Московский государственный университет печати

Блоштейн Е.А.
Линчевский Э.Э.
Симонов Р.А.


         

Этика и психология книготоргового предпринимательства

Учебное пособие


Блоштейн Е.А.
Этика и психология книготоргового предпринимательства
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление

Предисловие

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Основы теории и практики делового взаимодействия и предпринимательства

Введение

1.

ГЛАВА 1. Деловое партнерство в современном мире

1.1.

Деловое взаимодействие в социальной практике

1.2.

Борьба с конкурентом или сотрудничество с партнером?

1.3.

Деловое партнерство - основа предпринимательской деятельности

2.

ГЛАВА 2. Деловое взаимодействие как объект исследования

2.1.

Из чего состоит деловое взаимодействие?

2.2.

Формы и виды делового общения. Формальные и неформальные коммуникации

2.3.

Пространственное структурирование делового взаимодействия. Горизонтальные и вертикальные взаимосвязи

2.4.

Структурирование задач, решаемых на стадиях делового взаимодействия

2.5.

Фактор времени в организации делового взаимодействия

3.

ГЛАВА 3. Организация управления деловым взаимодействием

3.1.

Основные проблемы организации управления деловым взаимодействием

3.2.

Назначение различных видов делового общения

3.3.

Алгоритмизация процесса подготовки и проведения разных видов делового общения

3.4.

Внутренняя и внешняя сторона делового общения. Паблик рилейшнз как составная часть менеджмента

3.5.

Понятие о стратегии и тактике делового взаимодействия

3.6.

Методы принятия управленческих решений

3.7.

Понятие о качестве принимаемых решений

3.8.

Выработка точных и сильных решений нестандартных проблем

4.

ГЛАВА 4. Информационное обеспечение делового взаимодействия

4.1.

Понятие об информации и ее значении как содержательной стороне делового общения

4.2.

Обмен информацией как фактор социально-экономического развития

4.3.

Информационные системы как социальный феномен

4.4.

Структура социальной информации. Виды информационного обслуживания

4.5.

Особенности целевой информационной системы

4.6.

Информация, используемая при выборе иностранного партнера

4.7.

Откуда берутся предпринимательские идеи

4.8.

Телекоммуникационные компьютерные сети

4.9.

Требования к информационному обслуживанию руководителей

4.10.

«Тот, кто владеет информацией, владеет миром»

5.

ГЛАВА 5. Этика и психология делового взаимодействия

5.1.

Мотивы предпринимательской деятельности и ее социальные основы

5.2.

Психологический портрет делового человека, предпринимателя. Общая культура, имидж и репутация

5.3.

Психологические аспекты и проблемы делового общения

5.4.

Новые концепции оптимизации офисной среды: от рутинной конторы к творческой лаборатории

5.5.

Культура поведения делового человека. Общие требования делового этикета

5.6.

Речевая культура делового человека и пути ее совершенствования

5.7.

Основные задачи психологической службы компаний и фирм

5.8.

Задачи и функции бизнес-психолога учреждения, компании, фирмы

5.9.

Вхождение бизнес-психолога в должность

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Профессиональная этика и психология книготоргового предпринимательства

Введение

6.

ГЛАВА 6. Книготорговое предпринимательство в зеркале социальной психологии и профессиональной этики

6.1.

Психологическая характеристика книготоргового процесса

6.2.

Мотивы деятельности участников книготоргового процесса

6.3.

Психологические механизмы взаимодействия продавцов и покупателей книг

6.3.1.

Оценка ситуации в магазине

6.3.2.

Самоконтроль

6.4.

Нравственные аспекты поведения участников книготоргового процесса

6.4.1.

Нормы поведения и нравы общества

6.4.2.

Принципы и категории профессиональной морали

7.

Глава 7. Общение в книготорговом предпринимательстве

7.1.

Что такое общение и каковы его особенности в книготорговом предпринимательстве

7.2.

Профессиональное поведение продавца книг

7.3.

Конфликты, их предупреждение и преодоление

8.

Глава 8. Социально-психологические и нравственные аспекты процесса розничной продажи книг

8.1.

Мотивы приобретения книг

8.2.

Основные психологические этапы процесса покупки книги

8.3.

Психологическая тактика продавца при продаже книг

8.4.

Ответственность и компетентность продавца

8.5.

Организация пропаганды и рекламы книжных товаров

9.

Глава 9. Социально-психологические и нравственные аспекты управления книготорговым предпринимательством

9.1.

Социально-психологический метод управления

9.2.

Морально-психологический климат коллектива книготоргового предприятия

9.3.

Руководство книготорговым коллективом

Практикум по компетентности общения в книготорговом предпринимательстве

Методические указания по решению психологических задач и проведению сюжетно-ролевых игр

Решение психологических задач

Сюжетно-ролевые игры

Задания для самостоятельной работы

Аутогенная тренировка как средство выработки психологической устойчивости

Общие сведения

Овладение навыками аутогенной тренировки

Использование аутогенной тренировки в процессе общения

Заключение

Библиографический список

Указатели
13  именной указатель
29  указатель иллюстраций

4.
ГЛАВА 4. Информационное обеспечение делового взаимодействия

4.1.
Понятие об информации и ее значении как содержательной стороне делового общения

Решение любой из задач на каждой стадии делового взаимодействия так или иначе связано со сбором, переработкой, хранением, передачей и использованием информации. В принципе деловое общение независимо от его формы и вида есть не что иное, как взаимообмен информацией. Именно передача информации, обмен информацией лежит в основе общения людей, в какой бы форме оно ни осуществлялось - устной, письменной, сигнальной или знаковой. И в устной, и в письменной формах мы передаем друг другу ту или иную информацию, то или иное сообщение.

Принципиальная разница между формами общения состоит в том, что при неформальном, устном общении обмен информацией происходит в одном пункте, в одной точке пространства и в реальном режиме времени. В этом случае мы говорим о непосредственной передаче информации («из уст в уста»). При формализованном общении с использованием документа мы имеем дело с закрепленной на материальном носителе смысловой информацией, передаваемой в пространстве и времени. В этом случае речь идет об опосредованной передачей информации через документ.

Каждая из форм общения имеет свои плюсы и минусы. При неформальных коммуникациях мы видим и слышим собеседника, видим выражение его лица, мимику и жесты, слышим его словесную речь, несущую различную интонацию. Мы как бы сразу получаем информацию по нескольким каналам, что дает возможность составить более полное и более наглядное представление о говорящем человеке и его отношении к предмету общения. Такое непосредственное общение особенно важно на первых этапах делового взаимодействия. Непосредственное общение позволяет легче и быстрее выявить возможности совместной деятельности, обменяться деловыми соображениями и предложениями о путях сотрудничества, «нащупать» область совместных интересов. Однако, не будучи зафиксированными в соответствующих документах, достигнутые устные договоренности не могут служить надежным их подтверждением и уж тем более доказательством в тех случаях, когда одна из сторон подвергает их сомнению или вовсе отрицает.

