Московский государственный университет печати

Капелев В.В.


         

Программные средства обработки информации. Ч. 1. Программы обработки текстовой информации

Учебное пособие


Капелев В.В.
Программные средства обработки информации. Ч. 1. Программы обработки текстовой информации
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Введение

1.

Информационные технологии в издательском деле

1.1.

Публикация электронных документов с использованием сети

1.2.

Электронные издательства

1.3.

Компьютерные издательские системы

1.3.1.

Продукты Adobe

1.3.2.

Продукты Corel

1.3.3.

Продукты Quark

1.4.

Вычислительные комплексы

1.5.

Тенденции совершенствования КИС

2.

Понятие об автоматизированном рабочем месте

2.1.

Автоматизированное рабочее место

2.2.

Понятие об издательском комплексеИспользован материал каталога передовых систем SoftUnion, 1995

2.3.

Конфигурации издательских комплексовИспользован рекламный материал фирмы SoftUnion

3.

Типографика и КИС

3.1.

Общие сведения о шрифтах в КИС

3.2.

Сведения о строчных пробельных элементах в КИС

3.3.

Сведения о межстрочных пробельных элементах в КИС

3.4.

Сведения о пробелах на уровне абзаца

4.

Цифровые шрифты

4.1.

Шрифт - материальный носитель информации

4.2.

Принципы классификации цифровых шрифтов

4.3.

Кодовые таблицы

4.4.

ParaTypeOpen - шрифтовые пакеты от фирмы ПараГрафИспользован рекламный материал фирмы ParaType

4.5.

Шрифты Noisy Fonts

4.6.

Art Parts - технология использования политипажей

5.

Сведения о стандарте PostScript

5.1.

Методы описания символов в цифровых шрифтах

5.2.

Шрифты ТruеТуре и PostScript

5.3.

Общие сведения о стандарте PostScript

5.4.

PostScript - язык программирования

5.5.

Общие сведения о растрировании

5.6.

PostScript - язык описания графики

5.7.

PostScript - язык устройств вывода

5.8.

Программные и аппаратные RIP

6.

Технические средства АРМов

6.1.

Устройства ввода информации

6.2.

Устройства хранения информации

6.3.

Устройство обработки данных

6.4.

Устройства вывода информации

6.4.1.

Растровые дисплеи

6.4.2.

Видеоадаптеры

6.4.3.

ПринтерыИспользован рекламный материал фирмы SoftUnion.

6.5.

Некоторые сведения о сканерах

6.6.

Общие сведения о сетях

6.7.

Отличительные особенности компьютеров Apple Macintosh

6.8.

Сведения о ризографииИспользован рекламный материал Техцентра RISO-PRINT.

6.9.

Сведения о фотовыводном оборудованииИспользован материал статьи М. Синяка в газете 'Новости полиграфии' № 28 за 1996 год.

7.

Программные средства КИС

7.1.

Основные этапы допечатной обработки публикации

7.2.

Классификация программных средств КИС

8.

Системное программное обеспечение КИС

8.1.

Операционная система MS-DOSИспользован материал Краткого руководства пользователя MS-DOS

8.2.

Основные команды MS-DOS

8.3.

Архивирование файловИспользован материал курсовой работы студента Петраш Д.Г. (Т-5-3)

8.4.

Сведения о программной оболочке Norton Commander

8.5.

Работа с меню пользователя

8.6.

Сопоставление расширения имен командных файлов

8.7.

Работа с архивами

8.8.

Графическая оболочка Windows 3.1

8.9.

Графическая оболочка Windows 95

8.10.

Программа типа ACD See

8.11.

Программа Norton Antivirus 5.0

8.12.

Программа UniSpell

8.13.

Программа WinZip 6.3

8.14.

Программа просмотра шрифтов FontLister

9.

Прикладное программное обеспечение КИС

9.1.

Программы оптического распознавания символовИспользован материал дипломной работы Лебедева М.В. (Т-5-4).

9.2.

Программа FineReader 4.0

9.3.

