Московский государственный университет печати

Кондрашова В.К.
Исаева О.Г.


         

Экономика полиграфического предприятия

Учебник


Кондрашова В.К.
Экономика полиграфического предприятия
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Глава 1. Теоретические основы содержания экономики предприятия

1.1.

Многоаспектность определения экономики предприятия как науки

1.2.

Структурный подход к пониманию экономики предприятия

1.3.

Аспект капитала в ресурсной концепции предприятия

1.4.

Природа и сущность стратегического поведения предприятия

1.5.

Экономическая деятельность предприятия в критериях и показателях

1.5.1.

Экономическая сущность различных видов деятельности предприятия

1.5.2.

Концепция альтернативной стоимости и ее роль в управленческой деятельности

1.5.3.

Рыночные предпосылки оценки эффективности и результативности деятельности предприятия

1.5.4.

Теоретическое и прикладное соответствие показателей эффективности производственных ресурсов во времени

1.5.5.

Неадекватность учетной и экономической прибыли

1.5.6.

Метод определения экономической прибыли и чистого годового дохода с капитала

1.6.

Экономический механизм предприятия

2.

Глава 2. Формирование спроса и цены

2.1.

Виды и факторы формирования спроса

2.2.

Принципы действия отдельных факторов спроса

2.3.

Факторы-инструменты, связанные с возможностями потребителей и целями предприятия

2.4.

Прикладные аспекты взаимосвязи цены со спросом и предложением

2.5.

Экономические подходы к определению цены

2.6.

Формирование цены в теории и практике и перспективы ценообразования

3.

Глава 3. Экономический инструментарий работы с издержками

3.1.

Издержки и их классификация

3.2.

Источники и виды скрытых издержек

3.3.

Экономические инструменты управления взаимосвязью издержек с объемом выпуска продукции

3.3.1.

Возможности средних и предельных издержек в управлении экономикой предприятия

3.3.2.

Теория эффективной заработной платы в практике предприятий

3.3.3.

Разделение эффекта масштаба и разнообразия ассортимента

3.4.

Метод оценки добавленной стоимости

3.5.

Минимизация издержек и ее прикладной аспект

4.

Глава 4. Экономическая стратегия чистого дохода с капитала

4.1.

Экономические инструменты управления доходностью капитала

4.2.

Факторы неопределенности в экономике предприятия и снижение риска

4.3.

Стратегическое двухконтурное многообразие

4.4.

Стратегический анализ-оценка эффективности производства

4.5.

Конкурентная стратегия как синтез экономических инструментов

Заключение

Литература

Указатели
50   именной указатель
725   предметный указатель
29   указатель иллюстраций

На современном этапе становления рыночных отношений наблюдается процесс формирования интереса к экономической науке на микроуровне. Потребность в изучении микроэкономики и выявлении перспектив развития и сближения теории с практикой стала очевидной.

Разрыв связей между макро- и микроуровнем российской экономики, отделение предприятия от государства коренным образом изменили всю экономическую систему предприятия. Деятельность предприятия теперь сопряжена с различного рода трудностями, которые ранее решались на макроуровне, т.е. государством, правительством, министерством.

Новые экономические условия связаны для каждого предприятия с необходимостью обеспечения своей конкурентоспособности на рынке. Изменения в российской экономике влекут за собой повышение требований собственников (в лице государства или отдельных лиц) к работе экономистов-менеджеров, что, по сути, является своеобразным импульсом к качественным, кардинальным переменам в управлении предприятием, изменению тех концепций и принципов экономической работы, которые ранее использовались.

Одной из актуальных проблем, в связи с этим, является реализация теории рыночных отношений в практике работы отечественных предприятий, что влечет за собой необходимость определения тенденций, выявления направлений и методов ее применения.

Советская экономическая наука детально разработала иерархическую систему всех элементов и функций управленческой деятельности. Государство гарантировало стабильность экономических и политических условий в стране. Вышестоящие организации предоставляли предприятиям всю основную информацию. Предприятиям оставалось только исполнять указания. Но сейчас многие предприятия, в том числе полиграфические, оказались в некотором информационном вакууме: с одной стороны, обилие неупорядоченной внешней информации, часто противоречивой и неверной, с другой - отсутствие систематизированных указаний (подробных инструкций, директив) или подсказки извне для принятия управленческого решения по текущей деятельности и выбора перспективных направлений развития.

