Московский государственный университет печати

Блоштейн Е.А.
Линчевский Э.Э.
Симонов Р.А.


         

Этика и психология книготоргового предпринимательства

Учебное пособие


Блоштейн Е.А.
Этика и психология книготоргового предпринимательства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Основы теории и практики делового взаимодействия и предпринимательства

Введение

1.

ГЛАВА 1. Деловое партнерство в современном мире

1.1.

Деловое взаимодействие в социальной практике

1.2.

Борьба с конкурентом или сотрудничество с партнером?

1.3.

Деловое партнерство - основа предпринимательской деятельности

2.

ГЛАВА 2. Деловое взаимодействие как объект исследования

2.1.

Из чего состоит деловое взаимодействие?

2.2.

Формы и виды делового общения. Формальные и неформальные коммуникации

2.3.

Пространственное структурирование делового взаимодействия. Горизонтальные и вертикальные взаимосвязи

2.4.

Структурирование задач, решаемых на стадиях делового взаимодействия

2.5.

Фактор времени в организации делового взаимодействия

3.

ГЛАВА 3. Организация управления деловым взаимодействием

3.1.

Основные проблемы организации управления деловым взаимодействием

3.2.

Назначение различных видов делового общения

3.3.

Алгоритмизация процесса подготовки и проведения разных видов делового общения

3.4.

Внутренняя и внешняя сторона делового общения. Паблик рилейшнз как составная часть менеджмента

3.5.

Понятие о стратегии и тактике делового взаимодействия

3.6.

Методы принятия управленческих решений

3.7.

Понятие о качестве принимаемых решений

3.8.

Выработка точных и сильных решений нестандартных проблем

4.

ГЛАВА 4. Информационное обеспечение делового взаимодействия

4.1.

Понятие об информации и ее значении как содержательной стороне делового общения

4.2.

Обмен информацией как фактор социально-экономического развития

4.3.

Информационные системы как социальный феномен

4.4.

Структура социальной информации. Виды информационного обслуживания

4.5.

Особенности целевой информационной системы

4.6.

Информация, используемая при выборе иностранного партнера

4.7.

Откуда берутся предпринимательские идеи

4.8.

Телекоммуникационные компьютерные сети

4.9.

Требования к информационному обслуживанию руководителей

4.10.

«Тот, кто владеет информацией, владеет миром»

5.

ГЛАВА 5. Этика и психология делового взаимодействия

5.1.

Мотивы предпринимательской деятельности и ее социальные основы

5.2.

Психологический портрет делового человека, предпринимателя. Общая культура, имидж и репутация

5.3.

Психологические аспекты и проблемы делового общения

5.4.

Новые концепции оптимизации офисной среды: от рутинной конторы к творческой лаборатории

5.5.

Культура поведения делового человека. Общие требования делового этикета

5.6.

Речевая культура делового человека и пути ее совершенствования

5.7.

Основные задачи психологической службы компаний и фирм

5.8.

Задачи и функции бизнес-психолога учреждения, компании, фирмы

5.9.

Вхождение бизнес-психолога в должность

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Профессиональная этика и психология книготоргового предпринимательства

Введение

6.

ГЛАВА 6. Книготорговое предпринимательство в зеркале социальной психологии и профессиональной этики

6.1.

Психологическая характеристика книготоргового процесса

6.2.

Мотивы деятельности участников книготоргового процесса

6.3.

Психологические механизмы взаимодействия продавцов и покупателей книг

6.3.1.

Оценка ситуации в магазине

6.3.2.

Самоконтроль

6.4.

Нравственные аспекты поведения участников книготоргового процесса

6.4.1.

Нормы поведения и нравы общества

6.4.2.

Принципы и категории профессиональной морали

7.

Глава 7. Общение в книготорговом предпринимательстве

7.1.

Что такое общение и каковы его особенности в книготорговом предпринимательстве

7.2.

Профессиональное поведение продавца книг

7.3.

Конфликты, их предупреждение и преодоление

8.

Глава 8. Социально-психологические и нравственные аспекты процесса розничной продажи книг

8.1.

Мотивы приобретения книг

8.2.

Основные психологические этапы процесса покупки книги

8.3.

Психологическая тактика продавца при продаже книг

8.4.