Программа OCR типа CuneiForm 2.0

9.4.

Другие системы оптического распознавания текста

9.5.

Программы электронного перевода текста

9.6.

Система электронного перевода Stylus 3.0

9.7.

Система электронного перевода текста Сократ 97

9.8.

Текстовые процессоры типа WinWord

9.9.

Текстовый процессор WinWord 6.0

9.10.

Текстовый процессор WinWord 97

9.11.

Программы обработки табличного материала

9.12.

Программы обработки математических формул

Литература

Указатели
9   именной указатель
374   предметный указатель
167   указатель иллюстраций
26   указатель компаний
Роль шрифта в наборном деле в процессе кругового преобразования текстовой информации Схема принципов классификации шрифтов Образец гарнитуры Bodoni Образец гарнитуры Courier Образец гарнитуры FreeStyle Образец гарнитуры Futura Образец гарнитуры Decor Образец гарнитуры Parsek Образец гарнитуры Symvolic Таблица кодировки Windows (1251) Политипаж

Роль шрифта в наборном деле в процессе кругового преобразования текстовой информации о объекта к его образу и обратно видна из нижеприведенной схемы.

Шрифт Шрифт - система знаков алфавита какого-либо языка для визуализации текстовой информации на различных этапах ее обработки (ввода и регистрации на одном из носителей информации, хранения, передачи, редактирования, форматирования, вывода).

Алфавит Алфавит - графическая форма определенной системы буквенно-звукового письма (русского, греческого, латинского и др.).

Приведенная схема (см. также схему принципов классификации шрифтовСхема принципов классификации шрифтов) дает представление о различных подходах при классификации шрифтов.

В зависимости от области применения Историческая классификация Некоторые стандарты
текстовые

выделительные

титульные

акцидентные (декоративные)

специальнве знаки

гуманистическая антиква (типа Garamond)

переходная антиква (типа Palatino)

новая антиква (типа Bodoni)

брусковые шрифты (типа Courier, Century, Schoolbook)

рубленные шрифты (типа Helvetica, Swiss, Futura, Avantgarde)

ГОСТ 3489 I-71 и ГОСТ 3489 38-72б

MS Windows

IBM Classification

PANOSE

Классификация шрифтов в зависимости от области применения, историческая классификация, а также классификация в соответствии со стандартами ГОСТ 3489 1-71 и ГОСТ 3489-38-72б используется в традиционном наборе. Она имеет место при рассмотрении ручного, строко- и буквоотливного, а также фотонабора и в настоящем пособии не рассматривается.

В связи с внедрением вычислительной техники в процессы обработки информации появились новые возможности шрифтового оформления продукции. Средствами электронных преобразований легко получить из обычного шрифта непосредственно в процессе набора целый ассортимент его разновидностей: контурные, оттененные, заполненные орнаментом, деформированные и др. Кроме этого, появились специальные программы - шрифтовые редакторы для создания новых и редактирования существующих шрифтов. Появились и новые принципы классификации шрифтов, созданных электронным способом и существующих в памяти устройств в дискретной форме.

Шрифт, как самостоятельный художественный и технический элемент, возник, по мнению специалистов, в связи с технологическим отделением процесса изготовления носителя изображе ия (ассортимента знаков определенного гарнитуро-кегленачертания или фонта) от процесса печати (воспроизведения этого изображения на бумаге).

В современных системах допечатной обработки изданий публикации готовятся в цифровой форме, начиная от исходного материала до оригинала-макета. Для этого применяют самые современные технологии: оптическое распознавание текста, цифровую обработку изображений, автоматизированную проверку орфографии, компьютерную верстку, электронную почту, вывод на лазерные принтеры, ризографы, фотовыводные установки и т. д.

Классификация шрифтов по системе IBM Classification

DSTYLE SERIFS - шрифты, основанные на латинской традиции XV-XVII веков, с ярко выраженным диагональным контрастом и плавным переходом от штрихов к засечкам (относятся к группе гуманистической антиквы по исторической классификации.