Отказ от централизованного руководства экономической работой вызвал резкое ухудшение экономического положения подавляющего числа предприятий, в том числе полиграфических. Приватизация государственных предприятий в масштабах страны поставила трудно решаемые задачи выживания и развития не только перед новыми владельцами теперь уже частных предприятий, но и перед руководителями предприятий госсектора. Несмотря на явное их желание лучше организовать работу, резкая смена условий существования предприятий привела к резкому снижению качества экономической работы. Разрыв связей предприятия с государством не был подготовлен ни теоретически, ни методологически. Старая (централизованная, плановая) система практически исчезла, оставив предприятие один на один со старыми и вновь возникшими проблемами, поскольку методы и функции плана в рыночных условиях иные. Об этом свидетельствует опыт зарубежных фирм, активно использующих бизнес-план, индикативное планирование и другие методы планирования. Планомерность теперь должна восприниматься как средство активного приспособления к требованиям рынка. Вопрос об объеме и структуре производимой продукции должен решаться на основе маркетинговых исследований в рамках предприятия.

Налицо парадокс: сужение экономической деятельности вместо ее расширения, развития. Требует уточнения и само понятие экономической деятельности. В российской практике оно до сих пор остается нечетким. В относительно стабильных условиях управление на уровне предприятия было подчинено экономической деятельности, хотя вся она сводилась на уровне предприятия к решению задач по лучшему использованию имеющихся ресурсов в рамках стабильных видов продукции, только к внутрипроизводственной деятельности, т.е. к «шлифовке» в указанных, определенных рамках отдачи ресурсов, уровня использования производственной мощности, и практически не затрагивала проблемы распределения капитала, точнее его доходности. Это был настолько урезанный вариант экономической деятельности - стерильный, облегченный, очищенный от влияния множества внешних (рыночных) и внутренних факторов, связанных с альтернативными возможностями, - что практически отделился от инвестиционной деятельности, фактические результаты которой практически не контролировались, в том числе и самим предприятием.

Теперь, когда условия изменились и необходима экономическая работа в полной, развернутой форме во всех ее аспектах, т.е. подчинение основных видов деятельности (как частных, так и государственных предприятий) экономической, многие предприятия свели ее к учетной деятельности.

Отечественные ученые и практики выделяют обычно две причины происходящего: непредсказуемое изменение макроэкономической ситуации и разрыв хозяйственных связей. Нам видится еще и другая причина - необходимость адаптации зарубежной теории и практики к специфике российских экономических условий. Не отсутствие теоретической основы, теоретической базы, на которую могла бы опираться практическая экономическая работа (она есть в зарубежной и отечественной литературе, научных публикациях), а трудность ее осознания, выработки иного отношения к экономическим результатам, другого экономического мышления и создают определенный вакуум между зарубежной теорией и российской практикой.

Многие предприятия делают попытки принятия правильных, экономически грамотных решений, выбора долговременных целей, целенаправленного развития в краткой и долговременной перспективе. Однако инструменты выработки таких решений и разработки стратегий, значительно отличающиеся от принятых ранее, все еще несовершенны и требуют научного обоснования.

В связи с этим гармония теории и практики, умение управлять деятельностью предприятия, осознанно используя теоретические принципы, концепции, приобретают особо важное значение. Большая часть полиграфических предприятий только подходит к пониманию того, что зарубежные ученые называют экономической деятельностью в рыночных условиях, к пониманию того, что значит быть конкурентоспособным.

