Московский государственный университет печати

Блоштейн Е.А.
Линчевский Э.Э.
Симонов Р.А.


         

Этика и психология книготоргового предпринимательства

Учебное пособие


Блоштейн Е.А.
Этика и психология книготоргового предпринимательства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Основы теории и практики делового взаимодействия и предпринимательства

Введение

1.

ГЛАВА 1. Деловое партнерство в современном мире

1.1.

Деловое взаимодействие в социальной практике

1.2.

Борьба с конкурентом или сотрудничество с партнером?

1.3.

Деловое партнерство - основа предпринимательской деятельности

2.

ГЛАВА 2. Деловое взаимодействие как объект исследования

2.1.

Из чего состоит деловое взаимодействие?

2.2.

Формы и виды делового общения. Формальные и неформальные коммуникации

2.3.

Пространственное структурирование делового взаимодействия. Горизонтальные и вертикальные взаимосвязи

2.4.

Структурирование задач, решаемых на стадиях делового взаимодействия

2.5.

Фактор времени в организации делового взаимодействия

3.

ГЛАВА 3. Организация управления деловым взаимодействием

3.1.

Основные проблемы организации управления деловым взаимодействием

3.2.

Назначение различных видов делового общения

3.3.

Алгоритмизация процесса подготовки и проведения разных видов делового общения

3.4.

Внутренняя и внешняя сторона делового общения. Паблик рилейшнз как составная часть менеджмента

3.5.

Понятие о стратегии и тактике делового взаимодействия

3.6.

Методы принятия управленческих решений

3.7.

Понятие о качестве принимаемых решений

3.8.

Выработка точных и сильных решений нестандартных проблем

4.

ГЛАВА 4. Информационное обеспечение делового взаимодействия

4.1.

Понятие об информации и ее значении как содержательной стороне делового общения

4.2.

Обмен информацией как фактор социально-экономического развития

4.3.

Информационные системы как социальный феномен

4.4.

Структура социальной информации. Виды информационного обслуживания

4.5.

Особенности целевой информационной системы

4.6.

Информация, используемая при выборе иностранного партнера

4.7.

Откуда берутся предпринимательские идеи

4.8.

Телекоммуникационные компьютерные сети

4.9.

Требования к информационному обслуживанию руководителей

4.10.

«Тот, кто владеет информацией, владеет миром»

5.

ГЛАВА 5. Этика и психология делового взаимодействия

5.1.

Мотивы предпринимательской деятельности и ее социальные основы

5.2.

Психологический портрет делового человека, предпринимателя. Общая культура, имидж и репутация

5.3.

Психологические аспекты и проблемы делового общения

5.4.

Новые концепции оптимизации офисной среды: от рутинной конторы к творческой лаборатории

5.5.

Культура поведения делового человека. Общие требования делового этикета

5.6.

Речевая культура делового человека и пути ее совершенствования

5.7.

Основные задачи психологической службы компаний и фирм

5.8.

Задачи и функции бизнес-психолога учреждения, компании, фирмы

5.9.

Вхождение бизнес-психолога в должность

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Профессиональная этика и психология книготоргового предпринимательства

Введение

6.

ГЛАВА 6. Книготорговое предпринимательство в зеркале социальной психологии и профессиональной этики

6.1.

Психологическая характеристика книготоргового процесса

6.2.

Мотивы деятельности участников книготоргового процесса

6.3.

Психологические механизмы взаимодействия продавцов и покупателей книг

6.3.1.

Оценка ситуации в магазине

6.3.2.

Самоконтроль

6.4.

Нравственные аспекты поведения участников книготоргового процесса

6.4.1.

Нормы поведения и нравы общества

6.4.2.

Принципы и категории профессиональной морали

7.

Глава 7. Общение в книготорговом предпринимательстве

7.1.

Что такое общение и каковы его особенности в книготорговом предпринимательстве

7.2.

Профессиональное поведение продавца книг

7.3.

Конфликты, их предупреждение и преодоление

8.

Глава 8. Социально-психологические и нравственные аспекты процесса розничной продажи книг

8.1.

Мотивы приобретения книг

8.2.

Основные психологические этапы процесса покупки книги

8.3.