TRANSITIONAL SERIFS - шрифты, основанные на латинской традиции XVII-XIX веков, с выраженным вертикальным контрастом и плавным переходом к засечкам (относятся к группе переходной антиквы)

MODERN SERIFS - (например, гарнитура BodoniОбразец гарнитуры Bodoni) шрифты, основанные на латинской традиции начала XX века, с сильным контрастом и угловым переходом к засечкам (относятся к группе новой антиквы).

CLARENDON SERIFS - вариант OLDSTYLE SERIFS и TRANSITIONAL SERIFS со слабым контрастом и гладким переходом к засечкам (относятся к группе кларендон).

SLAB SERIFS - (например, гарнитура CourierОбразец гарнитуры Courier) шрифты с прямоугольным переходом к засечкам и малым контрастом (относятся к группе брусковых шрифтов).

FREEFORM SERIFS - (например, гарнитура FreeStyleОбразец гарнитуры FreeStyle) шрифты с засечками, которые трудно отнести к другим типам классификации

SANS SERIFS - (например, гарнитура FuturaОбразец гарнитуры Futura) большинство шрифтов (исключая рукописные и орнаментальные), которые не имеют засечек (относятся к рубленым шрифтам).

ORNAMENTALS - (например, гарнитура DecorОбразец гарнитуры Decor) декоративные и сильно стилизованные шрифты, обычно используемые для выделения заголовков

SCRIPTS - (например, гарнитура ParsekОбразец гарнитуры Parsek) большинство шрифтов, схожих с рукописным написанием

SYMBOLIC - (например, гарнитура SymvolicОбразец гарнитуры Symvolic) не зависящие от дизайна шрифты, содержащие ассортименты специальных символов (математических, музыкальных, географических и др.), которые могут использоваться с любым шрифтом

NO CLASSIFICATION - шрифты, не относящиеся ни к одной из групп. Для таких шрифтов невозможна автоматическая подстановка

Классификация шрифтов в ОС Microsoft Windows

Эта классификация является одним из примеров современного подхода и распространяется на цифровые шрифты, которые используются в соcтаве автоматизированных рабочих мест (АРМов).

ROMAN - шрифты с засечками, например, гарнитуры Bodoni

SWISS - рубленые шрифты с переменной толщиной штрихов, например, гарнитуры Futura

MODERN - шрифты с постоянной толщиной штрихов и все моноширинные шрифты, например, гарнитуры Courier

SCRIPT - шрифты, имитирующие рукописные, например, гарнитуры Parsek

DECORATIVE - декоративные шрифты, например, гарнитуры Decor

DON'T KNOW - шрифты, информация о которых недоступна или которые не имеют четко выраженных признаков.

Система описания шрифтов PANOSE

Разработанная фирмой ElseWareElseWare, система классификации шрифтов PANOSE, в отличие от других систем, оперирует не описательными характеристиками дизайна всего шрифта, а отдельными наиболее характерными параметрами символов.

Такой подход обеспечивает:

  • большую гибкость при описании шрифтов;

  • выполнение более точной подстановки;

  • возможность автоматически синтезировать недостающие шрифты.

В этой системе шрифты описываются по 10 следующим параметрам, которые однозначно описывают все детали внешнего вида символов:

  • FAMILY (тип шрифта);

  • SERIF (форма засечек);

  • WEIGHT (насыщенность шрифта);

  • PROPORTION (пропорциональность символов шрифта);

  • CONTRAST (контраст шрифта);

  • STROKE (форма штрихов);

  • ARM (форма росчерков);

  • LETTERFORM (общая форма символов);

  • MIDLINE (положение средней линии шрифта);

  • X-HEIGHT (соотношение высоты строчных и прописных букв).

Каждому значению параметра соответствует одна из десяти арабских цифр. Получающееся десятизначное число сохраняется вместе со шрифтом и в дальнейшем служит основой для подстановки шрифтов.