Фиксация, закрепление информации на материальном носителе, проще говоря ее документирование, обеспечивает ее сохранность, дает возможность многократного к ней обращения для проверки или подтверждения ранее заключенных соглашений и условий их реализации; кроме того, формализованный носитель информации, будучи унифицированным по форме и представлению информации, создает предпосылки для создания локальных и централизованных интегральных информационных систем. Поэтому на заключительных стадиях подготовки и в ходе собственно взаимодействия преимущественную роль играют формализованные виды общения.

Таким образом, комбинированное использование формализованных и неформальных видов общения может дать субъекту управления весь тот объем информации, который необходим для успешного управления процессом делового взаимодействия.

Но что мы вкладываем в понятие «информация»?

Существует множество определений этого понятия. Некоторые ученые относят информацию к общефилософским категориям, таким, как материя, энергия, время, пространство. Академику Берг А.И.А.И. Бергу принадлежит классическая формула: «Вселенная состоит из материи и энергии, являющихся носителями информации». Согласно такому подходу, информация является имманентным свойством материи. Поскольку информация, подобно энергии, может передаваться от одного материального объекта к другому, очевидно, во вселенной наряду с энергетическими и электромагнитными полями существуют также информационные поля и пространства.

Существует и другой подход, согласно которому информация имеется только в биологических системах, обладающих способностью к чувственному ее восприятию и ответной реакции (саморегуляции). С такой трактовкой информации выступает действительный член Международной академии информатизации Бочаров М.К.М.К. БочаровБочаров М.К. Наука управления: Теоретические основы и практика. - М., 1996..

Информация, образуемая в человеческом обществе, - это особый вид информации, обладающей семантическим, смысловым качеством. Такую информацию называют социальной (по ее генетическому признаку), семантической, смысловой или интеллектуальной (по ее основным свойствам). Все сферы человеческой деятельности и все виды управления этой деятельностью реализуются в различных видах социальной информации.

В то время как язык является средством общения, информация представляет собой содержательную сторону общения, и в этом ее особая ценность в значение.

4.2.
Обмен информацией как фактор социально-экономического развития

Люди заинтересованы в получении и обмене информацией. Можно утверждать, что взаимообмен информацией, информационные взаимосвязи - это и есть то главное интегративное качество, которое превращает совокупность жителей планеты в человеческое общество, в общественную систему.

Информация сегодня стала важнейшим ресурсом развития человеческого общества. В деловых кругах в последние годы получает распространение понятие «информационная вооруженность». На современном этапе одной из важнейших задач социального и научно-технического развития становится информация обществаСм. Закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. 'Об информации, информатизации и  защите информации'.. Многими футурологами современное, и особенно будущее, человеческого общества видится как информационное общество.

В чем же конкретно заключается ценность информации?

При обмене информацией, сообщениями, люди узнают новости, устраняют неизвестность, обогащаются знаниями, получают сведения, интересные не только сами по себе, но и позволяющие принимать решения и действовать сообразно с ними.

Спокон веку человек стремился к познанию неизведанного, у людей давно обнаружился пытливый интерес к познанию неизвестного. Люди всегда обладали информационными потребностями. В эпоху нового экономического мышления стало очевидно, что обмен деловой информацией не только интересен и полезен, - он всегда выгоден любой из сторон, принимающей участие в этом обмене, так как обмен информацией обогащает всех участников такого обмена и при этом ее количество в отличии от обычного товарообмена у каждого участника не убывает, а наоборот, возрастает.

Но информация - товар особого рода. Если каждый из двух партнеров имеет по одной интересной идее, которыми они решили обменяться, то в результате обмена каждый из партнеров стал обладателем двух идей, то есть ничего не потеряв, увеличил вдвое свой идейный капитал. Во взаимном обогащении идеями - секрет эффективности партнерства.

Феномен информационного обмена, кроме обогащения информационными ресурсами, заключается еще и в том, что информация играет роль ускорителя в системах управления. Ускорительная функция - еще один фактор особой ценности информации.

Вот почему в последние годы получает стремительное развитие рынок идей, появился и набирает силу информационный менеджмент, создаются информационные центры и информационные системы отраслевого, национального и международного уровня, без которых уже не мыслится перспективное развитие науки, техники и общественного производства. Одним из достижений последних лет является создание глобальной компьютерной системы информации ИНТЕРНЕТ, облегчающей доступ пользователям к международным банкам данных.

4.3.
Информационные системы как социальный феномен

Отвлечемся от философского понимания информации и обратимся к утилитарному, связанному с предпринимательской деятельностью. Условимся под информацией подразумевать сведения, сообщения, данные, отвечающие интересам нашей деятельности и удовлетворяющие наши информационные потребности, появляющиеся в процессе этой деятельности и необходимые для решения возникающих задач.

В природе не существует информации «в чистом виде», информации «вообще», информации «самой по себе». Информация вообще - это абстракция. Она приобретает предметность лишь в том случае, если имеются в виду сведения (данные), циркулирующие в определенной социальной системе, определенной социальной среде, которая эту информационную систему порождает и которая эту же информацию потребляет. Такую социальную среду мы называем информациогенной.

Системы социальной информации стали интенсивно появляться лишь во второй половине XX столетия, что обусловлено социальным и научно-техническим прогрессом, стремительным ростом различных видов социальной и научно-технической информации. Процесс становления социальных информационных систем еще не завершен, и это надо иметь в виду при организации информационного обеспечения делового взаимодействия.

Первоначально обмен научной, технической, коммерческой информацией происходил бессистемно, по принципу «каждый может обращаться к каждому» (рис. 12Рис. 12. Универсум информациогенеза). Информационный обмен между индивидами представляет собой прямую и обратную связь, которую назовем парной связью.

Когда возникает информационная потребность, то для ее удовлетворения поступающая информация должна отвечать по крайней мере трем главным требованиям: она должна быть достаточно достоверной, достаточно оперативной и достаточно полной.