Психологическая тактика продавца при продаже книг

8.4.

Ответственность и компетентность продавца

8.5.

Организация пропаганды и рекламы книжных товаров

9.

Глава 9. Социально-психологические и нравственные аспекты управления книготорговым предпринимательством

9.1.

Социально-психологический метод управления

9.2.

Морально-психологический климат коллектива книготоргового предприятия

9.3.

Руководство книготорговым коллективом

Практикум по компетентности общения в книготорговом предпринимательстве

Методические указания по решению психологических задач и проведению сюжетно-ролевых игр

Решение психологических задач

Сюжетно-ролевые игры

Задания для самостоятельной работы

Аутогенная тренировка как средство выработки психологической устойчивости

Общие сведения

Овладение навыками аутогенной тренировки

Использование аутогенной тренировки в процессе общения

Заключение

Библиографический список

Указатели
13  именной указатель
29  указатель иллюстраций

2.
ГЛАВА 2. Деловое взаимодействие как объект исследования

2.1.
Из чего состоит деловое взаимодействие?

Даже имея некоторое представление о важности и значении делового взаимодействия в современном мире, все же нелегко ответить на вопрос о том, как оно строится, из чего состоит, каковы его слагаемые. Стоит только задать себе эти вопросы, как мы сразу же с удивлением обнаруживаем, насколько затруднительно дать на них четкие ответы. И главная трудность возникает из-за неопределенности, неосязаемости и даже некоторой эфемерности самого понятия объекта и предмета делового взаимодействия.

Это кажется парадоксальным, но чем глубже проводился анализ межличностных отношений, тем более туманным и ускользающим становилось уяснение структуры делового взаимодействия, понимание того, из чего оно состоит, каковы его составляющие, какова его внутренняя структура, внутренняя организация.

Трудность ответа на все эти вопросы усугубляется еще и тем обстоятельством, что деловое общение, как и любое общение вообще, отличается неустойчивостью, изменчивостью, неопределенностью и непредсказуемостью своих вариаций.

Таким образом, проблема организации делового взаимодействия, сложность изучения и управления им связаны с тем, что оно относится с точки зрения системного подхода к категории объектов слабо, нечетко структурированных или неструктурируемых вообще. Первостепенная задача исследователя при изучении объектов подобного рода заключается в том, чтобы попытаться перевести их из категории неструктурируемых в категорию слабоструктурируемых, а затем из категории слабоструктурируемых в категорию четко структурируемых объектов.

Решению такой задачи служат системный анализ, структурирование рассматриваемого объекта и алгоритмизация решения предпринимательских задач с использованием всего арсенала видов и форм общения и взаимодействия.

Начнем с того, что деловое взаимодействие - есть процесс, разворачивающийся во времени, причем он всегда имеет целенаправленный характер. Этот процесс имеет определенное начало, большую или меньшую протяженность во времени, и завершение в виде результата - достигнутой цели.

В этом процессе можно усмотреть внутренне присущее ему поступательное развитие в соответствии с заданным целеполаганием.

Как известно, любой процесс, подобно любому объекту в состоянии изменения и движения, может рассматриваться как система. А поскольку нами установлено, что деловое взаимодействие есть процесс, то вполне правомерно к его изучению подходить как к системному объекту, используя системную методологию. Применительно к данному случаю она включает: анализ составляющих процесса делового взаимодействия, его структурирование по различным параметрам, алгоритмизация и моделирование различных его вариантов.

Анализ практики делового взаимодействия позволяет в этом процессе выделить следующие фазы, или стадии:

  1. Принятие решения.

  2. Установление контактов с деловыми партнерами.

  3. Активное общение.

  4. Разработка совместных решений, планов и программ делового сотрудничества.

  5. Регламентированное взаимодействие.

В последовательности этих стадий есть определенная логика: любая из стадий является подготовительной по отношению к последующей. Уяснение этой закономерности, как мы увидим, чрезвычайно важно для правильного управления процессом взаимодействия. Иначе говоря, по отношению к последующей стадии все предыдущие можно рассматривать в качестве подготовительных. Таким образом, организация делового взаимодействия включает подготовку делового взаимодействия и собственно взаимодействия (рис. 1Рис. 1. Структурирование процесса делового взаимодействия).

