную книгу, которое не получило широкого распространения.

Аппарат Rocket eBook внешне напоминает современные миниатюрные переносные компьютеры. Его вес немного превышает 600 г. Внешний вид этого устройства представлен на рис. 8.11Рис. 08.11.. На рис. 8.12Рис. 08.12. показана картинка, отображаемая на экране этого устройства. Размер экрана чуть меньше, чем размер наборной полосы самого распространенного в нашей стране 7-го формата печатных изданий. Электронные книги хранятся в устройстве с помощью флэш-памяти, объем которой составляет 16 Мб. Это позволяет хранить около 3200 текстовых страниц или около десяти книг среднего объема.

Помимо самого текста справа на экране отображается индикатор прочитанной части книги в виде полоски, верхняя темная часть которой указывает положение текущей страницы и долю прочитанной части книги от ее полного объема. Сенсорный монохромный ЖК экран Rocket eBook имеет разрешение 106 точек на дюйм и снабжен четырьмя пиктограммами (рис. 7.12Рис. 07.12.). Пиктограмма в виде раскрытой книги позволяет выделять фрагменты текста, производить поиск нужного фрагмента, а также поиск значений слов во встроенном словаре Random House Dictionary. Возможно также добавление закладок и заметок.

Пиктограмма в виде книжной полки отображает список книг, хранимых в памяти вашей Rocket eBook. Прикосновение к изображению любой из них открывает книгу. Эта пиктограмма позволяет просмотреть информацию о вашем E-book (идентификационный номер, объем памяти, заряд аккумуляторов), а также изменить размер шрифта и интенсивность подсветки экрана.

Изображение ракеты, расположенное в левой верхней части экрана, позволяет запрограммировать быстрый доступ к нужной функции (аналогия с функциональными клавишами или «быстрыми клавишами»). Пиктограмма, изображающая поворот, позволяет изменить ориентацию страницы на экране.

SoftBook Reader (рис. 8.13Рис. 08.13.) имеет размер чуть больше стандартной книги. Он оснащен цветным ЖК-монитором с размером экрана 6x8 дюймов, 8 Мб памяти и встроенным модемом. При необходимости объем памяти можно расширить. Каждый покупатель SoftBook Reader получает доступ к ежедневным новостям с популярных американских сайтов, а также 100 классических литературных произведений бесплатно

В скором будущем SoftBook Press планирует выпустить обновленную модель устройства 250е. В нем будет увеличен объем расширяемой памяти Compact Flash до 128 Мб, установлен более совершенный модем на 56Кбит/с и сетевая карта, а также новый сенсорный ЖК-монитор.

Самая высокая стоимость и качество характеризует модель EveryBook с двумя цветными экранами. Устройство напоминает солидную старинную книгу в кожаном переплете (см. рис. 8.14Рис. 08.14.). Кстати, в России начала XX века большинство книг оформлялись именно таким образом. Модель в режиме чтения книги показана на рис. 8.15Рис. 08.15..

Профессиональная модель носит название Dedicated Reader, имеет размеры в сложенном виде 305x229x44 и весит чуть более 2 кг. Продолжительность работы батарей - не более 6 часов. Используются файлы в формате PDF, в результате чего достигается максимальное подобие электронного издания печатному. Экраны цветные, сенсорные. Для загрузки следующей страницы следует коснуться пальцами верхней части экрана, т. е. и в этом случае имитируется работа с печатной книгой. Устройство снабжено современным модемом, что позволяет подключаться к сайту производителя www.everybook.net и скачивать оттуда электронные книги. Запланирован также выпуск упрощенной модели с размером экрана 200x140 мм и более доступной по цене.

Rocket eBook наиболее демократичен как по дизайну, так и по цене по сравнению с двумя другими моделями. Но его возможности скромней. Данное устройство ориентировано на молодежь: студентов, школьников и т. д. Для загрузки новых изданий в Rocket eBook необходим компьютер, оснащенный модемом. Загружаемые из Internet файлы передаются из этого компьютера в Rocket eBook через последовательный порт. Конечно, подобный подход позволяет удешевить устройство (за счет исключения модема), но усложняет процесс загрузки текстов, а также делает устройство неавтономным. В комплекте Rocket eBook пользователи получают «Алису в Стране Чудес» и Random House Webster's eDictionary объемом 75 тыс. слов. В будущем разработчики планируют оснастить свое устройство цветным монитором и портом USB. Пока наряду с основной распространяется улучшенная модель Rocket eBook Pro.