В настоящее время в полиграфической отрасли протекает процесс формирования предприятий различных форм собственности. Важной задачей для предприятий является привлечение инвестиций. Эффективная деятельность на новом, более совершенном уровне не может обойтись без четкого и объективного проекта, без правильно выбранной стратегии, без грамотных экономических решений. В сегодняшних условиях предприятия не могут ориентироваться в своем поведении лишь на настоящий момент. Предприятиям необходимо предвидеть те изменения, которые могут произойти в окружающей их среде, и в соответствии с этим вырабатывать долгосрочные действия в своем поведении на рынке, которые определяют, изменяют краткосрочные. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом предприятия могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию к быстро меняющейся окружающей среде.

Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиций потребителя, возрастание конкуренции, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для предприятий, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли, места человека в экономической системе, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения экономического управления предприятием.

Каждое предприятие уникально в своем роде, поэтому все процессы выработки решений также весьма различны, так как они зависят от привычек специалистов, от позиции предприятия на рынке, динамики его развития, потенциала предприятия, характеристик производимой им продукции, оказываемых услуг, состояния экономики отрасли, поведения конкурентов и еще многих-многих факторов. В то же время есть основополагающие моменты, которые позволяют говорить об единообразных принципах выработки системы экономического поведения и осуществления экономического управления предприятием, в том числе полиграфическим. Их и следует выявить и определить.

Изложение построено на сопоставлении различных дорыночных и новых подходов. В связи с этим материал излагается параллельно в нескольких аспектах:

  • теоретико-практическом; через экономические инструменты, концепции, принципы показано, каким образом микроэкономическую теорию можно использовать в практике работы предприятий;

  • в аспекте капитала, т.е. экономика предприятия исследуется через результаты от создания, использования и совершенствования капитала (физического, финансового, человеческого) во всех его формах;

  • целостном, рассматривающем экономику предприятия через единство взаимосвязанных категорий: предприятие (открытая экономическая система), его экономическое состояние, его экономическая стратегия;

  • в аспекте сочетания действия трех времен: прошлого - как потенциала предприятия, настоящего - как уровня использования потенциала, будущего - как возможности достижения лучшего не только через повышение уровня использования потенциала, но и через его изменения, т.е. совершенствование предприятия;

  • во временном и пространственном, т.е. через видение деятельности предприятия как процесса, состоящего из взаимосвязанных операций, через учет внутренних и внешних связей, которые объясняют, как «микропотери» (изменения) помогают предприятию изменить объем продукции, увеличить доли на рынке, укрепить репутацию и т.д., где каждое звено оценивается не как отдельный элемент, а с точки зрения эффективности работы всей системы;

  • гармоничном, учитывающем сочетание и взаимодействие различных видов деятельности предприятия: экономической, производственной, инвестиционной, инновационной, финансовой, управленческой, стратегической, маркетинговой и др.;

  • в аспекте, основанном на приоритетности и значимости человеческого фактора.

Материал первой главы посвящен промышленному предприятию, сущности экономической деятельности и критерию ее оценки, способам определения экономической прибыли, оценке экономического состояния предприятия на примере полиграфии, моделированию экономического механизма предприятия и другим общим проблемам, которые присущи предприятиям многих отраслей в рыночных условиях. Вторая глава посвящена связующему экономическому звену в рыночных условиях между потребителями и производителем, приоритетному среди факторов, формирующих прибыль предприятия, - спросу на продукцию и цене. Виды и факторы формирования спроса исследуются в увязке с поведением потребителя (заказчика для полиграфического предприятия) и предприятия как производителя продукции, а также и как потребителя ресурсов. Методы определения цены в экономической теории сопоставляются со способами их формирования в практике работы предприятия. В последующих главах дана разработка экономических инструментов управления издержками, объемом продукции, фактическим доходом с капитала на базе полиграфических предприятий, хотя, бесспорно, они имеют и общеотраслевое значение. Последняя глава развивает идею необходимости формирования стратегии чистого дохода с капитала через анализ-оценку целесообразности и эффективности экономической деятельности предприятия на основе критерия «экономическая прибыль» и определяет направленность действий любого предприятия во времени.

Главы 1, 2, 3 написаны кандидатом экономических наук, доцентом В. К. Кондрашовой, глава 4 - кандидатом экономических наук О. Г. Исаевой.

© Центр дистанционного образования МГУП