То, что налаживание эффективного взаимодействия требует не одной и даже не двух-трех, а целых четырех подготовительных стадий, конечно, не случайно. Это обусловлено сложностью организации результативного взаимодействия, в котором сочетаются самые различные «отношения» (экономические, правовые, финансовые, социологические, технические, производственные, субординационные, конъюнктурные и др.), требующие выяснения, договоренности, согласования, регламентации, решения длинного ряда вопросов, которые невозможно решить одновременно.

Поскольку взаимодействия зависят от подготовительных стадий, то чем успешнее они проведены, тем эффективнее будет результат взаимодействия. И, наоборот, чем хуже проведены подготовительные стадии, тем менее можно рассчитывать на успех взаимодействия в целом. Это одна из важнейших закономерностей организации любого дела.

Известно немало случаев из практики, когда деловое партнерство срывалось «по непонятным причинам»: внешне все обстояло благополучно, налицо была взаимная заинтересованность сторон, не было никаких препятствий для достижения сделки, структурные факторы обеспечивали ее возможность и, тем не менее результат получался отрицательный.

Многие неудачи в предпринимательстве объясняются чаще всего непродуманностью и непоследовательностью действий на подготовительных стадиях, недостаточно серьезным отношением к тем задачам, которые должны на этих стадиях решаться, а зачастую - просто их незнанием. Это говорит о том, что организация делового взаимодействия не может строиться на импровизациях, скоропалительных решениях и действиях, она требует продуманной стратегии и тактики, а это в свою очередь требует определенных знаний, квалификации и опыта. Кажущаяся близость, доступность результата, стоит лишь протянуть руку, часто оказывается обманчивой. Необходимо всегда иметь в виду, что между принятием решения и достижением цели лежит немалая дистанция, и для того чтобы ее преодолеть, необходимо последовательно пройти ряд этапов организационной работы (их рассмотрению отведен самостоятельный раздел).

Вполне очевидно, что стадии 2-5 (см. рис. 1Рис. 1. Структурирование процесса делового взаимодействия), независимо от их продолжительности, в каждом конкретном случае являются подчиненными тому решению, которое принято на стадии 1, на каждой последующей стадии оно может подвергаться корректировке. Независимо от этого, на каждой стадии последовательно принимаются конкретные частные решения. Это значит, что функция управления процессом делового взаимодействия осуществляется на каждой стадии. Таким образом, деловое взаимодействие можно рассматривать как динамическую саморазвивающуюся систему с прямыми и обратными связями.

Деловое взаимодействие есть целенаправленный процесс, который носит дискретный характер, причем наличие четырех подготовительных стадий является непременным условием его приведения к цели. Каждая стадия вносит свою определенную лепту в организацию делового взаимодействия.

Для каждой стадии делового взаимодействия существует набор форм и видов общения, коммуникаций и связей (взаимосвязей), которыми каждый из деловых партнеров должен владеть в совершенстве, поскольку успех дела часто зависит от усилий и вклада каждого из партнеров.

С учетом этого фактора произведем структурирование процесса делового взаимодействия по его формам и видам.

2.2.
Формы и виды делового общения. Формальные и неформальные коммуникации

Из всего многообразия коммуникаций нас интересует коммуникация - деловой язык в сфере предпринимательства, бизнеса.

Принятие решений фиксируется путем устной договоренности или же путем их закрепления в письменном виде. В последнем случае мы имеем дело с документом. Все средства, которые служат целям общения, называют коммуникативными. Устные связи и отношения принято называть неформальными коммуникациями, а отношения, фиксируемые с помощью документов, называют формальными коммуникациями.

В жизни постоянно возникает необходимость фиксировать устные договоренности и совместно принятые решения в различного рода документах. В этом случае мы говорим о документировании своей деятельности. Если используются как устные, так и документные формы общения, возникают смешанные, или комбинированные коммуникации. Именно такими сложными, или комбинированными коммуникациями характеризуется современное деловое взаимодействие.