Например, шрифту Таймс в системе PANOSE соответствует число 2263655234. Представим схематически значение каждой из десяти приведенных арабских цифр:

    2 - наборный шрифт;

    2 - засечки плавно соединяются со штрихами;

    6 - шрифт по насыщенности светлый;

    3 - пропорции классические;

    6 - контраст невысокий;

    5 - наличие наплывов в округлых буквах;

    5 - вертикальные засечки односторонние;

    2 - форма символов обычная;

    3 - положение средней линии обычное;

    4 - соотношение прописных и строчных букв стандартное.

Вся информация в компьютере, в том числе и об используемых Шрифтшрифтах, хранится в виде двойных чисел (кодов).

Кодовая таблица Кодовая таблица устанавливает соответствие кодов (двоичных чисел, хранимых в памяти компьютера) символам, отображаемым на дисплее или принтере. В ней каждому допустимому коду соответствует ровно один символ. Кодовые таблицы в большинстве компьютерных систем основаны на американской стандартной системе кодировки для обмена информацией ASCII (American System Code for International Interchange). Как правило, Кодкод - это однобайтное двоичное число, то есть число, представимое восемью двоичными разрядами - от 0 до 11111111, = OFF»= 255»).

Код ASCII:

  • первоначально являлся семибитным и включал в себя символы с кодами от 32 до 128. При этом кодам от 0 до 31 соответствовали неотображаемые, служебные символы, например, 7 - «3ВОНОК», 10 - »перевод строки», 13 - »возврат каретки»;

  • для отображения символов национальных алфавитов, символов псевдографики и некоторых математических символов таблица ASCII-кода была расширена до 8 бит. Такой код стали называть «расширенным ASCII-кодом». Верхняя половина таблиц с кодами от 128 до 255 могла включать в себя различные меняющиеся от таблицы к таблице ассортименты знаков, например, для поддержки разных национальных языков;

  • множество кодовых таблиц стало отличаться друг от друга тем, что, помимо основной части с символами английского алфавита, появились сменные части с изменяющимися ассортиментами символов;

  • идентификация различных кодовых таблиц в документации выполняется по названию и номеру. Например, наиболее распространенная таблица для русификации MS-DOS (так называемая альтернативная кодировка кириллицы) известна также, как кодовая таблица 866.

Отображение символов на дисплее компьютера может организовываться:

  • в так называемом алфавитно-цифровом режиме (на IBM-совместимом компьютере в таком режиме работает MS-DOS). Начертания символов единственного доступного набора, определяемого используемой кодовой таблицей, загружаются в специальную область памяти видеоадаптера, называемую таблицей знакогенератора;

  • в графическом режиме (Windows всех разновидностей или операционная система Macintosh МАС OS). Каждый символ прорисовывается на экране программно, «по точкам», Поэтому однозначного соответствия кода символа его внешнему виду в таких системах нет. Понятием «шрифт» определяется соответствие между кодом символа и его отображением. Например, одному и тому же коду «0163» в шрифте Wingdings соответствует символ , в шрифте Symbol - ≤, в шрифте Pragmatica - Ј, в шрифте Decor - Ј;

  • для того, чтобы текст, подготовленный на одном компьютере (в одной операционной системе), мог быть прочитан и обработан далее на другом компьютере или в другой системе, необходимо либо использование одной и той же кодовой таблицы, либо перекодировка документа.Таблица кодировки Windows (1251)

При организации работы офиса формирование делового имиджа фирмы - важная составляющая бизнеса. При огромном выборе шрифтов выходящие из офисов пользователей документы не всегда отличаются должной разнообразностью. Ясно, что солидный стиль документов банка или адвокатской конторы должен отличаться от живого стиля буклетов туристического агенства или стиля модерн технической или рекламной документации архитектурного бюро.

Графическая студия ParaGraphParaGraph совместно со службой маркетинга подготовила шрифтовые наборы целевого назначения: банковский и финансовый бизнес, коммерческая деятельность, реклама, образование или наука. Тем самым облегчается задача выбора Шрифтшрифтов тем, кто не занимается профессионально типографическими работами, но не хочет прослыть дилетантом.