Если количество участников взаимного обмена информацией невелико, то информационный обмен по принципу «каждый может обращаться к каждому» еще способен в какой-то мере удовлетворить указанные требования. Но за определенным количественным порогом информационный обмен по этому принципу уже не обеспечивает указанных требований, и возникает тупик, который ученые назвали «информационным кризисом» или «информационным взрывом». С этой проблемой человечество столкнулось в 60-х годах нынешнего столетия. На страницах специальных изданий высказывались даже мрачные прогнозы о гибели человечества, захлебнувшегося в море информации, которую оно само породило, но в таком объеме не в состоянии ни изучить, ни использовать.

В чем же заключается сущность информационного кризиса и почему он возникает? Явление это обусловлено закономерностью, на которую ученые обратили внимание в середине 60-х годов. Дело в том, что простое арифметическое увеличение количества участников взаимного обмена информацией обусловливает рост количества опорных связей в геометрической прогрессии. Это легко проследить: при двух участниках информационного обмена между ними всего одна парная связь, при трех - 3 (одинаковое количество), при четырех - 6, при пяти - 10 (в два раза больше), при шести - 15, при семи - 21 (в три раза больше), при восьми - 28, при девяти - 36 (в четыре раза больше), при десяти - 45, при одиннадцати - 55 (в пять раз больше!) и так далее

Зависимость количества парных связей от количества участников информационного обмена можно представить формулой:

где - количество сочетаний из n по два, n - количество участников.

При большом количестве участников информационного обмена формулу можно упростить:

Пользуясь этой формулой, можно быстро установить количество парных связей при любом количестве участников информационного обмена. Так, 8 тыс. книготорговых учреждений Московского региона пожелали бы обменяться сведениями о своей предпринимательской деятельности по принципу «каждый обращается к каждому», им пришлось бы вступить в 32 миллиона парных связей! Понятно, что в этом случае полнота и оперативность информации оказываются недостижимыми.

Выход из тупика был найден в создании централизованных систем информации, предпосылкой к чему явилось формализованное представление информации на унифицированных носителях информации и реализация идеи банка данных, находящегося в ведении специализированного информационного центра. Такие системы информации (рис. 13Рис. 13. Принципиальная схема многоуровневой (иерархической) структуры централизованной системы информации: А - горизонтальный разрез, Б - вертикальный) позволяют резко сократить количество парных связей, замкнув их на специализированный информационный центр. Эти системы функционируют по принципу одноразового ввода информации в банк данных и многократного ее использования заинтересованными потребителями информации при обеспечении возможности ее оперативного получения, полноты и достоверности. Применение в информационных системах электронно-вычислительной техники и средств оперативной полиграфии позволили преодолеть информационный кризис и обеспечить эффективное информационное обслуживание.

4.4.
Структура социальной информации. Виды информационного обслуживания

В связи с расширением диапазона человеческой деятельности, в том числе в области предпринимательства, возникает необходимость постоянно обращаться к различным видам социальной информации. Это особенно характерно для межотраслевой предпринимательской деятельности, характерной для книготоргового предпринимательства.

Весь объем социальной информации схематически можно представить в виде ряда взаимосвязанных пластов различных видов информации и документации, отражающих результаты человеческой деятельности во всех сферах (рис. 14Рис. 14. Структурная схема социальной информации и документации), представляющих в совокупности важную составную часть - ноосферы.

Очевидно, было бы целесообразно по каждому информационному пласту создать специализированную информационную систему, которая входила бы составной частью в общегосударственную систему социальной информации. Возможно, в перспективе это произойдет, но в настоящее время далеко не по всем пластам социальной информации существуют достаточно развитые централизованные системы информации. Так, не существует до сих пор, как это ни странно, в России специализированной системы экономической информации, которая в системе социальной информации должна, казалось бы, стоять на первом месте. Она «приплюсована» к системе научно-технической информации, но от этого мало что выиграла, равно как и потребители экономической информации. В России до начала перестройки не было специализированных центров экономической, предпринимательской, коммерческой информации; считалось, что с их функциями могут справиться существующие в рамках государственной системы научно-технической информации институты информации и технико-экономических исследований. Оправдывалось это тем, что государственная система научно-технической информации - это одна из наиболее развитых в стране информационных систем с разветвленной сетью информационных служб различного уровня, имеющая огромный контингент постоянных пользователей с хорошо поставленной обратной связью. В этой системе налажено информационное обеспечение различных категорий потребителей информации с учетом их потенциальных и заявленных информационных запросов и потребностей, разработаны и широко практикуются различные формы и виды информационного обслуживания, различные виды информационных документов с учетом решаемых потребителем задач.

Деятельность органов научно-технической информации регламентируется утвержденными типовыми положениями, нормативными и методическими документами, что обеспечивает единство и целенаправленность работы этих органов. Все органы и службы научно-технической информации являются держателями справочно-информационных фондов по профилю своей деятельности. Эти фонды постоянно пополняясь и обновляясь, служат базой активного справочно-информационного обслуживания.

Наиболее распространенными и проверенными многолетней практикой традиционными видами справочно-информационного обслуживания являются:

  • библиотечное,

  • межбиблиотечный абонемент,

  • справочно-библиографическое,

  • сигнальное информирование (опережающее),

  • разовое обслуживание в режиме запрос-ответ,

  • обслуживание по постоянно действующим запросам (система ИРИ),

  • обслуживание в режиме ретроспективного поиска,

  • дифференцированное обслуживание руководителей,

  • обслуживание переводов иностранных источников,

  • подготовка библиографической, реферативной и обзорной информации по индивидуальным запросам (заказам),

  • подготовка аналитических справок и материалов по определенным вопросам,

  • подборка различных материалов, сведений и документов (досье) по определенной индивидуальной теме,

  • выпуск информационных изданий - научно-информационных, справочных и специальных.

К научно-информационным относятся обзорные издания, реферативно-библиографические, включая библиографические указатели и каталоги, и экспресс-информация; к справочным относятся издания, содержащие систематизированные статистические и фактографические данные, например, каталоги оборудования, справочники адресов, фирм определенного профиля и т.п.; к специальным относятся: ежегодный доклад о наиболее важных отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства, сборники о передовом опыте, сведения о государственной регистрации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др.

Весь этот ассортимент информационных услуг, осуществляемых органами научно-технической информации, обусловливает возможность постоянного комплексного информационного обслуживания специалистов в области науки, техники и производства.

Что касается систем торгово-предпринимательской, коммерческой информации, то они находятся в России еще в стадии формирования.