Сведения для рассмотренных выше устройств E-book сведены в табл. 8.3.

Таблица 8

Таблица 8.3.

Характеристика некоторых устройств E-book

Параметр

Тип
Soft Book Reader Rocket eBook Every Book
Размеры 177x228x31 180x121x20 305 х 229 х 44
Разрешение экрана 480 х 640 240 450
Глубина цвета 15 Монохром 15
Размер экрана, мм Диагональ 215 90x140 2 х 290 х 205
Аудио-выход Нет Да Да
ОЗУ, Мб 8 16 16
Встроенный модем Да Нет Да
ОС Palm OS v 3.5 PalmOS, V.3.5.2H Palm OS v 3.5

Если в первый год в США было реализовано лишь около 6 тысяч различных моделей устройств E-book, то к лету 2001 г. общий объем продаж этих устройств превысил 500 тысяч. Таким образом, началась эра широкого распространения этих устройств. В Японии для организации широкого выпуска таких устройств организован Electronic Book Consortium«Electronic Book Consortium», в который вошли не только крупные электронные фирмы (Hitachi, Sharp, Nippon Telegraph&Telephone), но и ряд издательств и крупных книжных магазинов. Учитывая принятую в Японии иероглифическую систему письма, предложено использовать для хранения электронных книг графический формат EBJ. В результате для хранения средней книги потребуется пространство памяти объемом около 16 Мб.

В опытном образце японской E-book, разработанной фирмой SharpSharp, использован жидкокристаллический монохромный экран размером 7 дюймов по диагонали и разрешением 1024 х 768 элементов. Для хранения информации использован сверхминиатюрный винчестер диаметром в 2 дюйма и емкостью около 40 Мб.

К сожалению, наша страна пока не принимает участия в этом процессе, хотя распространение зарубежных моделей E-book уже началось в крупных городах. В то же время в России имеется патент на устройство двухэкранной электронной книги с приоритетом от 2 марта 1998 г., что потенциально позволяет ей принять участие в борьбе за рынок E-book.

Аппараты E-book, программное обеспечение для них, а также электронные издания для своей электронной библиотеки доступны уже сейчас. Соответствующая информация представлена на сайтах www.ebookshop.ru/rocket и www.e-book.ru. Там же можно прочесть мнения читателей о E-book и различную сопутствующую информацию.

8.3.3.
Программные средства E-book

Выступив инициатором создания аппаратных и программных средств работы с электронной книгой, фирма Microsoft разработала удобную программу чтения электронных изданий MS Reader, которая неразрывно связана со специальной шрифтовой технологией ClearType.

Основной движущей силой при разработке ClearType и сопутствующего ей программного обеспечения было стремление предложить технологию, которая сделала бы возможным чтение с экрана компьютера, не напрягая глаза,- точно так же, как если бы это был текст, напечатанный на хорошей бумаге четким крупным шрифтом. Изначально подразумевалось, что новая шрифтовая технология будет ориентирована на жидкокристаллические мониторы, включая экраны мобильных и карманных компьютеров. Ориентация на жидкокристаллические панели объяснялась тем, что именно на этих экранах с относительно высокой дискретностью тексты, набранные стандартными современными шрифтами типа True Туре, читаются плохо - становится слишком заметно, что буквы состоят из ограниченного числа квадратных элементов. В частности, возникает эффект, когда буквы, набранные мелкими кеглями, оказываются практическими нечитаемыми, а в символах, набранных крупным кеглем, четкие кривые заменяются ломаными линиями с множеством прямоугольных выступов.

Разработка новой шрифтовой технологии началась в 1998 г., причем уже тогда подразумевалось, что будут разрабатываться не только шрифты и технология их рендеринга, но и программное обеспечение, способное воспроизводить текст, отображаемый с помощью таких шрифтов. Разработки шрифтов повышенной четкости воплотились в шрифтовую технологию ClearType, а разработки в области отображения шрифтов ClearType -в программу Microsoft Reader.

