Московский государственный университет печати

Сафьянов В. И.


         

Этика общения

Учебное пособие


Сафьянов В. И.
Этика общения
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
•  

Введение

•  

Раздел 1. Общение и этика общения.

•  

Тема 1. Проблемы общения в истории этики и философии.

•  

Тема 2. О понятии «общение».

•  

Тема 3. Структура и функции общения

•  

Тема 4. Классификации видов общения

•  

Тема 5. Этика общения и культура общения

•  

Тема 6. Ценности общения

•  

Тема 7. «Человеческие» измерения общения

•  

Тема 8. Этическое содержание «техники общения».

•  

Тема 9. Целостное единство общения

•  

Раздел 2. Конфликты в общении

•  

Тема 10. О понятии «конфликт в общении».

•  

Тема 11. Причины и виды межличностных конфликтов

•  

Тема 12. Этические и психологические принципы предупреждения конфликтов в общении.

•  

Тема 13. Морально-психологический аспект «техники» предупреждения конфликтов в общении

•  

Тема 14. Выбор способов и средств разрешения конфликтов в общении.

•  

Тема 15. Нравственно-психологические основы «техники разрешения конфликтов»

•  

Список литературы

Указатели
132  именной указатель
55  предметный указатель
58  указатель иллюстраций

Введение

Интерес к проблемам человеческого общения все возрастает. Человеческая жизнь самым непосредственным образом связана с общением, сфера которого является тем фокусом, где сливаются как непреходящие, так и сиюминутные человеческие проблемы. «Загадки» межличностных отношений волнуют, наверное, в той или ином степени всех, и от того, насколько успешно мы их разгадываем, зависят порой наши успехи и неудачи.

Овладеть наукой и искусством общения стремятся, наверное, все культурные люди. Хотя бы подсознательно, каждый человек мечтает о том, чтобы всегда свободно чувствовать себя как с «ближними», так и с «дальними», быть всегда желанным, производить приятное впечатление, приносить радость и себе и окружающим. Как показывает практика, овладеть мастерством жить с людьми - дело настолько же необходимое, насколько и сложное: здесь важны не только знание принципов и норм гуманистических отношений, правильная оценка людей и обстоятельств, но и умение поступать сообразно этим знаниям и принципам.

Скольких ненужных ссор, нареканий, конфликтов могли бы мы избежать, если бы знали как общаться без конфликтов! Этика общения учит предупреждать межличностные конфликты, поступать по отношению к другим, основываясь на гуманистических принципах, помогает решать многие практические жизненные коллизии как дома, на учебе, так и на работе. В какой бы области не будет работать будущий специалист, ему предстоят непростые встречи с людьми, с коллегами и от того, как он сможет установить личностные и деловые контакты зависит очень и очень многое. Как показывает опыт, умение общаться ценится порой даже больше, чем профессиональные знания и способности: высококвалифицированный специалист с «тяжелым характером», «конфликтный», не умеющий общаться, становится иногда совершенно нетерпим в коллективе и от него стараются, при первой же возможности, «как можно быстрее избавиться».

Действительно, жизненный и деловой успех каждого человека во многом зависит от степени овладения наукой и искусством строить свои отношения с окружающими. Теоретические и практические аспекты этики общения представляют собой чрезвычайно интересную, но и не менее сложную сферу человеческого знания и опыта. Учеба, отдых, вся жизнь порой теряют свою прелесть, если, например, «не складывается общение», если «не найден ключик» к сердцу тайно любимой сокурсницы. Как показывает практика человеческих взаимоотношений, науке и искусству общения можно и нужно учиться. Причем, начинать никогда не поздно. Возможно, изучение этики общения будет той панацеей, которая поможет наладить и усовершенствовать отношения с окружающими. Однако, успех, как правило, не приходит без усилий, без борьбы с инерцией мышления, с нравственно-психологическими недостатками.

Настоящее пособие рассчитано на серьезного, думающего студента. В нем можно найти не только наборы готовых «рецептов», этикетных инструкций о том, как здороваться, как прощаться, как знакомиться. Целевая функция настоящего курса состоит в том, чтобы дать основы для постоянного самосовершенствования тем, кто хочет улучшить отношения с окружающими, родными, близкими, коллегами, друзьями, кто хочет научиться сохранять свое достоинство в самых запутанных ситуациях общения. Хочется надеяться, что в этой книге каждый сможет найти для себя нечто важное, что поможет осмыслить, переосмыслить и усовершенствовать свои личные и профессиональные отношения, разрешить, может быть, «застарелые» конфликты.

Структура данной работы построена таким образом, чтобы всесторонне и глубоко, последовательно и систематизировано проанализировать основные нравственные проблемы общения, включая «самую актуальную и центральную»: конфликты в общении. Для того, чтобы в овладении наукой и искусством общения продвигаться не «вслепую», не болезненным методом «проб и ошибок», необходимо овладеть всем теоретическим и практическим опытом человечества, отраженным, в частности, в истории философии и этики. От исторического осмысления понятия «общение» осуществляется переход к анализу его теоретических и логических аспектов. Большое место занимают вопросы, связанные с «техникой общения» и этикетом. И только после того, как будут изучены основные разделы этики общения, целесообразно приступить к анализу особенностей конфликтов в общении, к проблемам их предупреждения и разрешения.

© Центр дистанционного образования МГУП