4.5.
Особенности целевой информационной системы

В этих условиях решение стоящих перед торгово-предпринимательскими фирмами задач требует во многих случаях создания локальных, фирменных информационных служб систем и справочных служб. К примеру, ведущие книжные магазины Москвы создали у себя штатные справочные и справочно-библиографические и рекламно-библиографические службы. Информационные службы различных магазинов поддерживают между собой постоянную связь, обмениваются интересующими их сведениями. Особенность большинства локальных систем состоит в том, что они носят проблемно-ориентированный характер, в связи с чем их обычно принято называть целевыми. Такие системы предназначаются для обеспечения основной деятельности фирм и компаний, в частности изучения рынка сбыта своих товаров и динамики платежеспособного спроса, принятия кардинальных решений в нестандартных проблемных ситуациях, обеспечения стабильного качества выпускаемой продукции, поиска новых идей приложения сил и средств в предпринимательской деятельности.

Целевая информационная система должна быть достаточно гибкой и оперативной в сборе необходимой информации для решения управленческих и предпринимательских задач, в числе которых могут быть такие, как выявление заинтересованных стран-импортеров и отдельных фирм в качестве потенциальных деловых (торговых) партнеров, выявление характера спроса и динамики изменения цен на различные виды интересующих нас товаров и услуг, выявление факторов, влияющих на формирование спроса и динамику цен на мировом рынке, выявление потребительских свойств товаров в которых больше всего заинтересованы наши торговые партнеры, выявление репутации и финансовых возможностей иностранных торговых партнеров и т.п.

Различного рода деловая информация нужна для обоснования предпринимательских решений разного рода задач, возникающих на различных стадиях делового взаимодействия (см. рис. 4Рис. 4. Структурирование задач, решаемых на различных стадиях делового взаимодействия) в ходе реализации предпринимательской идеи и цели. На современном этапе обоснование предпринимательских решений требует проведения маркетинговых исследований и целевой системы их информационного обеспечения (рис. 15Рис. 15. Информационное обеспечение предпринимательских решений). Эти решения могут касаться освоения новой продукции, новых технологий, новых методов организации производства, освоения нового рынка, разработки новой стратегии фирмы и паблик рилейшнз. Мало того, что здесь может потребоваться самая разнообразная информация (из самых различных пластов социальной информации) и большой объем статистических данных, необходимо проведение сопоставительного и прогнозного анализа для подготовки вариантов возможных решений.

Такая система выработки решений и проведения определенной торгово-предпринимательской политики применяется товаропроизводящими фирмами с многономенклатурным и крупносерийным характером выпуска изделий, рассчитанных на разнообразные вкусы широкого потребителя - производство и промышленных бытовых товаров, косметических средств, оздоровительного питания бижутерии. Данная система информации и маркетинговых исследований приемлема и даже необходима в книгоиздательском деле и книжной торговле.

В ходе продвижения России по пути развития рыночных отношений все более дают себя знать потребности в информации, необходимой для принятия предпринимательских решений. Такого рода информацию до последнего времени не фиксировал, не накапливал ни один государственный информационный орган в стране. Активизация информационных потребностей обусловила появление новой системы социальной информации, а именно системы информации предпринимательского характера. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 1 декабря 1994 г. № 1319 о создании акционерного общества «Российские информационные центры», функциями которого являются:

  • создание и ввод в эксплуатацию системы информационного обеспечения предпринимательства на основе сети региональных и местных информационно-аналитических центров, проблемно ориентированных информационных баз и банков данных с использованием унифицированных программных и технических средств и развитых сетей передачи данных;

  • информационное обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области развития и государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации;

  • информационное обеспечение российских и иностранных субъектов хозяйствования по всем направлениям развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации;

  • содействие развитию предпринимательского сектора российской экономики, в том числе на региональном и местном уровнях, путем создания его информационной инфраструктуры.

Учредителями АО «Российские информационные центры» выступают Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Госкомитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

4.6.
Информация, используемая при выборе иностранного партнера

Развитие внешнеэкономических связей и многостороннего делового сотрудничества с иностранными фирмами, создание совместных предприятий, интенсификация экспортно-импортных операций актуализируют вопрос о необходимости получения своевременной достоверной информации о деловых партнерах из других стран. Естественно, что от удачного или неудачного выбора зарубежного партнера во многом зависит успех или провал задуманного предприятия или экспортно-импортной операции. А правильное решение в свою очередь зависит от своевременного использования необходимой информации.

Принято считать и не без оснований, что деловая репутация той фирмы, с которой мы вступаем в деловые отношения, должна быть безупречной. Это значит, что она должна изучаться с точки зрения ее технической, коммерческой, финансовой и правовой надежности. Огромное значение имеют, конечно, и личности представителей иностранных фирм, их социальные и моральные качества как честных и компетентных бизнесменов, проверенных деловых партнеров.

Если мы имеем дело с фирмой, положительно себя зарекомендовавшей на мировом рынке, с которой ранее поддерживались или поддерживаются стабильные коммерческие связи, то в этом случае задача упрощается. Необходимо лишь постоянно быть в курсе финансового состояния этой фирмы.

Иначе обстоит дело, когда приходится вступать в контакт с новым деловым партнером, о котором заранее ничего не известно. В этом случае выбор иностранного партнера основан на изучении международной коммерческой информации, которую содержат следующие источники.

  1. Фирменные издания:

    • проспекты и каталоги, включающие основные данные о фирме, такие как ее правовой статус, наличие отделений и филиалов, производственный или торговый профиль, сбытовая сеть, клиентура;

    • балансы доходов, расходов и отчеты, из которых можно получить такие важные сведения, как состояние кредиторской и дебиторской задолженности, объем запродаж, размер акционерного капитала и количество начисленных дивидендов.

  2. Рекламные издания по группам товаров или отдельным видам товаров, содержащие техническую характеристику или их описание.

  3. Технические и коммерческие справочники, содержащие сведения о производственной и/или коммерческой деятельности фирмы, ее отделений и филиалов в стране и за рубежом с указанием адресов и телефонов (телефаксов). Издаются такие справочники как общего характера, так и по отраслям производства, а также по акционерным обществам. Справочники бывают международные и национальные. Информацию об этих справочниках можно получить в торговых палатах соответствующих стран.

  4. Справочники руководящего состава фирм и компаний. Такие справочники содержат списки директоров с указанием постов, которые они занимают в разных ассоциациях. Здесь же публикуются биографические данные о людях делового мира. Подобного рода справочники незаменимы при изучении связей между фирмами, а также личных характеристик бизнесменов, с которыми вы намерены вступить в контакт.

  5. Сведения о кредитоспособности, выдаваемые за определенную плату различными иностранными кредитными или справочными бюро или иными конторами. В качестве примера может служить крупнейшая из кредитно-справочных контор, американская фирма Dun and Brandstreet incorporation, имеющая филиалы и своих корреспондентов во многих странах мира - Канаде, Бразилии, Франции, Бельгии и др.