Итак, неформальные коммуникации - это различные виды непосредственного общения; формализованные коммуникации - это документированные взаимосвязи, в нашем случае - служебные документы. Таким образом, деловое взаимодействие строится на сочетании применения разнообразных видов непосредственного общения с различными видами документов (рис. 2Рис. 2. Структурирование делового взаимодействия по формам и видам делового общения на каждой стадии: 1 - неформальные коммуникации, 2 - документы).

Некоторые виды деловых коммуникативных связей имеют одинаковое звание как в устной, так и в письменной формах. Таковы, например, «приглашение», «заявление», «предложение», «запрос», «обращение», «доклад», «сообщение», «распоряжение», «указание», «приказ» и некоторые другие. Но есть и такие виды документов, которые устной формы не имеют, то есть они специфичны только лишь как документ: «протокол», «стенограмма», «программа», «постановление», «акт», «контракт», «расписание» и некоторые другие.

Письменно зафиксированный полный текст устного сообщения или нескольких сообщений по одному вопросу или по разным вопросам, но сделанным в одном месте и в одно время по какому-либо поводу - совещание, конференция, заседание, - называется стенограммой; в отличие от стенограммы протокол содержит сокращенную запись устных сообщений или их краткое изложение с включением итогового документа - решения, постановления, заявления, обращения.

Организация делового взаимодействия, как видим (см. рис. 2Рис. 2. Структурирование делового взаимодействия по формам и видам делового общения на каждой стадии: 1 - неформальные коммуникации, 2 - документы), располагает большим арсеналом документных и бездокументных средств общения. Все эти виды общения - и формальные и неформальные - рождены многолетней и разносторонней практикой предпринимательства и совместной деятельности. Предприниматель, менеджер должен владеть всем арсеналом формальных и неформальных средств общения.

Необходимо иметь в виду, что деловое взаимодействие лишь носит устойчивых характер и дает ожидаемый эффект в том случае, когда оно четко регламентировано. Именно четкая регламентация придает процессу делового взаимодействия надежный, устойчивый характер, характер контролируемого, а значит, и управляемого объекта. На выработку четкой регламентации при условии предварительно достигнутых устных договоренностей и направлены подготовительные стадии делового взаимодействия. Комплекс разработанных на этих стадиях согласованных сторонами взаимосвязанных документов составляет документационное обеспечение делового взаимодействия.

Это говорит о чрезвычайной важности работы над документными видами общения, о необходимости уделять этой работе самое серьезное внимание. Придя к такому заключению, мы, однако, не вправе заключить, что неформальные виды общения являются менее важными и им можно уделить второстепенное внимание.

Таблица форм и видов делового общения (см. рис. 2Рис. 2. Структурирование делового взаимодействия по формам и видам делового общения на каждой стадии: 1 - неформальные коммуникации, 2 - документы), раскрывая привязку существующих форм и видов делового общения к различным стадиям делового взаимодействия, наглядно иллюстрирует следующую закономерность: на начальных стадиях делового взаимодействия преобладают неформальные виды общения, а на заключительных стадиях - формализованные виды, то есть документы.

Это значит, что на начальных, подготовительных стадиях делового взаимодействия первостепенную роль играют неформальные виды общения, а на заключительных стадиях в ходе собственно взаимодействия первостепенное значение приобретают регламентирующие документы.

Успех взаимодействия, таким образом, зависит в первую очередь от искусно проведенных на начальных стадиях неформальных видов общения, а после достигнутых устных соглашений и договоренностей - от полноты состава и качества проработки регламентирующих документов.

2.3.
Пространственное структурирование делового взаимодействия. Горизонтальные и вертикальные взаимосвязи

В организации делового взаимодействия важную роль, наряду с фактором времени, играет пространственный фактор. Дело в том, что в установлении контактов между деловыми партнерами существенное значение имеет их пространственное расположение, территориальность и административный уровень. Общий вывод: при современном уровне развития техники связи, и тем более в будущем - этот фактор все менее существен. Чтобы в этом убедиться, целесообразно рассмотреть варианты взаимодействия в зависимости от пространственного расположения партнеров, иначе говоря провести пространственное структурирование делового взаимодействия. Рассмотрим сначала варианты горизонтальных взаимосвязей в зависимости от пространственного расположения партнеров.