Ответственность и компетентность продавца

8.5.

Организация пропаганды и рекламы книжных товаров

9.

Глава 9. Социально-психологические и нравственные аспекты управления книготорговым предпринимательством

9.1.

Социально-психологический метод управления

9.2.

Морально-психологический климат коллектива книготоргового предприятия

9.3.

Руководство книготорговым коллективом

Практикум по компетентности общения в книготорговом предпринимательстве

Методические указания по решению психологических задач и проведению сюжетно-ролевых игр

Решение психологических задач

Сюжетно-ролевые игры

Задания для самостоятельной работы

Аутогенная тренировка как средство выработки психологической устойчивости

Общие сведения

Овладение навыками аутогенной тренировки

Использование аутогенной тренировки в процессе общения

Заключение

Библиографический список

Указатели
13  именной указатель
29  указатель иллюстраций

1.
ГЛАВА 1. Деловое партнерство в современном мире

1.1.
Деловое взаимодействие в социальной практике

Человеческое общество устроено таким образом, что его развитие требует постоянного активного взаимодействия между самыми различными ячейками общества, образующими в совокупности сложную динамическую саморазвивающуюся систему.

Заметим: вся общественная жизнь зиждется на различного рода отношениях. Мы говорим: «личные отношения», «семейные отношения», «общественные отношения», «трудовые отношения», «производственные отношения», «договорные отношения», «рыночные отношения» и так далее

Что это за отношения? А это и есть по существу наше отношение к различным видам и формам взаимодействия людей в различных сферах и с различными целями. И подобно тому, как сферы и цели имеют различные уровни и масштабы, точно также отношения и взаимодействия могут иметь различные уровни и масштабы. Это легко подтвердить, сопоставляя такой ряд отношений: «межличностные отношения», «межрегиональные отношения», «межгосударственные отношения», «международные отношения».

Любые социальные интересы человека, и особенно связанные с общественно-полезной деятельностью, так или иначе требуют вступления с другими людьми в какие-то «отношения».

Из всего многообразия отношений, общений и взаимодействий между людьми мы сконцентрируем свое внимание на деловом взаимодействии, под которым будем подразумевать такие отношения между людьми, которые возникают при организации какой-либо совместной деятельности, а участников такого взаимодействия будем называть деловыми партнерами.

Каждый человек живет прежде всего своими заботами, интересами и делами. Занимаясь своим делом, люди повседневно общаются, совместно что-то обсуждают, советуются, обмениваются мнениями, согласовывают, решают, планируют и производят какие-то действия. При любом виде деятельности мы так или иначе вступаем в деловое взаимодействие, хотя часто этого и не осознаем, особенно в тех случаях, когда это взаимодействие ничем не регламентируется и не фиксируется.

К числу нерегламентированных относится большинство так называемых личных дел, на которых замыкаются интересы узкого круга лиц. Чем больший круг людей и организаций вовлекает то или иное дело, чем больше его общественная значимость и масштабность, тем большее значение приобретает деловое взаимодействие и тем необходимее его фиксация и регламентированность.

Исключительно важна в современном мире роль взаимодействия в области государственной политики - внутренней и внешней. Проведение продуманной, отвечающей интересам страны, ее народонаселения государственной политики требует слаженного, четкого взаимодействия между всеми институтами государственной власти. Если такое взаимодействие налажено, если четко и без сбоев работает механизм государственного управления, то выдвигаемые жизнью задачи, как правило, решаются с наименьшими издержками. Такого рода взаимодействие устанавливается конституцией страны, принятыми законами и другими официальными документами. Но если такое взаимодействие нарушается, возникают всевозможные коллизии, как между отдельными институтами власти, так и внутри них, которые могут перерасти в затяжной политический кризис. Он закономерно возникает, если, скажем, нет эффективного взаимодействия между учредительной и исполнительной властями, между правительством и парламентом, между парламентом и президентом.

Деловое взаимодействие, партнерство и сотрудничество в отношениях между государствами в решении сложных международных проблем является важнейшим условием стабильности мира и безопасности народов. Такое взаимодействие регламентируется международно-правовыми документами - международными договорами и соглашениями на двух- и многосторонней основе, Уставом Организации Объединенных Наций и уставами региональных международных организаций. Нарушенные взаимодействия стран в решении спорных международных вопросов ведет к международной напряженности и конфликтным ситуациям.