4.7.
Откуда берутся предпринимательские идеи

Всякая целенаправленная деятельность, в том числе предпринимательская, является следствием ранее принятых решений, подразумевающих выбор цели и способов ее реализации. Но принятию решений, как мы заметили еще при структурировании делового взаимодействия, предшествует возникновение идеи (см. рис. 1Рис. 1. Структурирование процесса делового взаимодействия). Если началом начал всей сознательной деятельности людей служат идеи, то мы вправе сделать вывод об основополагающем значении и ценности идей (при условии, конечно, их социальной значимости и полезности).

Зарубежный опыт показывает, что главные интеллектуальные усилия предпринимателей, бизнесменов, руководителей фирм и компаний направлены не только на производственно-техническую (внутреннюю) и паблик рилейшнз (внешнюю) сторону своей основной деятельности, но и на постоянные поиски новых идей, реализация которых открывает новые возможности удовлетворения человеческих потребностей и интересов, завоевывать и удерживать потребительский спрос.

Но откуда берутся идеи, которые становятся мощным стимулом человеческой деятельности? Нельзя ли каким-то образом стимулировать появление новых ценных деловых идей?

В истории известно немало примеров великих идей, явившихся плодом озарения, наития свыше и следствием других, не поддающихся научному анализу причин. Но даже если мы твердо убеждены в существовании таких путей появления идей то, к сожалению, не можем планировать их появления.

Но мы знаем, что новые идеи часто возникают при коллективном целенаправленном анализе проблемных ситуаций. Не зря, значит, такой анализ назвали конференцией идей. Некоторые фирмы, где синектика вошла в постоянную практику, накапливают идеи в своем секретном файле. Работников, проявивших способность предлагать оригинальные идеи («генераторов»), с эффектом оправдавшие себя на практике, всячески поощряют. Отдельные фирмы принимают на работу людей, вынашивающих нетрадиционные технические идеи (даже отвергаемые специалистами), создавая специальные (нередко засекреченные) отделы «одержимых идеями». Проходит какое-то время, и они удивляют мир каким-то техническим новшеством.

Полем произрастания новых идей является социальная информация. Постоянное активное слежение за потоками отечественной и зарубежной профильной и смежными с ней областями социальной информации всегда приносит новые идеи. Очень часто ознакомление с новыми техническими, технологическими нововведениями, изобретениями, ноу-хау, рожденными в одной области, может натолкнуть на идеею их успешного использования совершенно в другой области. Сведения о новых изобретениях и патентах содержат информационные издания Российского института патентных исследований.

В некоторых научных центрах США, кроме действующих информационных служб, создаются «отделы интеллектуалов», работникам которых разрешается открыто читать (в рабочее время) любую интересующую их литературу и периодику: считают, что заинтересовавшие интеллектуала в посторонней литературе, заимствованные оттуда идеи, могут оказаться интересными и полезными для использования в основной деятельности центра.

Новые предпринимательские идеи рождаются при анализе информации о состоянии рынка, конъюнктуре и динамике запросов и потребностей населения и отдельных его групп в товарах и услугах, движении ценных бумаг. Важные для развития начатого дела идеи дает итоговый анализ информации о ходе и результатах проведения отдельных мероприятий по деловому общению и общего хода делового взаимодействия.

Новые идеи приносят неформальные коммуникации, общение специалисто,в их участие в научно-теоретических и научно-практических семинарах, конференциях, симпозиумах, конгрессах, заседаниях круглого стола, посещение различных выставок, ярмарок, презентаций, особенно зарубежных. Не случайно представители научных и деловых кругов США, Англии, Франции, Японии принимают участие в зарубежных встречах специалистов, в среднем (90-е годы) в 5-8 раз больше, чем ученые и специалисты из России.

Выходит, новая идея - не такое уж сверхъестественное явление, как может показаться поначалу; существуют необъятные возможности для творческого поиска, генерирования и использования новых идей. Поэтому справедливо утверждать, что каждый, кто ищет новую идею для своей плодотворной деятельности, рано или поздно ее находит.

4.8.
Телекоммуникационные компьютерные сети

Появление операционной компьютерной технологии, массовое производство и широкое распространение персональных компьютеров, создание совместимого программного обеспечения открыли невиданные возможности в информатизации общества, и в первую очередь создании компьютерных сетей передачи данных и телекоммуникационного доступа к центральным базам и банкам данных, обмена всевозможной информацией в режиме сети, проведения телеконференций, дистанционного (заочного) образования.

Телекоммуникационные компьютерные сети резко повышают возможности и эффективность делового взаимодействия, гарантируют современный стиль делового общения. Если в реквизитах фирмы имеется адрес ее электронной почты, абонент не будет неделями ждать ответа на свой запрос, его письмо не затеряется в многочисленных папках, деловая переписка строго документируется. Если абоненту надо точно знать, прочитано ли его письмо, он заказывает уведомление. Своему партнеру можно отправить факс прямо с экрана компьютера. Открываются широчайшие возможности по рекламе товаров и услуг.

Мир компьютерных сетей сегодня настолько велик, разнообразен и динамичен в своем развитии, что умение пользоваться языком электронных коммуникаций становится одним из важнейших элементов человеческой культуры.

Информационные компьютерные сети разрушают временные и пространственные барьеры, корреспондент такой сети в любой точке мира может практически получить всю необходимую информацию из другой точки. Персональный компьютер, включенный в телекоммуникационную сеть, предоставляет невиданные ранее возможности подготовки и обработки корреспонденции, проведения маркетинговых исследований, позволяет избавиться от вороха бумажной переписки, ликвидируются проблемы копирования корреспонденции и рассылки циркуляров. При этом системы компьютерной связи сохраняют совместимость со старыми средствами связи, такими, как телефакс, телекс и телетайп.

Действующие компьютерные сети можно условно разделить на пять категорий:

  • компьютерные сети общего назначения, у которых имеются протяженные линии связи; их абонентом может стать любой пользователь;

  • сети общего назначения с нестационарными линиями связи, которыми также могут пользоваться любые заинтересованные потребители;

  • сети общего назначения в рамках региона, города, округа;

  • компьютерные сети, предназначенные для ограниченного круга пользователей;

  • локальные сети для пользователей одного учреждения, предприятия, фирмы.

Первые четыре категории относятся к так называемым глобальным сетям, которые связывают между собой линией коммуникаций пользователей, находящихся на большом расстоянии. В числе пользователей могут быть как государственные, так и частные учреждения или фирмы. Технология глобальных сетей позволяет компаниям осуществлять обмен информацией как в пределах одной страны, так и между различными странами.