Когда деловые партнеры территориально близки, скажем, находятся в одном административном округе (рис. 3, аРис. 3. Универсум пространственных взаимосвязей субъекта делового взаимодействия: а - связь с партнерами одного округа, города, б - связи с партнерами других регионов, в - связи с партнерами ближнего зарубежья, г - связи с партнерами дальнего зарубежья, · - субъект делового взаимодействия), проведение регулярных встреч, повседневных телефонных переговоров и консультаций не представляет особых трудностей.

Когда партнеры территориально разобщены в разных регионах, в этом случае (рис. 3, бРис. 3. Универсум пространственных взаимосвязей субъекта делового взаимодействия: а - связь с партнерами одного округа, города, б - связи с партнерами других регионов, в - связи с партнерами ближнего зарубежья, г - связи с партнерами дальнего зарубежья, · - субъект делового взаимодействия) возможности непосредственных контактов и встреч усложняются. Основными средствами связи становятся электронная почта, междугородный телефон. выезд в командировку.

Еще сложнее обстоит дело, когда регулярные контакты приходится вести деловым партнерам, которые находятся в разных странах. Контакты с партнерами ближнего зарубежья (рис. 3, вРис. 3. Универсум пространственных взаимосвязей субъекта делового взаимодействия: а - связь с партнерами одного округа, города, б - связи с партнерами других регионов, в - связи с партнерами ближнего зарубежья, г - связи с партнерами дальнего зарубежья, · - субъект делового взаимодействия) связаны уже с определенными финансовыми расходами.

Еще большие расходы возникают при необходимости деловых контактов с партнерами дальнего зарубежья (рис. 3, гРис. 3. Универсум пространственных взаимосвязей субъекта делового взаимодействия: а - связь с партнерами одного округа, города, б - связи с партнерами других регионов, в - связи с партнерами ближнего зарубежья, г - связи с партнерами дальнего зарубежья, · - субъект делового взаимодействия). В этом случае приходится пользоваться международной телефонной связью, телефаксом, спутниковой связью, загранкомандировками. Требуют значительных денежных затрат все виды связи, транспорта, а также гостиницы, причем расчеты ведутся в валюте. Кроме того, приходится сталкиваться с таможенными и языковыми барьерами. И чем удаленнее партнер, тем сложнее не только осуществление с ним деловых контактов, но и получение о нем достоверной информации, но тем она необходимее и тем она дороже. Поэтому количество деловых партнеров убывает пропорционально их удаленности друг от друга. Такие взаимосвязи могут позволить себе только достаточно богатые фирмы.

Что касается вертикальных взаимосвязей, то они возникают в том случае, когда взаимодействуют организации различного уровня (например, фирмы и ее филиалы) с органами управления - вышестоящими инстанциями или административными органами при наличии определенной от них зависимости в предпринимательской деятельности. Это может быть зависимость при реализации различного рода предпринимательских задач от территориальных служб - архитектора, санитарного надзора и др.

2.4.
Структурирование задач, решаемых на стадиях делового взаимодействия

В конкретной предпринимательской практике крайне редко встречаются случаи, когда устанавливая контакты с партнером, можно было бы сразу же приступить к разработке организационно-распорядительных и других документов, регламентирующих деловое взаимодействие на ту или иную перспективу для реализации определенной предпринимательской идеи. Без ранее рассмотренных подготовительных стадий делового взаимодействия поэтому не обойтись. Обязательным условием делового партнерства и сотрудничества является взаимное понимание между партнерами, общность целей, способов и путей их достижения, выявление потенциальных возможностей каждой из сторон, взаимная договоренность по многим вопросам сотрудничества. Приходится решать множество больших и малых задач. В процессе делового взаимодействия, достижение конечной цели разбивается на множество промежуточных целей и подцелей, задач и подзадач, которые предстоит решать и совместно, и каждой из сторон в отдельности. При этом все участники делового взаимодействия должны руководствоваться совместно принятыми решениями. Можно сказать, что деловое взаимодействие - это цепочка задач, последовательно решаемых на пути к достижению цели, но характер решаемых задач меняется от стадии к стадии.