Точно также исключительно важна роль делового взаимодействия в экономике. Нормальное функционирование современного общественного производства и распределения выпускаемой продукции основано на сложной многоуровневой системе взаимодействия составляющих его элементов, между различными секторами экономики, между отдельными ее отраслями и между отдельными производственными единицами - промышленными предприятиями. Каждое промышленное предприятие можно рассматривать как сложный механизм взаимодействия производственных служб и цехов. Нарушение налаженного взаимодействия в общественном производстве с устоявшимися, отлаженными кооперативными, производственными, управленческими, снабженческими, сбытовыми и финансовыми связями неизбежно ведет к серьезным перебоям в работе сложного механизма экономики, трудно преодолимому спаду общественного производства, затяжному экономическому кризису. Поэтому преодоление указанных негативных явлений не может быть достигнуто без налаживания устойчивого взаимодействия во всех сферах экономики, в том числе в предпринимательской деятельности. При создании любых новых предпринимательских, производственных, управленческих структур необходимо в первую очередь обеспечить четкое взаимодействие всех составляющих элементов этих структур между собой и каждой новой структуры с той существующей структурой, в которую она встраивается.

На сложной, многоуровневой, разветвленной системе взаимодействия строится современное книгоиздательское и книготорговое дело, которое носит ярко выраженный межотраслевой характер. Производство и реализация книжной продукции играет в жизни современного общества особую роль, взаимодействуя с такими областями, как политика и международное право, экономика и промышленное производство, наука и научно-технический прогресс, культура и искусство, здравоохранение и медицина, воспитание и образование, история и военное дело, экология и спорт. Ни одна из этих областей не обойдется сегодня без книги. Книга нужна в любом городе и в любой деревне. Книга нужна школьнику и академику. Словом, книга, как хлеб, нужна всем.

Из этого можно сделать вывод о том, что книгоиздательское и книготорговое дело является типичным общественно ориентированным предпринимательством.

Поступающая для продажи книжная продукция с точки зрения ее потребительских свойств ориентирована на запросы как отдельных людей, так и на потребности всего общества, на самые различные его слои, различные профессиональные контингенты и возрастные категории.

Находясь в эпицентре общественных отношений, книготорговое дело, значение которого далеко выходит за рамки одной лишь реализации издаваемой книжной продукции, должно опираться, с одной стороны, на изучение общественных потребностей и запросов читающей публики, используя весь арсенал приемов (общественных связей) паблик рилейшинз (pablic realisation) и быть каналом обратной связи для системы книгоиздательского дела, а, с другой стороны, исходя из понимания своей особой социальной роли, активно влиять на формирование читательского интереса, вкуса и спроса.

Оговоримся, что здесь имеются в виду только такие виды предпринимательской деятельности, которые удовлетворяя интересы и запросы отдельной личности, не вступают в противоречие с принятыми правовыми и этическими нормами и народными традициями.

Особенности делового взаимодействия в сфере книготоргового предпринимательства обусловлены спецификой книжной продукции, особенностями книготоргового дела, обслуживающего в индивидуальном порядке общественные потребности в книге, исключительно разнообразно и многогранно.

Проведенный анализ места и роли делового взаимодействия в самых различных областях и общественных сферах подводит нас к выводу о том, что деловое взаимодействие во всех случаях имеет целенаправленный характер и, являясь основой предпринимательства, служит жизнеобеспечению и развитию человеческого общества.

Чтобы обеспечить целенаправленное взаимодействие, необходима хорошая его организация. Высокая культура организации управления деловым взаимодействием - необходимое условие для достижения целей предпринимательской деятельности, ориентированной на удовлетворение общественных нужд, потребностей и запросов.

Удовлетворение нужд, потребностей и запросов - главный нравственный ориентир предпринимательской деятельности. Все ее конечные цели, а также и способы их достижения, будут в дальнейшем изложении предполагать именно этот главный нравственный ориентир.