Остановимся кратко на конкретных вариантах этой программы. Так, MobiPocket Reader (for handhelds) предназначена для чтения еВоок и eNews, которая работает на платформах PalmOs, WindowsCE, Psion Epoc32 и понимает стандарты DOC PRC, TXT, HTML. Программа позволяет загружать новости и читать их, причем любая представленная информация будет оптимально скомпонована для чтения на конкретном экране.

Программа Primer предназначается для просмотра PDF-файлов на Palm совместимых компьютерах. В программе предусмотрена возможность сохранения конфиденциальности просматриваемой информации. Основное внимания уделено функциям обеспечению максимального удобства просмотра электронных изданий.

Программа Peanut Reader предназначена для просмотра файлов E-book для платформ Palm и WindowsCE. Она позволяет делать закладки в тексте, записывать аннотации для читаемых фрагментов, изменять размеры шрифтов. Программа может автоматически с заданной скоростью пролистывать страницы, а также поворачивать текст на экране на угол 90 градусов, если пользователю так удобнее читать.

Это программа стала стандартом де-факто для производителей компьютеров на данной платформе. Размер просматриваемых документов ограничен только объемом памяти компьютера. Предусмотрена возможность архивации изданий. Уже создано значительное количество электронных книг в формате aportisDoc. Большинство этих изданий собрано на сайте www.aportis.com

E-book для Psion на русском первый вклад в популяризацию программного обеспечения для системы EPOC за счет его перевода на русский язык. Русифицирован не только интерфейс E-book, но и справочный файл. E-book позволит хранить на своем устройстве и носить всегда с собой библиотеку любимых книг. Удобство самого существования электронных книг нельзя недооценивать. Любые книги всегда имеются под рукой и практически мгновенно доступны для чтения.

Особенностью E-book является поддержка сжатых и обычных файлов Aportis Palm DOC (.prc и .pdb), поддержка текстовых документов; автоматическое распознавание формата файла, масштабирование экранного шрифта, режим автоматической прокрутки, копирование в буфер и в файл; расширенные средства работы с закладками (до 80 закладок на документ), интерактивная справка, малый информационный объем и высокая скорость работы.

В данное время готовится русский вариант программы чтения SwitchOn (она уже доступна в виде бета-версии для зарегистрированных пользователей). А за ней последуют и другие.

8.3.4.
Стандарт Open E-book

Фирма Microsoft выступила инициатором создания открытого стандарта электронных книг - Open E-book. Microsoft разрабатывала данный стандарт в сотрудничестве с издателями электронных текстов (EText), в числе которых Harper&Collins, Penguin Putnam, Simon&Schuster и Time-Warner Books, а также с производителями специальных устройств для их чтения (E-book). Кроме того, в разработке участвовали и такие известные компании, как Adobe SystemsAdobe Systems, IBMIBM, Hewlett-PackardHewlett-Packard.

Новый стандарт, использующий сочетание HTML и XML, регламентирует форматы файлов, форматы передачи данных, разметки и сертификатов, защищающих авторские права. Он допускает, например, такие возможности, как подгонка текста под размер экрана при его передаче из настольного ПК в карманный.

Благодаря спецификации, электронные книги можно будет читать на любом устройстве E-book или компьютере. Microsoft подчеркивает, что производители аппаратуры и издатели смогут пользоваться стандартом совершенно свободно. Стандартные электронные книги будут работать при всех программах чтения, отвечающих принятой спецификации. Это означает, что издателям не придется создавать несколько вариантов книг, а производители устройств смогут сосредоточиться исключительно на совершенствовании аппаратуры.

Следующая задача, которую ставят себе разработчики: максимально приблизить Open EBook к XML. Так что, будущие версии стандарта станут шире использовать возможности XML, но на это уйдет несколько лет, так как разработчикам аппаратуры требуется освоить новую спецификацию.

Инициатива создания стандарта Open EBook была анонсирована в октябре 1998 г. на первой международной конференции по электронным книгам, важной целью которой являлось создание открытого стандарта на разметку текстов для использования в электронных книгах.