Строго определенная последовательность перехода от одной задачи к другой и обусловливает дискретность, прерывистость процесса перехода от одной стадии делового взаимодействия к другой и в целом всего процесса делового взаимодействия. Определение комплекса задач, последовательно решаемых на каждой стадии, представляет собой заключительный этап структурирования делового взаимодействия (рис. 4Рис. 4. Структурирование задач, решаемых на различных стадиях делового взаимодействия).

Последовательное и правильное решение всех задач на стадиях подготовки делового взаимодействия с максимальным процентом вероятности гарантирует безошибочность реализации предпринимательской цели.

Структурирование задач делового взаимодействия и наглядное представление (см. рис. 4Рис. 4. Структурирование задач, решаемых на различных стадиях делового взаимодействия) позволяет нам выявить важную закономерность: количество задач нарастает от одной стадии к другой. Это значит, что для субъекта управления (см. рис. 1Рис. 1. Структурирование процесса делового взаимодействия) каждая последующая стадия является более сложной и более ответственной, чем предыдущая. На каждой последующей стадии приходится решать все большее число все более сложных задач. Перед нами открылась существовавшая неявно почти парадоксальная вещь: чем дальше мы продвигаемся в налаживании делового взаимодействия для достижения определенной цели, тем больше оказывается предпосылок для возникновения на каждой последующей стадии ошибок и сбоев. Поэтому удачное начало вступления в партнерские взаимосвязи и отношения ни в коем случае не должно вызывать у нас эйфории, предвкушения успеха и ликования. Необходимо помнить, что они могут оказаться преждевременными, что многое зависит от решения впереди стоящих задач.

2.5.
Фактор времени в организации делового взаимодействия

При организации делового взаимодействия необходимо учитывать, что решение растущего от стадии к стадии числа задач, причем все более усложняющихся, требует увеличения ресурса времени, которого как правило и так не хватает. (Поэтому все большее количество усложняющихся задач приходится решать в условиях дефицита времени). Из наличия фактора дефицита времени не следует делать вывод, будто подготовка делового взаимодействия - вещь растяжимая, что поскольку задачи сложные, при их решении легко ошибиться, то лучше не торопиться с их решением. Став на такой путь, мы сами отдаляем достижение желаемой цели. Допускаемое промедление (наши) предполагаемые партнеры расценят скорее всего не в нашу пользу и даже могут потерять интерес к нашим предложениям и к продолжению делового общения. На практике это чаще всего и случается. Наши партнеры - деловые люди, они дорожат своим временем, им непонятны неоправданные задержки в решении вопросов с нашей стороны и они не желают или не могут ждать, пока мы «раскачаемся».

Подготовка делового взаимодействия - есть процесс, развертывающийся во времени и включающий решение комплекса сложных задач, однако нельзя допускать его чрезмерной растянутости, или лучше сказать, затянутости. Чем быстрее решаются задачи, чем скорее осуществляется переход от одной стадии к другой, тем надежнее достигаются заданные конечные цели делового взаимодействия.

Каким же образом можно избежать затянутости прохождения стадий и обеспечить быстрый переход к собственно взаимодействию, ведущему к искомому результату? Может быть, за счет сокращения числа стадий?

Нет, этот путь неприемлем, он может привести к трудно непоправимым или даже непоправимым последствиям. По той же причине неприемлема попытка сократить количество решаемых задач. Речь идет не о каких-то надуманных задачах, а тех, которые продиктованы интересами дела и внешними обстоятельствами. Уйти от решения этих задач, значит нанести ущерб делу. Где же выход?

Реальны лишь два пути выигрыша времени.

  1. Мы знаем, что подготовка делового взаимодействия есть дискретный, прерывистый процесс, обусловленный переходами от задачи к задаче, от одной формы общения к другой, от одной стадии к другой. Необходимо стремиться максимально сократить время на переходы, перерывы между решением различных задач на каждой стадии и сокращать до минимума перерывы, временные интервалы между стадиями. Иными словами, суть решения проблемы лежит в уменьшении степени дискретности, прерывистости, превращения прерывистого процесса в непрерывный.