Еще раз подчеркнем, что организация делового взаимодействия становится важным условием успешной деятельности в любой области экономики, науки и культуры. Преодолению, и более того - предотвращению, кризисных ситуаций в экономике и ее поступательному развитию способствует целенаправленная организация четко налаженного взаимодействия всех ее звеньев и обеспечение оптимального управления этим взаимодействием. Конкретизируя это положение, скажем, что в условиях рыночных отношениях и свободного предпринимательства исключительное значение приобретает налаживание взаимодействия различных институтов государственной власти и важнейших сфер общественной деятельности: производства и рынка; производства, науки и образования; производителя и потребителя; промышленности и торговли; продавца и покупателя.

Все это диктует необходимость глубокого познания особенностей и законов организации делового взаимодействия.

1.2.
Борьба с конкурентом или сотрудничество с партнером?

В течение десятилетий в советском обществе частное предпринимательство, бизнес, представлялись в виде недостойного для порядочного человека занятия, «грязным делом». Сегодня мы усматриваем в предпринимательстве один из приемлемых, необходимых и общественно полезных видов человеческой деятельности, а предприниматель, бизнесмен в нашем представлении уже не тот, кто непременно занимается недостойным делом, а вполне добропорядочный член общества.

Жизнь «в мире капитала» в течение многих лет характеризовалась как жизнь в обществе, раздираемом непримиримыми противоречиями, острыми классовыми столкновениями, яростной борьбой за выживание и жесточайшими конкурентными схватками, где сильный держит слабого за горло и где ежегодно происходят тысячи разорений и банкротств.

После второй мировой войны, в мировой политике и экономике начало утверждаться новое мышление. Во второй половине двадцатого века оказалось, что руководствуясь морально-этическими принципами делового сотрудничества, можно сегодня в лице вчерашнего врага и опасного конкурента встретить заинтересованного клиента, а завтра - выгодного делового партнера.

Сейчас вместо «острейшей», «жесточайшей» и «яростной» борьбы в мире рыночных отношений на первый план выступают все более тесное взаимовыгодное деловое сотрудничество и партнерство всевозможных предпринимательских, товаропроизводящих, торговых и посреднических структур - фирм, компаний, ассоциаций, корпораций и консорциумов, все большая заинтересованность в расширении такого взаимовыгодного сотрудничества.

Решая задачи какой-либо совместной деятельности, а без нее не обойдется современное производство, организация управления, распределение товаров и услуг, научных исследований и разработок, люди так или иначе вступают в деловое взаимодействие. В любом случае делового взаимодействия усматриваются различного рода складывающиеся взаимоотношения между организациями и отдельными людьми, осуществляющими совместную разработку и реализацию предпринимательских идей, решений, планов и программ.

Нетрудно заметить, что в первую очередь именно путем делового взаимодействия достигаются цели, которые ставят перед собой деловые партнеры. Все это говорит о важном значении деловых взаимосвязей в жизни общества, развитии его экономики и культуры. Исключительно велика и важна роль делового взаимодействия в достижении целей предпринимательской деятельности. Более того, сегодня без делового партнерства, взаимодействия и сотрудничества не может быть успешно решена ни одна из целевых задач предпринимательской деятельности. При этом успех и эффективность делового партнерства целиком зависят от самих его участников, их способности к творческому деловому общению и сотрудничеству. А это во многом зависит от соблюдения в сфере предпринимательства морально-этических принципов делового взаимодействия и сотрудничества.

Какими же основными морально-этическими принципами должны руководствоваться партнеры на современном этапе, если они, вступая во взаимодействие, преследуют цели, ориентированные на удовлетворение общественных потребностей и запросов, вкладывая определенные интеллектуальные и трудовые усилия, а если требуется, то и материальные затраты (инвестиции) с расчетом, что они обязательно окупятся?

В отличие от «грязного бизнеса», который преследует неблагопристойные цели личной наживы нечестным, обманным или преступным путем, бизнес, который мы именуем «чистым», основывается на следующих принципах делового партнерства, выработанных практикой свободного предпринимательства.

  1. Принцип свободного выбора, предоставляющий любому члену общества возможность самому определять свои предпринимательские цели, самому выбирать для их реализации в рамках действующего законодательства партнеров, самому принимать решения в ходе делового взаимодействия об условиях, формах и способах его проведения.