Крупнейшим международным объединением компьютерных сетей является Интернет (Internet). Это глобальная компьютерная сеть, объединяющая в единое информационное пространство огромное количество сетей 140 стран. Созданная в 80-х годах, Интернет первоначально предназначалась для обмена данными между научными коллективами. Впоследствии основным контингентом пользователей стали коммерческие фирмы, биржи, банки, инвестиционные компании. С массовым подключением коммерческих пользователей процесс расширения сети принял лавинообразный характер: каждые десять минут к ней подключалась новая сеть. Значительно расширился информационный сервис. Это не только информация о различных научных и исследовательских проектах, огромные файловые архивы, коммерческие базы данных, но и возможность оперативно управлять своим банковским счетом, заказать и оплатить товар, выбранный по видеокаталогам.

В числе постоянных пользователей Интернета Министерство торговли США, Центр электронных записей Федеральных архивов США, Библиотека Конгресса и сам президент.

В России существует ряд известных телекоммуникационных сетей - Релком, Компнет, Гласнет, Иаснет, Ситек, Пилотнет, Роснет, Роспак, Инфотел и другие. Часть из них непосредственно входит в Интернет, другие имеют только «шлюзы» для общения с остальным компьютерным сообществом. Межнациональным языком общения для всех сетей является язык Интернет. Таким образом, на территории бывшего СССР в единую информационную сеть объединяются десятки тысяч абонентов.

Глобальные сети в России опираются в основном на протокол Х.25 - проверенный метод пересылки данных, разбитых на пакеты сообщений с эффективными средствами контроля и исправления ошибок. Сети с этим протоколом предпочитают такие крупные потребители, как банки, нуждающиеся в автоматизированном обмене информацией между собой без вмешательства человека. Некоторые сети используют протокол Х.400, хотя число их ограничено.

Протокол Х.25 используют такие сети, как Гласнет, доступ, к которой осуществляется прямым набором номера или через сети Х.25. Эта сеть предоставляет также возможность доступа к сети Интернет через протоколы ТСР/IT, а также к сети Пилотнет через спутниковую связь. Сеть Гласнет имеет соглашения с сетями Инфотел и Роспак о возможности доступа своих клиентов к их файлам через Х.25. Пользователи сети Гласнет могут прибегать к услугам этих сетей, не неся дополнительных расходов. Сеть Роспак, используя в основном российское оборудование, развивается медленнее, чем планировалось. Инфотел является поставщиком услуг Х.25, имеет партнерские отношения с германской фирмой и во многих городах имеет свои узлы.

Сеть Иаснет, созданная в конце 80-х годов, зависит от возможности клиентов арендовать линии прямой связи с Москвой. В настоящее время используется в меньшей степени, поскольку ее услуги весьма дороги в условиях появления множества конкурирующих сетей. Но Иаснет представляет возможность доступа к сетям с протоколом Х.25.

Сетью повышенной надежности, хотя в то же время и одной из самых дорогих, считается отделение американской сети Спринт в России. Ее оборудование поставляется американским отделением, а наша сеть - поставщиком Х. 25.

Сеть Релком использует протокол UUCP с нерегулярными связями и частично протокол ТСТ/IT. Сеть объединяет более ста фирм. В некоторых городах доступ к сети Релком предоставляется несколькими фирмами.

Компьютерная сеть Компнет входит в глобальную сеть Интернет, имеет свои зарегистрированные адреса для протоколов UUCP, IP, «шлюз» в сети Х.25. Компнет предоставляет возможности удобного и недорогого обмена информацией между различными организациями, фирмами и отдельными корреспондентами как у нас в стране, так и за рубежом.

Через Компнет возможен доступ ко всей зарубежным и отечественным телекоммуникационными сетям. Абонентам предоставляется интернетовский адрес электронной почты, доступ к информационным ресурсам сети и ко всем видам связи.

Компьютерная сеть Компнет обеспечивает следующие виды связи: электронная почта, факсимильная, телексная и телетайпная связь, а также получение уведомления о доставке документа, криптозащита информации, электронная подпись, коммерческая информация (купля-продажа промышленной продукции, оборудования, материалов и др.), юридическая информация по действующему законодательству, фондовые и финансовые рынки, электронные издания (газеты, журналы, бюллетени и др.), система электронных расчетов «клиент-банк» и другие.

Отдельный раздел услуг сети Компнет - сетевые коммерческие телеконференции. Это своеобразные электронные таблицы объявлений, охватывающие области производства, потребления и услуг. Вся информация представлена по видам товаров и услуг. Здесь и товары народного потребления, и химикаты, энергоносители и недвижимость, станки и медицинские услуги. Компнет предоставляет более тридцати коммерческих телеконференций, благодаря которым информация целенаправленно и оперативно (максимум за два часа) попадает именно к тем, кому она нужна, чего нельзя сказать о рекламе в средствах массовой информации.

В числе абонентов Компнет - крупные коммерческие и академические учреждения: Главный центр управления международной связью и телевидением, Коммерческий банк «Информтехника» НИИ радиационной безопасности космических объектов, Московский государственный университет, Институт медико-биологических проблем, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Торговый бом «Ходынка», Российское представительство фирмы «Рэнк Ксерокс».

Перспективными программами в сети Компнет считают внедрение системы электронных платежей «Клиент-банк», выпуск сетевых версий известных журналов, бюллетеней, газет. Это журналы «Юстицинформ», «Таможенные ведомости», бюллетени «Мобиле», «Деловая книга». Пользователь сети Компнет может быстро сделать заказ на заинтересовавшую его литературу.

Примером компьютерной сети общего назначения с нестационарными связями, действующей в масштабе одного города, является ЛМСнет (LMSnet). Ее можно назвать любительской сетью, появившейся в противовес дорогостоящей Релком. Сети ЛМСнет объединены в свободную конфедерацию Унити-ком (Unity-com) и насчитывают десятки тысяч пользователей. Сеть работает по протоколу Фидонет, используется для передачи сообщений электронной почты и участия в телеконференциях.

К этому же разряду относится и собственно «Федонет». В Москве насчитывается более 300 узлов этой сети, которые поддерживаются частными лицами и используются для обмена коммерческой, общественно-бытовой и развлекательной информацией.

Локальная сеть передачи данных - это такой вид компьютерной сети, которая действует на ограниченном пространстве с малым удалением пользователей друг от друга, например, в рамках одной фирмы или ее филиалов. Локальные сети обычно объединяют несколько компьютеров, рабочих станций и серверов. Файловые серверы выполняют операции чтения и записи информации, принт-серверы - операции печати (существуют серверы, выполняющие более сложные операции, но они требуют специального структурированного языка). Сетевая операционная система включает также набор определенных программ, обеспечивающих ее функционирование, и в частности передачу информации от одного компьютера к другому.