    Сокращение до минимума или еще лучше (в идеале) полное устранение интервалов между стадиями преобразовывает привычную для нас схему (см. рис. 1Рис. 1. Структурирование процесса делового взаимодействия и след.Рис. 2. Структурирование делового взаимодействия по формам и видам делового общения на каждой стадии: 1 - неформальные коммуникации, 2 - документы) в несколько иной вид (рис. 5Рис. 5. Преобразование дискретного процесса делового взаимодействия в непрерывный).

    В этом случае достигается ускоренная подготовка и организация делового взаимодействия. Это очень важный резерв экономии времени, которым не всегда пользуются, создавая себе при этом излишние осложнения (в виде тех) - суть «непонятных причин», из-за которых часто срываются дела, имевшие хорошие перспективы.

  2. Необходимо максимально сокращать время, затрачиваемое на решение задач. Именно так и поступает опытный предприниматель: он не будет тратить три дня на решение задачи, с которой может справиться за три часа. Представим себе, что в одном конкретном случае на решение каждой задачи в среднем затрачивается три дня. Если бы мы сократили продолжительность решения каждой задачи только на 30-35 процентов, то есть в среднем на один день, то в сумме экономия времени на решение всех задач дала бы выигрыш в полтора месяца. А если посчитать, сколько уходит времени в реальных условиях на решение всякого рода задач организации делового взаимодействия, в том числе в сфере книготоргового предпринимательства, и какая может быть получена экономия времени, если сократить продолжительность решения всех задач в среднем на 30-35 процентов, что в конкретных условиях почти всегда достижимо, то эффект получится впечатляющим.

Многое здесь зависит от квалификации и организационных способностей персонала фирмы, компании, торгового предприятия, и в первую очередь от руководителей, которые в совершенстве должны владеть наукой делового взаимодействия. На плечи руководителей ложится львиная доля решения всего того комплекса задач, о которых шла речь, многое зависит от его умения использовать разнообразные формальные и неформальные виды общения, проводить правильную стратегию и тактику, его знания этики и психологии предпринимательской деятельности (а к ней относится и книжная торговля).

Мы теперь можем перейти к рассмотрению этих вопросов, завершив структурирование делового взаимодействия по таким факторным составляющим, как время и пространство, форма и содержание.

Резюме - 2

  1. Руководствуясь целью преобразовать неструктрируемый объект в структурируемый, мы провели структурирование объекта по таким факторам, как время и пространство, формы проявления и его содержание.

  2. Исходя из того, что деловое взаимодействие есть процесс, развертывающийся во времени, выделено пять стадий: принятие решения, установление контактов, активное общение, разработка совместных решений, планов и программ (подготовительные стадии) и регламентированное взаимодействие (собственно взаимодействие). Чем успешнее проведены подготовительные стадии, тем успешнее достигается результат, реализация намеченной цели. Многие неудачи предпринимательской деятельности объясняются плохо проведенной организацией подготовки делового взаимодействия.

  3. Первой стадии предшествует возникновение предпринимательской идеи. Деловое взаимодействие с прагматической точки зрения представляет собой систему реализации предпринимательских идей.

  4. Для каждой стадии делового взаимодействия существует определенный набор форм и видов делового общения, которые носят документный характер и бездокументный, характер формальных и неформальных коммуникаций. На первых стадиях преимущественную роль играют неформальные контакты, на завершающих - документы. Деловое взаимодействие носит устойчивый характер и приносит ожидаемый эффект, когда оно четко регламентировано. Разработанный комплекс регламентирующих документов составляет документационное обеспечение делового взаимодействия.

  5. Пространственное расположение деловых партнеров существенно влияет на предпринимательскую деятельность, и его следует учитывать при организации делового взаимодействия.

  6. На каждой стадии делового взаимодействия решается определенный набор задач, причем число их увеличивается от стадии к стадии.

  7. Эффективными путями сокращения времени на организацию делового взаимодействия являются: 1) сокращение интервалов между стадиями и 2) сокращение времени на решение каждой отдельной задачи.

  8. Уменьшение степени дискретности, прерывистости процесса делового взаимодействия обеспечивает ускоренную подготовку делового взаимодействия, партнерства и сотрудничества.

© Центр дистанционного образования МГУП