  2. Принцип равноправия, согласно которому каждый участник делового взаимодействия пользуется всеми правами, вытекающими из принимаемых на себя обязательств. Сюда относятся взаимная отчетность по действующим договоренностям и контрактам, контроль за использованием материальных средств, доступ к соответствующей деловой информации и документации.

  3. Принцип взаимной выгоды, согласно которому каждый предприниматель, вступая в деловое взаимодействие с деловыми партнерами вправе рассчитывать на свою долю дивидендов в общей сумме прибыли, получаемой от реализации совместно выработанных решений, планов и программ, в соответствии со своим реальным вкладом и предварительно оговоренными условиями.

  4. Принцип ненанесения прямого ущерба другим фирмам и компаниям. В соответствии с этим принципом никто не может утверждаться на рынке в ходе реализации поставленных партнерами предпринимательских целей и задач путем прямого физического подрыва, нанесения прямого материального урона другим фирмам и компаниям, а также публичной дискредитации выпускаемых ими товаров или оказываемых услуг и никаким иным способом, кроме рыночной конкуренции, то есть путем поставки на рынок товаров более высокого качества, или же предоставления более нужных для населения и более приемлемых с точки зрения потребительских свойств товаров и услуг, или же по более низким ценам, а также организации их широкой рекламы, не ущемляющей честь и достоинство конкурентных фирм и компаний.

Только такой бизнес, только такое предпринимательство, которое руководствуются этими принципами, будут служить интересам общества, удовлетворению его материальных и духовных запросов. Указанные морально-этические принципы делового партнерства носят гуманный, демократический характер, содействуя превращению рыночной экономики в могучий фактор общественно-экономического развития.

1.3.
Деловое партнерство - основа предпринимательской деятельности

Заинтересованность в расширении делового взаимодействия в современном мире стала основой развития международных отношений, в том числе в сфере предпринимательства.

Впечатляющим результатом заинтересованности в расширении партнерства и делового сотрудничества явилось создание за последние десятилетия единых региональных, межгосударственных рынков и международных рыночных структур, межгосударственных объединений и союзов. Наглядной иллюстрацией является образование Европейского Сообщества (ЕС), полноправными членами которого на сегодняшний день являются все ведущие страны Западной Европы.

В начале 1993 года вступил в силу Договор о Европейском Союзе, провозгласивший создание единого европейского рынка, устранение препятствий на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капиталов по территориям стран сообщества, учреждение экономического и валютного, а также политического союза и европейского гражданства. Одновременно вступило в силу соглашение о едином европейском экономическом пространстве и создании крупнейшего в мире общего рынка с общей численностью потребителей порядка 360 миллионов человек. Создание ЕС способствует поддержанию долгосрочного мира между его членами, которые столетиями пребывали в состоянии войны друг с другом, а ныне решают свои национальные проблемы на основе демократических решений соглашений. Для их выработки и принятия единых решений создаются наднациональные органы, причем страны-участницы ЕС отнюдь не утрачивают своих национальных особенностей, не становятся безликими придатками или элементами, некой, еще более безликой рыночной макроструктуры, а наоборот, извлекают из системы политической и экономической интеграции дополнительные возможности для развития своей национальной экономики и культуры.

Тернистым путем проб и ошибок шло человечество к идее отказа от силового решения сложных проблем и силового устранения конкурентов. Деловые люди пришли к идее отказа видеть в каждом преуспевающем предпринимателе своего врага, налаживанию между собой контактов и взаимодействия, долговременного делового взаимовыгодного партнерства и сотрудничества.

И приходится повторить, что на нынешнем этапе основы теории и практики делового взаимодействия, партнерства и сотрудничества необходимо усвоить каждому, кто стремится стать профессиональным руководителем-менеджером, специалистом в области организации предпринимательской деятельности, умеющим принимать правильные решения, избегая крупных ошибок, срывов и неудач.

Проблемы, возникающие во взаимоотношениях партнеров, сложны и многообразны.

Деловое взаимодействие - это реализация основ делового общения, направленного на достижение определенных целей, умение строить их на основе взаимной заинтересованности, взаимной выгоды и равноправии участников. Это умение проявлять внимание и уважение к партнеру, его мнению, его интересам, его идеям и предложениям.