Важной характеристикой компьютерной сети является их пропускная способность, определяющая скорость передачи данных и обмена информацией. В отечественных компьютерных сетях общего пользования скорость передачи данных для каждого потребителя составляет порядка 10 Мбит/с, в то время как созданные за последнее время сетевые технологии обеспечивают многократное увеличение скорости передачи данных. Так, например, технология АТМ (асинхронного режима передачи) предлагает версии со скоростями 51, 100, 155 и 622 Мбит/с. Один из наиболее крупных и дорогостоящих проектов АТМ осуществляется федеральными органами США. Действующая телекоммуникационная сеть Министерства обороны США и Национального агентства по исследованию космического пространства (НАСА) работает уже с фантастической скоростью передачи данных - 2,5 миллиарда бит/с.

К числу отечественных компьютерных коммуникационных сетей специального назначения, относящихся к сфере книготоргового предпринимательства, принадлежит разработанная фирмой «Метаинформ» совместно с НТК «Трек» интегрированную информационная система «Книги». Эта система работает в среде Windows 3.1 (и выше) на IBM-совместимых персональных компьютерах и осуществляет хранение и преобразование информации о печатной продукции.

В автоматизированном режиме осуществляется решение следующих задач:

  • складской учет печатной продукции, включая автоматическое формирование накладных на отпуск продукции;

  • взаимосвязи (и взаиморасчеты) с дилерами, покупателями и поставщиками;

  • хранение информации о печатной продукции на всех стадиях ее существования (в тематическом плане издательства; в продаже; на складе; передана дилеру для реализации; продана конечному потребителю);

  • анализ продаж по различным критериям;

  • хранение информации об издательствах, дилерах и поставщиках;

  • анализ информации и выдача различных справок.

В системе предусмотрены следующие базы данных:

  • база данных печатной продукции,

  • база данных издательств и поставщиков,

  • база данных дилеров и покупателей,

  • база данных учета поступлений,

  • база данных учета отпущенного.

С помощью системы можно в автоматическом режиме формировать накладные для отпуска с предварительным просмотром на экране, а также получать различные справки:

  1. По взаиморасчетам с поставщиками за периоды по отдельным наименованиям, группам печатной продукции и в целом (суммы, выплаченные и подлежащие выплате при получении товара на консигнацию).

  2. По взаиморасчетам с дилерами и покупателями.

  3. По разделу «Издательства».

  4. По разделу «Склад».

  5. Справки о книгах (все книги по заданной рубрике; все книги заданного издательства; все книги заданного автора; все книги, которые появятся в заданном квартале; все книги, которые поступили на склад после заданной даты; все книги, переданные заданному дилеру за период; все книги, проданные через свою розницу за период; проданные книги заданного автора за период I; продано книг по заданной рубрике за период).

4.9.
Требования к информационному обслуживанию руководителей

Каждый деловой человек обладает определенными информационными потребностями. Особенно широким спектром информационных потребностей отличаются руководители - приоритетные потребители информации для информационных служб.

Когда рядового сотрудника фирмы спрашивают, какая ему нужна в данный момент информация для решения своих профессиональных задач, он обычно называет конкретный вид технологии, конструкционного материала, химиката, оборудования, агрегата, инструмента, прибора, особенности или свойства вещества, реактивов, правового или нормативного документа, справочника, научного издания или статьи.

Когда же о профессиональных интересах, информационных запросах и потребностях, спрашивают руководителей достаточно высокого ранга, то чаще всего следует ответ: «Меня интересует все».

И действительно, чем выше ранг руководителя, тем шире круг его профессиональных интересов. В этом заключается одна из главных трудностей информационного обслуживания руководителей. Как показывает практика, стремление информационных служб, учитывающих широту интересов руководителей, направлять им как можно чаще и как можно в большем объеме разнообразных материалов в расчете, что активность и старания информационной службы будет высоко оценена, себя не оправдывают. Руководители, «загружаемые» сверх меры различными информационными материалами, крайне редко их просматривает, считая, что на это нет времени. Многие руководители снисходительно или даже скептически относятся к стараниям своих информационных служб.

Для того чтобы исключить подобное парадоксальное явление, информационные службы при обслуживании приоритетных потребителей информации должны руководствоваться следующим принципиальным положением: та или иная информация должна поступать к руководителю не до того, как в ней возникла надобность, и тем более не после того, как эта надобность миновала, а именно в тот момент, когда возникла необходимость в данной информации.

Исходя из этого положения, главным требованием к информационной службе, осуществляющей информационное обслуживание руководителей, заключается в обеспечении постоянной готовности незамедлительно выдать руководителю по его запросу необходимой ему информации в форме и объеме, достаточном для оперативного принятия решения стоящей перед ним задачи.

Разумеется, это не относится к тем видам информирования, которые носят опережающий характер. Основными требованиями к представляемой руководителям опережающей информации являются актуальность, достоверность, точность, однозначность, достаточная полнота, краткость и понятность, дающие возможность быстро ее уяснить и принять соответствующее решение.

Для того чтобы руководителям проступала информация, отвечающая всем этим требованиям, информационная служба должна на основе извлеченного из мирового потока социальной информации источника актуальной информации и ее аналитико-синтетической переработки готовить специальные информационные документы (типа информационных листков и аналитических справок) для дифференцированного обслуживания руководителей. Форма и объем этих документов должны в наибольшей степени отвечать пожеланиям самих руководителей.

Готовя информацию для руководителей, необходимо опускать всевозможные описания, формулируя четко только саму суть новшества. Идеальной для руководителя считается такая информация (информационный документ), о каком-либо новшестве, событии, явлении, проблемной ситуации, в которой в прямой или косвенной формах обозначены возможные пути использования представленной информации.

Все затраты на создание информационных систем и их функционирование и все усилия органов и служб информации будут выброшены на ветер, если тот, кому направлена актуальная информация, окажется неспособным эффективно ее использовать. В этом случае даже самые лучшие системы информации не окупят затрат на их создание и не дадут ожидаемого эффекта.

На всех уровнях социального управления должно быть ясное понимание того, что эффективность информационной системы и информационной службы ограничивается лишь одним качественным показателем - готовностью предоставления релевантной информации, необходимой для удовлетворения запроса принятия решения. Но этот показатель имеет потенциальное значение. Реальная эффективность этой информации находится вне информационной службы и зависит от степени ее использования потребителем информации.