6 января 1999 г. при поддержке компаний NuvoMediaNuvoMedia, SoftBook PressSoftBook Press и MicrosoftMicrosoft, активно участвовавших в работе специально созданной Open EBook Authority Group, вышел в свет первый черновой вариант Open EBook Publication Structure Specification. 28 января появился и черновик спецификации на электронную книгу как аппаратное устройство.

В сентябре 1999 г. Open EBook Authority GroupOpen EBook Authority Group выпустила окончательную версию 1.0 спецификации Open EBook (стандарт ОЕВ 1.0). Выпущенный стандарт поддержало значительное число фирм, связанных с публикацией электронных книг. В их числе не только компании, занимающиеся непосредственно производством и распространением электронных книг (SoftBook Press, peanutpress.com, Glassbook, Everybook), но и крупные компьютерные фирмы (например, Microsoft и Adobe), а также фирмы, занимающиеся разработкой и распространением портативных электронных устройств (например, Palm Computing и Nokia).

13 января 2000 г. был учрежден Open Electronic Book Forum (OEBF)Open Electronic Book Forum (OEBF). Цель этой организации - не только создание и поддержка стандартов, но и популяризация электронных книг. Сама организация образована не только фирмами - производителями аппаратного и программного обеспечения, но и издателями и пользователями электронных книг.

Основным достоинством стандарта Open Ebook является его свободное (без всяких лицензий) распространение на сайте http://www.openebook.org. Таким образом, производители аппаратных и программных средств для чтения электронных книг могут обеспечить совместимость своих устройств и программ сданным стандартом. В результате документ, соответствующий стандарту, может быть просмотрен при помощи любого устройства или программы, поддерживающих спецификацию ОЕВ.

Предусматриваемая им разметка не является чем-то принципиально новым, а представляет собой всего лишь один из вариантов XML. Благодаря этому для работы с электронными книгами, соответствующими спецификации ОЕВ, может использоваться любое программное обеспечение, предназначенное для работы с XML.

Эти два свойства нового стандарта существенно помогут в его распространении. Стандарт вы годен как тем, кто выпускает устройства для чтения E-book (его просто реализовать). Так и тем, кто производит сами книги, ибо авторы и издатели могут использовать для написания и публикации книг уже существующее программное обеспечение, а не искать или создавать новое.

Еще одним преимуществом стандарта ОЕВ является возможность просмотра текста при помощи браузера. Книга в формате ОЕВ 1.0 состоит из набора файлов: «головного» файла, файлов с рисунками и файлов с текстами. Файлы с текстами имеют расширение HTML и могут быть просмотрены в браузере, ибо используемый в них язык разметки практически является подмножеством HTML.

8.3.5.
Достоинства и недостатки технологии E-book

К преимуществам этой технологии можно отнести следующие:

  • значительно облегчается проблема выбора изданий и их доставка через Интернет;

  • возможность самостоятельного тиражирования и распространения электронных изданий их авторами;

  • простота перемещения больших наборов книг (библиотек) вместе с читателем;

  • простота аннотирования и добавления пометок к электронным изданиям читателем.

К недостаткам же можно отнести следующие:

  • высокую стоимость аппаратных средств E-book;

  • определенную зависимость владельца E-book от поставщика элект ронных изданий, так как для многих видов аппаратных средств существует привязка к сайту изготовителя, с которого только и можно получать эти издания;

  • пока еще недостаточно высокое качество отображения электронно го издания на экране устройства.

В будущем, скажем к 2010 г. можно ожидать широкого распространения аппаратных средств и технологий E-book, если не повсеместно, то хотя бы в США, Японии, странах Западной Европы.

Именно в этих странах, с одной стороны, значительная часть общества ориентируется на все новое и передовое, с другой стороны, очень велика роль и воздействие рекламных компаний на общество. Кстати, летом 2001 года количество проданных в США устройств E-book достигло 500 миллионов экземпляров, что явилось результатом целенаправленной агрессивной рекламной акции. Очень может быть, что новая техника и технология E-book будет активно внедряться и в нашей стране. Уже в 2001 г. в сети Интернет появились первые сайты, рекламирующие и распространяющие эту технику.

© Центр дистанционного образования МГУП