Base Face:

  • базовый набор, «основа основ», который должен присутствовать на каждом компьютере;

  • возможность выполнять все основные виды работ с текстами за счет сочетания антиквенного, гротескового, моноширинного и декоративного шрифтов.

Commersant:

  • шрифтовой пакет для поддержки бизнеса в офисе или в дороге;

  • характеризуется компактностью, богатыми возможностями выбора, безупречным качеством исполнения;

  • удобство для установки на компьютере Notebook (не занимает много дискового пространства, рассчитан для печати на портативных принтерах) и применим на рабочей станции (поддерживает возможности высококлассных сетевых принтеров).

Officina Financier:

  • пакет, учитывающий потребности работы в офисе;

  • возможность оформлять все типы документов: деловые бумаги, письма, доклады, отчеты, таблицы, графики, приглашения и визитные карточки за счет наличия профессионально выполненных наборных, заголовочных и декоративных шрифтов.

Symbol:

  • наличие рисунков, пиктограмм, специальных знаков для адекватного отображения информации и работы с математическими текстами и нотами.

Decor:

  • возможность оформления визитных карточек, фирменных бланков, рекламных материалов с использованием шрифтов, близких по рисунку к рукописным.

Retro:

  • наличие шрифтов с рисунком, использующим традиции прошлых столетий, и проверенных временем.

HighBall:

  • ассортимент шрифтов для рекламных или оформительских работ, включающий спектр от изящного Парсека до монументальной Футуры.

Academia:

  • множество шрифтов, содержащих литеры дореформенной письменности для издания литературных памятников, сказок, исторических документов;

  • наличие шрифта Ижица - стилизации древнерусского письма.

Poster:

  • наличие шрифтов, наиболее подходящих для набора крупным кеглем при выполнении набора для рекламных целей в сочетании с ассортиментом HighBall.

В рамках проекта Шрифт Noisy Fonts«Шумные шрифты» разработана технология наложения на ранее разработанный рисунок шрифта дополнительных графических эффектов, позволяющих разнообразить внешний вид сверстанной полосы без применения каких бы то ни было графических программ. Необходимо просто выбрать шрифт с требуемым эффектом:

  • «живые шрифты™» - новая технология работы с графическими эффектами в текстовом материале. Одним из преимуществ шрифтового формата PostScript является возможность почти ничем не ограниченного управления формой шрифта. PostScript позволяет получить «живой шрифт», рисунок букв которого никогда не будет повторяться при печати на принтере или фотовыводном устройстве. Более того, при необходимости напечатать одну и ту же страницу еще раз ее внешний вид будет немного другим. При отсутствии PostScript-npинтepa можно использовать те же графические эффекты в виде «мертвых шрифтов™»;

  • «мертвые шрифты», как и «живые шрифты» специально предназначены для набора заголовков, крупных надписей в журналах, в рекламе, на плакатах. Отличие «мертвых шрифтов» от «живых шрифтов» только в том, что искажения в рисунках литер происходят один раз при подготовке шрифтового файла.

Политипаж Политипажи - различные графические элементы, которые включаются в процесс текстового оформления для достижения большей выразительности и наглядности в дополнение к манипулированию различными шрифтами и кеглями, а также расположению текста на полосе публикации. Например, использование политипажей при применении стилистики линогравюры делает документ рекламного, презентационного а иногда и официального характера более живым и эмоциональным.Политипаж

Политипажи, например, созданные известной европейской шрифтовой фирмой Font HausFont Haus:

  • сгруппированы в тематические наборы:

    - бизнес;

    - развлечения;

    - продукты;

    - профессии;

    - спорт и другие;

  • могут использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с другими политипажами;

  • доступны в формате EPS (Encapsulated PostScript) и могут быть импортированы, изменены и напечатаны любой графической программой верстки, работающей с этим форматом;

  • имеются в составе полной коллекции на CD в формате EPS одновременно для РС и Macintosh.

© Центр дистанционного образования МГУП