Если потребитель информации, а тем более приоритетный, получив ценные сведения, предоставленные информационной службой в той форме и в том объеме, которые достаточны для принятия оперативного решения, а потребитель (руководитель!), ознакомившись с этими сведениями «чувств никаких не изведал» и они оказались втуне, то эффективность их использования окажется нулевой.

В связи с этим важное значение приобретает информационное образование и воспитание информационной культуры у потребителей деловой информации - управленческой, экономической, научно-технической, военной, политической, предпринимательской и др. В этом заключается одно из направлений информатизации общества, направленной в первую очередь на умение эффективно использовать полученную информацию.

Введем ряд постулатов информационной культуры потребителя информации.

  1. Степень использования полученной информации - это степень информационной культуры потребителя информации.

  2. аждый потребитель информации должен ясно осознавать, какую задачу он в данный момент решает, какая ему нужна информация и в каком объеме уметь предельно четко формулировать свой информационный запрос, ограничивая его временные (хронологические), исторические, географические и языковые рамки (от этого зависит быстрота и точность его реализации).

  3. Потребитель информации должен уметь правильно и четко взаимодействовать с информационной системой, ориентироваться в ее справочно-поисковых средствах.

  4. Какой бы сильной системой информации не располагал бы потребитель информации, она не освобождает его от необходимости «шевелить мозгами», вести личный поиск необходимой информации, работать с информацией, создавать собственный (рабочий) информационный массив, участвовать в экспертизе и аналитико-синтетической переработке информации, вносить в информационную систему в соответствии с установленным порядком результаты своих собственных изысканий.

  5. Деловой человек, предприниматель, а тем более руководитель фирмы, активно взаимодействуя с информационной системой, должен уметь работать с формализованными средствами информации, информационными документами, используя все виды информационного обслуживания, владеть компьютерной грамотностью и в то же время активно использовать неформальные контакты, систематически участвовать в связях с общественностью (паблик рилейшнз).

  6. Хороший руководитель, понимая значение информационной вооруженности для себя и персонала своей фирмы, роль информационной службы для решения задач управления, подчиняет эту службу непосредственно себе, не передоверяя руководство ею вторым лицам.

  7. Наличие хорошо оснащенной, активно работающей информационной системы не гарантирует высокого уровня управления, однако отсутствие такой системы служит одной из причин низкого уровня управления.

4.10.
«Тот, кто владеет информацией, владеет миром»

Российские руководители банков, обсуждая значение информации для развития предпринимательства, пришли к весьма важным выводам. Они считают, что предприниматели России еще не научились правильно работать на рынке информации и недооценивают его значение, в то время как во всем мире клиенты дорожат возможностями пользоваться информационно-коммуникационными системами. Но это временное явление. Бизнес в России в настоящее время находится на подъеме, поэтому и спрос на информацию будет расти и в ближайшем будущем в России прогнозируется информационный бум (Деловая среда. - 1994. - № 45/177).

По мнению экспертов, сегодня предприниматель в России часто страдает именно из-за отсутствия в нужный момент необходимой информации для принятия оперативных решений. Например, в ходе приватизации в ряде регионов предприятия продавались по заниженной стоимости только из-за того, что те, кто осуществлял продажу, не располагали сведениями об их подлинной рыночной стоимости.

В условиях современных рыночных отношений предпринимателю необходимо знать общую политическую и экономическую ситуацию в стране и в мире, он должен располагать доступом к законодательной базе, особенно в связи с той быстротой, с которой меняются нормативные акты, иметь постоянную связь с регионами, картину складывающегося спроса на те или иные товары. По утверждению экспертов, выдержать конкуренцию и добиться успеха может только такая фирма, которая владеет необходимой информацией, ибо «тот, кто владеет информацией, владеет миром».

Резюме - 4

  1. Важную роль в решении задач предпринимательской деятельности играет информационное обеспечение управления деловым взаимодействием, что обусловлено значением деловой информации как содержательной стороны делового общения и ее ускорительной функцией.

  2. Обмен информацией носит взаимовыгодный характер и является важным фактором социально-экономического и научно-технического прогресса. Информация в современных условиях рассматривается как важнейший ресурс в системе управления, в связи с чем все большее значение приобретает информационная вооруженность предпринимательской деятельности.

  3. Для организации информационного обеспечения создаются информационные службы и системы информации различного уровня. Предприниматель должен знать организационно-функциональное построение этих систем, устанавливать с ними связь, используя различные виды справочно-информационного обслуживания, а при необходимости создавать свои целевые, проблемно ориентированные информационные службы.

  4. Предприниматель должен иметь представление о структуре социальной информации, уметь работать с ее источниками, извлекая из них актуальную информацию и используя для принятия управленческих решений и действий. На современном этапе обоснование предпринимательских решений и проведения торгово-предпринимательской политики требует проведения маркетинговых исследований и создания целевой системы их информационного обеспечения. Эти решения могут касаться как внутренней, так и внешней сторон деятельности фирмы, разработки ее стратегии и паблик рилейшнз. Особенно это касается фирм с многономенклатурным и крупносерийным характером выпуска и сбыта продукции, рассчитанной на широкого потребителя. Информационная система маркетинговых исследований необходима в книгоиздательском деле и организации широкой книжной торговли.

  5. В предпринимательской деятельности важно знать состав и уметь пользоваться информационными изданиями при выборе иностранного делового партнера, в частности о деятельности фирм и компаний, их финансовом состоянии, характеристиках выпускаемой продукции, сведений о руководящем составе этих фирм и компаний.

  6. Руководитель фирмы должен знать набор стандартных решений штатных проблем и уметь находить точные и сильные решения нештатных проблем, используя доступные каналы получения информации, формальные и неформальные коммуникации, а также коллективный разум персонала, проводя конференции идей для поиска выхода из нештатной проблемной ситуации.

  7. Создаваемые целевые, проблемно ориентированные системы информации должны обладать необходимым массивом справочной фактографической информации и готовностью к предоставлению руководителю по его запросу релевантной информации, необходимой для решения задач управления (за исключением опережающей информации особо актуального значения, предоставляемой по мере ее поступления).

  8. Потребители информации, особенно руководители, должны постоянно повышать свою информационную культуру и свои информационные способности, четко определять свои информационные потребности и запросы, адресуемые информационным службам, максимально использовать полученную информацию, реализуя ее в своей деятельности и деятельности фирмы, четко определять задачи своей целевой информационной службе, играющей важную роль в информационном обеспечении управления деятельностью фирмы, не передоверять административное руководство этой службой вторым лицам, развивать аппаратурные и интеллектуальные возможности этой службы, памятуя, что «тот, кто владеет информацией, владеет миром».

© Центр дистанционного образования МГУП