На современном этапе деловое взаимодействие связано с использованием современных методов и средств обработки, хранения и передачи информации, а также со знанием иностранных языков.

Деловое взаимодействие - это умение эффективно использовать полученную информацию для принятия оптимальных решений; это умение тактично, последовательно вести переговоры; умение владеть собой, быть привлекательным в общении с человеком любого ранга; это умение располагать к себе собеседника, заинтересовать его своими идеями и предложениями, возможностями тесного делового сотрудничества.

Организация целенаправленного делового взаимодействия требует знания особенностей всех видов и форм делового общения, умения выбрать в каждом конкретном случае наиболее целесообразный вид общения; это владение стратегией и тактикой делового общения, выработка в себе устойчивых навыков рационального труда и отдыха, бережного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, отказ от вредных привычек, которые могут служить помехой избранному делу, отталкивать деловых партнеров, приносить вред своему и чужому здоровью. Организация делового партнерства и сотрудничества требует знания современных требований к составлению и оформлению документов, включая протоколы, решения, планы и программы, договора и контракты, рабочие графики выполнения работ, умения вести деловую переписку, соблюдения правил документирования различных видов делового взаимодействия, делопроизводства и управления документацией.

Эффективное деловое взаимодействие требует уяснения современных требований к руководителю, менеджеру, предпринимателю, бизнесмену, работнику прилавка, глубокого понимания нравственных основ бизнеса и рыночных отношений, воспитания потребности к освоению всего нового и прогрессивного, к самосовершенствованию путем освоения всех достижений духовной культуры, выработки бесстрашия перед инновациями, перед предпринимательским риском, готовности завязывать контакты и вести взаимовыгодное взаимодействие и партнерство в деловом мире.

Деловое взаимодействие - это культура социальных взаимосвязей в деловой сфере, направленных на достижение конкретных целей предпринимательства. Иначе говоря, деловое взаимодействие - это культура организации совместной деятельности, имеющей социальную значимость и полезность.

Огромное знание правильной организации совместной предпринимательской деятельности в современном мире обусловливает необходимость устранения из практики непродуманных, импровизированных, спонтанных и импульсивных решений и освоения научных основ делового взаимодействия. Это значит, что каждый, кто считает себя деловым человеком, должен в полной мере овладеть наукой делового партнерства, делового общения и взаимодействия и применять ее в своей практической деятельности.

Резюме - 1

  1. Деловое взаимодействие имеет характер всеобщего закона развития общества, проявляющегося в политической и экономической сферах, культуре и науке, во всех видах человеческой деятельности.

  2. В последние десятилетия XX века в мире стало утверждаться новое политическое и экономическое мышление, основанное на идее делового партнерства и сотрудничества. Пережив (первые полстолетия) две мировые войны, человечество поставило силовое решение спорных вопросов вне закона. Новое мышление исходит из того, что ведение силовой борьбы с конкурентом истощает ресурсы, тогда как сотрудничество и партнерство их умножает. С экономической точки зрения мир выгоднее, чем война.

  3. Деловое партнерство и сотрудничество, ориентированное на социально значимые цели (удовлетворение нужд, потребностей и запросов общества), основывается на принципах свободного выбора, равноправия, взаимной выгоды и ненанесения прямого материального ущерба другим предпринимателям, на отказе видеть в конкуренте своего злейшего врага, в осознании того, что вчерашний «опасный» конкурент может сегодня оказаться заинтересованным клиентом, а завтра - деловым партнером.

  4. От правильной организации делового взаимодействия зависят успехи предпринимательства и любой совместной деятельности. Неудачи в предпринимательской деятельности в ряде случаев при отсутствии других видимых причин кроются в незнании и несоблюдении основ организации делового взаимодействия.

  5. Основами теории и практики организации делового взаимодействия должен в совершенстве овладеть каждый, кто стремится окунуться в мир бизнеса, предпринимательства и рыночных отношений, стать профессиональным руководителем, менеджером. Освоение этой дисциплины позволяет устранить из практики предпринимательской деятельности непродуманные, чисто волевые, произвольные, импровизированные решения, а значит избежать крупных ошибок, срывов и неудач.

© Центр дистанционного образования МГУП